Ссылки на пророчества о мессии
Иисус
"Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Матф. 5:17).
"И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании" (Лук. 24:27).
"И сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах" (Лук. 24:44).
"Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь... ибо, если вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне. Если же его писаниям не поверите, — как поверите Моим словам?" (Иоан. 5:39-40, 46-47).
"И сбывается над ними пророчество Исаии, которое гласит: "слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите" (Матф. 13:14 о притчах).
"Ибо он тот, о котором написано: “се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою” (Матф. 11:10 об Иоанне Крестителе).
"Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: “камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших”? (Матф. 21:42).
"Сие же всё было, да сбудутся писания пророков" (Матф. 26:56).
"Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многою и славой" (Мар. 13:26; ср. Дан. 7:13-14).
"И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лук. 4:20-21).
"Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: "и к элодеям причтен". Ибо то, что обо Мне. приходит к концу" (Лук. 22:37).
"Но да сбудется слово, написанное в законе их: “возненавидели Меня напрасно”" (Иоан. 15:25).
Авторы Нового Завета говорят о пророчествах, исполнившихся в Иисусе
"Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и сделал" (Деян. 3:18).
"О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (Деян. 10:43).
"Когда же исполнилось всё написанное о Нём, то, снявши с древа, положили Его во гроб" (Деян. 13:29).
"Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорило ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых, и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам" (Деян. 17:2-3).
"Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был и что воскрес в третий день, по Писанию" (Деян. 15:3-4).
"Которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях" (Рим. 1:2).
"И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный. священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: “вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится” (I Пет. 2:5-6).
"И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: “И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных: ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой Израиля” (Матф. 2:4-6).
Жизнь и подвиги Христа соответствуют праздникам из книги Левит
Праздник (Левит 23) Исполнение в Христе
Пасха (апрель) Смерть Христа (1 Кор. 5:7)
Опресноки (апрель) Хождение по водам (1 Кор. 5:8)
Первый сноп (апрель) Воскресение (1 Кор. 15:23)
Пятидесятница (июнь) Излияние Духа Святого (Деян. 1:5; 2:4)
Праздник труб (сентябрь) Сбор народа Израиля (Матф. 24:31)
Праздник очищения (сентябрь) Очищение через Христа (Рим. 11:26)
Праздник кущей (сентябрь) Отдых и воссоединение с Христом (Зах. 14:16-18)
ЗНАЧЕНИЕ ПРОРОЧЕСКИХ ПРЕДСКАЗАНИЙ
1. Доказательство существования Божественного разума за текстом Ветхого и Нового Заветов
2. Установление факта Божественной воли
3. Доказательство Божественности Христа
4. Доказательство Богодухновенности Библии
В Ветхом Завете содержится более трёхсот предсказаний о Мессии, исполнившихся в Иисусе Христе
ВОЗРАЖЕНИЕ
Пророчества эти были написаны при жизни Иисуса или после Его воскресения и, следовательно, исполняются задним числом.
ОТВЕТ
Если вас не устраивает 450 г. до Р.Х. как дата завершения написания Ветхого Завета, подумайте над следующими данными: Септуагинта, греческий перевод древнееврейских Писаний, была начата при царе Птолемее Филадельфе (285-246 г. до Р.Х.). Очевидно, что если в 250 г. до Р.Х. была начата работа над греческим переводом, то древнееврейский текст был написан раньше этого времени. Иными словами, между пророчествами Ветхого Завета и исполнением в Христе лежит по крайней мере 250 лет.
Исполнение пророчества — доказательство мессианского назначения Христа
ПРОРОЧЕСТВА О ЕГО РОЖДЕНИИ
РОЖДЕНИЕ ОТ СЕМЕНИ ЖЕНЩИНЫ
Пророчество: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15).
Исполнение: "Но когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону" (Гал. 4:4; см. также Матф. 1:20).
Древнееврейский источник "Таргум Онкелос", содержит следующий перифраз этого пророчества: "И положу вражду между тобой и между женщиной, между твоим сыном и её сыном. Он не забудет того, что причинил ты ему в самом начале, и ты будешь подчиняться ему до самого конца".
Другой древнееврейский документ, "Таргум Псевдо-Ионафана", даёт расширенное толкование этой вражды между "змеем" и "потомством женщины": "И будут потомки женщины, соблюдая заповеди Закона, метить в тебя и сокрушать твою голову; если же отступят они от Закона, то ты будешь преследовать их и поражать в пяту. Но у них будет искупление, которого не дам тебе; настанет время царя-Мессии, когда их пята станет для тебя неуязвимой".
Современный исследователь следующим образом комментирует пророчество из книги Бытия:
"В Книге Бытия 3:15 мы впервые читаем пророчество о Спасителе мира, где Он называется "семенем женщины". В этом предсказании Бог говорит о многовековой вражде между "семенем женщины" и "семенем змея" и о победе, которую в конце концов одержит "семя женщины". В простейшей форме речь здесь идёт о схватке Мессии Израиля, Спасителя мира, с сатаной, врагом человеческой души, причём предсказывается окончательная победа Мессии. Некоторые комментаторы считают, что отзвук этого обещания, а также его понимание Евой, обнаруживаются в Быт. 4:1, когда при рождении своего первого сына Каина Ева говорит:
"Приобрела я человека от Господа". Верно поняв это простейшее предсказание, она, однако, решила, что оно исполнилось в Каине. Очевидно, что, по ожиданиям Евы, обещанное ей дитя должно было быть Самим Иеговой. Некоторые еврейские богословы считают, что в этих словах упущено слово "ангел", и что в действительности Ева считала своего сына "ангелом Иеговы". Такое предположение совершенно лишено оснований".
