Прабхупада хотел, чтобы грихастхи проповедовали

ЦИТАТЫ 1-2

Таким образом мы должны приспособить свою жизнь. Не то что, если я грихастха-домохозяин, я не могу проповедовать. Обязанность саньяси или брамачари проповедовать. Нет, это не так. Это обязанность каждого. Все люди, весь мир страдает от недостатка знания, цивилизация, которую мы имеем сейчас, это цивилизация животных. Они ничего не знают, кроме еды, сна, совокупления и обороны. Это цивилизация животных. Животные ничего не знают, кроме этих 4-х принципов жизни: еда сон совокупление и оборона. Нет, человеческая жизнь, жизнь человека предназначена для чего-то другого. Кто я такой? Кто такой Бог? В каких отношениях я нахожусь с Богом? Что такое этот материальный мир, и почему я оказался здесь? Куда я отправлюсь следующий раз? Мы должны узнать столько много.

атхато брахма-джиджнаса

В этом заключается человеческая жизнь. Не просто есть, спать, заниматься сексом и где-то умереть посреди этого. (Лекция о Бхактивиноде Тхакуре, 29 сентября 1969, Лондон)

Забота о семье помогает передавать сознание Кришны

ЦИТАТА 2

Да, мой отец обучал меня с самого детства. И позже я встретил своего духовного учителя, это было в 1922 году. Я получил инициацию от него. В целом основа была. То есть были предпосылки, потому что как я уже сказал вам, 80-90% людей в Индии сознают Кришну в семейной традиции. Это передаётся в семейной традиции.Понимаете? И таким образом, я был воспитан, я получал образование уже с самого начала жизни. Конечно, официально я принял своего духовного учителя в 1933 году. У меня уже была опредёленная основа, с тех пор, как я встретил своего духовного учителя, я стал развивать эту идею. (Беседа c журналистом, 30 декабря 1975, Лос-Анджелес)

5. Бывает, что преданные не проповедуют, а хотят слышать о сокровенных вещах – об отношениях с Радхой и Кришной, лилы из Чайтанья Чаритамриты. Прогрессируют ли такие преданные?

Подсказка для ведущего:

Слушать о сокровенных темах могут преданные на высоком уровне. Как определить уровень? По степени предания в миссии Шрилы Прабхупады.

Прежде чем слушать о сокровенных темах – научитесь служить

ЦИТАТА 1

Никто не может получить ученую степень, не окончив перед этим начальной школы и колледжа. Поэтому я не рассказываю о Радхе и Кришне просто так. Сейчас следуйте регулирующим принципам.

Постепенно, по мере того, как вы будете очищаться, по мере того, как вы будете утверждаться на трансцендентном уровне, вы поймете, кто такие Радха и Кришна.

Не пытайтесь сразу понять Радху и Кришну. Это очень глубокая тема. Если мы хотим сию минуту понять Радху и Кришну, тогда появится множество пракрита-сахаджий. В Индии есть пракрита-сахаджии. Они танцуют как Радха и Кришна. Радха и Кришна стали игрушками. На картинах изображают как Кришна целует Радху или Радха целует Кришну. Это абсурд. Философию Радхи и Кришны может постичь освобожденная душа, а не обусловленная.

Мы должны ждать, пока не настанет счастливый момент, когда мы обретем освобождение, тогда мы поймем радха кришна-праная-викритир. Причина в том, что Кришна и Радха вне материальных сфер. Постарайтесь это понять.

(Радхаштами,30 августа 1968 года, Монреаль)

Проповедь – это наилучший способ понимания Кришны

ЦИТАТА 2

Преданный: Шрила Прабхупада, кто-то задаёт вопрос, что. «Кто будет продолжать это движение после Вас?».

Шрила Прабхупада: Тот, кто об этом меня спрашивает, он и будет это делать. (смеётся)

Индус: Могу я спросить моих замечательных преданных, как вы планируете продолжать, развивать ваше движение после вас, т.е. после Шри Бхактиведанты Прабху чтобы поддерживать эту лестницу, поддерживать эту лестницу вверх: Харе Кришна, Харе Кришна.

Шрила Прабхупада: Об этом упоминается в Бхагават-Гите:

имам вивасвате йогам
проктаван ахам авйайам
вивасван манаве праха
манур икшвакаве 'бравит

БГ 4.1

В первую очередь Кришна рассказал, эту науку сознания Кришны богу солнца, и бог солнца Вивасван объяснил её своему сыну Ману. И Ману объяснил её своему сыну Икшваку: эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух. БГ 4.2

Итак, эту науку можно понять через ученическую преемственность, парампару. Итак, как мы поняли благодаря системе парампары от моего Гуру Махараджа, итак любой из моих учеников, который поймёт, он будет продолжать это. Таков процесс. Это не новая вещь. Это старая вещь. Мы просто должны распространять её правильным образом, как мы услышали её от нашего предшественника ачарьи. Поэтому в Бхагават-Гите рекомендуется:

ачарйа упасанам БГ 13.8-12

Человек должен обратиться к ачарье.

[…]

Процесс предания, степень предания, это способ понимания Кришны. Если мы предались частично, тогда мы понимаем Кришну частично. Итак, йе йатха мам прападйанте. Это степень предания. Тот, кто полностью предался, он может понять эту философию и он также может проповедовать, по милости Кришны.

(Лекция по БГ,18.67, 10.121972, Ахмедабад)

6. Чем отличается Бхакти-врикша от Нама-хатты?

