Павел подвергает суровой критике своих оппонентов
5:7,8.Древние авторы часто сравнивали следование нравственным принципам в жизни со спортивными соревнованиями по бегу. Павел здесь говорит о том, кто останавливает бегущих, ставя им препятствия и, тем самым, заставляя их сойти с дистанции, как бы «отрезая их» от участия в бегах. "Ораторы любили использовать игру слов, и у Павла здесь, возможно, присутствует аллюзия на обрезание (которое тоже предполагает «отрезание»), как и в 5:12.
5:9,10.Одно из главных свойств закваски в том, что она распространяется по всему тесту; Павел использует ту же мысль (возможно, древнюю поговорку) в 1 Кор. 5:6, чтобы предостеречь от негативных последствийнеконтролируемых духовных прегрешений.
5:11.Если бы Павел стремился обратить язычников в иудаизм обычным путем (обрезание — для мужчин, крещение — и для мужчин, и для женшин), он не столкнулся бы с противостоянием иудеев. Именно оппоненты в Галатии, более чувствительные к своим собственным культурным традициям, чем к особенностям галатийской культуры, принудили его к этому (6:12,13). (Если его читатели проживали в Южной Галатии, то о некоторых из подобного рода преследований можно прочитать в Деян. 13, 14.)
5:12.Они «удалены были» или сами себя «отсекли» от этого сообщества. Но большинство комментаторов трактуют эти слова как нанесение себе «увечья» (NASB) или «кастрация» (NRSV, TEV) самих себя. Многие язычники рассматривали обрезание как увечье, и римский император Адриан позднее поставил этот обряд вне закона, связав его с запретом на кастрацию. А Павлу, как иудею, хорошо известно, что в иудаизме особенно ненавидели евнухов — кастрированных мужчин (Втор. 23:1). И хотя Павел намеренно избегает прямых обличений и резких выражений, вряд ли это оскорбление было не замечено оппонентами, — такая остроумная форма выражения оскорбления считалась искусным риторическим приемом. Павел здесь в большей степени увлечен критикой своих оппонентов, чем обвинением самих галатов.
Исполнение закона
5:13,14.Другие иудейские учителя тоже подытоживали эту заповедь "закона, цитируя Лев. 19:18. А Павел предпочитает такой вариант всем другим, поскольку это была формулировка, предложенная Иисусом (Мк. 12:31).
5:15.В древности (особенно во времена "Ветхого Завета, см., напр.: Прит. 30:14) была популярна метафора, даже гротеск, — «поедание» друг друга. Это считалось страшным роком или немыслимым нечестием(каннибализм в древности пугал людей даже больше, чем в современном мире).
5:16.«Поступайте по духу», т. е. ходите путями Господа в праведности, в законе, — это выражение характерно для Ветхого Завета и иудаизма (см., напр.: Лев. 26:3). Здесь оно означает призыв не идти на поводу у других, а вести надлежащий образ жизни. Иудейские учителя описывали свои нравственные установления, которые опираются на ветхозаветный закон, как halakah, что букв, означает «ходить». Хотя это выражение не было характерно для греческого языка, читатели Павла (особенно те, кто был знаком с Ветхим Законом и иудаизмом) вполне могли его понять. Возможно, у Павла здесь ссылка на Иез. 36:27: когда в конце времен Бог даст Своего Духа Своему народу, он будет «ходить» во всех Его заповедях, хотя и не сможет соблюсти праведность закона своими силами.
5:17.«Плоть» — слабая и преходящая смертная природа человека, и означает самое лучшее (или худшее), что может сделать человек в себе. Поскольку «плоть» не имеет ничего общего с силой Божьей, каждый может предстать либо как человек Духа (христианин), либо как человек плоти (который строит свою жизнь собственными силами, не полагаясь на Бога); человек не может одновременно идти этими двумя разными путями (5:16,18). См. коммент. во введении к Рим. 8:1 — 11.
5:18.Философы часто говорят, что мудрому человеку не нужны законы, потому что он сам способен выбрать правильный путь по закону, записанному в его сердце; Писания также говорят о законе, записанном в сердце человека, что особенно характерно для нового завета (Иер. 31:31—34). В Ветхом Завете часто описывается водительство Богом Израиля, особенно в пустыне, после того как Он избавил их от египетского рабства.
Плоть против духа
Если слово «плоть» в Ветхом Завете относится к людям, то означает ограниченную тварную и преходящую человеческую природу, его смертность. Это слово именно так используется в Свитках Мертвого моря,особенно часто по отношению к нравственной слабости человека, его подверженности греху.
Однако во времена Ветхого Завета Дух Божий вдохновлял людей передавать Его послание и совершать чудеса Его силой. В Ветхом Завете плоть и дух ничего не имеют общего друг с другом (Быт. 6:3). (Неправильно толкуя высказывания Павла с позиций Платона, некоторые комментаторы сделали вывод, что Павел противопоставляет человеческое тело человеческому духу, а не человеческую слабость — Духу Божьему. А это в результате приводит к гности-цизму. Несмотря на свое сильное противодействие гностицизму, Церковь более позднего периода находилась под влиянием некоторых близких гностицизму идей греческих философов.) Павел, таким образом, утверждает, что те, в ком явлено присутствие Божье через Его Духа, обретают новую моральную силу и наделяются способностью отражать характер Божий; согласно Павлу, это был единственно возможный для верующих путь новой жизни.
5:19—21.Древние авторы часто приводили перечни пороков, хотя в данном случае Павел обличает эти пороки в гораздо более резкой форме (ст. 21), чем языческие писатели (которые просто говорили, что необходимо избегать греха). Древние моралисты также использовали списки грехов (5:22,23; ср.: Пс.14). Традиционный образ «двух путей» (хорошего и плохого) или двух сил часто приводится в еврейской и нееврейской литературе. Под «делами» подразумеваются «дела закона», о которых Павел размышляет в данном послании (напр.: 3:2), но «дела плоти» — это отражение чисто человеческих усилий, без помощи силы Божьей.
5:22.В Ветхом Завете также используется метафора народа Божьего, приносящего «плод» (см., напр.: Ис. 27:6; Ос. 10:1; 14:8). Здесь Павел противопоставляет «плод» «делам» (5:19), поскольку «плод» дает дерево посвоей природе, а для Павла природа верующих явлена заново во Христе (5:24).
5:23.Самоконтроль был одной из добродетелей, которая особо подчеркивалась философами и уважалась в римском обществе. Философы часто учили, что мудрецы не нуждаются в законе, который должен управлятьими, потому свойственная им добродетель сама по себе является законом. Павел говорит, что люди Духа исполняют нравственную цель закона (5:14) через водительство Духа в своей жизни.
5:24.Философы предупреждали об опасных последствиях неконтролируемых страстей. Павел, однако, говорит здесь не об этом, а о полной смерти с Христом (2:20; 6:14). Павел почти всегда использует глаголы в прошедшем времени для описания этой смерти. Нельзя умирать для греха постепенно, с помощью дел (и описывать этот процесс, используя глаголы несовершенного вида или в настоящем времени), и праведностьсовершается (греческий аорист и прошедшее время глагола совершенного вида указывает на завершенность действия) по вере и учит жить соответственно (5:19—23).
5:25.Верующие живут «духом», или имеют жизнь через Духа; они должны жить в гармонии с Духом, Который исполнит нравственные принципы библейского закона (5:16).
5:26.Павел снова призывает (5:15) к согласию (это традиционная тема древних ораторов). С позиций Павла, по-настоящему глубокие отношения с Богом выражаются в надлежащих отношениях с другими.