Человек перед лицом соблазнов
Протоиерей Олег Стеняев
Человек перед лицом соблазнов
Содержание
· От издательства
· Из бесед на книгу Бытия. Грехопадение. (Понимание Спасения в православии)
· Сотворение человека
· Грехопадение - узурпация диаволом Божественной власти
· Древо познания добра и зла
· Никогда не разговаривайте с посторонними
· Лжеименные знания
· Грех - не личное дело грешника
· Ошибиться может всякий: не надо упорствовать
· Наказание
· Спасение: вера, надежда, любовь
· Беседа на книгу Святого пророка Божия Даниила
· Часть 1
· Часть 2
· Часть 3
· Часть 4
· Часть 5
· Беседа о святом царе и пророке Давиде и сыне его Авессаломе
· Часть 1
· Часть 2
· Часть 3
· Информация о первоисточнике
От издательства
Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30, 19) – такие слова, как некий вечный завет, преподал святой пророк Божий Моисей народу израильскому прежде отшествия своего к Богу. Два пути – жизни и смерти – лежат перед каждым из нас и по сей день. Один – путь исполнения заповедей Христовых, путь праведности и благочестия, другой – путь греха и беззакония. Но какой из них выбирает человек, каким следует, к какому концу приходит? Что отвращает его от вечной и блаженной жизни и неудержимо влечет к вечной же смерти? – Соблазны, многочисленные соблазны, от которых всегда было горе миру (Мф. 18, 7). И вот в чем сугубое коварство предлагающего их нам “человекоубийцы искони”, – они всегда приятны и привлекательны на вид, их смертоносный вред скрыт под красочной, блестящей оберткой.
В наше время соблазны настолько умножились, что мы буквально окружены ими, стеснены со всех сторон. Так что зачастую неопытный в духовной жизни человек, по сути, и понимать-то не понимает, что предложенное ему – грех, что враг искушает, соблазняет его, хочет его погибели. Весь современный мир с его лукавыми обольщениями – точно темный лес для не просвещенной духовным ведением души, лес, в котором расставлено множество ловушек и западней, в котором легко можно заблудиться и пропасть. Но – только тому, кто не имеет верного и надежного провожатого. Таким “провожатым” для нас, для каждого христианина, для каждого человека должно быть Священное Писание; оно указывает “путь жизни” и научает заповедям Господним, исцеляющим душу и просвещающим очи (Пс. 18, 9).
Все Писание – по апостольскому слову, – богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16). Поэтому святые Отцы древности в проповедях и поучениях своих к народу, желая представить образ той или иной добродетели либо порока, стремясь утвердить в добре и отвратить от зла, всегда обращались за примерами к книгам Священного Писания, к истории отношений человека с Богом. В нем, в Писании, они видели единственный источник познания истинного ведения как Божественных таин, так и всех законов, и закономерностей земного человеческого бытия.
Также книгам Священного Писания посвящены и беседы, вошедшие в этот сборник. Они особенно интересны тем, что в них ясно, отчетливо прослеживается связь между событиями времен ветхозаветных и окружающей нас современностью, постоянно проводится параллель между древним и новым.
При этом в сферу внимания их автора – священника Олега Стеняева – попадают самые разнообразные явления сегодняшней действительности: политика и отношение светской власти к Церкви, проблема “отцов и детей” и взаимоотношения между людьми в их повседневной жизни. Говорит о. Олег и о тех пороках, которые присущи обществу в целом, но в особенности растлевают души молодые, не утвержденные в добре. Говорит о духе апостасии – отступничества от Бога, который служит признаком последних времен и который с такой силой проявляется в наши дни. Но вместе с тем говорит и о неизреченной милости и любви Божией к нам, людям. Напоминает о том, что Господь всегда ищет обращения и покаяния каждого человека, ждет и терпеливо вразумляет его.
Сотворение человека
Тема грехопадения, братия и сестры, это очень важная тема. Не вникнув в ее суть, мы не сможем понять и тайну спасения. Почему? Потому что, когда мы говорим о спасении, то должны знать: кто, кого и от чего спасает. Впрочем, мы сами – только соучастники этой тайны, открывающие своим свободным выбором доступ Господу Иисусу Христу в наше сердце, в нашу жизнь. Говоря о падении первого человека, знаем ли мы, кто пал? Кем и чем был человек до своего падения, до изгнания из “рая сладости”? Все эти вопросы более чем связаны, поэтому рассматривать их мы будем в таком порядке: сотворение человека; грехопадение; спасение
О сотворении первого человека в Библии сказано: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).
