Богатство — пустота, а в пустоте — богатство
Однажды нищий странник пришел в императорский дворец. Привратник хотел ему что-то подать; но нищий сказал: «У меня есть одно условие: я всегда принимаю от хозяина и никогда от слуг». Император, гулявший в то время в саду, услышал это и подошел посмотреть на нищего, удивленный тем, что нищий ставит условия. И он увидел человека в изодранной одежде, но излучавшего вокруг себя царское благородство.
Император спросил: «Почему ты ставишь условие?» Нищий ответил: «Потому что слуги — сами нищие, а я не хочу быть невежливым к кому-либо. Только хозяин может подать. Что могут подать слуги? Поэтому, если ты готов, ты можешь подать и я приму это. Но тогда я тоже ставлю условие: моя сума должна быть заполнена целиком».
Это была маленькая нищенская сума, и император начал смеяться. Он сказал: «Ты кажешься безумцем. Неужели ты думаешь, что я не смогу наполнить твою нищенскую суму». И он приказал министрам принести драгоценные камни из казны — и наполнить нищенскую суму. Но произошло удивительное — когда камни попадали в суму, они исчезали, не оставляя ни звука, а сума оставалась пустой.
Император оказался в затруднении — его эго было ущемлено: он, великий император, управляющий всем миром, не смог заполнить нищенскую суму. Он приказал: «Принесите всё, но эта сума должна быть наполнена!»
Целыми днями опустошались его сокровищницы, но сума оставалась пустой. Затем, когда уже ничего не осталось, император припал к стопам нищего и сказал: «Теперь я тоже нищий, и я прошу только одного: открой мне тайну этой сумы — она, кажется, волшебная!» Нищий ответил: «Ничего подобного, она сделана из человеческого ума».
Действительно, каждый человеческий ум — это такая нищенская сума. Вы бросаете в него весь мир, но он остается пустым и всегда просит еще. Дайте любовь, дайте всю вашу жизнь, но если есть нищенская сума, всё исчезнет в ней. Пока у вас сума, вы остаетесь нищим.
Ум это саморазрушительный процесс. И если вы растворите этот ум через пустоту, вы станете наполненным в первый раз. Вас больше нет, но вы стали целым. Если вы есть, вы останетесь нищим. Если вас нет, вы становитесь императором. Потеряв себя, вы обретаете целое.
На самом деле, вы ничего не теряете, кроме вашего несчастья, раздражения, тревоги. Что у вас есть, чтобы потерять? Вам нечего терять — только ваше страдание, ваше рабство.
Путь Просветления — самый короткий
Что же такое великий Путь Просветления? Этот великий Путь Просветления — ваша природа: вы уже есть это, вот почему это не цель. Это не в будущем — вы всегда были в этом. Вы уже у цели, вы существуете в цели. Вы не можете существовать вне ее, нет возможности из нее выйти. Куда бы вы ни пошли, вы будете нести в себе Просветление — это присущая вам природа.
Она неотделима от вас, ее не надо где-то искать. Ищите и упустите: не ищите, просто будьте — и она есть. И вы будете смеяться, ибо она всегда была здесь, но именно из-за ваших поисков вы упускали ее, именно потому, что пребывали в такой спешке и суете, вы не могли видеть внутри себя.
На великом Пути Просветления вы — путь, и вы — цель. Вы — искатель, и вы — искомое. Вы — поклоняющийся, и вы — то, чему поклоняетесь. Вы — ученик, и вы — Учитель. Вы — средство, и вы — завершение. Это великий Путь.
Он всегда был вам доступен, и в этот самый момент — вы в нём. Проснитесь — и вы в нём; идите спать — и вы в нём, но из-за того, что вы спите, вы не можете видеть его, и тогда вы начинаете искать.
Вы, как пьяница, разыскиваете свой собственный дом, спрашиваете о том, что прямо перед вашими глазами. Но глаза не чисты: они наполнены мнениями, различениями, они заполнены доктринами, теориями и суевериями.
Весь вопрос в том, как смотреть перед собой, а не по сторонам — ибо Истина перед вами. Это ни легко, ни трудно. Это не результат усилия, делания, это результат бодрствования. Это просто бытие. Как бытие может быть легким или трудным? Бытие просто есть. Таков великий Путь Просветления.
