Дальше говорит (имам Барбахари): «Они (сподвижники) являлись общиной, и они являются сауадуль-а’зам (великой группой)».

Комментарий:

«Сауадуль-а’зам» - это как бы чернота, когда толпа очень большая на горизонте, ты (смотришь на нее) и не различаешь отдельных людей, но видишь, как надвигается чёрная толпа людей, чернота.

Говорит (имам Барбахари): «Но что такое «сауадуль-а’зам» (великая группа) людей? Это истина и те, которые придерживаются её».

Комментарий:

Для чего имам Аль Барбахари здесь сделал этот тафсир (толкование)? (Ответ): Что бы никто не подумал, что под «великой группой» имеется в виду большинство людей, как это сегодня некоторые понимают. Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) приказал нам придерживаться великой группы, а об этом (любом из вопросов шариата) вопросе говорят только такой-то шейх или такой-то шейх. Два человека, а вся остальная община говорит против этого. Что бы тебе разъяснить это имам Аль-Барбахари сделал такую оговорку, что не подумай, что под великой группой имеется ввиду большинство, здесь имеется ввиду истинна и те, которые придерживаются истины.

Сказал АбдуЛлах ибн Мубарака отвечая на вопрос: «что такое «сауадуль-а’зам» (великая группа)?» (Он ответил): «Это то, что является истиной, даже если ты один, потому, что истина великая».

Потому что доводом (является даже) один аят или хадис, и он великий, даже если этого аята или хадиса не придерживается никто из людей или только один или два. Вот теперь скажи мне, на этой стороне 10 млн. человек, они придерживаются определённого мнения, но это мнение не основывается на Коран и Сунну, а на второй стороне два - три человека, тоже на каком то противоположном мнении, но с ними аят из Корана или один хадис из сунны. Кто является великой группой (из них)? Первая сторона или вторая? (Ответ): Вторая сторона, потому, что у них есть довод, аят Корана или хадис. А аят или хадис они великие. Один единственный хадис если он достоверный, он перевешивает в (своем) величии (как довод) всю эту толпу, мнение которой не основывается на доводах. Это подобно человеку, который пришел в судный день и у него 99 книг с грехами и всех их положат на чашу весов а на другую чашу положат только один листочек, на котором написано Ля иляха илля Ллах (которое этот человек произнес искренне от средца). Что перевесит? (Ответ): Перевесит ля иляха илля Ллах. Несмотря на то, что это один листочек. То же самое здесь. Перевешивает та сторона, на которой довод, аят или хадис, даже, если это будет один аят или один хадис. Не говоря уже, если на этой стороне десятки аятов и десятки хадисов, даже, если на другой стороне сотни учёных или 30 млн. человек из мусульман придерживаются противоположного мнения, но нет у них в защиту их мнения довода. Так вот, та сторона, на которой довод, она перевешивает ту сторону, за которой нет довода. И если ты усвоишь это, то ты возьмёшь великое благо, если поймёшь, что саляфия - это следование за доводом, за Кораном и Сунной в понимании сподвижников. Тогда зачем нам учёные нужны? (Ответ): Учёные помогают нам разобраться в этих вопросах или в тех вопросах, в которых нет доводов, не больше этого, то есть не нужно превращать ученых в довод. Действия и слова учёных сами по себе не являются доводом. И это более подробно придёт у нас дальше.

[Примечание редактора стенограммы]:

Дополнение о термине сауадуль-а’зам:

Абу Гъалиб рассказывал, что Абу Умама сказал: “Эта община разделится на 73 течения и все они в Огне, кроме сауадуль-а’зам, а это аль-джама’а!”.

Источник: Ибн Наср в “ас-Сунна” 2/23. Иснад хороший.

Сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) истолковал нам это слово, что оно означает аль-джама’а. А термин аль-Джама’а истолковал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!»

Имам аль-Аджурри сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на вопрос: «Кто спасшаяся община?», отвечал: «Это те, кто следует тому, на чем нахожусь я и мои сподвижники». В другом хадисе: «Это Сауадуль-а’зам». А в другом хадисе «Это аль-Джама’а». Все эти названия имеют один смысл!” Источник: “аш-Шари’а” 1/14.