Сотворение человека – это, без сомнения, венец творческого акта неизреченно любящего Свое создание Бога. Господь проявлял любовь к человеку и в самом порядке творения, и в особенностях творимого Им тогда мира.
По праву Творца, Господь – Единственный СОБСТВЕННИК во Вселенной. Все сотворенное принадлежит только Ему. Он Один обладает всем, и все лишь от Него и Им существует. И богатством Своей благости Бог щедро одарил первозданного человека. О совершенствах Адама говорилось много, начиная со времен первых богословов. Как всякое творение Божие, первозданный человек был сотворен хорошо весьма и без греха: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 27–28).
Итак, мы видим, что Бог не просто создал человека по образу и подобию Своему. Он сотворил мужчину и женщину, чтобы они плодились и размножались, наполняли землю и владычествовали над нею и над всем, что на ней обитает. Первозданный человек был помещен в особом месте на земле – в раю. Об этом в Библии сказано так: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8).
Рай – это не столько географическое понятие (хотя и сказано, что он на востоке), сколько обозначение особой близости первозданного человечества к Господу своему. Об этой близости, о постоянстве отношений между Творцом и творением Его свидетельствует такой текст: И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт. 3, 8). Мы с вами можем только догадываться, каков был этот рай в Едеме, сад Господа (Ис. 51, 3), благословенный рай (Сир. 40, 28). Говоря о рае, святой Иоанн Дамаскин восклицал: “...божественный рай, руками Бога насажденный в Едеме, хранилище веселья и всякой радости. Ибо Едем переводится: наслаждение. Лежа на востоке – выше всей земли, будучи благорастворенным и освещаемый кругом тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовониями, наполненный светом, превышая мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он – истинно божественное место и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек – создание Божественных рук”.
Сотворенный Богом человек предназначен был для того, чтобы владычествовать над миром, и Сам Господь вводит человека в рай – в царственное и священное достоинство. Господь Сам передает сотворенный Им мир человеку, помещая его в раю, чтобы он хранил и возделывал его. Бог создал человека для этой удивительной участи – быть более чем совершенным! Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его (Пс. 8, 6) – читаем мы у псалмопевца Давида. Но сможем ли мы хотя бы отчасти представить, каким был человек до грехопадения?
Иногда мы слышим о том, что кто-то обладает феноменальной памятью, даром предвидения или какими-то другими необычайными способностями – это поражает воображение людей. Но надо ли удивляться тому, что некогда было лишь естественной частью тварного человеческого бытия? Все эти способности – лишь жалкие отблески тех совершенств, которыми обладал первый человек. Святые Отцы учат, что о совершенствах Адама свидетельствует прежде всего тот факт, что он нарекал имена всем животным (Быт. 2, 20). Бог сотворил животных, а Адам, созданный по образу Творца, дает им имена. Он как бы сотворит Самому Богу. Древние греки говорили: “Тот, кто дал всему имя, был самым мудрым человеком на земле”. Этим “самым мудрым человеком” и был праотец Адам, первозданный человек.
Вначале Господь сотворил только одного Адама. Он создал его из праха земного. Возникает вопрос: почему Господь не использовал для столь уникального творения какой-нибудь другой материал? Почему именно прах земной? Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу пишет в своих “Беседах на Бытие”: “Мысль о происхождении из персти должна быть для человека неисчерпаемым источником смирения на земле и на небесах”. Господь творит человека подобно горшечнику – из того материала, который у всех под ногами. И у пророка Иеремии мы читаем: …говорит Господь. Вот, что глина – в руке горшечника, то вы – в Моей руке (Иер. 18, 6).
Итак, Бог создал человека из праха земного, чтобы тот не гордился, чтобы всегда помнил, откуда он, чтобы не забывал о своей связи с Творцом, о зависимости от Него: …ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19) – память об этом должна была научить человека смирению. Ведь к тому моменту уже была известна трагедия Люцифера – диавола, который первоначально был создан как чистый дух, но, возгордившись, пал (Ис. 14, 12). Именно поэтому, создавая человека из праха земного, Господь желает уберечь его от гордыни. Само имя первого человека – “Адам” – в переводе на русский означает: “красная глина”. Богу все ведомо. Для Бога нет ни прошлого, ни будущего, у Него всегда настоящее. Он не связан ни временем, ни пространством, подобно нам с вами. Он знает о том, что человек будет делать свой выбор относительно древа познания добра и зла – выбор между временным и вечным, истлевающим и нестареющим – и хочет помочь ему не совершить ошибки. Имя Адама должно было постоянно напоминать ему об истинном его месте, о его происхождении и предназначении. Взятый от глины, от земли, – предназначен к жизни небесной; перстный, земной, имеющий начало, – восходит на высоту духа и имеет вечное бытие.