Подсказка для ведущего:

ЦИТАТА

Бхактивинод Тхакур не занимался Бхакти-врикшей, он занимался Нама-хаттой. А надо понять, что нама-хатта, которой он занимался, была очень похожа на современную бхакти-врикшу. Нама-хатты Шрилы Бхактивинода Тхакура были очень проповеднические, очень динамичные и быстро росли. Шрила Бхактивинода с группой своих друзей начал развивать бенгальскую намахатту где-то в начале 90-х годов 19 в. И к концу 90-х г. в Бенгалии было уже больше 500 нама-хатт. Это очень хорошая динамика. Бхакти-врикша в России растёт сейчас примерно с такой же скоростью. Таким образом, эти нама-хатты были очень проповедническими и порождали всё новые и новые группы. И чтобы почувствовать, что такое были эти нама-хатты, приведём один пример. Это фрагмент из устава нама-хатты Бхактивинода Тхакура. Там говорится, что каждый член каждой нама-хатты должен каждый день брать в руки джаяпатаку (джаяпатака на бенгали означает флаг победы санкиртаны) и с этой джаяпатакой нама-хатты обходить минимум 5 окрестных домов, дворов, стучаться в каждую дверь и просить обитателей этого дома петь святые имена. Вот это стандарт духовной жизн для членов нама-хатт Бхактивинода Тхакура! Вряд ли многие из современных преданных так делают, однако Бхактивинод ожидает от нас этого. Но важнее всего понять настроение – это опять же сострадание, мы хотим поделиться со всеми святым именем.

(Ангира Муни дас, «Игра «Рынок Святого имени» в бхакти-врикше четвёртого поколения»)

7. В чём преимущество программы Бхакти-врикши по сравнению с группой, где преданные не проповедуют, а развивают отношения со святым именем или друг с другом?

Подсказка для ведущего:

ЦИТАТА

А бхакти-врикша занимает именно сознание, потому что тут думать надо постоянно. Открывая бхакти-врикшу, нужно думать, где взять людей, как позаботиться о них, как обучить их сознанию Кришны, как помочь им решить их проблемы. Хороший лидер бхакти-врикши, думает о бхакти-врикше всю неделю, и в этом огромное преимущество бхакти-врикши. Обычно преданный повторяет мантру и думает о работе. А лидер бхакти-врикши сидит на работе и думает про бхакти-врикшу. И это – совершенство сознания Кришны. Потому что думать про бхакти-врикшу – это то же самое, что думать о Кришне, потому что бхакти-врикша – это форма Кришны. (Ангира Муни дас, «Игра «Рынок Святого имени» в бхакти-врикше четвёртого поколения»)

ЦИТАТА 2

Духовная вайшнавская община будет постоянно расширяться — для неёе недостаточно просто иметь много членов. Она стремится к тому, чтобы поостоянно привлекать все новых и новых людей! Преданный — пара дукхи духкха, он несчастен, видя страдания других. Преданные не будут удовлетворены до тех пор, пока все в мире не получат милость Господа Гауранги!

роцессе проповеди, приведут к развитию любви в

сердце каждого члена общины.

(Према Падмини деви даси, Виджай Венугопал дас, «В каждом доме и каждом подъезде»)

ЦИТАТА 3

Бхакти-врикша – это нама-хатта, порождающая общину (пример общины Матхурадеш в Омане)

Дело в том, что, как нам кажется, у центров общины Матхурадеша (а их около дюжины) имеются некоторые характерные особенности. В этих центрах сосредоточена повседневная жизнь членов общины. Преданные счастливы жить в таких общинах. Они получают в них всестороннюю поддержку как для духовного, так и для материального развития.

Во всем мире существуют сотни центров ИСККОН, где преданные собираются, чтобы поклоняться Божествам, слушать лекции, посещать учебные занятия, участвовать в праздниках, распространять книги и прасад, собирать средства, заниматься сельским хозяйством, заботиться о коровах и т.п.

Во многих таких центрах преданные, если они живут не в храме, едва знакомы друг с другом, особенно если речь идет о крупных центрах. Зачастую преданные, завершив свои дела в центре, расходятся по домам и не общаются до следующего раза. Очень часто преданные не уверены в том, что если они столкнутся с трудностями в своей личной жизни, другие преданные помогут им всем, чем только смогут.

Часто говорят, что Шрила Прабхупада построил ИСККОН как «дом, в котором мог бы жить весь мир». Его непосредственные ученики не раз замечали, с каким вниманием и заботой он относился к каждому преданному — вплоть до того, что в последние недели своей жизни тяжело больной Прабхупада обеспокоенно спрашивал одного из учеников, как его здоровье, и старался помочь ему

Во многих центрах ИСККОН делают все возможное, чтобы заботиться о преданных с такой же любовью. Во многих других местах, однако, лишь предстоит ввести и развить такое умонастроение. Также все хотят, чтобы их центры постоянно расширялись, и это было бы следствием здоровой духовной жизни.

Вот почему каждого преданного необходимо обучить тому, как квалифицированно проповедовать и вести других людей к сознанию Кришны.

Результатом такой работы станет не только приход в сознание Кришны множества обусловленных душ из всех слоев общества, но и энтузиазм всех преданных в служении, который они пронесут через годы. Каждый преданный также получит служение на всю жизнь.

Кроме того, масштабная проповедь предполагает чрезвычайно высокий уровень сотрудничества и любовные взаимоотношения между преданными на всех иерархических уровнях.

Наши рекомендации