Возрастание в духовности ума

Мы уже выяснили, что иногда жизнь людей меняется под влиянием определенных обстоятельств. Такие перемены отличаются от перемен, которые вызваны духовным возрождением. Мы также рассмотрели, в чем заключаются некоторые из этих перемен (главы 12, 13, 14). Одно из самых ярких отличий, о котором я как раз и хочу сейчас поговорить, состоит в том, что истинное духовное возрождение принимается и совершается по вере. Перемены иного рода могут быть следствием суеверного воображения.

Истинное духовное возрождение происходит под руководством веры. Это значит, что вера наставляет верующего, подсказывая ему, что он должен любить. Любое поведение, не являющееся следствием любви, наученной верой, представляет собой проявление недуховного склада ума (Евр.11:6). Люди, которые осознают свою греховность перед Богом, но не имеют веры в Христа к спасению, скоро позабудут о своей греховности или же впадут в различные суеверия и предрассудки, воображая, что могут избавиться от своей вины, прилагая собственные усилия.

Вера — это средство, помогающее христианам понимать и любить духовные истины, в которых обычный человеческий разум не находит ничего привлекательного (Еф.1:17-19). Из этого следует, что чем больше мы будем понимать по вере, тем больше будут возрастать наша любовь и наше увлечение духовными истинами. Таким образом, мы будем становиться все более и более духовными верующими (2Кор.3:18). Как сургуч воспринимает и сохраняет тот оттиск, который оставила на нем печать, так и верующие отображают в самих себе то, что они любят. Обратите внимание на неверующих людей, о которых писал Петр, чьи похотливые взгляды выдавали в них любовь к греху (2Пет.2:14). Мы становимся похожими на то, что любим, независимо от того, хорошее это или плохое.

Иногда может казаться, что мы очень медленно приобретаем духовный склад ума. Наша любовь к духовному подобна кустарнику в пустыне, глядя на который кажется, что он вообще не растет. Так может происходить и с нами, если мы будем довольствоваться своим нынешним духовным состоянием. Мы верим, что рождены свыше (и дай Бог, чтобы так оно и было на самом деле), однако не прилагаем никаких усилий, чтобы расти духовно и становиться более святыми, более похожими на Христа. Это напоминает беженца, который оставляет свою собственную страну только для того, чтобы поселиться в приграничной зоне другого государства и оказаться в ненамного лучшем положении, чем прежде.

Евангелие обещает верующим не только прощение грехов, но также и мир, радость, духовную силу, уверенность и твердую надежду. Многие христиане почти не продвинулись в своей духовной жизни дальше прощения грехов. Они проявляют крайнее неразумие, довольствуясь малым, хотя могли бы познать так много. Они больше, чем глупцы, потому что, довольствуясь малым, когда их окружает такое богатство, они отрицают учение Спасителя о том, что из маленького семени вырастает большое дерево. Их поведение также отрицает славные обетования Ветхого Завета, в котором царство благодати Евангелия описывается как величественное и процветающее царство (Пс.91:14-16; Ис.40:28-31).

Не расти духовно — значит относиться с презрением к благодати, мудрости и верности нашего Бога, Который обещал, что мы сможем испытать в своей жизни много славного и прекрасного. Отсутствие духовного роста также свидетельствует о нашем маловерии и эгоизме. Мы принимаем прощение грехов, однако не хотим связывать себя никакими обязательствами! Разве такое отношение не позорит Евангелие? Не подталкивает ли оно мирских людей относиться к христианам с презрением?

Я бы хотел особенно подчеркнуть, что такая позиция, когда человек довольствуется лишь незначительными духовными переживаниями, не поможет ему обрести чувство духовного мира и покоя. Возрастание в духовности ума — это нелегкий процесс, но он часто бывает нелегким именно потому, что мы не хотим расстаться с теми принципами, которые несовместимы с духовностью. Другими словами, проблема кроется в нас самих, а не в духовности. Мы просто не желаем отложить в сторону все, что мешает нам (Евр.12:1).

Трудности также могут возникать из-за того, что мы продолжаем думать о начале нашей духовной жизни и не прилагаем усилий к тому, чтобы простираться вперед (Евр.5:12-14).

Трудности, с которыми мы сталкиваемся, могут являться также следствием какого-то греха, пребывающего в нас. Я имею в виду такие грехи, как беспечность, легкомыслие, небрежность, лень и потворство плохим привычкам. Если мы допускаем что-либо подобное в своей жизни, то напрасно ожидаем духовного роста. В таких случаях нам скорее поможет не освежающее питье, а серьезная операция!

