Блаженный феофилакт болгарский
Иерей Михаил Ромадов
Как мы помним, в первой половине 16-й главы сплошные приветствия, упоминается огромное количество людей, знакомых христиан апостола Павла. Он передает им привет, целование святое в Рим, где все эти люди находились на момент написания Послания. Дальше апостол Павел предлагает небольшое увещевание, с которого и начинается сегодняшний отрывок.
Апостол Павел не основывал церковь в Риме, поэтому все его увещевания носят очень деликатный характер, он никогда не навязывает ничего своим читателям: «Не я созидал здесь церковь, поэтому не могу строить на чужом основании». Тем не менее он разъясняет римлянам свое понимание христианства, а впоследствии, конечно, желает с ними и увидеться.
Здесь он дает свое последнее наставление: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Для апостола Павла (и мы об этом знаем) одним из самых важных моментов и аспектов жизни христианской общины было единство: чтобы не было соблазнов и распрей вопреки учению, разделения на партии. Вспомните ситуацию в Коринфе. Уже скоро мы будем читать Первое послание к Коринфянам и будем об этом говорить. Вспомним Послание к Галатам, где иудействующие христиане пытались вовлечь тех христиан, которым проповедовал апостол Павел, обратно в иудео-христианское восприятие (нужно обрезываться, соблюдать закон), тем самым внося распри, соблазны. Получается, что там церковь созидал как раз апостол Павел, а кто-то другой пришел строить на его основании, то есть сделал то, чему Павел всегда противился, в том числе в случае с церковью в Риме, о чем он сам и пишет.
Дальше он объясняет, почему люди это делают: ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. Он говорит, что люди делают это не из любви к истине, служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, то есть пытаются как-то повысить свой авторитет, приобрести какой-то статус, власть, даже заработать на этом. Сказано, что они ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных, то есть, даже говоря красиво, необычно, оригинально, пытаются обольстить своей риторикой простодушных людей, которые ведутся на красивые речи. Конечно, здесь нужно сделать ремарку: если человек говорит красноречиво и складно, это не означает автоматически, что он говорит неправду, обольщает. Нет, человек может быть прекрасным проповедником, оратором, владеть риторическими приемами и выражать истины христианства. Это вообще не должно быть главным критерием. Человек может говорить красноречиво или не очень красноречиво, складно или не очень складно – самое главное, чтобы речь шла о Христе, о спасении по благодати, по вере в Иисуса Христа. А какой проповедник: красноречивый или не очень – это уже второстепенно. Об этом, кстати, речь пойдет и в Первом послании к Коринфянам, которое мы с вами скоро начнем читать.
Дальше апостол Павел хвалит римлян: Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. Тоже очень хорошее наставление: мудры на добро и просты на зло, то есть чтобы вы, стремясь к добру, пытаясь идентифицировать, что есть добро, а что не совсем добро, а что вовсе не добро, были бы мудры, рассудительны. Мы знаем, что есть такая добродетель – рассудительность, или дар рассуждения, как она называется в аскетике. Без дара рассуждения очень трудно нести духовный подвиг, потому что все может быть двояко: если не рассуждать, не иметь дара рассуждения, то можно иногда попасть в ловушку, приняв за добро совсем не добро или даже что-то объективно доброе, но для самого себя не подходящее. Здесь нужно подходить с рассуждением. Скажем, какой-то строгий пост: если человек сразу за него возьмется, без рассуждения, то он может надломиться, сломаться, а сам по себе пост не плох, потому что какие-то люди, прошедшие искус и долго живущие в состоянии аскезы, могут это понести.
Нужно быть мудрыми на добро и простыми на зло, то есть не быть лукавыми, не изобретать хитросплетения, и тогда, может быть, зло и не состоится, потому что человек с чистым, простым сердцем по крайней мере намеренного зла не совершит. В силу своего несовершенства такой человек все равно может быть грешным, по-своему ограниченным, не идеальным, но если он находится в простоте, во внутренней прозрачности, то намеренного лукавства, лицемерия, ненависти, подлости от него, наверное, трудно ожидать.
