Павел подтверждает свою приверженность иудаизму
21:17.Радушный прием был оказан не только Павлу, но и прибывшим с ним необрезан-ным христианам из язычников, которым иерусалимские иудео-христиане предоставили кров в своих домах (хотя сам Павел могостановиться в доме своего племянника — 23:16). Таким образом, это лаконичное сообщение очень важно и, вероятно, произвело большое впечатление на первых читателей (см. коммент. к 10:28).
21:18,19.В это время Павел доставляет пожертвования христиан из язычников (24:17; ср. коммент. к 20:1—4).
21:20—22.Иерусалимские христиане принимают служение язычников, но не могут преодолеть присущую иудеям неприязнь к языческой культуре. Иерусалим был уже не тот, каким он описан в Деян. 2; напряженность нарастала, наемные убийцы (си-карии, или «кинжальщики») убивали в храме знатных иудеев, подозреваемых в сотрудничестве с римлянами. На подъеме был еврейский национализм, а сознание национальной исключительности вело к нетерпимости к тем иудеям, которые поддерживали дружеские отношения с представителями других народов. Поэтому Павла обязывают доказать его приверженность иудаизму; не желая поставить под угрозу порученную ему миссию нести свет язычникам, Павел готов подтвердить свое иудейское происхождение любой ценой, за исключением признания небиблейскогопринципа национальной исключительности. Иерусалимская церковь подает наглядный пример преданности национальной культуре. Христиане из язычников, осуждающие соблюдение закона иудео-христианами, но соблюдающие при этом свои собственные церковные и культурные традиции, вступают в противоречие с духом "Нового Завета, который призывает людей отказаться от грехов, но не от положительных или нейтральных элементов своей культуры. (Христианский апологет Иустин Мученик, отмечая наличие этого противоречия во II в., ясно дает понять, что разделяет раннехристианское представление о том, что евреи могут соблюдать закон и в то же время быть последователями Иисуса; см. «Диалог с Трифоном», 47.)
Иаков говорит, дословно, о «многих десятках тысяч» уверовавших (ст. 20) — минимум о 50 тыс., что составляет (если эта цифра достоверна) десятую часть населения еврейской Палестины и в восемь раз превосходит число "фарисеев. Несколько лет спустя сам Иаков был предан мученической смерти проримской религиозной верхушкой, но его репутация поборника иудейской культуры была так высока, что простой народ Иерусалима потребовал отстранения его убийцы от должности.
21:23-26.Эти меры предосторожности должны были защитить Павла от ложных обвинений, особенно если он собирался появляться во дворах храма. Павел вносит полагающуюся сумму за благочестивых иерусалимских христиан, которые исполнили на-зорейский обет; язык оригинала позволяет предположить, что Павел заплатил и за предшествующий обет, который он исполнил, когда не смог попасть в Палестину (18:18). Голову полагалось брить на седьмой день очищения, а приносить жертвы в храме — на восьмой день (Чис. 6:1—21), но, согласно предписаниям ритуального закона, минимальная продолжительность обета составляла тридцать дней, следовательно, Павел присоединился к остальным в обете не только теперь. Те, кто брал на себя издержки назо-реев (как, напр., Агриппа I), считались благочестивыми.
Мятеж в храме
В правление Кумана, римского прокуратора, непосредственно предшествовавшего Феликсу (23:24), один римский воин возмутил народ тем, что разделся донага на территории храма; по оценке Иосифа Флавия,около 10 тыс. человек были затоптаны насмерть во вспыхнувшем после этого мятеже. Когда другой воин сжег свиток с иудейским законом, Куман уступил требованиям толпы и казнил его. Ненависть к язычникам и ктем, кто сотрудничал с ними, нарастала, и менее чем за десятилетие привела к войне, закончившейся кровавой расправой над повстанцами (в одночасье в Кесарии было уничтожено более 20 тыс. иудеев) и разрушением храма.
21:27.См.: 19:34. «Асия» — римская провинция Азия в западной части современной Турции.
21:28.Внешний двор, открытый для язычников, отделялся от женского двора оградой высотой около 4 футов, которая была снабжена предупреждающими надписями на греческом и латинском языках, установленных через определенные интервалы: «Посторонний, перешедший этот рубеж, будет виновен в собственной смерти» (эти надписи упоминаются в древней литературе, а одна была обнаружена археологами). Это было одно из тех преступлений, за которые иудейские власти имели право казнить, не обращаясь за разрешением к Риму. (Такой же привилегией пользовался греческий храм в Элевсисе; но римские власти делегировали право смертной казни только в исключительных случаях, подобных этому,иначе местные националисты смогли бы применять это наказание ко всем приверженцам Рима.)