И вот человек сотворен, введен в рай, владычествует над тварным животным миром, возделывает и оберегает “сад сладости”. Но, созданный по подобию Триединого Бога, мог ли он оставаться один? Имеющий единство в себе самом как единение сущего бытия: тела, духа и души, – мог ли не искать единства соборного и вне себя?..
Но не находится для Адама помощника, как сказано в Писании, подобного ему (Быт. 2, 20). И Господь наводит на Адама крепкий сон; когда же тот уснул, вынимает одно из ребер его, закрывает это место плотью, а из взятого ребра творит для него жену – Еву. Позже, уже после грехопадения, Адам сам даст ей это имя (Быт. 3, 20). “Ева” означает жизнь. Вообще каждое библейское имя имеет свое значение, свой перевод и по смыслу подходит человеку, носившему его. Это свидетельствует о том, что живой дух пророчества не оставлял древних людей, а буквально пронизывал всю их жизнь. Когда Адам по пробуждении от сна впервые увидел Еву, то обрадовался и воскликнул: …вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа(Быт. 2, 23).
Быть может, здесь мы впервые сталкиваемся с проявлением поэтического творчества в жизни человека: слова Адама “литургически” рифмуются и в еврейском, и в славянском, и в русском переводах. Это первый гимн СОБОРНОЙ ЛЮБВИ. Адам воспевает Еву, он воспевает те отношения, которые складываются между ним и его женой, предвкушая и предвосхищая радость Церковного общения в Духе, радость Мессианскаго пира – Божественной Литургии (именно как общего дела), радость Невесты Церкви о Небесном Женихе – Господе Иисусе Христе. Здесь прикровенно уже как бы предсказывается, что именно от жены, от представительницы женского пола, от Пресвятой Девы явится в мир Тот, Который действительно есть Истина и Жизнь – Господь наш Иисус Христос. То есть в самом сотворении жены, в ее будущем имени – даже не ожидаемая тогда – уже приоткрывается тайна грядущего Боговоплощения и воспевается гимн Деве.
И мы видим, что человек, созданный Богом, это человек совершенный; что помощница его, плоть от плоти и кость от кости его, жена мужа своего; что место, где обитают первые люди, – место особое, рай на земле. И миссия первых людей обозначена: они должны плодиться, размножаться и наполнять землю. Есть и еще одна миссия, еще одно великое назначение человека – возделывать и хранить рай, сад Едемский. Таким образом, с самого начала закладывается этот удивительный и таинственный принцип, о котором так часто потом говорят Отцы Церкви: “Бог спасает нас не без нас самих”. Необходимы усилия Адама, усилия Евы, чтобы возделывать, хранить и поддерживать те удивительные отношения, которые существовали у первозданного человечества (в лице Адама и Евы) с Богом.
Для того, чтобы мы всегда чувствовали ответственность друг за друга и друг перед другом, Господь Иисус Христос учит нас молиться молитвой Отче наш, а не “Отче мой”. Соборность первых людей заключалась в любви между Адамом и Евой, а также между ними и Богом. И если бы люди сохранили эту соборность, то грех бы не состоялся.
Древо познания добра и зла
Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло. Иными словами, до грехопадения человек пребывал в свете Божественного видения этих разностей – добра и зла. Зло уже существовало в мире в лице падшего ангела, да и не одного только: диавол увлек за собою огромное количество некогда светлых духов. (Некоторые святые Отцы утверждали, что Господь для того и создал человека, чтобы восполнить число отпавших небожителей). Нет сомнения, что Адам, который давал имена первозданным животным, знал, что такое добро и зло. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает по этому поводу так: “Многие любители споров дерзают говорить, что Адам после вкушения от древа получил способность различать добро и зло. Думать так было бы крайне безумно. Чтобы никто не мог говорить так, для этого мы, предвидя это, недавно столько рассуждали о данной Богом человеку мудрости, доказывая ее наречением имен, какие он дал всем зверям, и птицам, и бессловесным животным, и тем, что сверх этой высокой мудрости он удостоился еще и пророческого дара. Как тот, кто дал имена и изрек такое чудное пророчество о жене, мог не знать, что хорошо, а что худо? Если мы допустим это (чего да не будет!), то произнесем хулу на Создателя. Как Он давал заповедь тому, кто не знал, что преступление есть зло? Это не так, напротив, он ясно знал это. Поэтому изначала Бог создал это животное (человека) самовластным, иначе не следовало бы его наказывать за преступление заповеди, награждать за ее соблюдение”.
