Сценарий музыкально-театрализованной деятельности для детей подготовительной группы

«Путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена»

Цель: Приобщать детей дошкольного возраста к классике мировой детской литературы.

Задачи:

1. Прививать устойчивый интерес к литературе, музыке, театру.

2. Развивать творческие способности у дошкольников. Побуждать к мышлению, созданию новых образов в музыкально-театрализованной деятельности.

3. Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания.

Предварительная работа:

ü чтение сказок Г. Х. Андерсена и беседы по ним;

ü рассматривание иллюстраций к сказкам;

ü выставка рисунков (коллективные и семейные работы);

ü выставка книг со сказками Г. Х. Андерсена;

ü просмотр мультфильма «Снежная Королева», а также художественного фильма по мотивам сказки;

ü разучивание сценок, танцевальных композиций;

ü участие в изготовлении декораций к сказке.

В зале выключен свет, звучат старинные мелодии. В центре зала загорается свеча, возле нее сидит волшебник – сказочник, он читает книгу…

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало,

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне, родимая моя…

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя, отцов моих страна!

Сказочник:Ганс Христиан Андерсен. Сколько сказок вы его знаете? Две? Десять? А их у него более ста семидесяти! Волшебные, фантастические, и в тоже время абсолютно реалистические. Они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, ученых и крестьян, студентов и служивых, птиц, животных, растений. Как и в любых народных сказках, в историях, рассказанных Андерсеном, живут природа, любовь, добро, честь… Доверьтесь им, следуя за нами в этот удивительный мир.

Во время повествования сказочник зажигает еще свечи. По окончании слов он обращает внимание зрителей на двух детей – героев сказки «Снежная Королева».

Сказочник:Слышите? Это смеются дети – Кай и Герда. Они бедны, и никогда не были в родстве, но любят друг друга как брат т сестра.

Забегает Герда. За руку она тянет за собой Кая. Вместе подбегают к окну.

Кай:Смотри, Герда, какой снежок!

Герда:Бабушка говорит, что это роятся белые пчёлы.

Кай:А у них есть своя королева?

Сказочник: Да. Снежинки окружают её своим роем, но она больше их всех, и никогда не остается на земле, вечно носится на чёрном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окна.

Герда:А Снежная Королева сможет сюда войти?

Кай:Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает!

В зале гаснет большое освещение, слышен шум и завывание ветра, звон разбившегося окна, «залетает Снежная Королева». Она забирает с собой Кая. Свет загорается, на полу разбросаны осколки зеркала.

Герда:Что случилось? Почему так холодно? И где Кай? Милый Кай, где ты?

Сказочник:Его забрала Снежная Королева.

Герда закрывает лицо руками.

Герда:Милый Кай, где же мне теперь тебя искать?

Сказочник:Не плачь, Герда, ты обязательно его найдёшь. Но для этого тебе придётся совершить длительное путешествие по сказкам Ганса Христиана Андерсена. Возможно, в какой-нибудь из них и спрятала его Снежная Королева.

Сказочник обращается к зрителям.

Сказочник:Маленькой девочке не справится одной. Путь долгий и трудный, много опасностей может ей встретиться на пути. Вы поможете ей, ребята?

Герда:Уважаемый сказочник, а в какую сказку мы сначала пойдём?

Сказочник:Это подскажет нам разбитое зеркало. Помогите мне собрать его осколки.

Игра «Собери зеркало»

Как только зеркало собрано, сказочник смотрит в него и говорит волшебные слова.

Сказочник:Снип – снап – снуре – люре – базилюре!...

Свет загорается, звучит английская песенка «Ах, мой милый Августин». Появляется Свинопас.

Сказочник:Ребята, вы догадались, в какую сказку мы попали?

Дети:В сказку Г. Х. Андерсена «Свинопас»!

Сказочник:Посмотрите, в его руках волшебный горшочек. Интересно, куда он направляется.

Дети:Он идёт к капризной принцессе. За этот горшочек он просит десять поцелуев принцессы.

Сказочник:Давайте и мы направимся вслед за ним, посмотрим, что сейчас делается во дворце.

Дети танцуют менуэт.

По окончании танца дети остаются в кругу.

Забегает принцесса в центр круга.

В руках она держит горшочек.

Принцесса:Посмотрите, посмотрите! Какой прелестный горшочек! Давайте скорее посмотрим, что готовят на обед у нашего камердинера! Для этого нужно закрыть глаза и подержать ладошки над паром.

Подносит горшочек детям, они называют блюда: шоколадный торт, апельсиновый пудинг, яблочный пирог и т.д.

Принцесса:Да, но держите язык за зубами, я ведь императорская дочка!

Принцесса уходит, дети садятся на места, снова звучит английская песенка. Свинопас заходит с новой игрушкой.