21:29.Эфес был главным городом римской провинции Азия, и в тамошней еврейской общине хорошо знали Павла и его помощников (19:33,34; ср.: 18:19-21,26). Хотя предположение этих азиатских иудеев неверно, оно основано на общеизвестной дружбе Павла с христианами из язычников.
21:30.Они вывели Павла «вон из храма» во внешний двор для язычников. Очевидно, sagan, или начальник храмовой охраны, приказал закрыть двери женского двора, чтобы не допустить проникновения толпы в храм. (Иосиф Флавий рассматривает пролитие крови в храме как «мерзость запустения», поэтому важно было предотвратить пролитие крови в священных пределах.)
21:31.На северной стороне Храмовой горы находилась крепость Антония, где был расквартирован гарнизон из шестисот человек (когорта); из ее башен часовые следили за соблюдением порядка. Чтобы попасть вовнешний двор храма, воинам было достаточно спуститься по лестницам из крепости. В действительности под командованием «тысяченачальника» (или трибуна) находилась не тысяча, как вытекает из названия егодолжности, а только шестьсот человек. Обычно трибуны принадлежали к сравнительно немногочисленному «среднему классу» состоятельных римлян.
21:32.Поскольку слово «сотники» стоит во множественном числе, можно предположить, что речь идет, по меньшей мере, о ста шестидесяти воинах (под началом сотника было около восьмидесяти человек). Этих сил было достаточно, чтобы рассеять толпу, хотя в недавнем прошлом они не всегда справлялись со своей задачей.
21:33.Павел, очевидно, был прикован к двум солдатам (12:6). Тысяченачальник требует свидетелей, которые могли бы выдвинуть против Павла конкретные обвинения, но таковых не оказалось.
21:34.Под «крепостью» подразумевается старая цитадель Хасмонеев Bans, но Ирод Великий назвал ее «Антония» в честь своего друга Марка Антония.
21:35.Лестница из крепости Антония вела прямо на внешний двор храма.
21:36.Греческие авторы того времени любили проводить параллели между похожими историческими личностями; Лука проводит здесь параллель между Иисусом и Павлом (Лк. 23:18).
Павел и тысяченачальник
21:37.В восточной части империи использование латыни ограничивалось военной сферой и документами, касавшимися римских граждан. Чиновники государственного аппарата в Сирии-Палестине использовали греческий язык, который был также первым языком иерусалимской знати, и большинство иудеев в Палестине немного знали греческий. Тысяченачальник считает, что Павел является зачинщиком беспорядков (ст. 38); большинство известных ему возмутителей спокойствия говорили по-арамейски. Но египетские деловые документы того периода составлялись на греческом языке, который, по-видимому, и там был основным; поэтому римлянин не удивился, что тот, кого он считал египтянином, говорит по-гречески. Суть не в том, что Павел говорит по-гречески, а в том, что он говорит без акцента, как образованный и свободно владеющий языком человек, каковым не мог быть мятежный египетский иудей, за которого тысяченачальник принял Павла.
21:38.Иосиф Флавий сообщает о лжепророке из Египта, который увлек за собой около 30 тыс. (эта цифра менее достоверна, чем приведенная здесь). Римский губернатор Феликс (23:24) подавил это восстание, носамому египтянину удалось бежать. Известно, что в этог период многие лжепророки с мессианскими притязаниями уводили в пустыню людей, надеющихся на спасение в виде нового исхода под предводительством нового Моисея.
«Разбойниками» в переводе названы сикарии. Это были еврейские террористы, которые носили под плащами изогнутые кинжалы и безжалостно убивали в храме аристократов, оставаясь незамеченными в толпе. Через несколько лет после описываемых событий они стали брать заложников, требуя освободить своих сторонников, которых удерживал прокуратор. Последние сведения, сообщаемые о них Иосифом Флавием, связаны с крепостью Масада, где они погибли в 73 г.
21:39.Граждане греческого города обладали более высоким статусом, чем просто «жители» (которые, в свою очередь, стояли на более высокой ступени социальной лестницы, чем временные жители и сельское население). Право на гражданство давало либо рождение в семье гражданина, либо особые заслуги, за которые оно могло быть пожаловано городскими властями. В древности города ожесточенно соперничали между собой, особенно в Малой Азии, и Таре был далеко не последним городом. Граждане Тарса не обязательно были римскими гражданами (Таре не был римской колонией), но Павел приберегает свою козырную карту — римское гражданство — на случай, если она понадобится ему позднее.