Так в чем же заключается грехопадение? Прежде всего, в том, что человек присваивает себе не принадлежащее ему право решать, что такое добро и зло, то есть узурпирует право Божественное, становится на путь диавола: пытается сделать себя равным Богу.
И современный мир, стремясь к полной секуляризации, на каждом диавольском витке отхода от Церкви снова и снова повторяет акт грехопадения.
Возможно, кто-то возразит: если древо познания добра и зла представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не убрал его за пределы рая, не поместил вне досягаемости для людей?
Но Господь сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, он сам должен был сделать свой выбор.
Лжеименные знания
Следующий соблазн, следующая похоть, которой подчиняется Ева, – это вожделение: И увидела жена, что дерево... вожделенно, потому что дает знание.
Лжеименное знание – это серьезная проблема, проблема многих так называемых интеллигентных людей. Интеллигентность – это какое-то скользкое, я бы даже сказал, гадкое, слово, смысл которого мало кому понятен. Однажды один “интеллигент” так объяснил мне его: быть интеллигентным – значит в чем-то быть профессионалом, а обо всем остальном знать понемногу. Современный человек хочет знать все! Ему хочется почитать и Библию, и Коран, и Бхагавад-гиту. И многое-многое другое… Мне часто приходится посещать наших прихожан, которые приглашают меня освятить их жилище или совершить какой-то молебен на дому, причастить болящего. И я невольно поражаюсь обилию и разнородности книг, которые находятся в православных домах: рядом с Библией стоят Коран, Бхагавад-гита, Агни-Йога, иудейские книги… Наличие такого набора было бы объяснимо в квартире православного миссионера, который должен изучать все это, чтобы помочь людям отойти от тех или иных заблуждений. Но когда простой мирянин, не имеющий на то особого благословения, читает все подряд – это очень опасно. Работая с людьми, оказавшимися в различных сектах, я обнаружил определенную закономерность. Например, если человек зачитывался книгами Блаватской, Рерихов, то он оказывался потом втянутым в секту “Аум Синрике” или “Харе Кришна”. Если человек злоупотреблял трудами таких “богословов”, как о. Павел Флоренский или о. Сергий Булгаков, то он попадал в “Богородичный центр”. Если чрезмерно увлекался книгами философов Владимира Соловьева, Трубецкого, Волконского, то мог оказаться среди униатов или русских католиков. Перефразируя известную пословицу, можно сказать так: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, в какой секте ты можешь оказаться”. В этом нет ничего удивительного! Лжеименные знания, вредные знания уводят человека из Церкви и наносят непоправимый вред его душе.
Как-то я спросил одного знакомого – зачем ему все эти книги? Он ответил, что, как человек интеллигентный, он должен знать все. Когда мы затем стали с ним беседовать, то я вдруг почувствовал, что книги эти лежат в его доме вовсе не мертвым грузом: хотя он и считал себя православным, у него были серьезные заблуждения!
Действительно, человек не может знать всего, не может обладать всеми знаниями. Если ты исповедуешь, что православная вера – единственная истинная вера, что Православная Церковь – та самая Церковь, о которой Господь сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее(Мф. 16, 18), то это значит, что на первом месте в твоем доме должны быть книги православные. Вспомните, что сказано в Деяниях Апостолов о том, как поступили люди, занимавшиеся прежде магией, а потом обратившиеся в христианскую веру: они собрали все свои колдовские книги и сожгли их. Тогда нашлись даже такие, кто подсчитал, сколько можно было бы выручить денег за эти книги, если бы не сжечь, а продать их. Но они не могли ни продать их, ни передать другим. Они их сожгли: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои, сожгли пред всеми и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне (Деян. 19, 18–20).