Поскольку сейчас мы рассуждаем о более серьезных проявлениях духовного упадка, я должен высказать свое мнение также и по другим вопросам, касающимся данной темы. Например, люди часто обманывают себя, не осознавая, насколько опасен такой упадок. Они убеждают самих себя, что находятся под влиянием всего лишь одного греха, в то время как проявляют старание во всех остальных религиозных вопросах. Однако один грех, которому охотно предается человек, разрушит его душу точно так же, как и тысяча грехов (Иак.2:10-11). В любом случае, не существует людей, которые были бы способны ограничиться только одним грехом.

Заявление, что вы можете искренне любить Бога, продолжая совершать какой-то один грех, является совершенно безосновательным и к тому же ложным (1Ин.2:15). Если Бога не любят превыше всего, значит Его не любят вовсе. В равной степени ошибаются и те, кто думает, что можно позволять себе грешить сейчас, а потом перестать это делать. Человек, который отказывается уклоняться от всякого греха в настоящее время, не имеет подлинного желания оставить грех и, скорее всего, никогда не оставит его и в будущем.

Такой самообман крайне опасен, потому что он побуждает человека не придавать особого значения серьезному упадку духовного мышления. Он возникает не вне, а внутри человеческого сердца, и поэтому является признаком ужасного духовного разложения. Если люди думают, что однажды сами смогут нейтрализовать последствия такого упадка, то показывают тем самым, насколько недооценивают они угрожающую им опасность. Духовное восстановление после отступничества является самой трудной задачей для любого христианина.

Позвольте мне теперь дать совет тем, кто томится, страстно желая быть избавленным от духовного разложения. Если вы вспомните свою первую любовь и сравните ее со своим нынешним состоянием, то у вас появится побуждение возвратиться обратно к Богу. Ему приятно вспоминать о вашей первой любви (Иер.2:2), и если вы поймете это, то у вас появится реальное желание вернуться к Нему. Многие из ветхозаветных святых, и особенно псалмопевец Давид, находясь в переживаниях и подвергаясь искушениям, ободряли самих себя, вспоминая благословения, которые они имели в прошлом (Пс.41:5).

Если вы не растете духовно, то это свидетельствует либо о том, что Бог никогда не совершал Своей работы в вашей душе, либо о том, что вы настолько ожесточились в результате пренебрежения к духовным вещам, что теперь никакие обычные меры не смогут помочь вам восстановиться духовно после отступничества. Меня в данный момент не беспокоит ни та, ни другая ситуация, если люди довольны положением, в котором они находятся. Я хочу помочь тем, кто скорбит о своем духовном упадке, кого гнетет его нынешнее состояние.

Глава 17.

Духовный упадок

В предыдущей главе я говорил о том, что отсутствие духовного роста может быть следствием того, что нас вполне устраивает наше нынешнее положение и мы просто не хотим расти! Но у духовного склада ума есть враг еще страшнее, чем лень. Это не просто отсутствие духовного роста, а самый настоящий духовный упадок.

Многие обратившиеся к Богу, если не все, начинают свою христианскую жизнь с большим энтузиазмом. Богу приятно видеть эту "первую любовь" в людях. Однако бывает так, что источником этой жизненной энергии и силы является не душа, возрожденная Духом Святым, а возбужденное воображение. Когда такие люди становятся старше и познают мудрость этого мира, духовность их ума приходит в упадок. В этой главе я хотел бы поговорить о некоторых формах духовной немощи.

Духовная немощь может возникнуть из-за пережитых трудностей и искушений. Во времена бедствий у верующих может появиться мысль, что Бог оставил их (Ис.49:14). На самом же деле Бог никогда не оставляет Своих детей (Ис.49:15). Верующие подобны путникам, идущим темной ночью, которые беспокоятся, не сбились ли они с дороги, хотя они по-прежнему находятся на верном пути, но не могут этого видеть. Такая ситуация не относится к тем тяжелым случаям духовного упадка, о которых я хочу поговорить в данной главе.

Потеря верующим физических способностей, мешающая проявлять духовную любовь видимым образом, может показаться более опасной. Так часто происходит, когда верующие достигают преклонного возраста. Если они являются истинными верующими, то эта потеря вызовет у них чувство беспокойства. Их будет тяготить сознание, что они больше не могут совершать тех дел, которые делали раньше. Однако уменьшение внешней, видимой активности не означает, что они стали меньше удовольствия находить в святости. Другие качества — такие, как мудрость и проницательность — будут развиваться и совершенствоваться с возрастом, поэтому простая потеря внешней активности неопасна.