21:40.Тысяченачальник разрешает Павлу говорить, надеясь, что тот объяснит толпе, которая, как ему казалось, ошибочно принимала Павла за главаря храмовых убийц, кем он является на самом деле. «Еврейским» здесь, по-видимому, нестрого назван арамейский, родной язык большей части сельского населения Сирии-Палестины и других восточных провинций. Для достижения целей, которые преследовал Павел, особенно важно то, что он владеет родным языком еврейских националистов так же свободно, как и они. Тысяченачальник, однако, едва ли мог что-либо понять из речи Павла. Арамейский язык родствен древнееврейскому, но не имеет ничего общего с латынью и греческим (см.: 22:24).
22:1.Типично греческое начало речи показывает, насколько прочно и широко утвердилась греческая культура в Палестине (заимствованные из греческого языка слова встречаются повсюду в раввинской литературе; слушатели Павла не связывали эти слова автоматически с языческой культурой). Сходство с речью Стефана (7:2), который спровоцировал толпу на самосуд, также способствовало нарастанию напряжения и, вероятно, не ускользнуло от первых читателей Луки.
22:2.Те, кто, принял Павла за еврея диас-поры, сотрудничающего с язычниками, осознали свою ошибку, услышав, как свободно он говорит по-арамейски (см. коммент, к 21:40).
Речь Павла в храме
Из трех рассказов о призвании Павла этот, несомненно, предназначен для националистически настроенной иудейской аудитории. Несмотря на очевидность еврейского происхождения Павла, отказ пойти на компромисс в вопросе о служении язычникам, к которому его призвал Бог, приводит толпу в ярость Павел всегда чутко реагировал на настроение толпы, но никогда не позволял себе принизить роль Евангелия В речах всегда содержался повествовательный элемент, в данном случае вся речь Павла носит чисто повествовательный характер, возможно, потому, что ему не дали договорить
22:3.В древности понятия «воспитанный» и «образованный» («наставленный») обычно относятся к разным периодам в жизни человека, таким образом, Павел был воспитан в Иерусалиме (ср 23 16, см коммент к Флп 3 5) и учился у Гамалиила I, знаменитого ученика Гиллеля (см коммент к Деян 5 34,35) Несмотря на рождение в другой стране, он был истинным иудеем по воспитанию и ортодоксальным фарисеем по образованию
Как сын образованных и, возможно, знатных родителей (его отец был римским гражданином, ср также 9 1), Павел начал изучать закон, когда ему было около пяти лет, а другие фарисейские предания — в возрасте около десяти лет, в тринадцать лет его послали изучать закон более углубленно (ср также Гал 1 14) Сидеть «при ногах» учителя — обычная поза ученика Возможно, в тот период, когда Павел преследовал христиан,образцом для подражания ему служил Фи-неес (который истреблял израильтян, показывая «ревность по Боге» — Чис 25 13), а также его последователи из Маккавеев Уже на протяжении восьми лет до произнесенияПавлом этой речи мятежники называли себя зилотами, т е «ревнителями по Боге», этот термин мог быть весьма по сердцу еврейским патриотам, слушателям Павла.
22:4,5.См коммент к 9 2 Упоминание о свидетельстве первосвященника и "синедриона может указывать на то, что Павел рассчитывал на их честность, но ныне этот пост занимал другой, не знакомый Павлупервосвященник (23 5)
22.6.Люди обычно стремились избежать пребывания на солнце в полдень, но это не всегда было возможно в неотложных случаях и во время длительных путешествий, когда нельзя было укрыться от него.
22.7—16.Он описывает в целом ту же картину, что и в 9 4—17, хотя в речи подчеркиваются другие детали, например иудейское благочестие Анании, которое могло польстить националистически настроеннымслушателям Павла
22:17.На Ближнем Востоке издревле существовала традиция получения откровений (часто во сне) в святилищах или святых местах Там Бог являлся Своим слугам в ветхозаветные времена (1 Цар 3 3—10, 3 Цар 3 4 5), и слушатели Павла рассматривали храм как наиболее подходящее место для получения откровений (ср коммент к 7 2—7)
22:18.Если Павлу угрожала опасность в прошлом, то теперь, в условиях возрастающейвражды по отношению к тем, кто сотрудничает с язычниками, его положение стало критическим, Павел не мог долго говорить на эту тему и излагать прошлые факты (повествовательная часть присутствует в начале его речи)
22:19,20.Обычно публичное наказание сбившихся с пути иудеев осуществлял хазан (chazan), а приговор нарушителям выносили судьи (вероятно, старейшины, раввины в позднейший период) Если Павел исполнял эту обязанность, значит, его облекли полномочиями высокопоставленные иерархи (упоминаемые в 22 5).