Так должны поступать с еретической литературой и мы: или передавать ее тем православным священнослужителям, которые изучают ереси, или сжигать, чтобы зараза эта не пристала к кому-нибудь из наших родных и близких, не смогла оказать своего разрушительного влияния на других людей и погубить человеческие души.
В Требнике мы находим вопросы, которые священник должен задавать на исповеди. Среди них есть один, очень важный, вопрос: “Рцы ми, чадо, не был ли еси еретик или отступник, не держался ли еси с ними их капища, посещая, поучения слушая или книги их прочитывая?” Если человек так или иначе виновен в этом, то это – грех, в котором ему надо исповедаться. Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать поучения еретиков, читать их книги…И если мы считаем себя православными, то мы должны твердо и решительно удаляться от лжеименных знаний: еретических и языческих.
Наказание
Четыре наказания Господь полагает согрешившему человечеству. Обращаясь к Еве, Он говорит: …Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3, 16–17). Кроме этого, Господь дает два общих наказания. Первое: …прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19). Таким образом, отныне, сколько бы ни прожил человек на земле, рано или поздно он все равно должен умереть. И второе: Господь изгоняет Адама и Еву из рая, а чтобы они не вернулись назад и не вкусили от древа жизни, Он ставит у ворот сада Едемского херувима с пламенным мечом в руке. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что херувим с пламенным, обращающимся мечом – символ враждебных отношений между людьми и Богом. Мир же между человеком и Творцом был восстановлен только тогда, когда Господь Иисус Христос, явившись ученикам Своим по воскресении из мертвых, сказал им: Мир вам! (Ин. 20, 21).
Без сомнения, Бог не мог оставить изгнанных из рая наших прародителей без надежды на будущее спасение. И оттого прямо в раю прозвучало первое Евангелие, первая благая весть о спасении, о Господе Иисусе Христе. Слова первого Евангелия, как воинский клич, обращены к змию: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Кто здесь – “жена”, кто – “семя жены”, кто – “семя змия”? О чем тут идет речь? Здесь говорится о борьбе сил зла со Святой Церковью. Под женою святые Отцы понимают Святую Православную Церковь, непрестанно ведущую борьбу с семенем змиевым. Семя змия – это и плевелы на ниве Божией, и сыны погибели; это и сам антихрист, который будет вести великую брань против Святой Церкви. Но сказано, что семя жены будет поражать змия в голову, а змий – жалить его в пяту. Без сомнения, Церковь всегда будет одерживать победу над диаволом – Церковь в лице Главы ее, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
А о какой “пяте” идет речь: будешь жалить его в пяту? – Господь Иисус Христос нас ради человек и нашего ради спасения принял на себя немощную человеческую плоть, облекся в человеческое тело. И диавол через своих слуг истязал эту плоть: иудеями она была оплевана, римскими бичами истерзана, гвоздями к Кресту прибита, копьем прободена. Но это – все, что мог сделать диавол в своей непреходящей злобе на Спасителя. В тот момент, когда на голгофском Кресте Иисус Христос воскликнул: Совершилось!(Ин. 19, 30), Он провозгласил победу над древним змием – ту победу, о которой в Откровении Иоанна Богослова сказано: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет (Откр. 20, 1–3). Святой Андрей, архиепископ Кесарийский, истолковывая это место из Откровения, пишет: “Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну”.
Святой Иоанн Златоуст учит, что Господь сошел на землю для того, чтобы нас возвести на небеса, соделался человеком – чтобы нас сделать “богами”.
Да, тайна спасения очень велика. Она была непостижима и для Адама, и для Евы. Им очень хотелось, чтобы Господь поскорее послал на землю Того, Кого прикровенно нарек “семенем жены” (под “женой” святые Отцы понимают и Пресвятую Богородицу) – Сына Своего для спасения рода человеческого. Само имя “Ева”, которое Адам дал своей жене, его значение – “жизнь” – также свидетельствует о напряженности этого ожидания. Как обрадовалась Ева после рождения своего первого сына, воскликнув: Приобрела я человека от Господа! (Быт. 4, 1), и как велико было ее разочарование, когда оказалось, что это – не Спаситель, а первый человекоубийца! Так Господь показал, что людям надлежало до конца испить ту чашу, которую они сами для себя избрали; до конца пройти тот путь, на который они вступили, отказавшись от правды Божией, от воли Творца и избрав волю диавола. И вся история человечества от изгнания из рая до пришествия в мир Спасителя – это история ожидания искупления, ожидания спасения: вечной жизни в Боге и с Богом.
