Тема 9. Человек перед лицом смерти

Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения. Формирование мифологических и религиозных представлений человека о смерти и бессмертии. Архетипические бинарные оппозиции «мир живых» и «мир мертвых»; «время и вечность»; «конечное и бесконечное». Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов. Витальная значимость диалога с «миром мертвых» и гармонизация общества на традиционной основе. Современные философские, научные и паранаучные концепции смерти. Обращенность к небытию как предпосылка решения проблемы смысла жизни.

Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения.

Проблема понимания, значения и смысла как центральная проблема гуманитарного знания. Основные подходы к проблеме смысла жизни: структурно-функциональный, целевой и ценностный. Трудности, возникающие при данных переходах к смыслу жизни, и пути их разрешения. Жизнь как центральная ценность человеческого бытия.

Тема 11. Проблема счастья и свободы в антропологии.Проблема счастья и ее роль в жизни человека. Различные трактовки счастья в истории культуры. Символы счастья и несчастья в культуре различных народов. Степени свободы как показатель полноты человеческого бытия. Различные трактовки свободы по Н.А. Бердяеву. Проблема соотношения свободы и необходимости, свободы и ответственности в жизни человека.

Тема 12. Человек в современном мире.

Проблема постоянства человеческой природы. Архетипы бытия человека в мире и их социокультурные трансформации. Антропологические дилеммы современности: кризис национальной и личностной самоидентификации; потери и обретения себя человеком XX–XXI вв.

Учебный план курса

Тема 1. Антропология как комплексное учение о человеке.

Лекция:

1. Человек как универсальное существо и предмет междисциплинарного исследования.

2. Разделы антропологии, связь между ними.

3. Проблемное поле современной антропологии.

Семинар

1. Человек как универсальное существо и предмет междисциплинарного исследования.

2. Разделы антропологии, связь между ними.

3. Проблемное поле современной антропологии.

Тема 2. Проблема социоантропогенеза в антропологии.

Лекция 1:

1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.

2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.

3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.

Лекция 2:

1. Особенности и проблемы креационизма в антропологии.

2. Космологическая гипотеза происхождения человека, ее основные варианты.

3. Проблема социогенеза: биологические предпосылки и факторы.

Семинар 1:

1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.

2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.

3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.

Семинар 2:

Проводится в форме конференции-дискуссии в ходе которой студенты представляют наиболее заинтересовавшие их варианты теологической и космологической моделей антропогенеза. Обсуждение этих вариантов проводится с точки зрения того, почему они востребованы современным человеком, как они помогают гармонизировать человеческое бытие.

Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия.

Лекция:

1. Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции.

2. Основные миры смыслового пространства человеческой жизни.

3. Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира.

Семинар:

1.Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции.

2.Основные миры смыслового пространства человеческой жизни.

3.Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира.

Тема 4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде.

Лекция:

1. Труд как материальная основа производства и воспроизводства человеческой жизни.

2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

Семинар:

1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.

2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов.

Лекция:

1. Разумность как специфически человеческая черта.

2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа».

3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.

Семинар:

1.Разумность как специфически человеческая черта.

2.Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа».

3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности

Тема 6. Человек играющий в смысловом пространстве бытия.

Лекция:

1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

Семинар:

1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии.

Лекция:

1. Любовь как модус бытия человека в мире.

2. Формы проявления и типы любви.

3. Проблема распада любви. Патология любви.

Семинар:

1. Сущность и смысл любви.

2. Формы проявления и типы любви.

3. Проблема распада любви. Патология любви.

Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности

Лекция:

1. Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции.

2. Виды агрессивности.

3. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества.

Семинар:

1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности.

2. Символы зла в контексте человеческой культуры.

3. Проблема преодоления человеческой агрессии.

Тема 9. Человек перед лицом смерти.

Лекция:

1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

3. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых и мир мертвых».

Семинар:

1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов.

Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения

Лекция 1.

1. Проблема понимания, значения и смысла в методологии гуманитарного знания.

2. Системно-функциональный подход к проблеме смысла жизни: возможности и ограничения.

3. Пути выхода человека из статусно-ролевого смысложизненного «тупика».

Лекция 2.

1. Целевой подход к смыслу жизни: соотношение целей и средств их достижения.

2. Ценностный подход к смыслу жизни: проблема утраты и поиска идеалов.

3. Жизнь как высшая ценность и ориентир ценностного смыслотворчества.

Семинар 1:

1.Проблема понимания, значения и смысла в методологии гуманитарного знания.

2.Системно-функциональный подход к проблеме смысла жизни: возможности и ограничения.

3.Пути выхода человека из статусно-ролевого смысложизненного «тупика».

Семинар 2:

В начале семинарского занятия проводится анкетирование студентов, которым предлагается самостоятельно сформулировать определение понятия «смысл жизни человека»

1.Целевой подход к смыслу жизни: соотношение целей и средств их достижения.

2.Ценностный подход к смыслу жизни: проблема утраты и поиска идеалов.

3.Жизнь как высшая ценность и ориентир ценностного смыслотворчества.

Наши рекомендации