ИСТОЧНИКИ VII—IX ВЕКОВ ОБ ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВА К ЦЕРКВИ

19. Из грамоты короля Дагоберта, жалующей иммунитет Рейхсбахскому монастырю (635 год)

...Угодно нам было добавить, чтобы никто из госу­даревых должностных лиц ни в настоящем, ни в будущем не смел входить для разбора судебных дел или для ка­ких-либо сборов на земли, право на владение коими ког­да-либо пожаловано [монастырю], или нашими щедро­тами, или приношениями означенных, Дадона[110], его брать­ев, его родителей или кого-либо иного. По праву полного иммунитета* пусть означенный монастырь и братья его владеют пожалованными им всеми судебными штрафами и пусть все, что там казна с их людей — свободных или рабов, или иных, проживающих на их землях, — или как-либо иначе могла бы получить, идет по милости нашей на лампады означенного святого места и на жа­лование рабам Божиим как при нашей жизни, так и в последующее время...

20. Из формулы Маркульфа (кн. I, № 3, около 700 года)

По просьбе епископа такого-то ради снискания себе награды в вечной жизни пожаловали мы ему благодеяние, состоящее в том, что в пределы поместий церкви этого епископа, как тех, которые она в настоящее время имеет пожалованными нами или кем-либо иным, так равно и тех, кои милосердие Божие в дальнейшем соизволит передать в собственность этого святого места, не смеет входить ни одно государево должностное лицо для слу­шания судебных дел или взыскания каких-либо служеб­ных штрафов, но сам епископ и преемники его во имя Божие, в силу полного иммунитета пусть владеют всеми означенными правами... Постановляем посему, чтобы ни вы, ни помощники и преемники ваши и никакое другое лицо, облеченное властью, ни в какое время не осме­ливалось входить на землю церкви... ни для слушания судебных дел, ни для взыскания штрафов по каким-либо судебным решениям, ни для пользования постоем и про­довольствием, ни для задержания поручителей. И все, что могла бы получить там казна со свободных или не­свободных и иных людей, пусть навеки поступает на лам­пады означенной церкви.

21. Грамота короля Хильдеберта III монастырю св. Сергия и Медарда в Анжере (около 705 года)

Предписываем ...чтобы ни вы, ни ваши помощники и заместители, ни какой-либо другой наделенный судебной властью человек не посмел входить [на территорию мо­настыря] ни для производства административных дел, ни для истребования судебных штрафов, ни для располо­жения постоем, ни для слушания судебных дел, ни для взятия поручителей, ни для востребования каких-либо других повинностей, и никто из вас отнюдь да и не по­смеет требовать [с монастыря] того, что могла бы полу­чить или взыскать с него казна; только каждый год, как в наше время, так и в будущем, должны вноситься в наше казначейство через посредство самого аббата или его уполномоченного 12 солидов*.

22. Карл Великий подтверждает иммунитет* монастырю Сен-Жермен-де-Пре(Геристаль, 772 г.)

И нам, и многим хорошо известно, что церковь св. Вин­сента и св. Германа, построенная у города Парижа, где покоится сам [ее] дражайший господин, имеет от наших родителей, прежних королей, и от нас нерушимый им­мунитет на все виллы, поля и земли. И мы ради получения награды [на небесах] по просьбе почтенного мужа аббата Лантфреда... поклоняясь этому святому месту, подтвер­ждаем нашим предписанием права на виллы, поля и зем­ли, как по ту, так и по эту сторону Луары и в любых других местах нашего с Божьей помощью королевства, где, как известно, имеются владения монастыря, [при­обретенные] базиликой* св. Винсента и св. Германа как по иммунитетной грамоте, так и по другим документам, и все, что ей туда откуда-нибудь было послано, передано и принесено богобоязненными людьми, и вновь даруем нерушимый иммунитет с тем, чтобы все, что мог иметь наш фиск* от всех людей, проживающих, как известно, на землях этой церкви св. Винсента и св. Германа... Полу­чила бы сама церковь без права въезда [туда] какого-либо судьи и каких-либо [к ней] претензий.

Этим предписанием мы приказываем, чтобы ни вы, ни ваши подчиненные, ни ваши преемники, ни кто-либо из судебных властей в поместья (curtes) или земли вы­шеупомянутой церкви, которыми она владеет в настоящее время или которые ей были ранее переданы и принесены богобоязненными людьми, совершенно не осмеливались бы войти ни для слушания дела, ни для взимания су­дебного штрафа (freta), ни для осуществления принуж­дения, ни на постой, ни для требования средств на со­держание [этих судей].

Перечисленные требования, которые имели место и в наши времена, и во время ваших предшественников, пусть будут выполнены с Божьей помощью на вечные времена так, чтобы, как сказано, от всех людей, которые обитают, как мы знаем, на землях вышеупомянутой цер­кви, вы бы не стремились каким-либо образом изымать или требовать поголовный налог (de caput eorum) и все прочие подати, которые наш фиск мог там собирать...

23. Саксонская правда (около 802 года)

XXI

Кто убьет человека в церкви или что-либо из нее украдет, или взломает ее, или сознательно даст [по этому делу] ложную клятву, платится жизнью.

XXIII

Кто устроит засаду и убьет человека, идущего в цер­ковь или из церкви в праздничный день, т. е. в вос­кресенье, Пасху, Пятидесятницу, Рождество Господне, в день святой Марии, св. Иоанна Крестителя, св. Петра и св. Мартина, платится жизнью; если же не убьет, а только устроит засаду, платит банн[111]

XXVIII

Человек, осужденный на казнь, никогда да не ведает мира, если же укроется в церкви, его следует выдать.

24. Записка о службах монастырей (817 год)

...в 817 г. Людовик[112], светлейший, августейший... среди прочих распоряжений постановил и велел записать, какие монастыри в королевстве и империи должны давать по­дарки и нести военную службу, какие — только давать подарки без военной службы, какие — ни подарков, ни военной службы, но должны лишь молиться за благо­получие императора и его сыновей и за незыблемость империи.

Это те монастыри, которые дают подарки и несут во­енную службу, числом четырнадцать (следует пере­чень)... Это те, которые дают только подарки, без военной службы, числом шестнадцать (следует перечень)... Это те, которые не должны ни давать подарки, ни нести во­енную службу... числом восемнадцать (следует пере­чень)...

25. Законы Этельберта (около 600 года)

Вот законы, которые король Этельберт ввел при жизни Августина.

1. [Кража] имущества бога и церкви карается 12-крат­ным возмещением; [кража] имущества епископа* — И-кратным; имущества священника* — 9-кратным; ди­акона* — 6-кратным; клирика* — 3-кратным. [Наруше­ние] церковного мира [должно быть возмещено] двукрат­ным возмещением, мира в народном собрании — вдвое.

26. Законы Уитреда (695 или 696 год)

Наши рекомендации