ИСТОЧНИКИ VII—IX ВЕКОВ ОБ ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВА К ЦЕРКВИ
19. Из грамоты короля Дагоберта, жалующей иммунитет Рейхсбахскому монастырю (635 год)
...Угодно нам было добавить, чтобы никто из государевых должностных лиц ни в настоящем, ни в будущем не смел входить для разбора судебных дел или для каких-либо сборов на земли, право на владение коими когда-либо пожаловано [монастырю], или нашими щедротами, или приношениями означенных, Дадона[110], его братьев, его родителей или кого-либо иного. По праву полного иммунитета* пусть означенный монастырь и братья его владеют пожалованными им всеми судебными штрафами и пусть все, что там казна с их людей — свободных или рабов, или иных, проживающих на их землях, — или как-либо иначе могла бы получить, идет по милости нашей на лампады означенного святого места и на жалование рабам Божиим как при нашей жизни, так и в последующее время...
20. Из формулы Маркульфа (кн. I, № 3, около 700 года)
По просьбе епископа такого-то ради снискания себе награды в вечной жизни пожаловали мы ему благодеяние, состоящее в том, что в пределы поместий церкви этого епископа, как тех, которые она в настоящее время имеет пожалованными нами или кем-либо иным, так равно и тех, кои милосердие Божие в дальнейшем соизволит передать в собственность этого святого места, не смеет входить ни одно государево должностное лицо для слушания судебных дел или взыскания каких-либо служебных штрафов, но сам епископ и преемники его во имя Божие, в силу полного иммунитета пусть владеют всеми означенными правами... Постановляем посему, чтобы ни вы, ни помощники и преемники ваши и никакое другое лицо, облеченное властью, ни в какое время не осмеливалось входить на землю церкви... ни для слушания судебных дел, ни для взыскания штрафов по каким-либо судебным решениям, ни для пользования постоем и продовольствием, ни для задержания поручителей. И все, что могла бы получить там казна со свободных или несвободных и иных людей, пусть навеки поступает на лампады означенной церкви.
21. Грамота короля Хильдеберта III монастырю св. Сергия и Медарда в Анжере (около 705 года)
Предписываем ...чтобы ни вы, ни ваши помощники и заместители, ни какой-либо другой наделенный судебной властью человек не посмел входить [на территорию монастыря] ни для производства административных дел, ни для истребования судебных штрафов, ни для расположения постоем, ни для слушания судебных дел, ни для взятия поручителей, ни для востребования каких-либо других повинностей, и никто из вас отнюдь да и не посмеет требовать [с монастыря] того, что могла бы получить или взыскать с него казна; только каждый год, как в наше время, так и в будущем, должны вноситься в наше казначейство через посредство самого аббата или его уполномоченного 12 солидов*.
22. Карл Великий подтверждает иммунитет* монастырю Сен-Жермен-де-Пре(Геристаль, 772 г.)
И нам, и многим хорошо известно, что церковь св. Винсента и св. Германа, построенная у города Парижа, где покоится сам [ее] дражайший господин, имеет от наших родителей, прежних королей, и от нас нерушимый иммунитет на все виллы, поля и земли. И мы ради получения награды [на небесах] по просьбе почтенного мужа аббата Лантфреда... поклоняясь этому святому месту, подтверждаем нашим предписанием права на виллы, поля и земли, как по ту, так и по эту сторону Луары и в любых других местах нашего с Божьей помощью королевства, где, как известно, имеются владения монастыря, [приобретенные] базиликой* св. Винсента и св. Германа как по иммунитетной грамоте, так и по другим документам, и все, что ей туда откуда-нибудь было послано, передано и принесено богобоязненными людьми, и вновь даруем нерушимый иммунитет с тем, чтобы все, что мог иметь наш фиск* от всех людей, проживающих, как известно, на землях этой церкви св. Винсента и св. Германа... Получила бы сама церковь без права въезда [туда] какого-либо судьи и каких-либо [к ней] претензий.
Этим предписанием мы приказываем, чтобы ни вы, ни ваши подчиненные, ни ваши преемники, ни кто-либо из судебных властей в поместья (curtes) или земли вышеупомянутой церкви, которыми она владеет в настоящее время или которые ей были ранее переданы и принесены богобоязненными людьми, совершенно не осмеливались бы войти ни для слушания дела, ни для взимания судебного штрафа (freta), ни для осуществления принуждения, ни на постой, ни для требования средств на содержание [этих судей].
Перечисленные требования, которые имели место и в наши времена, и во время ваших предшественников, пусть будут выполнены с Божьей помощью на вечные времена так, чтобы, как сказано, от всех людей, которые обитают, как мы знаем, на землях вышеупомянутой церкви, вы бы не стремились каким-либо образом изымать или требовать поголовный налог (de caput eorum) и все прочие подати, которые наш фиск мог там собирать...
23. Саксонская правда (около 802 года)
XXI
Кто убьет человека в церкви или что-либо из нее украдет, или взломает ее, или сознательно даст [по этому делу] ложную клятву, платится жизнью.
XXIII
Кто устроит засаду и убьет человека, идущего в церковь или из церкви в праздничный день, т. е. в воскресенье, Пасху, Пятидесятницу, Рождество Господне, в день святой Марии, св. Иоанна Крестителя, св. Петра и св. Мартина, платится жизнью; если же не убьет, а только устроит засаду, платит банн[111]
XXVIII
Человек, осужденный на казнь, никогда да не ведает мира, если же укроется в церкви, его следует выдать.
24. Записка о службах монастырей (817 год)
...в 817 г. Людовик[112], светлейший, августейший... среди прочих распоряжений постановил и велел записать, какие монастыри в королевстве и империи должны давать подарки и нести военную службу, какие — только давать подарки без военной службы, какие — ни подарков, ни военной службы, но должны лишь молиться за благополучие императора и его сыновей и за незыблемость империи.
Это те монастыри, которые дают подарки и несут военную службу, числом четырнадцать (следует перечень)... Это те, которые дают только подарки, без военной службы, числом шестнадцать (следует перечень)... Это те, которые не должны ни давать подарки, ни нести военную службу... числом восемнадцать (следует перечень)...
25. Законы Этельберта (около 600 года)
Вот законы, которые король Этельберт ввел при жизни Августина.
1. [Кража] имущества бога и церкви карается 12-кратным возмещением; [кража] имущества епископа* — И-кратным; имущества священника* — 9-кратным; диакона* — 6-кратным; клирика* — 3-кратным. [Нарушение] церковного мира [должно быть возмещено] двукратным возмещением, мира в народном собрании — вдвое.
26. Законы Уитреда (695 или 696 год)