Не раждающая, расторгни и возопий не болевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа.
Евангелие (от Луки): 1Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, 2как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, 3то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 4чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
5Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
8Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, 9по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, 10а всё множество народа молилось вне во время каждения,- 11тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; 14и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, 15ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; 16и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; 17и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
18И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; 20и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?
35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
57Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.
63Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: 68благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, 69и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, 70ка́к возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, 71что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; 72сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, 73клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, 74небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, 75служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, 77дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, 78по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, 79просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
80Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Народу на службе было совсем мало, поэтому в сам день литургия ожидается только одна…
Литургия.
В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал один о.Евгений Кузнецов, без диаконов, при пении верхнего хора.
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской[199].
2Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе 4(которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии[200]для Христа.
6Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
17Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами!
Аминь.
Евангелие (от Матфея): 1Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
3И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9Кто имеет уши слышать, да слышит!
10И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
16Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
18Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.
20А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Одна из важнейших притч, в которой Господь говорит о том, как должен человек заботиться о своей душе, которую Он уподобляет полю. Бог желает спасти всех, а потому предлагает его всякому человека, сея Слово Свое во всякую душу. Но одна душа подобна даже не полю, а пустырю, по которому ходит всяк желающий, носится всякий ветер учения… Всякое зло и всякий грех свободно ходит здесь, как и духи злобы, толкающие человека ко греху. Такое поле вытоптано до состояния дороги, так что только по краям может что-то расти, но вряд ли – доброе. Всякое же семя, попадающее сюда, не может пробиться сквозь вытоптанную до окаменения почву и тут же похищается владеющими этой душой силами, которые тут же удобно склоняют ее к новым грехам, так что о Слове Господнем она скоро забывает, как о чем-то чуждом и неприятном ей. Другая душа подобна почве не настолько вытоптанной, как в предыдущем случае, но бедной, где слово Господне не укореняется, так как эта почва и не предназначалась человеком для посадки чего-либо доброго. В третьем случае слово Господне и не отвергается, так как почва вполне пригодна для прорастания в ней доброго семени. Однако вместе со Словом Божиим на ней свободно прорастают всевозможные сорняки греховных влечений и страстей, с которыми человек не думает бороться. А они свободно растут, заглушая всякое доброе семя. Четвертый же случай – это когда человек ухаживает за семенем, поливая и подкармливая, питая почву души своей от Таинств Церкви, а также выпалывая сорняки греховных страстей. Лишь в этом, последнем случае, семя Слова Божия приносит плод, ибо не слушатели Слова угодны Богу, но делатели. Все мы, увы, подходим под третий случай, а потому эта притча и читается нам так часто, дабы мы, посмотрев в этот текст, как в зеркало, ужаснувшись, изменили свой образ жизни….
И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
11Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. || Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и
распутству, ни ссорам и зависти; 14но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
5Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.
6Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.
9Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
Время жизни неумолимо идет и пока не настал конец ее, стоит пробудиться от сна, оставить беспечность и потрудиться во имя спасения души своей. Здесь апостол пишет: «облечемся в оружие света». Что это значит? В послании к Эфесянам он расшифровывает эти слова более подробно: «14Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.» А «облечься в броню праведности» - это и значит исполнение заповедей с искоренение греховных влечений, дабы стать подлинно светом, «да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего Небесного». А еще здесь апостол призывает не предаваться сладострастию и увеселениям, но отдавать силы во имя спасения и поечения о плоти не превращать в похоти, не злоупотреблять удовлетворением всех прихотей плоти. А для борьбы с этими похотями нам и дан пост, когда мы можем упражнятьсяв этом, начав с пищи и продолжив искоренением и других похотей. Притом, каждый за свои дела ответит сам. Потому не стоит судить других. К несчастью, страсть к осуждению сидит в каждом из нас, а потому и здесь придется изрядно побороться, дабы искоренить ее. А без помощи Божией эта борьба не может увенчаться победой…. Но с помощью Божией возможно все…
Евангелие (от Луки): 1Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, 2как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, 3то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 4чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
5Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
8Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, 9по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, 10а всё множество народа молилось вне во время каждения,- 11тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; 14и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, 15ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; 16и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; 17и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
18И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; 20и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?
35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
57Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.
63Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: 68благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, 69и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, 70ка́к возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, 71что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; 72сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, 73клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, 74небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, 75служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, 77дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, 78по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, 79просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
80Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
И подробное описание самого события. Что прибавить к этому, кроме удивления по поводу того, как Господь явил свою власть над естеством? То, что будущий Предтеча Господень родился о престарелых родителей, вопреки естеству, объясняется тем, что в молодых страсти кипят и даже желающий жить праведно в молодости только начинает путь исправления своей жизни. А плоды борьбы являются чаще всего к концу жизни. Потому и Бог рассудил дать им детей не в молодости, но в дни, когда явились плоды их духовной жизни. И эти плоды они могли в изоблиии передать сыну, даже если жить им осталоь недолго. Но после смерти родителей, как сообщает Евангелие, он жил в пустыни. Сегодня считается, что он воспитывался членами секты иессеев, живших в уединении и ведущих аскетический образ жизни. Древнее предание же говорит, что он опекался Ангелами. Так или иначе, но Бог приготовил себе орудие осуществления Промысла Его, ведущего людей ко спасению….
По окончании службы о.Евгений напомнил всем о нынешнем празднике – воспоминании Рождения великого
пророка Божия – Иоанна Предтечи. Евангелие от Луки подробно описывает события его рождения – этот отрывок ныне и читался. Далее о.Евгений пересказал историю его рождения, а также относительно кратко – историю дальнейшей жизни… При этом он заметил, что Иоанн не мог знать о том, что по плоти является родственником Христа… Иоанн Предтеча явился провозвестником прихода в мир Спасителя мира. приготовившим народ к Его приходу. Вследствие этого служения вестника Божия, он сравнивается с Ангелом, отсюда и традиция изображения его на некоторых иконах с Ангельскими крыльями. Проповедь его была проста и аскетична и заключалась в призывах к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное…». Этот призыв к покаянию актуален и сегодня…. Да услышим его и мы…
Также он напомнил о завтрашнем празднике благоверных князей Петра и Февронии Муромских, а также и о том, что в этот день в строящемся храме в честь этих святых состоится литургия, которую возглавит Владыка Феогност…. Встреча архиерея – в 9.00….