О дозволенности поздравления друг друга после праздничной молитвы.

Джубайр ибн Нафир рассказывал: “Когда сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречались в день праздника, они говорили друг другу:

“Да примет Аллах от нас и от вас”.

تَقَبَّلَ اللهُ مِنَّا وَمِنْكُمْ

“Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум”.

ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. Источник: “Фатхуль-Бари” 2/517.

Мухаммад ибн Зияд рассказывал: “Я был вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха), и они, возвращаясь с праздничной молитвы, говорили друг другу: “Да примет Аллах от нас и от тебя”.аль-Байхакъи в “Сунан аль-кубра” 3/320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим. Ибн Хаджар удостоверили иснад этого сообщения, Источник: "Аль-Джуз фи ат-тахниати филь аяд", 34-35.

Передали ат-Табарани, аль-Халляль, и другие, по пути от Хабиба Ибн Умара аль-Ансари, от его отца, что он сказал:

"Я встретил Уасиля (сподвижник Посланника Аллаха) в день Ида, и сказал ему: "Да примет Аллах от нас и от вас"

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани склонился к тому что иснад этого сообщения хороший, и указал, что у него есть подкрепляющее свидетельство в "Ад-Дуа" ат-Табарани Источник: "Аль-Джуз фи ат-тахниати филь аяд", 21-22

Передал Абу аль-Касим Захир Ибн Тахир от Джубейра Ибн Нуфейра, одного из больших табиинов, что он сказал:

"Сподвижники Посланника Аллаха мир ему, когда встречались в день Ида, говорили друг другу: "Да примет Аллах от нас и от вас"

Хафиз Ибн Хаджар удостоверил иснад этого сообщения, см. "Аль-Джуз фи ат-тахниати филь аяд", 34.

Передал Хаммад Ибн Саляма от Аюба ас-Сахтияни, что он сказал:

"Мы приходили к Мухаммаду Ибн Сирину, и Хасану аль Басри в Ид аль Фитр и Ид аль АДха и говорили им: "Да примет Аллах от нас и и от вас", и они отвечали: "И от вас"

Источник: "Мухтасар ихтиляф аль-уляма", 3/367.

Адхам рассказывал: “Мы говорили ‘Умару ибн ‘Абдуль-Азизу в дни двух праздников: «Такъаббаля-Ллаху минна уа минк, о повелитель правоверных!», а он отвечал тем же и не порицал этого”. аль-Байхакъи. Источник: в “аль-Хауи” 1/112, имама ас-Суюты.

‘Али ибн Сабит рассказывал: “Однажды я спросил имама Малика о словах людей в день ‘Ида: «Такъаббаля-Ллаху мина уа минк», и он сказал: “Это дело всегда было у нас, и мы не видим в этом ничего плохого!”. Имам Ибн Хиббан в “ас-Сикъат” 9/90.

Также сообщается, что имам Ахмад о поздравлении в день ‘Ида говорил: “Так поступали сподвижники и об этом говорили ученые”. Источник: “аль-Инсаф” 5/381.

И это мазхаб Лейса Ибн Са'да, аль-Музани, Юнуса Ибн Абдуль-А'ля, а также верная у ученых мазхаба передача от Ахмада Ибн Ханбаля и одна из двух передач от Малика. См. "Мухтасар ихтиляф аль-уляма", 3/367, "Аль-Инсаф", 4/153, "Аль-Мугни", 4 /274

Что же касается тех, кто считал это нововведением, то это Аль-Аузаи, и Малик в одной из передач, см. "Мухтасар ихтиляф аль-уляма", 3/367

Сказал имам аль-Аджурри аль-Ханбали в своей книге "Ан-Насыха" в ханбалитском фикхе:

"Это поздравление – действие сподвижников, и слово ученых!". Источник: "Аль-Инсаф", 4/153

Тот факт, что сообщения от саляфов относительно вида поздравления упоминаются в установленном варианте, а именно:«Такъаббаля-Ллаху мина уа минк».И это указывает на то, что не следует заменять этот вид приветствия на какой-либо иной вид.

Что касается распространенного вида поздравления: “Куллю ‘ам уа антум би хайр”, “Ид мубарак” и т.п., то такой вид поздравления не передается ни от кого из сподвижников и их последователей (таби’ун), и нет этому никакого основания в Исламе, как сказал шейх аль-Альбани. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” 52.

Когда к шейху аль-Альбани позвонили с вопросом в месяц Рамадан и сказали: «Куллю ‘ам уа антум би хайр» (Каждый год и вы во благе), он высказал порицание этим словам, сказал, что нет у них основы в Шариате, и добавил: “Лучше говори: «Да будет этот месяц благодатным для вас с позволения Аллаха», «Да поможет нам Господь в соблюдении поста, выстаивании ночных молитв и богобоязненности» и тому подобное. А что касается избрания конкретного выражения, как: «Куллю ‘ам уа антум би хайр», то нет у этого основы в Шариате”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 52.


Когда к шейху аль-Альбани вновь позвонили с вопросом и сказали: «Куллю ‘ам уа антум би хайр», он сказал: “У этого дополнения нет основы. Достаточно тебе сказать: «Да примет Аллах твоё поклонение». А что касается слов: «Куллю ‘ам уа антум би хайр», то это приветствие неверных, которое проникло к мусульманам”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 323.

Шейх Салих аль-Фаузан, когда его спросили: «Когда человек мне говорит: «Куллю ‘ам уа антум би хайр», является ли это выражение узаконенным в эти дни (праздничные)?», он ответил: “Нет, это не узаконено и не дозволено”. См. “аль-Иджабат аль-мухимма” 230.

Наши рекомендации