Духовные размышления о Христе
Я могу себе позволить быть кратким, излагая данную тему, потому что уже написал другую книгу, целиком посвященную размышлениям о славе Христа. (В сокращенном варианте эта книга опубликована на английском языке издательством "Grace Publication Trust" и вышла в свет под номером шесть в серии "Великие христианские классики". Полностью данная книга опубликована издательством "Banner of Truth Trust" в серии "Owen's Works", том 1.)
Будет весьма полезным рассмотреть здесь некоторые практические вопросы. Например, наш мир с Богом зависит от того, что Христос совершил для нас. Мы любим Его за это. Также мы радуемся тому, что теперь Он находится на небе и пребывает в славе! Мы с нетерпением ожидаем встречи с Ним, но нас не обрадует общение с Иисусом там, если мы не находим удовольствия в общении с Ним сейчас. Я знаю некоторых людей, которые начинают беспокоиться, если долгое время не вспоминают о Нем. К сожалению, я знаю намного больше людей, которые весьма редко думают о Нем.
Очень важно размышлять о Христе в соответствии с учением Библии. В Библии нигде не говорится, что у нас должны быть какие-то особые предметы, которые бы побуждали думать о Нем, или что нам следует посещать особые места, которые бы вдохновляли нас и помогали размышлять о Нем. Мы должны быть уверены, что средства, которые помогают нам в размышлениях, сами являются духовными. Молитесь постоянно о том, чтобы Дух Святой помогал вам. Читайте места в Писании, где говорится о Христе, и размышляйте о них.
Подлинное общение между Христом и верующими не существует само по себе. Это происходит тогда, когда верующие размышляют о духовных истинах в соответствии с Библией. Те, кто сеет такие семена, пожнут их плоды с радостью! Такие размышления о Христе более всего угодны Ему (Песн.2:14). Они лучше всего подготавливают верующих к принятию и усвоению учения Христа (Отк.3:20). Неспособность размышлять несомненно лишит верующих той радости, которую они имеют в Христе. Иногда они бывают слишком заняты, иногда беспечны, а иногда духовно холодны. Такой образ жизни не принесет им обилия духовной радости (Песн.5:2-3)!
Нам следует размышлять о славе Христа, которую Он имеет на небесах. Он является чудесной Личностью, соединяя в Себе две природы — божественную и человеческую, и поэтому Его молитвы за церковь не могут остаться без ответа. Когда церковь Христа наполнится, тогда мы увидим Его в славе, грядущего, чтобы судить этот мир.
Не поймите меня неправильно. Духовные размышления не заключаются в том, чтобы просто перечислять эти факты в своем разуме. Духовный склад ума означает, что мы находим удовольствие в размышлениях о них.
Наконец, размышления о вечной славе и достоинствах Христа лучше всего помогают переносить страдания и беды, с которыми мы сталкиваемся в этой жизни. Страдать по воле Божьей — это честь и привилегия для нас (Фил.1:29). Но единственный способ, который может помочь нам с радостью переносить все беды и невзгоды, состоит в том, чтобы постоянно противопоставлять им наше славное будущее с Христом. Все другие способы, к которым прибегают люди, желая помочь себе справиться с возникшими трудностями, подобны лекарству, избавляющему от боли лишь на некоторое время.
Иногда страдания становятся изнуряющими, потому что кажутся нам нескончаемыми. Тогда остается только один источник утешения: когда наш разум преисполнен мыслями о той славе, которая ожидает нас в вечности с Христом, мы способны понять, что даже такое страдание является кратковременным (2Кор.4:17).
Глава 8.
Духовные размышления о Боге
Мы должны постоянно думать о Боге, потому что Он является источником жизни и Он запланировал все события, которые должны произойти (Рим.11:36). Всякое доброе помышление, возникающее в нашем разуме, исходит от Него. Поэтому совершенно очевидно, что мы поступим очень правильно, если будем размышлять больше о Боге, нежели о Его дарах.