Сказочник:А вот и снова наш знакомый Свинопас. Он смастерил новую игрушку для принцессы.

Герда:Уважаемый Свинопас, не подскажете ли вы, где мне искать моего брата, его зовут Кай!

Свинопас:В соседнем королевстве живёт одна старая ведьма. Может, она сможет вам помочь?

Свет в зале приглушается, звучат волшебные слова. Появляется дерево с дуплом, возле него сидит ведьма в синем переднике.

Сказочник:Ребята, а в какую сказку мы попали сейчас?

Дети:Сказка Г. Х. Андерсена «Огниво».

Ведьма:Э-хе-хе, где же этот служивый? Сколько лет я уже здесь сижу и жду. Ведь кроме него никто не сможет достать огниво.

Сказочник:Здравствуйте, уважаемая ведьма. Не подскажите ли вы бедной девочке, где искать её брата – Кая? Его унесла Снежная Королева.

Ведьма:Отчего ж не помочь добрым людям? Только сначала вы мне помогите. Накопилась тут у меня куча вещей, а что это за вещи, не знаю, не ведаю.

Сказочник:Ребята, поможем ведьме разобраться, что за вещи хранятся у неё в дупле? Из каких они сказок?

Ведьма достаёт из дупла сказочные вещи, дети называют их, и сказки в которых они живут.

Сказочник:Все твои вещи мы назвали, уважаемая ведьма. Теперь скажи нам, куда отправляться искать Кая.

Ведьма достает из передника карандаш, клочок бумаги, рисует план, объясняет куда идти.

Ведьма:Снежная Королева спрятала Кая в нашем лесу. Лес у нас тёмный, прямо скажем, дремучий. Где, как не у нас, в прятки играть. Пойдёте прямо, затем направо, потом налево повернёте, и прямо перед собой увидите огромную пещеру, смело туда заходите и забирайте своего Кая.

Сказочник:Спасибо тебе, уважаемая Ведьма. Пойдём Герда, и вы, ребята, пойдёмте с нами. Вместе веселее будет! Да и помощники нам в дороге пригодиться могут.

Когда дети и персонажи выходят из зала, ведьма потирает руки, обращается к зрителям.

Ведьма:Ну вот, одно «доброе дело» я на сегодня сделала… Разбойнички будут довольны. За это они дадут мне немного золота.

Ведьма хохочет, потирает ладони. Зрители тоже выходят из зала, следуют за детьми, которые направляются в спортивный зал, оформленный как пещера разбойников. Перед входом в зал останавливаются.

Сказочник:Наверно, про эту пещеру и говорила старая ведьма. Тишина вокруг. Уж не заблудились ли мы?

Внезапно на волшебника и Герду падает сеть. С криками и улюлюканьем появляются разбойники.

Разбойники:Попались, голубчики?! А ну, выворачивайте карманы! Доставайте оттуда деньги да золотишко!

Атаманша:Ишь, какая жирненькая, да славненькая, орешками откормленная (обращается к Герде). А какова на вкус будет? (достает острый блестящий нож, но внезапно кричит, как ужаленная). Ай-яй-яй!!!

Забегает маленькая разбойница, она запрыгивает матери- атаманше на спину, кусает её за ухо.

Маленькая разбойница:Она будет играть со мной! Она отдаст мне своё хорошенькое платьице и будет спать со мной в одной постельке! А если её кто-нибудь тронет, я сделаю вот так…

Разбойница пронзительно визжит и топает ногами. Атаманша и разбойники затыкают уши.

Атаманша:Прекрати! Ах ты, дрянная девчонка! Сначала кусает мать, потом кричит так, что уши заложило! Забирай этих глупых людишек, всё равно у них нет ни золота, ни денег. Пойдём, Кривой Глаз, доедать кабанью тушку. Запьем её добрым элем, да раскурим по трубочке крепкого табаку.

Атаманша с разбойниками уходят.

Маленькая разбойница:Ты останешься здесь, и будешь играть со мной!

Герда:Я ищу своего брата, его зовут Кай! Его унесла Снежная Королева! (Герда закрывает лицо руками, безутешно плачет).

Разбойница:Перестань сейчас же реветь, ты затопишь мою пещеру! Так и быть, я тебя отпущу, но сначала вы поиграете со мной в «Жмурки», ты ловишь!

Дети стоят в кругу, Разбойница и Герда играют в «Жмурки». Маленькая разбойница всё время пытается обмануть, схитрить, выскочить из круга, но ребята её не выпускают.

Разбойница:Ладно, ты выиграла, тысяча чертей! Теперь вожу я!

Сказочник:Милая Разбойница, Герда очень устала в дороге. Пусть она отдохнёт, а ребята с тобой поиграют еще.

Игра продолжается или можно поиграть в другую подвижную игру.

Сказочник:Теперь ты отпустишь нас?