Часть 1
Я хочу побеседовать с вами о книге пророка Даниила, книге, которая содержит в себе удивительные предсказания о древних и грядущих царствах и повествование о жизни некоторых Божиих пророков. Также эта Книга говорит о Царствии Христовом и о последних днях человеческой истории, а именно: о битве верных Богу со всемирным духовным “Вавилоном” греха. Пусть благословение Божие не покидает нас на протяжении всей этой беседы. Святый пророче Божий Данииле, моли Бога о нас!
***
Книга пророка Даниила начинается словами:
В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего (Дан. 1, 1–2).
Здесь мы видим, какую трагедию переживал Израиль в 605 году до Рождества Христова, когда во дни Иоакима, в третий год царствования сего царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил, как сказано в Библии, этот город. Множество израильтян были пленены, многие из них были превращены в рабов и отправлены в Вавилон, чтобы, находясь там, выполнять волю языческих правителей, языческого царя. Почему такая трагедия произошла в жизни иудейского народа? Почему в жизни верующих людей случается иногда так, что господствовать, управлять ими начинают язычники, еретики, а хуже того – безбожники-атеисты? Почему Господь попускает это? Ведь здесь прямо сказано, что предал Господь в руку его, то есть в руку царя Вавилонского...
Зачем Господь порой как бы отдает свой народ в руки тех управителей, которые не имеют никакого отношения к нашей святой вере? Это происходит оттого, что своими грехами верующие люди огорчают Бога, и Он, столь милостивый и столь долго терпевший их дурные дела, насылает, наконец, на них начальников злых и бестолковых, языческих правителей, еретичных и безбожных, чтобы они порабощали народ Его. Господь попускает такие бедствия для того, чтобы люди, оказавшиеся в этом рабстве, вспомнили, быть может, о своем Создателе и каялись и молились, обращаясь к Единому Господу Богу, со всей сердечной прямотой и искренностью. И это Вавилонское пленение, которое переживал Израильский народ более 70 лет, очень похоже на то “вавилонское пленение”, которое мы с вами до сих пор переживаем: ведь с февраля 1917-го года по сие время над нами стоят безбожные правители, и нет православных монархов, царей, которые бы защищали нас и оберегали святую веру православную, спасали бы русский народ от всяких опасностей. Этот текст из Даниила особенно понятен нам, потому что мы живем в очень сходный с описываемым в сей Книге временной период. Правда, положение древних израильтян было еще хуже, чем наше современное: их всех согнали с родной земли и увели в землю Вавилонскую, где сделали рабами.
Но нас тоже сейчас сгоняют с нашей земли. В Москве покупают квартиры у коренных москвичей и переселяют их невесть куда, а некоторых – даже в могилу. Готовится “Закон о земле”, по которому будут покупаться и распродаваться почти все лучшие земли России, отдаваться на откуп ростовщикам и заморским банкирам. Мы живем в такое время, когда православный человек не чувствует себя хозяином здесь, на своей родной земле; он озирается с опаской по сторонам: как бы кого не задеть, потому что появилось много разных иноверцев и инородцев, которые всячески стремятся притеснять нас, а некоторые из них и откровенно издеваются над нашими традициями и обрядами. Они смеются прямо в лицо, совершая такие преступления, что волосы на голове встают дыбом [1]. В древние времена, когда Русь еще не была просвещена светом Христовой веры, киевский князь Олег пошел походом на Царьград только потому, что там русских купцов не пускали мыться в баню. Оскорбленный этим обстоятельством, князь Олег объявил грекам войну и, одержав в ней победу, заставил их платить дань и прибил свой щит на воротах Царь-града. Сейчас наших братьев и сестер убивают, русских женщин и детей насилуют. Это происходит во многих странах так называемого “ближнего зарубежья”. Это происходит теперь и в Москве! А правительство молчит, власти молчат, потому что нет монарха, нет царя, православного правителя, который защитил бы народ христианский от соблазнов ливонских и агарянских, от соблазнов безбожных и языческих.
