О том, что капитаны и матросы не могут покинуть корабль вне Дубровника
Капитан и матросы, отправляющиеся из доли прибыли на каком-либо корабле, выходящем из Дубровника, не могут [оставить службу и] покинуть корабль ни в каком месте без согласия судовладельца или его уполномоченного. И кто нарушит это [предписание], пусть платит 25 перперов, половина этой суммы поступает коммуне, другая — кораблю с капитаном и матросами. Кто покинет корабль в Дубровнике без разрешения судовладельца или его уполномоченного, платит 10 перперов, половина их идет коммуне, а половина — кораблю с капитаном и матросами; исключая тот случай, когда [для ухода] имеется серьезная причина, о которой следует заявить через князя и его курию.
XII
О том, как матросы должны завершать плавание на корабле
Все матросы, которые нанимаются за плату и на определенное плавание, должны выполнить это плавание от начала до конца, загружая и разгружая судно. И если судовладелец или его уполномоченный захотят в каком-либо месте выгрузить до половины груза или погрузить на судно другие товары для извлечения своей выгоды, то они вправе это сделать, если отправились в плавание без купцов. А.если же на судне находятся купцы, то судовладелец или его уполномоченный должны все согласовывать с ними. И матросы обязаны выполнить плавание полностью, как это было сказано, и если кто-нибудь из них воспротивится этому и оставит корабль, должен возвратить владельцу судна или уполномоченному все, что получил, а также рассчитывал получить в качестве зарплаты, в двойном размере. Если же судовладелец или его уполномоченный к установленному договором сроку не выплатят зарплату матросам, после этого срока они обязаны согласно тому же договору заплатить матросам в двойном размере.
XIII
О том, что капитан и матросы не имеют права продать корабль
Также постановляем, что ни один капитан или матросы не имеют права продать какой-либо корабль без согласия владельца или владельцев корабля. И если капитан или матросы продадут корабль, то они обязаны возместить в двойном размере убыток, который владелец или владельцы объявят под клятвой; половина этой суммы идет коммуне, а половина — владельцу или владельцам корабля.
XV
О соглашении между владельцем корабля и капитаном с матросами
Если владелец какого-либо корабля передает капитану и матросам вне Дубровника свой корабль, был ли он [только что] куплен за пределами Дубровника или [давно] является его собственностью, нужно знать, что любой договор, который владелец корабля заключил с капитаном и матросами, должен оставаться в силе.
XVI
О владельце корабля, который отправляется на нем в плавание в качестве матроса
Владелец корабля, который идет на нем в плавание в качестве матроса, не может делать на корабле какие-либо распоряжения, если они не относятся к его собственной доле корабля. Что же касается долей других судовладельцев, то он не смеет ни во что вмешиваться, если не имеет на то разрешения своих совладельцев, исключая общее корабельное оснащение, о котором было сказано в этих постановлениях.
XVII
О необходимых расходах на корабле
Подтверждаем, что если необходимы какие-либо расходы на каком-либо корабле и большинство судовладельцев будет согласно произвести эти траты, а меньшинство не согласится, то нужно знать, что большинство [его мнение] побеждает. И если побежденное меньшинство судовладельцев заявит, что не имеет средств для этих расходов или не хочет их нести, пусть знают, что другие пайщики могут изъять деньги из дохода, причитающегося на доли корабля, и именно на доли тех, которые не хотят производить эти расходы как можно выгоднее; кроме того,? судовладельцы могут поручить капитану взять деньги из средств энтеги или из средств корабля, или из какого-либо дохода, который он сумеет найти. И если кто-либо из судовладельцев захочет пойти матросом на тот самый корабль, другие судовладельцы [компаньоны] не могут этому воспрепятствовать и удерживать его от плавания.
XVIII
О выборе капитана
Когда владельцы какого-либо корабля соберутся для выбора капитана, нужно знать, что большая часть владельцев должна победить меньшую часть, и какого человека большая часть владельцев изберет капитаном, тот и будет капитаном.
XIX