Разбойница:Уж больно вы мне понравились, чем же я теперь заниматься буду? С разбойниками играть надоело, мать пугать из-за угла скучно. Ладно, так и быть, уходите, да поскорее, пока я добрая, а не то передумаю.

Сказочник:Спасибо тебе, милая разбойница, но не подскажешь ли ты нам, как выбраться из этого леса и где искать Кая?

Разбойница:Живёт в моей пещере северный олень. Рассказывал он мне как-то про далёкую северную страну Лапландию. Именно там и живёт Снежная Королева в своём ледяном дворце, и про мальчишку он говорил, видно это и есть твой братец.

Сказочник:Спасибо тебе. Ты добрая девочка. До свиданья. Идёмте, ребята, нам нужно торопиться.

Герда:Но куда же нам теперь идти? Ведь мы совсем не знаем дороги?

Дети выходят из спортивного зала, рядом слышна музыка красивого вальса.

Сказочник:Слышите, какая красивая музыка? Заглянем туда на минуточку, быть может, мы встретим там друзей, и они подскажут нам дорогу к Снежной Королеве.

Дети идут в другое помещение. Это может быть изостудия, холл или группа. Комната украшена цветами. Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского.

Герда:Как здесь красиво, сколько чудесных цветов, пахнет миртой и душистой мятой! С цветка на цветок перелетают бабочки и мотыльки!

Сказочник:Ребята, вы догадались, в какую сказку мы попали с вами?

Дети: «Дюймовочка»!

Сказочник:А вот и она!

Дюймовочка:Ах, как здесь чудесно и удивительно! Какие большие цветы! В них можно жить как нельзя лучше!

Принц:Кто вы, о прекрасная? Как ваше имя? Будьте моей женой!

Принц опускается на колено и протягивает Дюймовочке руку.

Дюймовочка:Я согласна!

Эльфы прикрепляют к её спине прозрачные крылышки, принц надевает на голову корону.

Принц:Ты такая хорошенькая! Я буду называть тебя Майей! Ты будешь моей женой и царицей цветов!

Звучит музыка П. И. Чайковского. Эльфы посыпают всех конфетти, хлопают хлопушки, девочки танцуют вальс цветов.

Сказочник:Вот это муж! Не то, что сын жабы или крот в бархатной шубе. Дюймовочка так счастлива! Но нам пора искать дорогу к Снежной Королеве. Милые эльфы, вы летаете по всему свету, не подскажете ли вы нам, где находятся её чертоги?

Принц:Пусть вам помогут наши волшебные цветы. Ими будет устлан весь путь до самого дворца её Снежного Величества.

Дети, персонажи и зрители возвращаются снова в музыкальный зал. Декорации сменились.

Герда:Как холодно и страшно!

Сказочник:Мы приближаемся к владениям Снежной Королевы. Но вход во дворец заколдован. Нам нужно отгадать загадки, написанные на снежинках.

Дети читают и отгадывают загадки на снежинках – это отрывки из сказок Г. Х. Андерсена.

Сказочник:Мы отгадали все загадки. Путь открыт!

Отодвигается ледяная ширма, которой был загорожен вход. Дети проходят на стулья.

Танец снежинок

Герда:Смотрите, это Кай! Он играет с волшебными льдинками. Он так сосредоточен, как будто решает сложную задачу. Кай! Милый мой Кай! Здравствуй!

Кай не обращает на неё внимания. Она, горюя, возвращается к Сказочнику.

Герда:Он не узнал меня, что делать? Как победить чары Снежной Королевы?

Звучит завывание ветра, свет гаснет, появляется Снежная Королева.

Снежная Королева:Зачем вы сюда пожаловали? Кай будет мой! Я дала ему задание – сложить слово «ВЕЧНОСТЬ», и тогда он совсем забудет тебя, гадкая девчонка, его сердце превратиться в кусок льда! Ему будут чужды человеческие чувства: доброта, любовь, нежность, верность. Как всё это глупо. Нет ничего важнее вечности!

Сказочник:Ребята, давайте подумаем, как можно победить Снежную королеву?

Дети предлагают.

Сказочник:Молодцы, ребята! Давайте сложим из волшебных льдинок слово «ПЛАМЯ».

Дети выкладывают слово «Пламя».

Танец со свечами

По окончании танца Снежная Королева гордо уходит.

Кай:Здравствуй, милая Герда!

Герда:Здравствуй, Кай! Мы снова вместе! Бежим скорее к нашей доброй бабушке, обрадуем её!

Сказочник:Мы победили Снежную Королеву, а помогали нам дружба, любовь и доброта!

Звучит песня «До свидания, Дания». Персонажи выходят в центр зала, поднимают вверх сцепленные руки, качают ими в такт музыки.

Зинатулина О. В.,

учитель начальных классов

МАОУ гимназия №18

г. Нижний Тагил

Наши рекомендации