Имам Исхакъ ибн Рахауайх говорил: “Если ты спросишь невежд о сауадуль-а’зам, то они скажут: «Это джама’ат людей!» Но они не знают, что аль-джама’а – это ученый, следующий пути пророка! И тот, кто с ним, тот в аль-джама’а, а тот, кто противоречит ему, тот и оставил аль-джама’а!” Источник: Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/239.

Имам аш-Шатыби сказал:“Поистине, ученые и есть зауадуль-а’зам, даже если их мало!”.

Источник: “аль-И’тисам” 2/27.

Нет никаких указаний в Коране или Сунне на то, что мнение большинства – это истина!

Наоборот, все доводы указывают на обратное. Например, хадис о том, что умма разделится на 73 течения, указывает на то, что следующих истине будет мало, так как из 73 течений Ислама только одно в Раю.

Также и известные хадисы: «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них. И так будет до тех пор, пока не придет повеление от Аллаха!» аль-Бухари 4/187, Муслим 6/52.

То, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит именно о группе в его умме, указывает на то, что истины всегда будет придерживаться меньшинство.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во многих хадисах упоминал о «аль-гъураба» (чуждых).

‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один из дней, когда мы находились рядом с ним, сказал:«Туба (дерево в Раю) для чуждых (гъураба)».Его спросили: “А кто такие эти гъураба?” Он сказал: «Малочисленная группа праведных людей, находящаяся в окружении многочисленных людей, погрязших во зле. Тех, кто будет им противиться, будет больше, чем тех, кто будет им повиноваться»”.

Источник: Ахмад 2/177, Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 775. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность данного хадиса.

Все это ясные доводы тому, что большинство – не указывает на однозначную истину! Большинство не единогласное мнение (иджма’) и они часто ошибаются!

Сподвижник Ибн Мас’уд сказал: “О ‘Амр ибн Маймун! Поистине, большинство джама’атов противоречат ис-тинному аль-джама’а, ибо аль-джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!”.Источник: аль-Лялякаи 160. Иснад достоверный. См. “Мишкатуль-масабих” 1/61.

Ну’айм ибн Хаммад говорил: “Если испортится джама’ат (т.е. община), то следуй тому, на чем был аль-джама’а до того, как испортился, даже если ты будешь один, ты и будешь в то время аль-джама’а!”.Источник: “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/338.

Имам Абу Шама говорил: “Все тексты, которые указывают на обязательность следовать аль-джама’а, под этим подразумевается следование истине и тем, кто придерживается ее, даже если придерживающихся истины мало, а противоречащих ей много! Ведь истина – это то, на чем был первый аль-джама’а во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Поэтому нет смысла смотреть на многочисленность заблудших, которые после них!”. Источник: “аль-Ба’ис” 91.

Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо одного человека, который говорил: “О Аллах, сделай меня из числа малочисленных!”И удивленный ‘Умар спросил: “Что это?!” Он сказал: “О амир - правоверных, ведь Аллах Всевышний говорит: «Но уверовали вместе с ним (Нухом) лишь немногие»(Нух 71: 40). И Он также говорит: «И лишь не многие из Моих рабов благодарны» (Саба 34: 13). И Аллах также говорит: «Воистину, многие партнеры поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало!» (Сад 38: 24). И ‘Умар сказал: “Поистине, ты прав!”

Источник: Ахмад в “аз-Зухд” 1/114.

Имам аль-Ауза’и сказал: “Следуй по следам саляфов, даже если все люди откажутся от тебя. И остерегайся мнений людей, даже если они приукрасят их своими словами”. См. “аш-Шари’а” 1/193.

Имам аль-Ауза’и также говорил: “Ислам не исчезнет, однако будут исчезать приверженцы Сунны, и так будет продолжаться до тех пор, пока не останется из их числа в городе, лишь один человек”. Источник: “Ахадис филь-фитан уаль-хауадис” 27.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, не обольщаясь многочисленностью этих погибших!”. Источник: Привел Ан-Навави в книге: “аль-Азкар” 238.

[Конец примечания].

Наши рекомендации