Противоречащие относительно истинной веры
После того как мы решили о масхабе саляфов относительно истинной веры, нам становится ясно что это есть благо между двумя крайними масхабами: масхабом ваидитов и масхабом мурджиитов. Относительно масхаба ваидитов, коими являются хариджиты и мутазилиты, которые говорят: совершающие большие грехи выходят из сени веры, и их вечное пребывание в Огне. Хариджиты же говорят: они неверующие. Мутазилиты говорят: они занимают положение между двух состояний (т.е. не относятся ни к верующим, ни к неверующим – прим.переводчика). Удивительно что мутазилиты, именующие сами себя сторонниками справедливости, говорят: кто совершил хоть один большой грех, тот погубил все свои праведные деяния, будь они величиною с гору.
Масхаб ваидитов – ложный масхаб на основе доводов Корана и доводов сунны, передаваемых многими путями, и утверждающих то что совершающий большие грехи не выходит из сени «мутляк уль-иман». Поэтому и шариатские наказания в виде возмездия и пресечения возлагаются на убийцу и вора, клеветника и пьющего вино. Но если бы совершивший большие грехи выходил бы из сени веры, то за большие грехи было бы одно наказание как за вероотступничество и вероотступник предавался бы убиению, но однако не предписано совершившему большие грехи это наказание. Примером тому является преступление в виде убийства – величайшее преступление, ибо сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не перестанет мусульманин пребывать в сени его религии, покуда не прольёт запретной крови»[15]. Но вместе с тем есть тексты, описывающие убийцу понятием веры, и вменяет Всевышний возмездие, обращаясь к убийце и родственникам убитого, словами: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых», и затем: «Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости» (сура «Корова», 2:178). Не выведен убийца из понятия тех, которые уверовали, и установлено братство меж ними. Сказал Всевышний: «Если две группы верующих сражаются между собой» (сура «Комнаты», 49:9) – утверждено над ними понятие верующих, не взирая на то что стремятся они убить друг друга, и сказал Всевышний: «Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев» (сура «Комнаты», 49:10).
Из наиболее красноречивых доводов в отпор ваидитов – это слова Всевышнего: «Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха» (сура «Творец», 35:32). Несправедливые к самим себе введены в этом айате в состав общины мусульман.
И сказал Всевышний: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (сура «Женщины», 4:48). И достаточно вполне этого айата, ибо покаяние стирает все грехи, будь в их числе и даже многобожие. Устрашением для ваидитов является хадис Джундаба, да помилует его Аллах, сказавшего что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сказал некий человек: «Клянусь Аллахом, не простит Аллах такого-то человека». Сказал Аллах, Преславен Он и Возвышен: «Кто тот, кторый сказал обо мне, что не прощу я такого-то человека? Я уже простил ему, а твои деяния сделал тщетными»[16]. В передаче Абу Хурейры сказано в конце хадиса: «сказав слово, и уберёг его жизнь ближнюю и последующую»[17].
Слова мурджиитов
Группе ваидитов противостоит группа мурджиитов, и это враждующие группы, как упомянул Абу Хасан аль-Ашари, группа мурджиитов в свою очередь состоит из двенадцати подгрупп[18], и мы расскажем о них далее. Основа, к которой примыкают все мурджииты, это их слова: вера достоверна, пусть даже при наличии её не совершается никаких дел, отводятся и откладываются все деяния от их влияния на веру.
Слова их в этом вопросе – есть отступление от того что разъясняет Коран, сунна и слова сподвижников и табиинов, говоривших с искренностью. Слова мурджиитов основываются на их умозаключениях, на их языковых толкованиях Шариатских текстов в соответствии с их пониманием. Сторонники нововведений истолковывают Коран в соответствии со своими воззрениями и умозаключениями, и языковым истолкованием, не опираясь на книги толкования первых поколений, хадисы и асары от саляфов. Они опираются на книги по литературе и философии калама, написанные их предводителями.
Предметом данного исследования является суждений данной группы и отпор им на основе знания из текстов Корана, сунны и единодушного мнения саляфов этой общины. Далее мы рассмотрим наиболее выдающиеся постулаты этой группы и их противоречие здравой истине, и опровергнем их Шариатскими доводами.
