Румынская Церковь в условиях османско-фанариотского владычества (XVI – первая половина XIX в.)
Османы начинают вторгаться в Валахию с 1390-х гг. Закреплению османов на Балканах и на территории Румынии, в частности, способствовала победа в битве у Никополя в 1396 г.
Вслед за падением Византии (1453 г.) и Сербии (1459 г.) в 1462 г. султан Мехмед II проник в Валахию. С рубежа XV - XVI вв. Валашские земли были подчинены Османской империи.
Молдавия имела своим соседом Польшу, ставшую к середине XIV в. могущественным государством. В результате Молдавия в 1387 г. признала себя вассалом Польши, а затем Венгрии. Таким образом, Молдавия попадает под гнет католицизма. Разгром венгерской армии в битве при Мохаче в 1526 г. усилили позиции султана в Молдавии, в итоге Молдавия была вынуждена окончательно признать зависимость от Порты.
Но в отличие от других земель (Болгарии, Сербии) Валахия и Молдавия, став вассалами султана, сохраняли свою юридическую автономию в составе империи. Как уже было сказано, сохранялась и церковная автономия, подчинение Константинополю носило формальный характер. Об этом свидетельствует тот факт, что в XVI в. происходит постепенный переход к использованию румынского языка в делопроизводстве, а затем и в богослужении. С изданием в 1544 г. в г. Сибиу «Румынского катехизиса» начинается вытеснение церковно-славянского языка из богослужения в Валашском и Молдавском княжествах. В XVII в. в церковной литературе Валахии стали появляться романоязычные произведения на кириллице. Первым таким изданием было «Учительное Евангелие», переведенное и отпечатанное в 1642 г. в типографии Говорского монастыря, открытой при содействии Киевского митрополита Петра (Могилы). К 1688 г. относится публикация в Бухаресте Библии, переведенной валашскими книжниками братьями Гречану.
В условиях османского господства молдавские митрополиты неоднократно обращались за помощью к России. Например, в 1656 г. в Москву прибывает посольство из Молдавии во главе с митрополитом Гедеоном. В присланной грамоте молдавский господарь просил принять Молдавию под крыло Российского государства, но в связи с начавшейся русско-шведской войной переговоры были прекращены. К концу XVII в. антиосманские настроения на Балканах усиливаются. Тогда в середине 80-х. гг. XVII в. против турок образовалась Священная лига в составе Австрии, Венеции и Речи Посполитой, к которой в 1686 г. присоединилась Россия. В этих условиях в 1684 г. молдавские бояре во главе с митрополитом Досифеем вновь обратились к России за поддержкой в избавлении от османской зависимости.
В результате неудачного Прутского похода, предпринятого Петром I в союзе с молдавскими и валашскими господарями в 1711 г., турки жестоко расправились с румынами. Валашский князь Константин Брынковяну был казнен, а Церковь в Дунайских княжествах (с 1711 г. в Молдавском, а в 1716 г. в Валашском) была отдана под безраздельную власть греков (обычно называемых фанариотами). Таким образом, с начала XVIII в. в Румынской Церкви устанавливается греко-фанариотский режим и характеризуется как один из самых труднейших периодов в истории Церкви и румынского православного народа.
Греческая церковная администрация в это время подчиняет себе все церковное управление. Политика эллинизации, проводимая последо-вательно и целенаправленно, имела своей задачей угнетение и подавление румынской народности. Кроме того, греки способствовали полному обнищанию румынского народа через обложение различными налогами и податями, сбор которых был построен на откупной системе. В результате в гражданской и церковной среде воцарился грубый личный произвол, творя который фанариоты стремились исключительно к материальной выгоде.
Политика огречивания первоначально затронула румынское дворянство: в их сферу проник греческий язык, ставший языком двора, администрации и школы, служа признаком «благородства». Постепенно эллинизация стала проникать в народные массы и в Церковь. Если ранее зависимость от Константинополя была формальной, то теперь митрополичьи и епископские кафедры по большей части занимали греки. Низшее духовенство продолжало оставаться национальным, но политически оно было почти бесправно (несло, наряду с крестьянами, все государственные повинности и платило налоги в казну).
