Поздравление и благожелание покаявшемуся и причастившемуся Святых Христовых Таин. Вступившему на путь истинной жизни требуется непрестанное памятование о Боге
Теперь, наверное, Вы уж исповедались и причастились. Поздравляю! Даруй, Господи, чтобы сие было Вам в окрыление духа, в прилепление сердца к Господу, в льготу и отраду на пути жизни, в нравственную крепость на дела богоугодные.
Но паче всего желаю Вам ощутить радость спасения в Господе. Ибо Господь в Вас, а где Господь, там и спасение. Один языческий царь, когда буря застала его на море и корабельники в страхе не знали, что делать, по свойственной ему заносчивости сказал: «Чего боитесь? Вы везете такого царя». То была пустая речь. Но Господь, когда однажды буря ветреная подвергала опасности корабль, на котором Он плыл с учениками чрез озеро Геннисаретское, и последние, не зная, что делать, воззвали к Нему: «Господи, спаси ны, погибаем!» — прежде запретил ветру и волнению водному и, когда уже улеглись волны и бысть тишина, сказал: «Где есть вера ваша?» (Лк. 8, 23–25). Таким образом, только в отношении ко Господу можно поистине говорить: чего боитесь? Господь с вами. Сие и говорю Вам: ни внутренних, ни внешних волн не бойтесь, ибо Господь с Вами. Не теряйте живой веры в сие, и сердце Ваше будет исповедать: аще… и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс. 22, 4). И всем причастникам прилично петь: Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль (Пс. 45, 8).
Теперь, обновленная, и благодатию Божиею укрепленная, и присутствием Господа воодушевляемая, исходите на дело Божие, Вами с таким усердием воспринятое, чтобы делать его до вечера жизни Вашей. В пособие Вам помяну об одном секрете достодолжной жизни о Господе — именно о непрестанном памятовании о Боге. В сем памятовании надо всячески укрепиться до того, чтобы оно было неотходно от внимания. Бог везде есть и всегда с нами, и при нас, и в нас есть. Но мы не всегда с Ним бываем, ибо не помним о Нем и, потому что не помним, позволяем себе много такого, чего не позволили бы, если бы помнили. Возьмите на себя труд навыкать этой памяти. Тут ничего особенного не требуется, только намерение принять и напрягаться помнить, что Господь в Вас есть, и близ есть, и смотрит на Вас и в Вас так же зорко, как кто смотрел бы Вам в глаза. Что бы Вы ни делали, все помните, что Господь близ и смотрит. Станете трудиться навыкать сему — и привыкнете, и, как только привыкнете или ещё только мало-мало навыкать станете, увидите, какое спасительное действие происходит от этого в душе. Не забывайте только, что память о Боге надо иметь не как о всякой другой вещи, но соединять её со страхом Божиим и благоговеинством. Благоговейными люди все от этого бывают.
Чтобы удобнее навыкнуть памятованию о Боге, для этого у христиан ревностных есть особый прием — именно непрестанно повторять коротенькую, слова в два-три молитовку. Большею частию это есть: Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешную! Если Вы этого ещё не слышали, так вот слышьте, и если так не делали, так начните делать с этих пор. Ходите ли, сидите ли, работаете ли, кушаете, ложитесь спать — все твердите: Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешную! От долгого упражнения в этом слова эти так навязнут на языке, что сами собою будут повторяться. А это очень остепеняет парение и блуждание мыслей. Но опять не забудьте соединять с словом сим благоговеинство.
Что ещё пригоже было бы Вам сказать теперь, я уже написал Вам, как только Вы изъявили решение взяться за дело как следует. Извольте снова то просмотреть. А что и кроме того надо напомнить Вам, о сем речь впереди.
Будьте благодушны и радуйтесь, что вступаете на путь искреннего служения Господу, путь верный, имеющий привесть Вас в наследие Царства Небесного. Да поможет Вам Господь и Пречистая Владычица!
