Как стать человеком, имеющим духовный склад ума
Подошло время рассмотреть некоторые практические способы, которые могут помочь вам стать человеком с духовным складом ума. Для этого надо выполнить несколько необходимых условий.
Во-первых, наша любовь к духовному должна быть постоянной и неизменной. Наша привязанность к чему-либо зависит от того, что именно вызывает у нас любовь. Совершенно ясно, что если мы хотим возрастать в духовности, то должны иметь постоянную и неизменную любовь к духовному.
Неспособность иметь такую любовь может являться следствием нескольких причин. Например, если человек никогда не имел подлинного осознания духовных истин, а только лишь умом понимал их. И вызвано это было тяжелыми условиями жизни. Когда же условия изменились, любовь к духовному показалась ему менее важной.
Другой пример: люди, которые на самом деле не были возрождены Духом Божьим, скоро обнаружат, что исполнение религиозных обязанностей превратилось для них в скучное и утомительное занятие, хотя вначале это казалось им весьма интересным делом. Эти обязанности начнут входить в противоречие с естественными человеческими привычками и наклонностями, которыми они по-прежнему обладают.
Пусть никто из нас не довольствуется колеблющейся, непостоянной любовью по отношению к духовным вещам. Многие обманываются именно в данном вопросе. Путь приобретения духовного склада ума заключается в твердой, непоколебимой любви ко всему духовному (1Кор.15:58).
Эта любовь к духовным вещам возрастает и укрепляется, если верующие находят в них удовольствие. Вкус пищи, которую мы принимаем, пробуждает у нас аппетит. Все духовное приносит радость именно тогда, когда верующие понимают, что оно удовлетворяет их нужды. Духовный "вкус", который имеют духовные истины, — вот что заставляет верующих стремиться к ним.
Если люди испытывают радость, сознавая, что духовные истины полезны и необходимы, то они стремятся еще больше познавать их, особенно в тех случаях, когда им трудно наслаждаться ими. Физическая болезнь может лишить нас аппетита. То же самое может произойти и с нашей душой: если какой-то грех делает нас духовно больными, то мы теряем ощущение той сладости, которую имеют духовные истины. Однако верующие испытывают сильное желание опять стать здоровыми и вернуть те духовные переживания, которые они имели до болезни, когда духовные обязанности и истины казались им такими желанными.
Помните также о том, что неизменная любовь к духовному укрепляется тогда, когда мы размышляем о духовном как можно чаще. Если человек очень мало думает о предмете своей любви, то вряд ли мы решим, что он питает к нему искреннюю любовь. Так много людей делают вид, что любят Бога, однако очень редко вспоминают о Нем и никогда не размышляют о Его Слове!
Истинная, неизменная любовь к духовному сможет противостоять любому искушению, подталкивающему человека на то, чтобы перенести свою любовь на что-нибудь другое. Искушения тогда лишь могут одолеть нас, когда мы отдаем им свою любовь. Сатана может иногда вкладывать нечестивые мысли прямо в наш разум, однако искушения касаются главным образом наших чувств и привязанностей. То, что завоевало нашу любовь, завоевало и нас самих.
Иногда мы пытаемся доказать, что вполне нормально иметь некоторую привязанность к вещам, которые окружают нас в этой жизни, или же "всего один раз" проявить любовь к земному, или же любить только одну какую-то вещь. Иногда опасение лишиться того, что принадлежит нам, или страх потерять свою жизнь могут оказывать на нас большее влияние, нежели любовь к духовному. Только сильная, непоколебимая любовь к Божьему может помочь нам одержать победу над подобными искушениями. Чтобы сохранить такую любовь, мы должны быть особенно усердны в молитве, бдительны в отношении греха, должны жить верой и испытывать самих себя ежедневно.
Преимущество неизменной, непоколебимой любви к духовному состоит в том, что, имея ее, мы сможем лучше противостоять давлению со стороны неверующих людей, окружающих нас. Всякий, кто ставит перед собой какую-то важную задачу, будет часто задумываться о том, как ее выполнить. Такой человек не будет терять время, размышляя о других вещах, имеющих намного меньшее значение. Нам нужно проявлять особую бдительность и осторожность в отношении того, что задевает наши чувства и наше воображение, потому что это может отвлечь наш разум от духовных истин (Рим.6:13). Стойкая, постоянная любовь к духовному — вот единственный путь сохранить контроль над тем, что наполняет наш разум.
Глава 21.
Жизнь и мир!