Некоторые отрицают существование Бога (Пс.13:1). Довольно странно, что атеистов больше в тех странах, где распространена христианская религия, а не в тех, где о ней ничего не знают. (Страны, в которых христианство имеет незначительное влияние, наводнены другими религиями.) Это объясняется тремя возможными причинами. Во-первых, люди сознательно отвергают откровение, в котором Бог явил Себя им (через дела творения, совесть или Писания), и тогда Он оставляет их, и они ожесточаются в своем неверии. Во-вторых, те, кто отвергает свет истины, очень легко становятся жертвами заблуждений. В-третьих, люди решительно не хотят видеть света, и чем ярче свет, тем сильнее они закрывают глаза!
Некоторые признают, что Бог существует, но редко думают о Нем. Их знание о Боге никак не отражается на их жизни (Тит.1:16).
Мысли некоторых людей настолько поглощены мирским, что они просто неспособны размышлять о Боге как должно. (Я говорю здесь не о тех, кто открыто живет греховной жизнью, а о тех, кто пытается показаться религиозным в глазах окружающих.)
У некоторых людей причина их неспособности думать о Боге заключается в том, что они слишком заняты удовлетворением своих собственных желаний и похотей (Фил.3:19). Мы должны понимать, что истинные верующие могут на какое-то время стать беспечными в некоторых вопросах и, следовательно, потерять духовный склад ума. Но если они начнут беспокоиться и горевать об этой утрате, то поймут, что это было их временное отступление и оно не говорит о неверии. Если кого-то одолевают нечестивые мысли, то это искушение еще не является признаком недуховности человека. Даже если кто-то и согрешил, то это также не говорит о недуховности, если впоследствии человек кается и возвращается на пути правды. Сознательный, умышленный отказ размышлять о Боге — вот признак недуховной природы. Очень часто люди настолько сильно контролируются своими похотями, что даже не осмеливаются думать о святом и праведном Боге. Они понимают, что размышления о Нем автоматически осудили бы их как виновных перед Ним.
Есть две черты характера, которые являются признаками духовного склада ума. Первая из них — чувство восхищения, которое испытывает верующий, размышляя о том, каков Бог. Духовные верующие любят думать о Божьей благости, святости, силе, мудрости и благодати. Такие размышления укрепляют их дух независимо от того, в каких ситуациях они находятся. Недуховные люди испытывают счастье в Боге лишь тогда, когда Он делает для них что-то хорошее! Но способность сказать даже в трудные или бедственные времена: "...сей Бог есть Бог наш на веки и веки; Он будет вождем нашим до самой смерти" (Пс.47:15) является признаком благочестивого ума и Божьей жизни в человеке. Приближается день, когда Бог явит Самого Себя всем людям в славном возвращении Христа на эту землю. Те, кто в настоящее время восхищается Богом, могут ожидать этого дня с нетерпением. Недуховных же людей такая перспектива не обрадует.
Второй признак духовного склада ума — это святой страх и благоговение перед Богом, поскольку Божья безграничная святость и сила требуют от нас величайшего почтения и уважения к Нему. Только те, кто имеет духовный склад ума, могут сочетать в себе эти два качества. Нечестивые же люди не могут находить удовольствия в том, чего они боятся, и не могут бояться того, в чем они находят удовольствие.
Но верующие, обладающие духовным складом ума, уже имея в самих себе любовь к святости, могут как наслаждаться славой безграничной святости Бога, так и иметь благоговение перед ней. Любые мысли о Боге, которые не вызывают у нас благоговейного страха перед Ним, являются доказательством недуховности ума.
Обязанность иметь благоговейный страх — это, возможно, самая главная из всех обязанностей верующего. В ней заключается сама суть истинной религии. Она является началом мудрости, и без нее исполнение всех остальных христианских обязанностей теряет смысл.
Глава 9.