Из анонимного трактата XIV века «О порядке ведения парламента»
О делах, [подлежащих ведению] парламента
Дела, ради которых созван парламент, должны обсуждаться согласно парламентскому календарю и согласно порядку представленных и подшитых [зарегистрированных] петиций, так чтобы никому не оказывалось предпочтение; кто первый представил [петицию], тот первый и поведет [свое дело]. В парламентский календарь все дела парламента нужно заносить в следующем порядке: прежде всего дела о войне, если идет война, а также прочие дела, касающиеся лично короля, королевы и их детей; во вторую очередь — общие дела королевства, например, об установлении [новых] законов, направленных против недостатков прежних [законов], дела судей и управления, а также отправление правосудия — каковые более всего являются общими делами; в третью очередь должны быть занесены [в календарь] частные дела, и эти последние, согласно порядку подшитых петиций, как уже было сказано.
О [различных] рангах пэров[394]
Король есть глава, начало и конец парламента, поэтому он не имеет равного себе по рангу и таким образом первый ранг состоит из одного короля; второй ранг состоит из архиепископов, епископов, аббатов, приоров* — держателей на праве баронии; третий ранг — из прокторов* клира; четвертый ранг .— из графов, баронов и прочих магнатов и знатных людей королевства — держателей земель с доходом, равным доходам графства или баронии; пятый ранг состоит из рыцарей графств; шестой — из представителей городов и бургов. Итак, парламент в целом состоит из шести рангов. Но пусть будет известно, что если бы какой-нибудь из этих рангов отсутствовал, за исключением только короля, парламент все же считается в полном составе, если только представители всех вышеуказанных рангов были заранее вызваны должными королевскими приказами о явке в парламент.
Об отсутствии короля в парламенте
Король во всех случаях [всегда] должен лично присутствовать в парламенте, если этому не препятствует какой-нибудь телесный недуг; и в последнем случае он может находиться в своей палате, не выезжая, однако, за пределы манора или, по крайней мере, того города, где заседает парламент; при этом он должен вызвать двенадцать лиц из наиболее значительных и достойных членов парламента, а именно двух епископов, двух графов, двух баронов, двух рыцарей графств, двух горожан, двух жителей бургов, чтобы они увидели его и засвидетельствовали бы его состояние, и в их присутствии он должен уполномочить архиепископа [той] провинции [в которой собрался парламент], сенешала[395] и своего главного судью на то, чтобы они, все вместе и раздельно, открыли бы парламент и продолжали бы его вести от имени короля. В этих полномочиях должны быть ясно указаны причины отсутствия короля, достаточно убедительные для прочих знатных людей и магнатов парламента, с приложением письменного свидетельства вышеуказанных двенадцати пэров короля. [Все это необходимо] по причине того, что в парламенте из-за отсутствия короля нередко подымался шум и ропот, потому что весьма вредно и опасно для всей общины парламента и даже всего королевства, когда король отсутствует в парламенте; и он не должен и не может отсутствовать там, кроме как по вышеуказанной причине.
О вспомоществовании королю
Король обычно просил у своего королевства вспомоществование только в случае военной нужды, или когда нужно было возвести в рыцарское звание сыновей или выдать замуж дочерей; и в этих случаях такие вспомоществования должны испрашиваться в полном составе парламента, причем просьба об этом в письменном виде должна быть передана каждому рангу пэров парламента, и ответ на нее должен быть дан также в письменной форме. И пусть будет известно, что разрешение такого вспомоществования [парламентом] требует, чтобы все пэры парламента дали на это согласие; и следует заметить, что два рыцаря, явившиеся в парламент от графства, имеют более веский голос в парламенте в согласии или в возражении [на сбор вспомоществования], чем самый могущественный граф Англии и точно так же прокторы духовенства каждого епископства, если все они согласны [между собой], имеют в парламенте более веский голос, чем сам епископ; и то же относится ко всем делам, которые должны утверждаться, отклоняться или осуществляться парламентом. Из этого следует, что король может держать парламент с общиной своего королевства, в отсутствие епископов, графов и баронов, если они были вызваны в парламент, хотя бы ни один епископ, граф или барон не явился на эти вызовы; потому что в прежние времена не было ни епископов, ни графов, ни баронов, и все же короли и тогда держали свои парламенты. Но совершенно по-иному [обстоит дело] в противоположном случае: если общины — духовные и светские — с соблюдением всех правил были вызваны в парламент, но по каким-то причинам не захотели явиться [туда], считая, например, что король правит ими не так, как нужно, и указывая в подробностях, в чем он управляет плохо, то парламент не может состояться вовсе, хотя бы архиепископы, епископы, графы, бароны и все их пэры находились бы вместе с королем. Отсюда ясно, что все то, что должно быть осуществлено, утверждено или отклонено, уступлено или отвергнуто парламентом, должно получить согласие общины парламента, которая состоит из трех рангов или родов [членов] парламента, а именно — из прокторов духовенства, рыцарей графств, представителей городов и бургов, которые [вместе] представляют всю общину Англии, но [никак] не из магнатов*, потому что каждый из них заседает в парламенте за себя лично, а не за кого-нибудь другого.
ТЕМА 12