Глава XVII. О жестокости и милосердии и о том, что лучше внушать: любовь или страх
Переходя к другим из упомянутых выше свойств[459], скажу, что каждый государь желал бы слыть милосердным, а не жестоким, тем не менее следует остерегаться злоупотреблять милосердием. Многие называли Чезаре Борджа жестоким, однако жестокостью своей он навел порядок в Романье, объединил ее, умиротворил и привел к повиновению. И если вдуматься, то он явил тем самым гораздо больше милосердия, чем флорентийский народ, который, опасаясь прослыть жестоким, допустил разрушение Пистойи. Поэтому государь, если он желает единения и послушания подданных, не должен принимать в расчет обвинений в жестокости: учинив несколько расправ, он кажется милосерднее, чем те, кто по избытку милосердия потворствуют беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от которых страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают единицы. Новому государю еще меньше, чем всякому другому, возможно избежать упреков в жестокости, ведь новой власти угрожает множество опасностей. Вергилий устами Дидонты говорит:
Res dura, et regni novitas me talia cogunt
Moliri, et late fines custode tueri[460].
Тем не менее новому государю не пристало быть легковерным, скорым на расправу и мнительным; во всех действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, не проявляя излишней доверчивости, чтобы не стать неосторожным, и не проявляя излишней недоверчивости, чтобы не раздражать людей.
По этому поводу ведется спор: лучше, чтобы государя любили, или наоборот. Говорится, что желательно то и другое одновременно; тем не менее, так как любовь плохо уживается со страхом и, стало быть, от чего-то надо отказаться, то скажу, что гораздо надежнее, чтобы тебя боялись, а не любили. Ибо в целом о людях можно сказать следующее: они неблагодарны и переменчивы, склонны к лицемерию и притворству, их отпугивает опасность и влечет нажива; пока ты делаешь им добро, они твои телом и душой, клянутся ничего для тебя не пожалеть — ни жизни, ни имущества, но только пока в них нет нужды, а как только ты возымеешь в них нужду, они тотчас от тебя отвернутся. И горе тому государю, который, поверя их посулам, проявит беспечность, ибо дружбу, которая покупается, а не приобретается величием души и благородством, купить можно, а приберечь на черный день — нет. Кроме того, люди меньше боятся обидеть того, кого любят, чем того, кого страшатся, ибо любовь скрепляется благодарностью, а этими скрепами люди, будучи дурны, легко пренебрегают ради корысти, тогда как страх скрепляется угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любовь, то хотя бы избежать ненависти, а внушить страх без ненависти вполне возможно, для этого нужно лишь не посягать на имущество граждан и подданных и на их женщин. Если государю требуется устранить чьего-либо родственника, это можно сделать, имея налицо подобающее основание и очевидную причину, но следует всемерно остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества. Тем более что причин отнять имущество всегда довольно, и если начать хищничать, то потом повод присвоить чужое всегда найдется; напротив, причин лишить кого-либо жизни и меньше, и отпадают они скорее.
Но когда государь ведет многотысячное войско, то он должен заранее смириться с тем, что прослывет жестоким, ибо, не прослыв таковым, нельзя поддерживать единства и боеспособности войска. Среди удивительных деяний Ганнибала числится следующее: отправившись воевать в чужие земли с огромным и разноплеменным войском, он удержал его от мятежа и внутренних раздоров как в дни удач, так и в дни поражений. Причина тут не в чем ином, как в его нечеловеческой жесткости, которая вкупе с доблестью и талантами неизменно внушала войску благоговение и ужас; без жестокости, одними достоинствами он бы никогда этого не достиг. Историки, между тем, судят необдуманно: с одной стороны, они превозносят следствие, с другой — осуждают главную его причину. [...] Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше государю: чтобы его любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по своей воле, а боятся — по воле государя, так что мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; надо лишь постараться не внушать ненависти, как о том сказано выше.