В прошлом столетии русские начали освободительное движение на Балканах, чтобы спасти от турецкого ига единоверных и единокровных братьев наших – болгар и сербов. И мы не можем этого забыть. Огромное количество русских солдат тогда погибло, и это действительно был подвиг во имя торжества Православия, потому что единоверие являлось единственным основанием для монарха российского и для всего нашего народа, чтобы забыть о спокойной, мирной жизни и решиться на военный поход. А сейчас, когда тех же единоверных и единокровных братьев наших сербов бомбят с американских самолетов, вылавливают в их собственной стране, мы молчим, как будто так и должно быть. Я уже однажды говорил о том, что, когда была гражданская война, никто не хотел принимать русских эмигрантов, потому что их было очень много – более двух миллионов. И только Сербия оказалась той единственной страной, которая приняла около миллиона русских беженцев: сербы смотрели на нас как на своих, на православных, на славян. И каждая гимназия потеснилась, чтобы русским детям было где учиться. Каждый завод, фабрика потеснились, чтобы русские мужчины и женщины могли где-то зарабатывать себе на хлеб. Тогда они помогли нам... А сегодня мы не помогаем нашим сербским братьям, которые защищали нас. Хотя они на протяжении целого ряда веков были нашими “вечными” союзниками, сейчас мы игнорируем их беды. Сейчас не сербы, а мы забыли, что они наши братья, единоверные и единокровные.
Изгнания, нашествия безбожных, язычников всегда постигают народ Божий тогда, когда мы сами становимся неверными. Мы многим задолжали, многих забыли, многих предали.
Мы не заботимся и о тех русских братьях и сестрах наших, которые находятся в “ближнем зарубежье” как заложники: там их в последнюю очередь допускают до воды, до хлеба, там их выбрасывают из очередей и кричат: “Вы русские, идите в свою Москву!”. А в Москву, между тем, уехать не так легко. Как продать оставляемое жилье, если этого не дают сделать? Как купить билет, если его не продают? Я лично знаю одного мужчину, который рассказывал, как его “выселяли” из Баку. Каждый день рано утром к нему в окно стучали палками и кричали: “Ты что, еще не уехал”? Потом был поджог его балкона, избиение его ребенка, угрозы его жене. Этот мужчина рассказывал, что чаша его терпения переполнилась, когда его пожилую мать выбросили из очереди за хлебом только за то, что она русская, православная.
Когда я привожу такие примеры из современной жизни, я не хочу вызвать в ком-либо чувство злобы. Нет! Нет! И еще раз – нет! Я хочу пробудить чувство сострадания. Напоминаю, что в Библии сказано: научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 17). И в другом месте мы читаем: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6, 10). Вы хотите творить добро – поговорите с беженцами, которые наполняют вокзалы. Это несчастные люди, которых выгнали только за то, что они русские. Они нуждаются в вашей помощи, но, если вы ничем не можете им помочь, то хотя бы молитесь за них. Они бросились сюда, в Россию, и здесь они никому не нужны: здесь другие командуют, другие вступают в наши квартиры, на наши земли, предприятия, в наши дома. Речь идет не о разнице в крови – это было бы не столь существенно, не столь важно – здесь речь идет о том, что иноверные, люди, которые не принадлежат к нашей вере, позволяют себе господствовать над народом Божиим, над Русским народом. Давайте чаще вспоминать о том, как учит нас относиться к иноверцам, к людям, враждебным к Православию, само слово Божие. Апостол любви Иоанн Богослов пишет в своем послании: Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 9–11).
И вот, во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами.
И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому (Дан. 1, 3–4).
Царь дает приказ отобрать не просто отроков, не просто красивых видом, не просто понятливых, разумеющих науки, но таких, чтобы они были царского и княжеского рода, чтобы у них было славное происхождение, чтобы потом превратить их в халдеев, в “жителей Вавилона”, которые смогли бы представлять интересы язычников среди самих израильтян. Но для того, чтобы использовать сих отроков в своих далеко идущих интересах, вавилоняне решили перевоспитать, переделать и изменить их.
И переименовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго (Дан. 1, 7).
Так и сейчас – многие отправляют своих детей учиться за границу для того, чтобы они переучились, перестроились, переродились непонятно во что, стали бы совершенно чуждыми для нашей традиции и культуры. Недавно я посетил одну семью, в которой очень гордились тем, что их ребенок уже четвертый год учится за границей. Когда я начал беседовать с этим мальчиком, то обнаружилось, что по-русски он говорит с акцентом (!), думает о деньгах, о бизнесе, о том, какое место он займет в общест