Обратитесь к содержимому, а не к содержащему. Для искателя существенно содержимое, а понять содержимое — значит, стать им, ибо, нет Истины вне понимания. Понимание само по себе есть Истина. Если вы понимаете, вы стали Истиной. Истина не находится где-то, ожидая вас, чтобы произойти; именно через ваше понимание Истина будет открыта — открыта внутри вас. Таков великий Путь Просветления.
Рай — это быть самим собой
Не думайте, что когда кто-то становится просветленным, он видит свет, эфирных существ и видения — всё это вздор. Это может происходить, но это всего лишь явления ума. Весь свет, переживания, видения приходят через ум. Энергия движется по телу, там сокрыты тонкие чувства. Они становятся активными, и вы можете многое почувствовать. Нет ничего плохого в том, но не думайте, что это просветление.
Просветление — это очень обычное явление. Просветление не есть что-то особенное, ибо особенное — это поиск эго. Нет достижения, нет погони за чем-то. Вы просто есть и вы счастливы — счастливы без всякой причины.
В этом разница между счастьем и блаженством. Ваше счастье обусловлено какой-то причиной. Блаженство — это беспричинное счастье: просто такой, какой вы есть, вы счастливы. Нельзя ничего сказать о том, почему вы счастливы.
Вы никогда не думаете: «Почему я несчастлив?» Вы просто несчастливы. Всегда, когда вы счастливы, вы спрашиваете: «Почему я счастлив?» Несчастье кажется естественным, а счастье кажется чем-то неестественным. Несчастье — это ваше состояние, а счастье — это ваше страстное желание.
Просветленный просто счастлив и никогда не бывает несчастным.
Дискомфорт может быть и у просветленных, но несчастье — никогда. Несчастье невозможно, ибо, как может произойти несчастье, когда нет причины его блаженству, его благости. Оно необусловлено — вы не можете разрушить его. Оно необусловлено — как вы можете его отнять? Оно беспричинно — ему нет противоположности.
Блаженство — это ощущение, что вы принимаете существование, и существование принимает вас. Нельзя просветленного сделать несчастным, самое большее — вы можете причинить ему неудобства.
Любовь познается в разлуке
Как происходит, что одно вы любите, а другое нет? Как происходит это разделение? Вы говорите: «Мне нравится этот человек и не нравится тот». Почему?
Человек нравится вам, пока он позволяет вам усиливать ваше эго. Если он становится экраном и помогает вам грезить, тогда он вам нравится. Он нравится, если он соответствует вашим грезам. И другой не нравится вам, если он противоречит вашим грезам, если он не дает вам спать.
Вы начинаете отвращаться в тот момент, когда человек начинает делать по-своему, или что-то не соответствует, или человек сопротивляется, или начинает господствовать, или начинает ущемлять ваше эго. И отвращение должно произойти: ведь этот человек любит вас не потому, что ваше эго усилилось — он любит вас потому, что его эго усилилось.
Он любит вас из-за собственной самости. А вы любите из-за того, что ваша самость усилилась. Ваши цели различны, даже антагонистичны, ибо, только один может быть господином, а пытаются им быть оба, поэтому, такие взаимоотношения не могут продолжаться бесконечно.
Вначале влюбленные очень нежны друг к другу. Но постепенно они становятся обладающими, доминирующими и всё более и более агрессивными. Вы видите, что все любовные отношения прекрасны только вначале. Редко встречается такая любовная связь, которая прекрасна в конце. Финал доказывает реальность любви. А вначале оба показывают красивые стороны друг другу, это просто, как торговля.
Почему вам нравится какая-то вещь? Даже вещь помогает вашему эго. Она нравится, потому что повышает ваш престиж. А то, что дает престиж, опьяняет вас, вы чувствуете себя могущественней. Но зачем эта погоня за силой? Если вы гоняетесь за силой, вы никогда не достигните Истины.
Если нет эго, будут ли возникать приязни и неприязни? Они просто исчезнут. Когда нет эго, тогда за вас решает и выбирает Целое. Когда выбираете вы, вы теряете легкость, ваш ум постоянно взволнован, он постоянно сравнивает — а вокруг миллионы людей.
У кого-то красивее жена? Кто-то богаче вас? Кто-то сильнее вас? Что делать и вы соревнуетесь с каждым. Вы сходите с ума. Вы лишаетесь спокойствия. Но когда вы соглашаетесь с решением Целого, то вы обретаете удовлетворение.
Взрыв не бывает постепенным
Всё может быть сделано двумя способами: постепенно или сразу. Если вы делаете что-то постепенно, вы никогда не сможете сделать это, оно растягивается.