Значение митрополита в стране, как уже отмечалось, было огромно. В эпоху Османского владычества он стал носителем не только духовной, но и политической власти. Митрополит являлся истинным верховным народным представителем, охранителем исконных прав румынского народа. К голосу митрополита прислушивались все – князь, бояре, народ. Отсюда становится понятным тот страшный удар, который наносился румынам при назначении митрополитом кого-либо из греков. Иногда митрополичьи звания греки попросту покупали. В священники митрополиты-фанариоты могли назначить всякого, кто только мог заплатить за это назначение. Гоняясь за наживой, они поставили много безместных священников, голодных, ничем не обеспеченных, не имевших приходов, бродивших по стране, предлагая свои услуги за хлеб и роняли все ниже и ниже звание священников в глазах народа.
Монашеская жизнь данного периода в Румынии также была в страшном упадке. Для греческого духовенства румынские монастыри стали большими житницами.
Таким образом, действия греческого духовенства в Дунайских княжествах привели не только к материальному обескровливанию румынского народа, но и к духовно-религиозному кризису, уничтожили в народе национальное сознание. В результате верхние слои румынского общества – интеллигенция – стали в позицию, враждебную к Право-славию, которое стало восприниматься «фанариотской культурой».
Первая русско-турецкая война (1768 – 1774), ареной которой были Молдавия и Валахия. По итогам войны был заключен Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Россия получила право покровительства Дунайским княжествам, господарям Молдавии и Валахии разрешалось иметь в Константинополе своих поверенных православного исповедания, предоставлялась свобода исповедания Православия в пределах Османской империи.
Вторая русско-турецкая война (1787 – 1791) завершилась заключением Ясского мирного договора, подтверждавшего условия предыдущего по отношению к Дунайским княжествам.
Итак, к концу XVIII в. в результате русско-турецких войн и помощи России произошло частичное ослабление владычества фанариотов в Дунайских княжествах и создавались предпосылки для дальнейшей борьбы против османского гнета.
Но, безусловно, осуществление своих освободительных настроений румыны видели в присоединении к России. Искренним и бесстрашным выразителем этих стремлений был Молдавский митрополит Вениамин (Костаки) (1803 – 1808; 1812 – 1842).
В годы греческого восстания (1821 – 1829) румыны выступили на стороне турок – такова была ненависть румын к грекам-фанариотам. В благодарность за поддержку турецкий султан в 1822 г. восстановил для румын право самостоятельного избрания румынских господарей из своей среды. С этого момента начинается новая эпоха для Дунайских княжеств. Господство фанариотов было закончено. Начинает постепенно ослабевать и политическая зависимость от Турции.
В первой половине XIX в. в Дунайских княжествах начинается сильное просветительское движение в чисто национальном духе. Это выразилось в учреждении румынских школ для народа, вытеснением греческого языка из богослужения и замена его румынским, издательством целого ряда газет и журналов.
Часть румынской молодежи начинает приобщаться к западно-европейской культуре. Румыны-дворяне посылают своих детей для получения образования во Францию, Австрию, Германию, где они, в свою очередь, воспринимали основы идеологии либерализма, что отрывало их от родных, национальных традиций. Именно в среде румынской интеллигенции возникла мысль о том, что Румыния – это «осколок Запада», а румыны – потомки древних римлян. В результате западного влияния резко проявилось негативное отношение к Православию, получившему название «фанариотской религии». Взамен Православию популярность стали набирать католицизм и протестантизм.
Враждебное отношение к Православию отразилось и на отношении румынской интеллигенции к России. Просвещенные Западом, румыны возненавидели свою покровительницу (по Адрианопольскому договору 1829 г. Россия официально признавалась покровительницей Дунайских княжеств), так как она, временно управляя Румынией, совместно с турками, являлась в их глазах представительницей ненавистной фанариотской культуры. Когда началась Крымская война (1853 – 1856), и русские войска перешли р. Прут и приблизились к Дунаю, румынские княжества предложили Турции занять их и сформировать народное войско с целью противодействия России.