«Не обвиняется в неверии ни один на основе его деяний, или слов»
Из слов мурджитов пришло то, что не обвиняется в неверии ни один человек на основе его деяний или слов, а обвинение в неверии возможно лишь в соответствии с тем, что в сердце. Не обвиняется в неверии ни один, иначе как на основе неверия в убеждениях, что до слов и до действии – то они не являются основой к обвинению в неверии. Однако же это ошибочно, и противоречит текстам Корана и сунны, и более того – пришло более трёхсот текстов, в которых говорится о обвинении в неверии на основе слов и деяний, а именно:
Сказал Всевышний Аллах: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. - Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей» (сура «Пчёлы», 16:106-107). При этом сделано исключения из обличённых в неверии тех, кто был принуждён, и принуждение возможно к словам и к деяниям, и соответственно по смыслу айата неверие может быть изъявлено словом и деянием, в то время как сердце исполнено верой. Если же неверие изъявлено в словах и деяниях, и не было к нему принуждения, то обличается такой человек в неверии. И затем сказал Всевышний: «Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей» (сура «Пчёлы», 16:107). Указывает этот айат на то, что неверие этих людей не происходило от их убеждений, невежества или ненависти к религии, или же от подобных этим дел сердца, а напротив – вынес Аллах решение о их неверии, зная о здравости их религии и их любви к ней, на основании совершении ими дел, относимых к неверию, и предпочтения этой жизни относительно жизни следующей, и относится это к явственным, очевидным деяниям.
И сказал Всевышний: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? - Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками» (сура «Покаяние», 9:65-66).Указывает это на то что слова их – были неверием, и вошли они в неверие на основе тех слов, и обличили их неверием невзирая на то что они сказали: мы говорили слова неверия без убеждённости в них, напротив – мы только лишь забавлялись.
Сказал Всевышний: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах — это Мессия, сын Марьям (Марии)» (сура «Трапеза», 5:72), и сказал Всевышний: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице» (сура «Трапеза», 5:73). Дано в этих айатах суждение о неверии исключительно на основе их слов, но сказано тут о их убеждениях. Правило основ толкования гласит что суждение основано на упомянутом явно, и следовательно дано суждение на основе их слов, и это есть основание к обличению в неверии.
Сказал Всевышний: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в ислам. Они задумали совершить то, что им не удалось совершить» (сура «Покаяние», 9:74). Они в пале в неверие в следствии только изречённых слов, невзирая на то что они сражались бок о бок с пророком Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молились и выплачивали закят.
Сказал Всевышний: «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» (сура «Женщины», 4:140). Здесь есть указание на то что услышанное слово есть неверие, и неверие нисколько не сведено лишь к убеждению.
Сказал Всевышний Аллах о Иблисе: «возгордился и стал одним из неверующих» (сура «Корова», 2:34). Неверие Иблиса произошло от того что отказался он повиноваться Аллаху когда приказал он Иблису совершить земной поклон Адаму, мир ему.
Сказал Всевышний: «Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (сура «Семейство Имран», 3:32). Здесь суждение о неверии вынесено исключительно на основе отвращения от повиновения Аллаху.
Существует также обличение в неверии на основе отвращения от религии Аллаха, как сказал Всевышний: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам» (сура «Земной поклон», 32:22).
Сказал Аллах, Велик Он и Преславен: «Сулейман не был неверующим. Неверующими были шайтаны, и они обучали людей колдовству» (сура «Корова», 2:102). Неверие шайтанов произошло в следствии обучения колдовству, а колдовство есть деяние.
Единодушное суждение группы учёных в том, что происходит неверие в следствии некоторых деяний. Таково мнение Исхака бин Рахавейха[19], Аби Саури[20], ибн Хазма[21], ибн Араби аль-Малики[22], ибн Теймийи[23], шейха Абдуррахмана бин Хасана[24], шейха Мухаммада бин Ибрахима[25]. Работы всех факихов в разделе суждения о вероотступнике сводятся к тому что может мусульманин, на которого возлагаются обязанности Шариата, обличён в неверии по причине некоторых деяний, или некоторых слов, если есть суждение о том что эти деяния и слова есть большое неверие.
Существует сомнение ряда их современников относительно этого, и это мнение некоторых учёных, сказавших: мы не обличаем в неверии ни одного из мусульман по причине грехов[26], и подразумевают они под этим, что нет якобы деяний или слов, выводящих человека из религии Ислам. Это удивительная аргументация, ибо как же можно противопоставить ясным текстам Корана и сунны слова нескольких сочинителей, однако слова эти не указывают на масхаб мурджиитов в целом, это заявление о том, что они не обличают в неверии на основе грехов, и это отпор масхабу ваидитов, заявляющих о впадении в неверие по причине грехов. Слова и деяния могут быть причиной обличения в неверии, а те же, кто заявляет о том, что не обличается таким образом мусульманин в неверии, входят в смыл того, что будет сказано далее.