Вступивший после покаяния и причащения на путь истинной жизни должен установить внутри себя мир. Правила для отогнания внутреннего нестроения: непрестанная память о Боге, решимость во всем большом и малом поступать по совести и терпеливое ожидание успехов
Хочу и ещё предложить Вам несколько указаний на то, что нужно Вам теперь при вступлении на новый путь.
Что дух наш есть дух ниспадший, это до осязательности сознает всякий, кто положит себе правилом построже наблюсти за деющимся внутри нас хоть в продолжение одного дня. Я уже Вам говорил об этом давным-давно. Припомните: именно что внутри нас смятение, что смятение это незаконно пришло и потому должно быть пресечено. Да Вы и сами когда-то писали, что не управитесь с неудержимою подвижностью внутри. Возобновляю в немногих словах изображение сего состояния.
Мысли ума нашего все обращены на земное, и никак не подымешь их к небу. Предмет их — суетное, чувственное, грешное. Видали Вы, как туман стелется по долине? Вот это точный образ мыслей наших. Все они ползают и стелются по земле. Но кроме этой низкоходности, они ещё бурлят непрестанно, не стоят на одном, толкутся, как туча комарей летом. Между тем они не остаются без действий.
Нет, под ними лежит сердце, и от них в сие сердце непрестанно падают удары и производят соответственное себе действие. Какая мысль, такое и движение сердца. Отсюда то радость, то досада, то зависть, то страх, то надежда, то самоуверенность, то отчаяние одни за другими возникают в сердце. Остановки нет и порядка никакого, так же как и в мыслях. Сердце непрестанно дрожит от чувств как осинов лист.
И на этом дело не останавливается. Мысль с чувством всегда рождает желание, более или менее сильное. Под мятущимися мыслями и чувствами беспорядочно мятутся и желания: то приобресть, другое бросить; одному подоброхотствовать, другому отомстить; то бежать от всех, то выступить на средину и действовать; в одном послушаться, а в другом поставить на своем; и прочее, и прочее, и прочее. Не то чтобы все это исполнялось, но загадки то на то, то на другое непрестанно роятся в душе. (Присмотрите за собою, когда, например, сидите Вы за работою, — все это увидите происходящим в себе, как на сцене.)
Так вот какое у нас нестроение и смятение внутри. От него нестроение и в жизни и мрак какой-то вокруг. И не ждите порядочной жизни, пока не уничтожите этого внутреннего нестроения. Оно и само по себе много зла причиняет, но особенно оно недоброкачественно потому, что к нему подседают бесы, и крутят, и мутят там внутри ещё более, направляя все на зло нам и на нашу пагубу.
Когда во время говения Вы осматривали себя и полагали одно устранить, а другое прибавить, то, конечно, не могли не обратить внимания и на внутреннее свое смятение и не вооружиться против него достодолжным ревнованием. И извольте паче и прежде всего напирать на этого внутреннего врага.
Вы положили твердое намерение работать Господу и Ему Единому принадлежать отселе. Таинство покаяния прощение Вам подало во всем и чистою Вас явило пред лицом Бога. Святое причащение ввело Вас в ближайшее общение или возобновило Ваше общение с Господом Иисусом Христом и всякою благодатною силою Вас преисполнило. И вот Вы снаряжены на дело.
Если бы для исправления нашей внутренней жизни достаточно было захотеть — и все бы там явилось в наилучшем виде, или дать слово — и за словом тотчас явилось бы и дело, то Вам более не о чем было бы и хлопотать. Все бы пошло у Вас как лучше и желать нельзя. Но таков уж закон нравственно-свободной жизни, наипаче в существе поврежденном, что и твердая решимость есть, и благодатная помощь готова, а все же надо напрягаться и бороться, и прежде всего с самим собою.
