Привилегия императора Священной Римской империи

Фридриха II (1212-1250) «Во благо князей церкви» (1220 год)

Во имя святой и нераздельной Троицы, Фридрих II, споспешествующей Божьей милостью Римский король, всегда священный и король Сицилии...

1) Во-первых, обещаем, что никогда впредь при смерти какого-либо церковного князя не будем присваивать наше­му фиску* его наследство и запрещаем любому мирянину присваивать его себе под каким бы то ни было предлогом, но пусть отойдет оно к преемнику, если предшественник умер без завещания; его завещание, если сделает таковое, мы считаем действительным. Если же кто, вопреки это­му постановлению, осмелится присвоить себе наследство, пусть считается опальным и вне закона и пусть навсегда лишится феода* или бенефиция*, если имеет таковой.

2) Также впредь не будем без их совета или против их воли вводить новые пошлины и новые монеты в их тер­риториях или подсудных им областях, но будем крепко и неизменно сохранять и защищать старые пошлины и мо­нетные права, уступленные их церквам, и сами не будем их нарушать и не позволим нарушать другим; ведь обычно монеты из-за сходства чекана смешиваются и обесценива­ются, чему мы всячески будем препятствовать.

3) А людей, состоящих в личной от них зависимости того или иного рода и уклонившихся по какой-либо при­чине от своих к ним обязанностей, мы не станем прини­мать в города наши, во вред их господам. Желаем также, чтобы это вообще соблюдалось как ими самими между со­бой, так и светскими господами по отношению к ним.

4) Также постановляем, чтоб никто не причинял вре­да какой-либо церкви в ее землях из-за фиска этих земель; а если причинит вред, то возместит вдвойне и уплатит казне 100 марок серебра.

5) Также если кто из них своего вассала, который его оскорбил, изобличит по феодальному праву и тем вернет феод, мы охраним этот феод для него. И если он по своей доброй воле и щедрости нам захочет передать феод, то мы примем его, независимо от нашей дружбы или вражды. Но если у церковного князя случится пустовать каким-либо образом феоду, даже благодаря смерти инфеодированно-го*, то мы собственной властью, точнее, насилием, в него ни в коем случае не вступим, если не сможем полу­чить по доброй воле и щедрой уступке, а наоборот, все­мерно будем защищать феод для него.

6) Далее, как это справедливо, мы будем избегать от­лученных ими, но только в том случае, если они укажут нам их устно или письменно или через добрых и надеж­ных послов; и пока не снято будет отлучение, не позво­лим им участвовать в суде с тем различием, что отлуче-г ние не освобождает их от ответа обвинителям, однако же без защитников, но они лишаются права участвовать в судоговорении, давать показания и обвинять других.

7) И так как меч светский создан в помощь мечу ду­ховному, то вслед за отлучением, если одним из выше­указанных способов нам станет известно, что они состо­ят в отлучении более шести недель, — последует наша опала, и она не отменяется до снятия отлучения.

8) Вот так и всеми иными способами, а именно спра­ведливым и грозным судом, мы накрепко обещаем помо­гать им и оборонять, и они в свою очередь клятвенно обе­щали посильно и действенно помогать против всякого, кто насильственно воспротивился бы нам, когда мы судом сво­им хотим поддержать их.

9) Также постановляем, чтобы никакие постройки, именно замки и города, не воздвигались в поместьях церк­вей либо для фогта*, либо под каким-нибудь другим пред­логом. И если какие-то случайно воздвигнут против воли тех, кому принадлежат поместья, то пусть будут королев­ской властью разорены.

10) Также по примеру деда нашего, блаженной памя­ти императора Фридриха, запрещаем кому бы то ни было из королевских чинов наших присваивать себе в городах этих князей какую-либо юрисдикцию и в таможенных, и в монетных, и в иных делах, кроме как в течение недели до заседания нашей курии, там всенародно объявленной, и в течение недели после нее. Но и в течение этих дней пусть не осмеливаются они в чем-либо преступать юрис­дикцию (местного) государя и обычаи города. Всякий же раз, как мы вступим в какой-либо город не ради заседа­ний государственной курии, они в нем не будут иметь никаких прав, но местный государь и господин пусть пользуется всей полнотой власти.

11) ...Постановляем, чтобы наследники наши и преем­ники во власти нерушимо сохраняли это, исполняли и всемерно принуждали светских лиц соблюдать на пользу церквей.

ТЕМА 11

Наши рекомендации