Проповедь апостола Петра за пределами Иудеи
Апостол Павел в послании к Галатам говорит о разделении апостольских трудов, а именно, что ему вверено было благовествование слова Божия для необрезанных, т. е. язычников, а апостолу Петру для обрезанных, т. е. иудеев. По этому первенству в благовестии Евангелия они и почтены в Церкви наименованием первоверховных. К сожалению, о жизни и трудах апостола Петра мы не имеем столь подробных сведений, как о жизни и трудах другого первоверхностного апостола.
После того, как апостол Петр основал Церковь среди иудеев и язычников, он претерпел гонение от иудейского царя Ирода Агриппы. На первых порах своего царствования Ирод Агриппа повелел схватить апостола и умерщвлением его рассчитывал особенно угодить евреям, но должен был отложить свой замысел до окончания праздника Пасхи. Апостола заключили в самое внутреннее отделение темницы, и шестнадцать воинов приставлены были стеречь его. Между тем Иерусалимская Церковь усердно молилась о нем Богу, и накануне казни верующие собрались для общей церковной молитвы в доме Марии, матери Марка (впоследствии ученика Петрова и евангелиста). В эту ночь Петр, скованный цепями, спал между двумя воинами; остальные воины стояли у тройных дверей темницы. Вдруг предстал ангел Господень, и свет осиял темницу. Ангел пробудил Петра. И цепи упали с рук его. По повелению ангела Петр встал, оделся, обулся, прошел вместе с ним через все двери темницы, видел стоявших стражей и только тогда убедился, что все это было не видение, а действительность, когда ангел привел его к дому Марии и здесь стал невидим.
После апостольского собора апостол Петр был, как известно уже по преданию, в Антиохии и рукоположил здесь первого епископа Еводия. Затем проповедовал в областях Малой Азии (Понте, Галатии, Каппадокии и Асии) иудеям и прозелитам, к которым впоследствии написал свое послание. После сего проповедовал евреям, жившим в Египте, и рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской Церкви.
Несомненно, что апостол Петр проповедовал и в Риме, но не был здесь, как некоторые думают, епископом. В Риме же святой апостол принял и мученическую кончину от Нерона за обличие Симона волхва, которому Нерон покровительствовал.
Есть предание, что, когда по просьбе римских христиан апостол Петр хотел удалиться из Рима, то в воротах города увидел Господа Иисуса, несущего крест, и на вопрос: «Куда, Господи, грядеши?» – услышал: «Иду второй раз пострадать в Риме». Петр принял это за вразумление свыше и сам предал себя своим гонителям. Накануне его смерти была умерщвлена пред его глазами жена его. В последние ее минуты он обратился к ней со следующими трогательными словами: «Жена, вспоминай Учителя». Петр был распят на кресте, по собственной просьбе его, вниз головою, потому что считал себя недостойным умереть так, как умер Христос Спаситель.
Апостол Петр написал два соборных послания.
– Святой Ириней (епископ Лионский, живший во II веке) пишет, что Церквь Римская основана апостолами Петром и Павлом, и что они поставили для управления ею епископом Лина; преемником Лина был Анаклет, а третьим епископом был Климент, который видел еще апостолов. Первых двух, во преданию, рукоположил апостол Павел, а Климент был рукоположен апостолом Петром.
– В первом он учил нас с бодростью претерпевать искушения, поступать сообразно с высоким званием христианина и веру оправдывать добрыми делами, дает наставление женам христианским, мужьям, пастырям и пасомым. Второе послание есть как бы предсмертное завещание апостола. Он предостерегает верующих от лжеучителей. Кроме того, апостол Петр оставил ясные следы своего участия в Евангелии, которое, по просьбе римских христиан, было написано сотрудником его, апостолом Марком. Ему именно приписывают, между прочим, то, что в этом Евангелии умолчано о похвале, которой удостоился великий апостол за исповедание Господа – Христом, Сыном Бога живого, и выяснены некоторые подробности троекратного отречения его от Господа. Древние называли Евангелие от Марка вместе и Петровым Евангелием.
Апостол Павел и обращение язычников. Жизнь апостола Павла до обращения: происхождение, образование и религиозная ревность. Миссионерское служение апостола Павла.