Дальше апостол Павел вновь приводит пожелание: Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. Здесь несколько приветствий, в частности интересен 22-й стих: Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Действительно, Павел не писал послания сам, у него всегда был какой-то секретарь и он их диктовал. Здесь мы даже видим, как зовут этого секретаря: Тертий.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Как мы помним, в первой половине 16-й главы сплошные приветствия, упоминается огромное количество людей, знакомых христиан апостола Павла. Он передает им привет, целование святое в Рим, где все эти люди находились на момент написания Послания. Дальше апостол Павел предлагает небольшое увещевание, с которого и начинается сегодняшний отрывок.
Апостол Павел не основывал церковь в Риме, поэтому все его увещевания носят очень деликатный характер, он никогда не навязывает ничего своим читателям: «Не я созидал здесь церковь, поэтому не могу строить на чужом основании». Тем не менее он разъясняет римлянам свое понимание христианства, а впоследствии, конечно, желает с ними и увидеться.
Здесь он дает свое последнее наставление: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Для апостола Павла (и мы об этом знаем) одним из самых важных моментов и аспектов жизни христианской общины было единство: чтобы не было соблазнов и распрей вопреки учению, разделения на партии. Вспомните ситуацию в Коринфе. Уже скоро мы будем читать Первое послание к Коринфянам и будем об этом говорить. Вспомним Послание к Галатам, где иудействующие христиане пытались вовлечь тех христиан, которым проповедовал апостол Павел, обратно в иудео-христианское восприятие (нужно обрезываться, соблюдать закон), тем самым внося распри, соблазны. Получается, что там церковь созидал как раз апостол Павел, а кто-то другой пришел строить на его основании, то есть сделал то, чему Павел всегда противился, в том числе в случае с церковью в Риме, о чем он сам и пишет.
Дальше он объясняет, почему люди это делают: ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. Он говорит, что люди делают это не из любви к истине, служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, то есть пытаются как-то повысить свой авторитет, приобрести какой-то статус, власть, даже заработать на этом. Сказано, что они ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных, то есть, даже говоря красиво, необычно, оригинально, пытаются обольстить своей риторикой простодушных людей, которые ведутся на красивые речи. Конечно, здесь нужно сделать ремарку: если человек говорит красноречиво и складно, это не означает автоматически, что он говорит неправду, обольщает. Нет, человек может быть прекрасным проповедником, оратором, владеть риторическими приемами и выражать истины христианства. Это вообще не должно быть главным критерием. Человек может говорить красноречиво или не очень красноречиво, складно или не очень складно – самое главное, чтобы речь шла о Христе, о спасении по благодати, по вере в Иисуса Христа. А какой проповедник: красноречивый или не очень – это уже второстепенно. Об этом, кстати, речь пойдет и в Первом послании к Коринфянам, которое мы с вами скоро начнем читать.
Дальше апостол Павел хвалит римлян: Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. Тоже очень хорошее наставление: мудры на добро и просты на зло, то есть чтобы вы, стремясь к добру, пытаясь идентифицировать, что есть добро, а что не совсем добро, а что вовсе не добро, были бы мудры, рассудительны. Мы знаем, что есть такая добродетель – рассудительность, или дар рассуждения, как она называется в аскетике. Без дара рассуждения очень трудно нести духовный подвиг, потому что все может быть двояко: если не рассуждать, не иметь дара рассуждения, то можно иногда попасть в ловушку, приняв за добро совсем не добро или даже что-то объективно доброе, но для самого себя не подходящее. Здесь нужно подходить с рассуждением. Скажем, какой-то строгий пост: если человек сразу за него возьмется, без рассуждения, то он может надломиться, сломаться, а сам по себе пост не плох, потому что какие-то люди, прошедшие искус и долго живущие в состоянии аскезы, могут это понести.
Нужно быть мудрыми на добро и простыми на зло, то есть не быть лукавыми, не изобретать хитросплетения, и тогда, может быть, зло и не состоится, потому что человек с чистым, простым сердцем по крайней мере намеренного зла не совершит. В силу своего несовершенства такой человек все равно может быть грешным, по-своему ограниченным, не идеальным, но если он находится в простоте, во внутренней прозрачности, то намеренного лукавства, лицемерия, ненависти, подлости от него, наверное, трудно ожидать.
Дальше апостол Павел вновь приводит пожелание: Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. Здесь несколько приветствий, в частности интересен 22-й стих: Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Действительно, Павел не писал послания сам, у него всегда был какой-то секретарь и он их диктовал. Здесь мы даже видим, как зовут этого секретаря: Тертий.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
БЛАЖЕННЫЙ ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