Вдруг внутреннее наше никогда не вставляется в должный порядок, а всегда по восприятии благого намерения и сподоблении пособствующей благодати чрез таинства требуется и предлежит опять усиленный труд над собою, над своим внутренним — труд и усилие, обращенные на то, чтобы царствующее внутри нестроение уничтожить и вместо него водворить порядок и строй, за чем последует внутренний мир и постоянное обрадовательное состояние сердца.
И вот что Вам теперь предлежит! Не думайте, однако ж, что Вам должно для этого переделать кучу дел или навязать на себя не знать сколько правил. Совсем нет. Два-три правильца, два-три предостережения — и все тут.
Внутри нестроение — это Вы опытно знаете. Его надо уничтожить — этого Вы хотите, на это решились. Беритесь же прямо за устранение причины сего нестроения. Причина нестроения та, что дух наш потерял сродную ему точку опоры. Опора его в Боге. Опять вступает на нее дух памятованием о Боге. Итак, первое: надо навыкать непрестанному памятованию о Боге со страхом и благоговеинством. Прошлый раз я писал об этом, и Вы согласились на это. Знаете, какой надо для этого употребить прием, и начали уже. Благослови, Господи! И извольте продолжать труд сей неопустительно. Все с Господом будьте, что бы Вы ни делали, и все к Нему обращайтесь умом, стараясь держать себя так, как кто держит себя пред царем. Скоро навыкнете, только не бросайте и не прерывайте. Если будете добросовестно исполнять это небольшое правило, то этим внутреннее смятение будет стеснено извнутри и, хоть будет прорываться то в виде помыслов пустых и недолжных, то в виде чувств и желаний неуместных, но Вы тотчас будете замечать сию неправость и прогонять этих непрошенных гостей, спеша всякий раз восстановлять единомыслие о Едином Господе.
Воодушевляю Вас! Возьмитесь поретивее и продолжайте, не прерывая — и скоро достигнете искомого. Установится благоговейное внимание в Едином Боге, а с Ним придет и мир внутренний. Говорю: скоро, однако ж не чрез день или два. Потребуются, может быть, месяцы. О, когда бы и не годы! Просите Господа, и Он Сам Вам поможет.
В пособие к сему приложите и следующее: ничего не делать, что запрещает совесть, и ничего не опускать, что велит она делать, большое ли то или малое. Совесть всегда есть наш нравственный рычаг. Что внутри нас детки наши — мысли, чувства и желания — предаются непозволительной резвости, причина сему, между прочим, и та, что совесть потеряла силу. Возвратите ей силу, изъявляя полную ей покорность. Вы теперь просветили её, выяснив все, что Вам должно делать и чего не делать. Извольте же следовать сему неуклонно, и так решительно, что хоть умереть, а ничего против совести не позволять себе сделать. Чем решительнее будете так поступать, тем могущественнее будет становиться совесть, тем полнее и сильнее будет она внушать Вам должное и отклонять от недолжного и в делах, и в словах, и в помышлениях — и внутреннее Ваше будет спешнее упорядочиваться. Совесть с благоговейною памятию Божиею — биющий ключ истинной духовной жизни. Припомните, что говорилось о духе в начале нашей беседы [7].
Больше этих двух правил ничего и не требуется. Дополните только их терпением. Вдруг не придет успех, надо ждать, трудясь, однако ж, неутомимо. Надо трудиться и, главное, ни в чем не уступать себяугодию или мироугодию. Непрестанные будут противления начатому порядку. Надо одолевать их, следовательно, напрягать силы и, следовательно, терпеть. Облекитесь же в это оружие всемощное и никогда не падайте духом, видя неудачи. Все придет со временем. Воодушевляйтесь в терпении сею надеждою. Что это так бывает, оправдано опытами всех людей, искавших и содевавших спасение.
Так вот и все! Памятовать благоговейно о Боге, следовать совести и вооружаться терпением с надеждою. Это немногое — семя всего. Благослови Вас, Господи, так настроиться и стоять в сем настроении.