22:21.Павел, как и в свое время Иисус (Лк 4 22—30), знает, что это заявление оскорбит его слушателей, особенно в обстановке нарастания иудейско-языческих конфликтов в Палестине того времени Но он понимает, что отрицание национальной исключительности составляет самую сердцевину Евангелия.
Арест Павла
22:22.Эта реакция предсказуема, см коммент к 21 20-22
22:23.Посыпание головы пылью или пеплом было знаком траура, здесь, вероятно, у слушателей Павла просто не было ничего под рукой, чем кинуть в него (ср , напр 2 Мак 4 41) Возможно, они сняли с себяодежды для этой цели (и даже разодрали их, что полагалось делать, услышав богохульные слова), хотя Лука, вне всякого сомнения, иронически описывает эти действия толпы как саморазоблачение, см коммент к 7 58
22:24,25.Даже если бы Павел не был римским гражданином, тысяченачальник не имел права пытать человека из другой провинции, не относящейся к его юрисдикции (21 39) Но закон допускал бичевание рабовили чужеземцев, чтобы вынудить их признаться или установить причину возникновения беспорядков Павел уже испытал на себе и побивание камнями, и наказание палками ликторов Но это бичевание производилось с помощьюflagellum — кожаных бичей с нанизанными на них кусками металла или костей. Такими бичами можно было запороть человека до смерти или превратить его в калеку Иногда экзекуции поручались сотникам. По юлианским законам римские граждане не могли без суда подвергаться наказанию Римское гражданство Павла исключало применение к нему пыток с целью получения информации, а без суда он вообще не подлежал наказанию.
22:26,27.Павел выжидал удобного момента (какив 16 37) теперь он мог воспользоваться своим законным правом и выступить против них.
22:28.Историки отмечают, что римское гражданство могли получить следующие лица 1) родившиеся в семье римского гражданина (как Павел), 2) коренные жители римской колонии, 3) отставные военные из вспомогательных войск, 4) представители муниципальной аристократии или другой социальной группы, пользующейся расположением Рима, 5) вольноотпущенники. По-видимому, этот тысяченачальник либо выкупился из рабства, либо купил гражданство за большую взятку, что было весьма распространенным явлением при предыдущем императоре, имя которого он принял (23 26) Прежде чем войти в состав легиона, он уже должен был иметь гражданство, чтобы стать тысяченачальником (трибуном), он должен был иметь сильного покровителя, либо принадлежать к числу тех редкихлюдей, которые сами пробивают себе дорогу в жизни. Положение свободнорожденного считалось более предпочтительным, чем положение вольноотпущенника, и урожденный раб, даже став гражданином, имел ограниченные права Павел, таким образом, в некотором смысле имел более высокий социальный статус, чем тысяченачальник Возможно, онответил на латыни, что является гражданином по рождению, mgenuus (ср. 16 37)
22:29.См коммент к 22 26,27 Далеко не все должностные лица строго соблюдали закон некоторые римские прокураторы распинали иерусалимских аристократов, которые были римскими гражданами, но этот тысяченачальник уже не первый раз выказывает послушание закону (21 28—40)
Перед синедрионом
Синедрион был верховным судом еврейской Палестины У фарисеев и "саддукеев существовали разногласия по многим вопросам Фарисеи обладали меньшей властью и представительством в этом совете, но некоторые из них (напр , Симон, сын Гамалиила 1) пользовались определенным влиянием.
22:30.Поскольку преступление Павла явно носило религиозный характер и было связано с храмом, растерянный чиновник намерен уточнить обвинение, обратившись за советом к синедриону.
