Сообщения шерифов о произведенных в графствах выборах рыцарей и горожан —
Представителей в парламент
Сообщение шерифа графства Девоншир (1290 год)
Рыцари Роберт де Водстон и Андрей Треллор избраны общиной всего графства и им даны полномочия, согласно содержанию этого приказа[351], и Джилберт Бикербы с Алланом Дедескомб поручились за них в том, что они явятся [в парламент] в указанный в приказе день[352].
Сообщение шерифа Оксфордшира и Беркшира (1295 год)
В графстве Оксфорд нет ни городов, ни бургов[353], кроме города Оксфорда. И приказ, который я получил, был передан бейлифам этого города, которые имеют право исполнять [на территории городского иммунитета*] королевские приказы[354], и они мне сообщили, что с согласия общины[355] города Оксфорда, согласно форме [королевского] приказа, выбрано два нижепоименованных горожанина...
Сообщение шерифа Линкольншира (1297 год)
Получив приказ, я без промедления, с согласия вышеуказанного графства произвел избрание Симона, сына Радульфа, и Ричарда Кэвела, двух из числа лучших и знающих законы рыцарей графства Линкольн, которые имеют полномочия за себя и за всю общину этого графства; и я нашел нижепоименованных поручителей, так что я могу обеспечить их явку к Эдуарду, любезному сыну нашего господина короля[356], в тот день и в то место, которые указаны в королевском приказе, для того чтобы они узнали и выполнили то, что там будет решено, в соответствии с тем, как этого требует приказ[357].
Сообщение шерифа Сэссекса и Сэрри (1297 год)
Я созвал к себе в Льюис всех рыцарей и свободных держателей графства Сэссекс, которые, однако, отказались произвести выборы рыцарей в отсутствие архиепископа Кентерберийского и других, как епископов, графов, баронов, рыцарей, так и прочих [людей], находящихся в войске господина короля за морем[358] и в других местах[359].
III. ПЕТИЦИИ И КОРОЛЕВСКИЕ ЗАПРОСЫ КОНЦА XIII — НАЧАЛА XIV ВЕКА
Петиции, подававшиеся на имя короля и его совета
Во время заседаний парламента от светских и духовных феодалов. 1290 год
Гильберт Умфраунвилль просит разрешения на передачу в феод своему первородному сыну Гильберту и его жене Маргарет своего манора* в Овертоне, с тем, чтобы он держал этот манор от своего отца в течение всей жизни последнего, а после его смерти от главного лорда этого феода за службы, которые следуют и установлены [за это держание][360].
Ответ: Король не желает иметь посредников. И поэтому не согласен.
1305 год
Петиция Вильяма де Инсула, который просит, чтобы его горожане города Тотнес были свободными от объезда шерифа[361], как это было всегда.
Ответ: Пусть будет проведено расследование о положении дел при его предшественниках и выяснено, какие данные имеются в его пользу.
1305 год
Петиция того же Вильяма, который просит, чтобы господин король уступил ему право returnus brevium[362] в указанном городе Тотнес, которым пользовались некогда его предшественники.
Ответ: Пусть предъявит доказательства и пусть будет проведено расследование о положении дела при его предшественниках.
1305 год
Петиция епископов, аббатов, графов, баронов и других людей королевства, которые просят короля ввиду того, что они выполнили в его пользу военную повинность по его приглашению во время его войны в Шотландии в 28-м и 31-м годах[363] его царствования, милостиво распорядиться о том, чтобы они могли собрать в свою пользу щитовые деньги*, которые им полагаются согласно решению короля и его совета и т.д.[364]
Ответ: Король желает, чтобы все, как духовные, так и светские лица, выполнявшие свою военную повинность, получили бы то, что они просят в этой петиции, однако в соответствии с тем, что было решено об обложении щитовыми деньгами в королевском совете. Прелаты, графы, бароны и другие магнаты согласились на то, чтобы каждый щит уплатил 40 шилл. и чтобы щитовые деньги собирались в течение двух лет, если будет угодно королю.
Петиции от городов 1290 год
Ткачи города Оксфорда, которых раньше было 15 человек, обычно уплачивали господину королю 62 шилл. в год[365], теперь же их осталось только 7, и они обнищали, [поэтому] просят, чтобы, учитывая их бедность, им разрешили платить господину королю ½ марки в год, иначе они готовы вернуть господину королю его хартию, которую они имеют, и переселиться в какое-либо другое место и перенести туда свои дома.
Ответ: Пусть платят фирму[366] [в прежнем размере] или уходят [из города].
1302 год
Горожане города Линкольна и купцы графства Линкольна обращаются к королю и его совету с просьбой: поскольку король Генрих[367], отец теперешнего господина короля[368], приказал в своем открытом письме, адресованном ко всем духовным лицам этого графства, чтобы они не скупали шерсть и другие товары и не продавали бы их иностранным купцам вместе с шерстью, произведенной в их владениях, к разорению указанного города Линкольна и других торговых местечек в этом графстве, благодаря чему уменьшаются получаемые королем фирмы и нарушается поступление обычных торговых пошлин, как это подробно изложено в вышеуказанном письме, копия которого приложена к этой петиции. [Они просят], чтобы господин король соизволил направить приказ шерифу* Линкольншира, чтобы дело велось согласно форме вышеуказанного «открытого письма", так как иначе причиняется ущерб [королю] и происходит сокращение фирм и торговых пошлин господина короля и разорение вышеупомянутого города Линкольна и других торговых местечек этого графства, как это подробно изложено в этом открытом письме.
Ответ: Пусть будет приказано шерифу в той же форме, как раньше, и пусть будет исполнено.
1305 год
Петиция мэра и горожан города Бристоля, которые просят, чтобы люди, которые держат земли и получают ренты с земель Магистра и братьев тамплиеров* в городе Бристоле, подлежали бы обложению тальей[369] и участвовали бы в уплате тальи, следуемой королю с этого города вместе с его горожанами, поскольку они (тамплиеры) ведут торговлю [в этом городе] и пользуются другими вольностями и выгодами, которые относятся к этому городу.
Ответ: Пусть их принуждают к участию в уплате тальи, и пусть просителям будет оказана справедливость. И сверх того, пусть мэру и бейлифам Бристоля будет выдан приказ [об этом] из канцелярии.
1305 год
Жалоба бедных горожан города Ньюкасл на реке Тайн, которые просят помощи. Хотя предшественники теперешнего короля своими хартиями, которые теперешний король подтвердил, даровали всем горожанам этого города различные вольности, [а именно], чтобы они могли свободно покупать и продавать всякого рода товары в разных городах Англии, богатые горожане этого города препятствуют бедным горожанам пользоваться этими и другими нижеследующими вольностями: так, если какой-либо бедный горожанин делает в своем доме сукно, согласно ассиз[370], то он может продать его только оптом и т. д.; если в порт заходит корабль, груженный соленой рыбой, богатые не разрешают беднякам что-либо с него покупать сверх того, что им нужно для домашнего потребления, и также [не разрешается] выставлять для продажи в тавернах купленное вино или покупать и продавать необработанные кожи для дубления или овчины, или шерсть стоунами*, и если они, [бедняки], это делают, то богачи подвергают их тяжелым штрафам.
И они также просят, чтобы мэр и бэйлифы* представили отчет о деньгах, которые они по разным поводам собирали с общины указанного города.
Ответ: Пусть казначею и баронам казначейства будет поручено специальным приказом из канцелярии вызвать к себе и выслушать обе стороны, [с тем чтобы решить], что нужно предпринять; и пусть бедные горожане пришлют одного представителя за всех.