Однако, если мы видим, что верующий, находясь в преклонных летах, начинает все больше и больше любить этот мир, то это является следствием не его почтенного возраста, а возрастающей силы греха в нем, что приносит лишь огорчение Господу Христу и Духу Святому. Бог может послать наказание такому человеку, чтобы тот смог исправиться. Верующие, находящиеся в подобном состоянии, непременно потеряют уверенность в своей правоте перед Богом. Такой упадок может даже означать, что они вообще никогда не были истинными христианами (Ин.15:6).

Рассмотрите, во-первых, какую печаль и скорбь принесла вам потеря духовной жизнеспособности. Осознание своего бедственного положения произведет в вас чувство ненависти по отношению к духовному упадку. Затем вспомните, что хотя Писание и отзывается довольно резко об отступниках, однако оно содержит в себе особые слова ободрения и поддержки, а также обетования, которые адресованы людям, возвращающимся обратно к Богу (Иер.3:12-14; Ос.14:5).

Наконец, проявляйте ревность и настойчивость в поисках возможности опять обрести духовный склад ума. Это может быть единственным шансом, который предоставится вам! Радуйтесь тому, что душа, однажды возрожденная Духом Святым, может опять стать духовной. То первое духовное возрождение дает возможность душе выздоравливать снова и снова.

Глава 18.

Образец духовности

Величайшим образцом духовности для нас является Иисус Христос (Фил.2:5). Наш долг состоит в том, чтобы руководствоваться в своей жизни духовным складом ума, подражая Иисусу. Я не думаю, что можно достигнуть такого состояния духовности, не изучая тщательно всего, что Писание говорит об уме Христовом.

Писание должно быть нашим путеводителем, если мы хотим развить в себе привычку размышлять о духовном. Оно содержит в себе все, что нам необходимо знать о наших внутренних, сердечных стараниях по воспитанию самих себя и о внешних, видимых способах выражения духовного склада ума. Когда человек пренебрегает наставлениями Писания, тогда всевозможные сумасбродные и глупые идеи начинают вытеснять истинные пути достижения духовности. Людей можно намного легче заставить поверить в глупые предрассудки и перенять бесполезные обряды, нежели убедить их в необходимости соблюдать правила, которые установил Бог.

Даже искреннее следование учению Писания не приведет верующих к духовному совершенству (Фил.3:12). Итак, насколько близко можем мы подойти к совершенству? По этому поводу я могу сказать следующее.

Мы можем достичь такого положения, если всегда будем готовы наслаждаться духовными истинами и делать это всякий раз, когда нам предоставляется такая возможность. У нас всегда должен быть аппетит к духовному. Если же духовная пища не интересует нас или кажется нам безвкусной, значит мы духовно больны. Я не говорю о том, что мы обязательно должны получать удовольствие от слышания духовных истин, потому что характер их провозглашения зависит от способностей и дарований того, кто провозглашает их. Я говорю о том, какое впечатление духовные истины должны производить на нас: они всегда должны быть привлекательны для нашего сердца. Даже горькие травы сладки для голодного!

Когда мы верою начинаем понимать, что нам следует исполнять определенные обязанности, тогда мы должны с готовностью и желанием делать это.

Ситуация в корне меняется, когда перемены, происшедшие в людях, вызваны не возрождающей работой Духа Святого, а какими-то другими факторами. Такие верующие не всегда проявляют интерес к духовной пище (1Кор.2:14). Они легко могут подпасть под влияние предрассудков и представлений, противоречащих Библии (Кол.2:18,19), которые приведут их затем к ложному поклонению.

Этим объясняется тот факт, что в христианском мире так много ложных верований и даже идолопоклонства. В таких случаях на людские умы оказала влияние не Божья благодать, а что-то другое, о чем мы уже говорили раньше, в 13-й главе. Эти люди пренебрегают единственным мерилом, которому должны следовать, то есть Писанием, и их религия находится на том уровне, который их разум, непросвещенный Словом Божьим, способен понять.

Даже в случае с истинными христианами всегда существует опасность отступничества из-за неумения смотреть на вещи с духовной точки зрения. Только тот факт, что духовное возрождение сделало Христа привлекательным для них, сохраняет их от падения. Всякая духовность ума исходит от Него точно так же, как свет и тепло в этом мире исходят от солнца.

Глава 19.

Наши рекомендации