Также причина этого известного от них сомнения в том, что видели они у некоторых учёных деление неверия на большое неверие, выводящее из религии, и малое неверие, не выводящее из религии, которое именовали некоторые из них неверием деяний, а первый вид неверия именовался неверием в убеждении.
Это разделение видов неверия, даже если и один вид его превосходит другой, также является противопоставлением Шариатских текстов словам учёных.
Из ошибок мурджиитов из числа современников саляфов в том что они считали противоречащих им хариджитами и такфиристами, и в этом упрёк саляфам в двух аспектах. Во-первых: они приписывали к масхабу саляфов то, чего в нём не было, и во-вторых – они проявляли неприятие к саляфам на основе этого описания. Но однако же саляфы обличали в неверии по причине деяний. Так единогласным было мнение саляфов о обличении в неверии по причине колдовства, ибо сказал Всевышний: «Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим» (сура «Корова», 2:102). Единым было мнение саляфов в обличении неверием оставившего молитву, и сказали саляфы в этом отношении веское слово на основе сказанного пророком, да благословит его Аллах и приветствует: «Между человеком с одной стороны, и многобожием и неверием с другой, - оставление молитвы»[27], и сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Договор, который между нами и ими – молитва, оставивший её стал неверующим»[28]. Пришло также от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что узнает он свою общину по белым отметинам, оставшимся от омовения[29], что указывает на то что те кто не совершали омовения для молитвы, не будут узнаны пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и не будут из его общины. Но однако опирались противоречащие смыслу хадиса на слова: «тот же, кто будет не из них, нет у него с Аллахом никакого договора. Коль пожелает – накажет его Аллах, а коль пожелает – введёт в Рай»[30]. Но однако сказал ибн Теймийя: «Это слабое возражение. Не сохранение молитвы не означает её полного оставления. Под ним подразумевается отправление молитвы с нарушением в некотором из обязательного в ней, а именно во времени молитвы, либо отсутствии смирения в ней, как описано это в некоторых передачах хадиса: «Пять молитв с хорошим омовением и совершённых своевременно, с совершением всех ракатов и смирением в них – есть договор с Аллахом в том, что простит он человека. Кто же не исполнит этого - нет у него с Аллахом никакого договора. Коль пожелает – накажет его Аллах, а коль пожелает – введёт в Рай»[31].[32]
Если скажет некто: Чей масхаб был более худшим – масхаб первых мурджиитов, или же масхаб их поздних последователей? Мы скажем: слова поздних мурджиитов более худшие по заблуждению чем слова первых мурджиитов на основе двух положений. Первые мурджииты говорили что слова и деяния есть внешние признаки неверия, и они обличали по этой причине неверием в этой жизни, не давая суждения о том, что это будет неверием и в жизни следующей. Поздние же мурджииты не обличали неверием по причине слов и деяний ни в этой жизни, ни в следующей, и считали ложью казнь вероотступников.
Однако с другой стороны слова поздних мурджиитов более легки в отношении слов их предшественников в масхабе мурджиитов, ибо поздние мурджииты вводили деяния в «иман-мутляк», а первые мурджииты не вводили деяния в понятие «иман-мутляк», чего стали делать поздние мурджииты.
Если скажет некто: Уверены ли вы в ошибке наших современников, или же это вопрос расхождения во взглядах?
Мы скажем: доводы указывают вопреки этому масхабу наших современников, опирающих на доводы с прерванными цепочками передатчиков. И если бы не было противоречия этому масхабу вовсе, кроме всего одного довода, опирающегося на Коран и сунну, мы бы были бы уверены в его ошибочности, а что же можно сказать когда доводы о ошибочности этого масхаба приходят по многим цепочкам передатчиков, и в разных текстах Корана и сунны?
И если скажет некто: Разве говорящий подобное (имеется ввиду современные мурджииты) не относится к масхабу саляфов и противоречит ему? Мы ответим ему, сказав: Они следуют саляфам в тех вопросах, в которых саляфы согласны с ними, относительно же рассматриваемого нами вопроса у них нет согласия с масхабом саляфов. Ошибка человека в одном или в двух вопросах не делает человека безоговорочным последователем этой группы. Также и в побуждении к греховному, - впавший в ошибку, коль не руководствовался он доводами Шариата, то и не мог он предпочесть праведное греховному, хоть и намеревался он прийти к истине, но не смог это сделать. Также и в масхабе саляфов, если даже вопрос касается убеждений, доводом являются слова Всевышнего: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (сура «Взаимное обделение», 64:16), и сказал Аллах, Преславен Он: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (сура «Союзники», 33:5). Отрицает тут Аллах впадение в грех для мусульман по ошибке. Данное положение является общим, и не выделяются отдельно специальные причины, как отмечают это учёные по основам толкования, и включается в это ошибки в убеждении.