Например, вы недовольны своей вспыльчивостью, гневливостью. Это уже стало вашей привычкой, и вы решаете: «Это мешает мне, понемногу, постепенно я избавлюсь от гневливости». Но как вы можете отбросить понемногу, постепенно? Ведь в это же время вы будете проявлять гневливость. Вы соглашаетесь проявить ее. А чем больше вы проявляете гневливость, тем больше она укореняется в вас.
Если вы поняли, что гнев вреден, тогда зачем говорить «постепенно»? Почему не сразу? Если вы не понимаете, что нечто неверно, зачем тратить время? А если вы не поняли, тогда, как без понимания вы будете делать это постепенно? А между тем, гнев будет приходить и будет становиться всё более и более привычным.
Нет, осознание всегда приходит сразу — вы либо осознаете, либо нет. Если вы осознаете, тогда прямо сейчас, немедленно отбросьте это.
Однажды к просветленному Мастеру пришел царь с прекрасными цветами в руках. Просветленный посмотрел на цветы и сказал: «Брось это». И царь выбросил цветы из левой руки, думая, что неправильно подносить цветы левой рукой, ибо левая рука считается нечистой.
Просветленный засмеялся и сказал: «Брось это». И царю пришлось выбросить цветы и из правой руки, и просветленный громко засмеялся и сказал: «Брось это!». Царь недоумевал, бросать было нечего, поэтому он посмотрел по сторонам — что делать.
Ученик просветленного Мастера сказал: «Учитель вовсе не имел в виду бросание цветов. Ничего не произойдет от бросания цветов. Почему бы тебе не бросить самого себя?» Царь понял и бросился к ногам просветленного. Он больше не вернулся в свой дворец.
Узнав о поступке царя, туда прибыли министры и сказали: «Что ты делаешь? Даже если ты хочешь отречься, зачем так спешить, надо чтобы всё постепенно устроилось». И царь ответил: «Когда ты осознаешь, это всегда сразу. Если ты не осознал, это всегда откладывается».
Только невежество откладывает, это великий трюк с откладыванием. Глубоко внутри вы знаете, что этого делать не надо, но на поверхности вы продолжаете верить, что собираетесь сделать это — поэтому вы обманываете себя. Будьте честными и скажите: «Я не чувствую, что это плохо, я чувствую, что это хорошо. Когда я почувствую, что это плохо, я отброшу это».
В конце концов, если вы искренни и честны, вы достигните понимания. Если вы знаете, что гнев это плохо, тогда зачем вы таскаете его с собой. Кто заставляет вас носить его? Знание — это преображение. Если вы действительно знаете, что гнев — это плохо, вы отбросите его сразу.
Преображение, как и взрыв, никогда не бывает постепенным, оно всегда сразу. Никто не меняется в будущем, преображение всегда здесь и сейчас. Настоящий момент — это единственный момент, когда нечто происходит. Нет никакого другого момента.
С надеждой легче засыпать
Люди постоянно что-то ищут в нереальном, в будущем, они на что-то надеются в нереальном, они чего-то желают в нереальном. Если они не получают желаемого, они страдают, но если они получают его, они тоже страдают. Но можно наблюдать нечто странное, если люди не обретают желаемого, то они меньше страдают.
Надежда получить это когда-нибудь, смягчает боль. Мы ставим цели и внутренне боимся их достичь, потому что весь опыт, записанный на уровне коллективного подсознания, говорит, что, добившись чего-либо внешнего, мы не избавляемся от внутренней готовности страдать, мучиться и мучить.
Поэтому, мы не желаем достичь цели, ибо мы боимся разочарования. И поэтому всю энергию, которая могла бы помочь найти самоудовлетворение сейчас и здесь или достичь желанного, мы трансформируем в надежду. В надежде нам легче жить или, лучше сказать, легче спать. Ибо надежда — это сновидение.
Борьба бедного за богатство является более счастливой на стадии борьбы, так как, в борьбе есть надежда. А спящему человеку, нереальному человеку надежда больше приносит счастье. Если бедный станет богатым, у него исчезнет надежда, и следствием будет разочарование. Цель будет достигнута, но удовлетворения не будет. Все мирские цели — тюрьма обязанностей.
Для спящего всё, что бы он не пытался делать, всё что бы он не делал, всё, что он воспринимает — всё спящее, всё сонное, всё нереальное. Но чтобы пробудиться, необходимо мужество, потому что сон удобен, нереальное слишком долго насаждали.