Всенощное бдение в канун праздника Святых Славных и Всехвальных Первоверховных апостолов Петра и Павла
Вторник, Июля 11 2017 |
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/5015-vsenoshchnoe-bdenie-v-kanun-prazdnika-svyatykh-slavnykh-i-vsekhvalnykh-pervoverkhovnykh-apostolov-petra-i-pavla |
11 июля 2017 года, в канун праздника Святых Славных и Всехвальных Первоверховных апостолов Петра и Павла Преосвященнейший Феогност епископ Новороссийский и Геленджикский совершил всенощное бдение в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города Геленджика.
Архипастырю сослужили: благочинный собора иерей Антоний Пульнов, протоиерей Владимир Сазонов, протоиерей Владимир Цапков, протоиерей Михаил Смирнов, протодиакон Евгений Габов, диаконы: Александр Лысенко и Никита Савин.
За богослужением была совершена лития с благословением хлеба, вина, пшеницы и елея, по прочтении Евангелия Преосвященнейший Владыка помазал духовенство и молящихся освящённым елеем.
По окончании богослужения Владыка Феогност обратился к прихожанам со святительским словом.
Литургия.
Итак, позднюю литургию должен совершать правящий архиерей. Все же я не пытаюсь выйти из дома пораньше, а иду к обычному времени. Вот, и храм. В какой-то момент слышен становится благовест и короткий трезвон. Верхние ворота уже открыты настежь. В самом храме народу пока мало. Архиерейский амвон ужк установлен, также на амвоне обычном поставлены аналои с иконами для чтения входных молитв и расстелены орлецы. Вскоре начинается чтение часов. Уже в конце чтения псалмов 3 часа открывается завеса и диакон начинает кадить храм, что свидетельствует об окончании проскомидии. Наконец, чтение часов заканчивается. Воцаряется ожидание. Вскоре начинается чтение молитв ко святому причащению. Их успевают прочитать почти все и начать заново, когда вдруг начинают убирать аналои с иконами и часть орлецов.… Неужели Владыки не будет?! Однако чтение молитв продолжается, да и не все орлецы убираются. вскоре из алтаря становится слышен звон бубенчиков на кадильницах… Архиерей, как выясняется, здесь, просто он не стал выходить на амвон для чтения входных молитв. Проходит несколько минут, когда иподиакон с архиерейским жезлом выходит из алтаря, становясь перед амвоном. Открываются Царские врата и выходит архиерей, действительно уже облачившийся, в сопровождении о.Евгения Кузнецова и о.Антония Новицкого. Читающий молитвы ко святому причащению замолкает… . «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон.
«Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». Но это и всякая душа, живущая по заповедям Господним. Хотелось бы, чтобы и нашим душам быть таким же Царством! Затем следует Великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты.
Так как о.Александр по отсутствии другого диакона, помимо протодиакона, служит именно как диакон, то во время этой и последующих ектений держит перед архиереем чиновник (богослужебная книга для служб архиерейским чином) , дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»
Этот антифон пел боковой хор. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона штатный боковой хор. Обычно в это время выносится умывальница и архиерей умывает руки, но на сей раз этого не было….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его.Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит.Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».
Этот антифон пел верхний хор, выбрав для этого некий сложный распев. Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном в начале литургии кресле. После этого верхний хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» Архиерей в это время встает с кресла, которое на сей раз не убирается. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона (поет боковой хор), включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Заповеди Блаженства, точнее похвалы тем, кто идет по пути Христовому, в отличие от заповедей Закона Синайского, имеющего больше запретов, чем повелений. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующим злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Такому человеку, занятому оплакиванием своих грехов, некогда судить других, а потому он стяжает кротость, незлобие и даже благодарит обличающих его, ведь 90% обличений и поношений, которым мы подвергаемся – справедливы, но наша гордость мешает нам видеть это. А такой человек ясно видит это и благодарит напоминающих ему об этом. Жаждущий правды – это жаждущий оправдания Божия, жаждущий исполнения воли Божией в себе, жаждущий того, чтобы на нем Бог исполнил все, что пожелал. Таким образом, человек такой жаждет спасения и особенно жаждет достижения праведности не мнимой, но подлинной. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!
Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием (подсвечник и рипиды не носили), затем диакон с кадилом и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды[284] держат над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….», а затем эти же слова снова, несколько нестройно, поет духовенство. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков. Верхний хор пел тропарь Успения Божией Матери и апостолам, а боковой хор – кондак апостолам. Духовенство, как всегда, пело храмовый кондак обычным для этого случая распевом. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.
Возглашал прокимен и читал Апостольские послания архидиакон Сергий (Пугач).
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, 2ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, 3и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
4И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, 5чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
6Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9Но, как написано: || не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, 13что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3потому
что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?
5Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
9Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.
11Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,- 13каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.
16Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы.
18Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
19Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
20И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
21Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: 22Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,- все ваше; 23вы же - Христовы, а Христос - Божий.
Увещевая паству за происходящие в ее среде нестроения, апостол укоряет ее за то, что они живут «по плоти», то есть, водимы греховными влечениями и еще находятся в начале пути борьбы с грехом. И тут же апостол много пишет о Суде Господнем, о том, что каждый получит воздание по делам его. «….Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» - пишет апостол….
И чтения праздника. Отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.
2Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
3Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
4Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали,- то вы были бы очень снисходительны к тому. 5Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: 6хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
7Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, 9ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, 12чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
13Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, 15а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
17Что́ скажу, то́ скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
18Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: 20вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. || А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
22Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
23Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; 25три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; 26много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 27в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
28Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
29Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
30Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
31Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32В Дамаске областной правитель царя Арефы стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), 4что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
10Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
20Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, 21чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Апостол увещевает паству, относящуюся к апостолам с некоей подозрительностью, но при этом склонную слушать всякого рода лжеучителей, при этом говоря о трудах, которые положил за нее. Но сказав это, он тут же оговаривается, говоря, что без помощи Благодати Божией он – ничто, а еще – что ему Господь попутил терпеть некую скорбь. Многие заняты гаданием на тему – что же здесь апостол имел в виду. Однако диавол, чтобы досаждать и пакостить верным Божиим, изобретает самые разнообразные ловушки и здесь мало пользы в таких предположениях. А святые Божии подчас много терпели козней диавола, а также от подсылаемых им злых людей, так как Бог, не желая человеку зла, хочет, тем не менее, отвратить человека от пристрастия ко греху, а потому попускает врагу мучить человеку, дабы тот понимал – какому злу он предается, творя грех… И апостол здесь не исключение, так как проповедник отвечает не только за свои грехи, но и за то, какой он пример подает пастве…
«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат дикирий и трикирий вблизи. С архиерея во время перед чтением Апостольского послания снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Матфея): 24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и
плевелы.
27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; 39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Две короткие притчи. Одна из них является как бы продолжением притчи о сеятеле, так как указывает – что бывает, когда посеянное в душу семя Слова Божия взращивается при участии человека, который возделывает почву своей души, поливая и удабривая ее от Таинств Церкви и искореняя сорняки греховных страстей. А вырастая, семя это, изначально будучи маленьким и неприметным, поносимым от всех, вырастает, так что не просто дает плод Богу, но становится деревом, дающим тень и другим людям, так что и другие укрываются в тени дерева этого. Здесь вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского: «Чадо, молю тебя – стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя». Именно это и описал здесь Господь. Слово Божие и Благодать, нисходящая на человека, желающего жить по заповедям, преображают человека, как малая закваска сквашивает все тесто. И тогда человек, живущий по зааповедям Господним, становится водим Духом, который не укрывается в человеке, но свежим ветром дует и остальным людям, которые чувствуют это и идут к нему, а через него – прославляют Бога. К какой высоте зовет этими притчами Господь! Хотелось бы хоть в малой степени соответствовать этому. И тем неприятней становится от сознания того, что это – не так…
Евангелие (от Матфея): 13Придя же в страны Кесарии Филипповой[285], Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.
17Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18и Я говорю тебе: ты - Петр[286], и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
20Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
21С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать
от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.
24Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, 25ибо кто хочет душу[287] свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
27ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
Апостол Петр исповедует Учителя Мессией, Христом. В свою очередь, Господь нарекает его «камнем» и дает обетование на кммне веры его воздигнуть Церковь, которую не одолеют и врата ада (что исполняется и доныне). Однако твердоть камня ему еще недлежит обрести, ибо когда Господь говорит о своих будущих страданиях, то Петр начинает противоречить Ему, дескать, не надо такие вещи говорить. Но ради этих страданий Господь и пришел! Более того, страдания предстоят и Его последователям, а потому Господь далее призывает учеников к мужеству, ведь тот, для кого важнее земная жизнь, тот отвергнется Христа пред лицом людей и… отпадет. А останется тот, кто останется верен Ему даже пред лицом гонений. Нам не приходится ради веры нашей рисковать жизнью, но поношениям мы ради веры нашей нередко подвергаемся. Но не стоит этого бояться или угождать недругам веры нашей, так как враг не успокоится, пока не отвратит нас от спасительного пути. А потому нужна некоторая твердость, которую да обретем молитвами апостолов Петра и Павла!
Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение
«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом была вознесена особая молитва об успешном окончании строительства кафедральных соборов в честь апостола Андрея Первозванного – в Геленджике, а также в честь святителя Николая чудотворца – в Новороссийске. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. На сей раз была и ектения с поминовением усопших, а затем – конечное славословие. Сам архиерей произносил конечное славословие, на котором произносил большое количество имен, кои поминал сам. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обуче