23:1.Вероятно, это заявление Павла (ср также 24 16) означает, что, даже преследуя христиан, он думал, что поступает правильно, а не сознательно шел против истины (Флп 3 6). Всякий раз, когда обвиняемый мог заявить, что прожил свою жизнь безупречно, в риторическом отношении это засчитывалось в его пользу
23:2,3.Анания был первосвященником в 47—52 гг и в 53—59 гг Таким образом, Павел сталкивается здесь с Аланией незадолго до его смещения Агриппой II (см коммент к 24 27) Анания был римским вассалом, известным своей алчностью и присвоением десятины, предназначавшейся бедным священникам Повстанцы-зилоты убили его в 66 г, примерно через восемь лет после этого слушания Иудейский закон запрещал наказывать подсудимого, прежде чем его вина будет доказана «Стеной подбеленной» называли тех, чьи недостатки можно было скрыть, — но не исправить, — путем наведения внешнего лоска (ср. Иез. 13 10,11) Стены, выходившие на улицу, в восточном / Средиземноморье, было принято белить
23:4,5.Первосвященник обычно сидел на особом месте и носил облачение, указывающее на его сан, резкие слова Павла в его адрес объясняются либо тем, что он был в повседневной одежде, либо ироническимотношением Павла к его продажности и притязаниям на власть. Сократ и некоторые другие известные личности, обвиненные в нечестивости, защищаясь на суде, выглядели более благочестивыми, чем их обвинители, и это, естественно, вызывало недовольство суда. Павел ограничивается тем, что демонстрирует свое благочестие, цитируя Писание.
23:6.Члены синедриона рассаживались полукругом, так что большинство из них могли видеть друг друга. Другие дальновидные иудейские стратеги этого периода, например Иосиф Флавий («Жизнь», 139, 28), также использовали принцип «разделяй и властвуй». Вера в грядущее воскресение лежала в основе иудаизма, и многие мученики отдавали свою жизнь во имя этой идеи. Воззрения Павла не противоречили фарисейским догматам; он был теперь «фарисеем в квадрате», ибо учил, что воскресение уже началось во Христе. Фарисеи знали, что истинный фарисей не мог совершить преступлений, в которых Павла обвиняла толпа (21:28).
23:7. Фарисеи и саддукеи были известны своими разногласиями, особенно в связи с учением о воскресении; фарисеи учили, что саддукеи не унаследуют жизни в грядущем мире, поскольку не верят в загробную жизнь(по крайней мере, в форме, приемлемой для большинства палестинских евреев).
23:8. Некоторые исследователи считают, что саддукеи признавали только Моисеево Пятикнижие; но даже если это так, они должны были признавать существование ангелов, которые упоминаются в Книге Бытие. В пояснительном замечании Луки, вероятно, подразумевается разработанное фарисеями учение об ангелах и демонах (12:15 не отражает это учение). Саддукеи не верили в жизнь после смерти.
23:9. С точки зрения фарисеев, понятно, что если Павел был бы осужден за учение о воскресении, тогда, естественно, саддукеи хотели его осудить, и также естественно противостояние фарисеев и саддукеев друг другу. Более поздние свидетельства фарисеев гласят, что саддукеи не будут иметь части в грядущем мире.
23:10. Хотя в греческой трагедии можно обнаружить параллели, которые позволяют понять страх, испытанный тысяченачальником за Павла, более вероятно, что греки восприняли эту сцену в свете греческой комедии, смеясь над нелепостью ситуации. Споры в залах суда под председательством высоких сановников редко доходили до рукопашной.
Заговор против Павла
23:11.См. коммент. к 18:9,10.
23:12,13.Воинственно настроенные иудеи иногда рассматривали убийство как благочестивую акцию; Ирод Великий однажды казнил десять фарисеев, которые поклялись убить его. Если бы враги Павла не исполнили свою клятву, то по иудейскому закону они должны были просто принести в храме жертву искупления; таким образом, их клятва вовсе не означала, что они умрут с голоду.
23:14,15.Грабители и разбойники обычно устраивали засады по ночам. В течение нескольких лет, предшествовавших войне иудеев с Римом, сикарии (см. коммент. к 21:38) постоянно убивали иудеев, подозреваемых в сотрудничестве с римлянами, и по всей Палестине было неспокойно; эта информация вполне заслуживает доверия. Тот факт, что религиозная элита, которая, как выяснится позднее, преследовала свои цели в войне 66—70 гг., участвовала в этом заговоре, не вызывает удивления. (Эти священники принадлежали к саддукейскому, а не к фарисейскому крылу синедриона.)
23:16—22.В одном из сочинений Артапана, писателя диаспоры, рассказывается о том, что Моисей, узнав о готовившемся против него заговоре, сорвал его. Если сестра Павла росла вместе с ним в Иерусалиме, то, вероятно, вся его семья переехала туда из Тарса после рождения Павла.