Согласно Парижскому мирному договору 1856 г., русский протекторат над княжествами был отменен.
Движение против Православной Церкви и против покровительства России нашло поддержку в румынском правительстве. Освободившись от российского протектората, в 1859 г. при поддержке Франции произошло объединение Валашского и Молдавского княжеств в единое государство – Румынию. Князем нового государства был избран полковник Александр Ион Куза – националист, враждебно настроенный к России и Православию и политически ориентированный на Францию.
В целом, политика Александра Кузы ослабила Православную Церковь Румынии. В то же время его церковная деятельность оценивается неоднозначно. Дореволюционные русские историки утверждали, что политика Кузы была однозначно антиправославна, он выступил как гонитель Православия. В среде современных румынских историков преобладает мнение, что Куза на самом деле стремился исправить злоупотребления Церкви.
Так или иначе, церковная политика князя Кузы сводилась к следующему. Во-первых, в 1863 г. был издан закон, согласно которому недвижимое церковное имущество (в том числе монастырское) конфисковалось в пользу государства, а движимое шло на продажу с аукциона. В итоге был нанесен удар благосостоянию Румынской Православной Церкви, многие монастыри были закрыты, некоторые вынуждены были прекратить свою просветительскую и благотворительную деятельность.
Во-вторых, в 1865 г. Куза самочинно провозгласил автокефалию Румынской Православной Церкви без согласия Константинопольского Патриарха. Новообразованная «независимая» Церковь подчинялась государству: управление Церковью было вверено Генеральному Национальному Синоду, в который вошло все духовенство Румынии, а также депутаты от каждой епархии – представители от священников и мирян. Председательствовал в Синоде митрополит Валашский, получивший название Примаса Румынского. Правом созывать Синод обладал министр исповеданий. Митрополитов и епископов избирали и назначали на должность по указанию князя.
Кроме того, в Православное богослужение стали проникать западные влияния: допущение звучания органа, введение григорианского календаря. Поскольку сам князь Куза склонялся к протестантизму, то он предоставил широкую свободу протестантскому прозелитизму.
Румынская Православная Церковь в этот период получила законную автокефалию.
По результатам русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Румыния становилась политически суверенным государством. Одновременно в ответ на очередную просьбу Синода Румынской Церкви Констан-тинопольский Патриарх Иоаким III составил акт, провозглашающий автокефалию Православной Церкви в Румынии. Правда, Константинополь оставил за собой право посылать в Румынию св. миро.
Конечно же, румынские иерархи стремились к полной церковной независимости и стали варить св. миро в Бухарестском кафедральном соборе, демонстрируя тем самым, что Церковь вполне самостоятельна и должна иметь свое миро для совершения таинства Миропомазания. Отсутствие своего мира означало бы, что Церковь не имеет полноты средств к освящению и спасению, именно поэтому освящение св. мира и является неотъемлемым атрибутом всякой автокефальной Церкви. Вопрос о полной автокефалии обозначился еще более выпукло при объявлении Румынии королевством (1881 г.).
Окончательно вопрос об автокефалии решился при новом Константинопольском Патриархе Иоакиме IV – 23 апреля 1885 г. специальным Томосом он провозгласил Румынскую Православную Церковь полностью самостоятельной.
Но все-таки в конце XIX – начале XX вв. Православие в Румынии занимало одно из самых последних мест в жизни и сознании общества, прессе, школах. В среде школьников, молодых людей, обучающихся в университетах растет тенденция религиозного индифферентизма. В других слоях общества (в том числе в ряду православных епископов) особую популярность получает протестантизм.
Образование новых автокефальных Церквей. Образование Албанской Церкви. Положение в XX веке. Образование Польской Церкви. Положение в XX веке. Образование Чехословацкой Церкви. Положение в XX веке. Образование Православной Церкви в Америке. Положение в XX веке.