О том, что капитаны и матросы не могут покинуть корабль вне Дубровника

Капитан и матросы, отправляющиеся из доли прибы­ли на каком-либо корабле, выходящем из Дубровника, не могут [оставить службу и] покинуть корабль ни в каком месте без согласия судовладельца или его уполномоченно­го. И кто нарушит это [предписание], пусть платит 25 перперов, половина этой суммы поступает коммуне, другая — кораблю с капитаном и матросами. Кто покинет ко­рабль в Дубровнике без разрешения судовладельца или его уполномоченного, платит 10 перперов, половина их идет коммуне, а половина — кораблю с капитаном и матроса­ми; исключая тот случай, когда [для ухода] имеется серь­езная причина, о которой следует заявить через князя и его курию.

XII

О том, как матросы должны завершать плавание на корабле

Все матросы, которые нанимаются за плату и на оп­ределенное плавание, должны выполнить это плавание от начала до конца, загружая и разгружая судно. И если су­довладелец или его уполномоченный захотят в каком-либо месте выгрузить до половины груза или погрузить на суд­но другие товары для извлечения своей выгоды, то они вправе это сделать, если отправились в плавание без куп­цов. А.если же на судне находятся купцы, то судовладе­лец или его уполномоченный должны все согласовывать с ними. И матросы обязаны выполнить плавание полнос­тью, как это было сказано, и если кто-нибудь из них вос­противится этому и оставит корабль, должен возвратить владельцу судна или уполномоченному все, что получил, а также рассчитывал получить в качестве зарплаты, в двой­ном размере. Если же судовладелец или его уполномочен­ный к установленному договором сроку не выплатят зар­плату матросам, после этого срока они обязаны согласно тому же договору заплатить матросам в двойном размере.

XIII

О том, что капитан и матросы не имеют права продать корабль

Также постановляем, что ни один капитан или матро­сы не имеют права продать какой-либо корабль без согла­сия владельца или владельцев корабля. И если капитан или матросы продадут корабль, то они обязаны возместить в двойном размере убыток, который владелец или владель­цы объявят под клятвой; половина этой суммы идет ком­муне, а половина — владельцу или владельцам корабля.

XV

О соглашении между владельцем корабля и капитаном с матросами

Если владелец какого-либо корабля передает капитану и матросам вне Дубровника свой корабль, был ли он [только что] куплен за пределами Дубровника или [давно] является его собственностью, нужно знать, что любой договор, который владелец корабля заключил с капитаном и матросами, должен оставаться в силе.

XVI

О владельце корабля, который отправляется на нем в плавание в качестве матроса

Владелец корабля, который идет на нем в плавание в качестве матроса, не может делать на корабле какие-либо распоряжения, если они не относятся к его собственной доле корабля. Что же касается долей других судовладель­цев, то он не смеет ни во что вмешиваться, если не имеет на то разрешения своих совладельцев, исключая общее корабельное оснащение, о котором было сказано в этих постановлениях.

XVII

О необходимых расходах на корабле

Подтверждаем, что если необходимы какие-либо рас­ходы на каком-либо корабле и большинство судовладель­цев будет согласно произвести эти траты, а меньшинство не согласится, то нужно знать, что большинство [его мне­ние] побеждает. И если побежденное меньшинство судо­владельцев заявит, что не имеет средств для этих расхо­дов или не хочет их нести, пусть знают, что другие пай­щики могут изъять деньги из дохода, причитающегося на доли корабля, и именно на доли тех, которые не хотят производить эти расходы как можно выгоднее; кроме того,? судовладельцы могут поручить капитану взять деньги из средств энтеги или из средств корабля, или из какого-либо дохода, который он сумеет найти. И если кто-либо из судовладельцев захочет пойти матросом на тот самый ко­рабль, другие судовладельцы [компаньоны] не могут это­му воспрепятствовать и удерживать его от плавания.

XVIII

О выборе капитана

Когда владельцы какого-либо корабля соберутся для выбора капитана, нужно знать, что большая часть владель­цев должна победить меньшую часть, и какого человека большая часть владельцев изберет капитаном, тот и будет капитаном.

XIX

Наши рекомендации