Сказал Всевышний: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (сура «Женщина», 4:115). В этом айате разъясняет Всевышний путь ясным доводом, ибо не спросится ни с кого без того чтобы не разъяснилась ему истина и не был бы установлен над ним довод.
Если этот довод дойдёт до человека, на которого возлагаются обязанности Шариата, и он мог следовать этому доводу, однако не последовал ему в силу небрежности к предписанному Аллахом и неприятию к границам, установленным Всевышним, то несомненно что такой ошибающийся впал в ослушание, и действие это станет причиной наказания его Всевышним в этом мире и следующем[33].
Учёные по основам фикха[34] упоминают об этом вопросе, и приводят в качестве примера земной поклон истукану, говоря это может быть причиной обличения в неверии и в ослушании ввиду того, что направлено это действие к истукану. Так обличается человек в неверии и в ослушании на основе самого факта деяния, даже если человек совершил земной поклон, не устремляясь к этому в своём сердце, а сделал это ради земной выгоды, либо ради того чтобы угодить неверующим, или с иной целью, то всё равно обличается в грехе. В последующем же появилась группа нововведенцев, считавших что не обличается в ослушании человек кроме как на основании устремления его сердца к лжепоклонству. Учёные по основам фикха дали отвергли это и разъяснили это заблуждение.
Удивительно, что некоторые из этих поздних мурджиитов относят эти слова к ибн Теймйи, который ясно разъяснил противоречие этому в целом ряде его книг. Возьмём наиболее предпочтительный пример о том, что обличается в неверии оставивший молитву[35]. Говорит ибн Теймийя: «Сказал Всевышний Аллах: «Они (лицемеры) говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся». Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими» (сура «Свет», 22:47). Тем самым отрицается вера того, кто отворачивается от деяний, изъявляя при этом покорность на словах. В Коране и сунне отрицания веры того, кто не совершает деяний, есть много примеров, равно как и отрицается вера у лицемеров, и тот о чьей вере в сердце известно, но он проявляет враждебность и противоречие вере в очевидных деяниях , не называется верующим»[36].
Некоторые люди аргументируют удержанием от обвинения в неверии мусульманина, на которого возложены обязанности Шариата, на основании некоторых деяний, которые он совершил. Их сомнения на основе тех доводов, к оторым они прибегают, делятся на два вида.
Первый вид: они аргументируют входом в сень веры того, кто сказал «Нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», как сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Свидетельствую, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я посланник Аллаха. Кто встретит Аллаха, не испытывая сомнения в этих словах, тот будет введён в Рай»[37].
А также пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто из рабов скажет: «Свидетельствую, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», и потом умрёт, оставаясь на этом убеждении, тот войдёт в Рай»[38].
Однако эта аргументация неверна, ибо утверждающий это аргументирует одним текстом сунны, будучи в неведении о других текстах, которые устанавливают условия для этого, т.е. то что обязательно должно быть для того, чтобы это произошло, и отсутствия того, что не позволяет этому произойти. Из условий примером является то чтобы сказано это было с искренностью в сердце, как про то сказано в первом хадисе «не испытывая сомнения в этих словах», но не упомянуто во втором хадисе. Необходимо чтобы соблюдены были все условия и отсутствовало всё то, что препятствует этому. Например, тот кто скажет «Свидетельствую, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», и затем обратит что-то из поклонения (а это есть деяние) не к Аллаху, тот станет неверующим, ибо сказал Всевышний: «У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (сура «Верующие», 23:117). Единогласно суждение о том, кто признает два свидетельства, но при этом отвергает воскресение в Судный День, что не является он верующим. Ранее мы приводили тексты Корана и сунны, относительно которых есть единодушное мнение о том, что некоторые деяния вводят в неверие и отрицают наличие веры.
Второй вид: аргументируют тем, что некоторые люди будут введены в Рай, не совершив ничего из благого, как пришло в хадисе о том, кто приказал сжечь своё тело после смерти, ибо не совершил он ничего благого, но помиловал его Аллах по причине его страха перед Господом[39], и приводят примером хадисе о том, кто погубил девяносто девять душ, и сказал ангел наказания: «Поистине не сделал он ничего благого»[40], и подобное этому из текстов хадисов.
Но однако эти два хадиса пришли специально о двух общинах. Первая община пребывала в невежестве о обязательных деяниях, и достаточно было лишь свидетельствования о богобоязненности, и не было вменено в обязанность больше ничего. Вторая община – группа тех, кто покаялся прямо перед смертью и не имел возможности совершить деяния, и не вменялись ей деяния в основе.