Св. Павел, называвшийся Савлом, по особому изволению Божию причислен был к лику двенадцати апостолов (Деян. 9,6, 15; 22, 21). Он был родом из Тарса, главного города Киликии, и происходил из еврейского семейства, которое пользовалось правом римского гражданства. В отечественном городе он получил греческое образование, затем еще в молодых летах отправлен был в Иерусалим для изучения иудейского богословия, т.к. родители предназначали его в раввины. Учителем его в Иерусалиме был знаменитый ГАМАЛИИЛ. После своего чудесного обращения в 37 г. на дороге в Дамаск и крещения, он из Дамаска (спасшись от преследования иудеев) удалился в Аравию, где около трех лет проповедывал, вероятно, иудеям рассеяния, после чего опять возвратился в Дамаск.
В 40 г. он прибыл в Иерусалим. Здесь верующие уклонились от него, помня, что он гнал Церковь. Ап. Варнава, друг Савла, представил его как ревностного поборника христианства. Во время молитвы в храме Павел получил призвание к проповеди среди язычников. Когда в Иерусалиме Павел вошел в состязание с иудеями-эллинистами и последние покушались убить его, он отправлен был братьями в отечественный город Тарс. Вызванный оттуда Варнавой, Савл около года помогал Варнаве устраивать Церковь в Антиохии, откуда оба они возвратились с пособием для верующих опять в Иерусалим. Прибыв затем в Антиохию, они по внушению Духа Св. отправились для проповеди.
С этого времени начинаются великие миссионерские путешествия ап. Павла для проповеди язычникам.
Во время первого великого путешествия, начавшегося в 45 г., ап. Павел основал первую церковь на о. Кипре и в малоазийских городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. На о. Кипре между прочими был обращен в христианство римский проконсул Сергий Павел. В Листре Павел исцелил хромого от рождения. После этого чуда язычники приняли апостолов за богов — Павла за Меркурия, а Варнаву за Юпитера, и хотели принести им жертвы. Но апостолы удержали их и вразумили, обратив к истинному Богу. Между тем, пришедшие из Антиохии иудеи вооружили народ против апостолов, так что св. Павел побит был камнями. Затем ап. Павел отправился в Дервию. Здесь он обратил к вере одного юношу, Тимофея, который был потом ревностным сотрудником св. Павла. После этого ап. Павел возвратился в Антиохию Сирийскую. (Прочитать Деян. 13 и 14 гл.).
После апостольского собора, около 52 года, Ап. Павел предпринял второе благовестническое путешествие. В это время спутниками его были: СИЛА, ЛУКА и ТИМОФЕЙ; Варнава же с Иоанном — Марком отправился на о. Кипр. Ап. Павел, посетив церкви, основанные им в Малой Азии (Дервии, Листре, Иконии), в первый раз вступил в Европу.
Начал он проповедывать в Европе с Македонии, основав церкви в Филиппах, Солуни, Верии. Затем он побывал в знаменитых городах Греции: Афинах и Коринфе.
В Коринфе св. Павел трудился полтора года, устраивая Церковь, а затем возвратился в Сирию (прочитать по кн. Даяний о заключении апостола в Филиппах и о проповеди в Афинском ареопаге 16-17 гл.).
В 54 или 55 г. апостол, побыв немного в Антиохии, предпринял третье великое путешествие. Посетив основанные им церкви в М. Азии, он остановился в Ефесе, который был центром его деятельности во время третьего путешествия. Здесь он пробыл целых два года.
Ефес — торговый город, славившийся храмом Дианы (гр. Артемида). После возмущения Димитрия среброковача, поставив в епископы для Ефеса Тимофея, апостол через Троаду отправился в Македонию, а затем в Грецию, где около трех месяцев пробыл в Коринфе. Отсюда опять через Македонию, Троаду, Милет, мимо Ефеса, апостол возвратился в Иерусалим в 58 г. к празднику Пятидесятницы (Деян. 18-19 гл.).
В Иерусалиме иудеи рассеяния возмутили народ против Павла за то, что апостол проповедовал несоблюдение закона Моисеева.
Павел был взят под стражу и отправлен в Кесарию Палестинскую на суд к римскому прокуратору — Феликсу. Здесь Апостол пробыл в узах два года. Преемник Феликса — Фест готов был отдать уже Павла иудеям, но Павел потребовал по праву римского гражданства суда кесаря. После долгого плавания апостола доставили в Рим (в 61 г.). Пробыв около двух лет под домашним арестом, апостол получил свободу. После этого великий миссионер опять отправился с проповедью на Восток или же в Испанию (Рим. 15, 24).
В 67 г. апостол снова появился в Риме, где опять был заключен в темницу, а вскоре и осужден на смерть через усечение мечом. Неутомимый проповедник около 30 лет провел в путешествиях, написал при этом 14 посланий к основанным им церквам и своим ученикам.