Последнее, что нам надо сделать в ходе изучения слов апостола Павла, — это узнать, как духовные помышления могут нести с собой жизнь и мир. Я постараюсь объяснить это в два приема: вначале мы поговорим о том, что означает выражение "жизнь и мир", а затем рассмотрим, как духовный склад ума может включать в себя и то и другое.
Духовная жизнь верующих дает им три выдающихся привилегии. Первая из них состоит в том, что христиане оправданы в очах Божьих (Рим.5:17); им дано право на вечную жизнь. Вторая привилегия заключается в том, что им дарована любовь ко всему духовному (Рим.8:9). Благодаря силе этой новой жизни, которую верующие имеют внутри себя, они становятся святыми и затем все более и более возрастают в святости. Эта святость является плодом новой жизни души, которую оживил Бог, и доказывает, что верующий имеет в себе новую жизнь. Третья привилегия состоит в том, что христиане испытывают радость, живя этой новой жизнью каждый день. Покой и утешение, которые человек получает от этого, придают особую ценность христианской жизни. Это, как я считаю, и имеет в виду апостол Павел, когда говорит, что "помышления духовные — жизнь..." Он имеет в виду, что они являются источником радости в этой жизни.
"...И мир". Верующие обладают миром вдвойне. Они в мире с Богом, поскольку Бог считает их праведными ради Христа. Он больше не находится во вражде с ними. Верующие также имеют в себе мир, который является плодом Святого Духа, живущего в них. Этот мир дает им возможность с любовью относиться друг к другу и спокойно воспринимать все, что происходит в их жизни (Гал.5:22-23). Этот мир является для верующих неисчерпаемым источником силы, особенно когда им больно, когда они чем-то встревожены или подвергаются гонениям (Пс.118:165). Знать по опыту превосходство всего духовного — значит быть способным спокойно переносить трудности и невзгоды этой жизни (Ин.16:33).
Итак, мы подошли ко второму вопросу: "Как духовные помышления могут одновременно включать в себя жизнь и мир?"
Я могу предложить несколько ответов на данный вопрос. Духовные помышления, или духовность ума, — это единственный путь к сохранению и поддержанию ощущения той любви, которую Бог проявляет к нам. Хотя спасение даровано нам исключительно по благодати Божьей, а не по нашим делам и заслугам, однако, чтобы продолжать наслаждаться даром спасения, мы должны прилагать всемерные усилия и проявлять духовность на практике. Небрежность и нерадивость в данном вопросе ведут к потере ощущения полноты жизни и мира (Песн.5:2-3).
Причина, почему духовный склад ума так важен, заключается в том, что только при таком складе ума мы можем по-настоящему воспринимать любовь Божью и должным образом оценивать ее; только имея такой склад ума, мы можем знать, как правильно пользоваться духовными привилегиями; только при таком складе ума мы будем защищены от греховного влияния, и тогда оно не сможет одержать победу над нами. Совершенно ясно, что если мы не стараемся иметь духовные помышления, то теряем радостное ощущение жизни и мира.
Только имея духовный склад ума, мы можем должным образом исполнять свои религиозные обязанности. Посторонние вещи очень легко могут увлечь нас, если духовные истины не оказывают на наш ум преобладающего влияния. Чувство вины вследствие осознания своей греховности может привести нас в отчаяние, если мы не сохраняем духовного склада ума.
Без твердой, непоколебимой и постоянной духовности ума мы легко можем устать даже от исполнения духовных обязанностей. Там, где человек постоянно находит удовольствие в чем-либо, он никогда не будет чувствовать усталости и изнывать от скуки. По крайней мере, у него никогда не появится желание отказаться от того, что приносит ему удовольствие.
Только духовный склад ума позволяет человеку всегда быть готовым к тому, чтобы на любую ситуацию реагировать так, как Христос. Если только простое чувство долга руководит нами в нашей религиозной деятельности, то мы не будем ощущать полноты жизни и мира. Мы должны быть исполнены энтузиазма, а он, в свою очередь, является следствием духовного склада ума.
Наконец, духовность ума — это, несомненно, наипервейшая характерная черта небесной жизни, которую мы можем познать уже здесь, на земле. Возродив наши души, Дух Святой начинает работать над нами, делая нас подобными Христу. Это процесс постоянного роста, который закончится только тогда, когда мы окажемся вместе с Ним в славе. Поэтому духовный склад ума, который у нас есть сейчас, является наилучшим возможным отражением того состояния совершенства, которое мы обретем на небе!
Итак, слова, сказанные апостолом Павлом, верны и истинны: "...помышления духовные — жизнь и мир..." (Рим.8:6. В английской Библии (NIV) этот стих звучит так: "Ум, контролируемый Духом, есть жизнь и мир". — Прим. пер.).