Один из современных переводов Библии на английский язык, так называемая Новая Американская Стандартная Библия, предлагает такой вариант слов Евы: "...и сказала: “Приобрела я младенца с помощью Господа”.
РОЖДЕНИЕ ОТ ДЕВСТВЕННИЦЫ
Пророчество: "Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7:14).
Исполнение: "...и оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого. И Иосиф... принял жену свою, и не знал Её, как на конец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус" (Матф. 1:18, 24, 25; см. также Лук. 1:26-35).
Слову "дева" в древнееврейском языке соответствуют два слова:
1. "Бетула" — незамужняя девственница (ср. русское "дева"). (Быт 24:16 — девица, дева; Левит 21:13, Второэак. 22:14, 23, 28; Суд. 11:37; 3 Цар. 1:2). Унгер считает, что "молодая жена", упоминающаяся у Иоиля 1:8, также обозначает "деву", поскольку речь там идёт о обрученной девушке, ещё не вышедшей замуж.
2. "Алма" (скрытая) — молодая женщина брачного возраста. Это слово используется в Ис. 7:14. "Святой Дух, выражая Себя через Исаию, не применил слова "бетула", поскольку здесь следовало в одном слове сочетать идею как девственности, так и брачного возраста, чтобы отразить непосредственную историческую ситуацию и пророческую сторону рождения Мессии от девы".
По-гречески девственница, незамужняя женщина, молодая замужняя женщина обозначается словом "партенос" (Матф. 1:23; 25:1,7,11; Лук. 1:27; Деян. 21:9; 1 Кор. 7:25,28,33; 2 Кор. 11:2). Именно это слово употребили переводчики Библии на греческий язык при создании Септуагинты. Для них слова Исаии 7:14 означали, что Мессия родится от девственницы.
СЫН БОЖИЙ
Пророчество: "Возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Пс. 2:7; см. также 1 Пар. 17-11- 14; 2 Цар. 7:12-16).
Исполнение: "И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Деян 13:30-33; Иоан. 1:34, 49).
Марк 3:11 — духи нечистые признают Иисуса Сыном Божьим. Матф. 26:63 — даже первосвященник понимал, что Иисус — Сын Божий.
Даже недавние противники того, что Псалом 2 имеет отношение к Христу, — пишет Е.В.Хенстенберг, — единодушно признают тот несомненный факт, что древние евреи видели в этом Псалме предсказание о грядущем Мессии".
"При своём воплощении Первородный был введен в мир (Евр. 1:6). Однако лишь при Его воскресении проявлялась и удостоверилась Его Божественная сущность как Единородного Сына Своего Отца, "рождённого от семени Давидова во плоти". После этого Он "открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мёртвых" (Рим. 1:4).
СЕМЯ АВРААМОВО
Пророчество: "И благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Быт. 22:18; Быт. 12:2, 3).
Исполнение: "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Матф. 1:1). "Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано "и потомкам", как бы о многих, но как об одном: "И семени твоему", которое есть Христос" (Гал. 3:16).
Важность пророчества в книге Бытия 22:18 становится ясной, если иметь в виду, что это — единственный раз, когда Бог приносит клятву патриарху. Говоря о семени Авраама, подчёркивает М.Хенри, Бог несомненно имеет в виду одного из потомков Авраама, как пишет и апостол Павел в Послании к Галатам 3:16. Через этого Потомка обретут спасение все народы земли (Ср. также Ис. 65:16). Вышеприведенное пророчество указывает, что Мессия выйдет из еврейского народа.
СЫН ИСААКА
Пророчество: "Но Бог сказал Аврааму... в Исааке наречётся тебе семя"(Быт. 21:12).
Исполнение: "Иисус... сын Исаака..." (Лук. 3:23, 34; Матф. 1:2).
У Авраама было два сына, Исаак и Измаил. Здесь Бог оставляет в стороне одну из двух линий в потомстве Авраама.
СЫН ИАКОВА
Пророчество: "Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Чис. 24:17; Быт. 35:10-12).
Исполнение: "Иисус... сын Иакова..."(Лук. 3:23, 34; Матф. 1:2; Лук. 1:33).
В древнееврейских пересказах Библии, таргумах, мы находим следующий вариант стихов 35:11, 12 из книги Бытия: "И Господь сказал ему: Я Повелитель: расселяйся и размножайся; святой народ, и множество пророков и священников произойдёт от твоих сыновей, зачатых тобой, и два царя произойдут от тебя. И землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, отдам я тебе, и твоим сыновьям после тебя дам я землю" (Таргум Ионафана).
Обнаружен и такой перифраз Чис. 24:17: "Я вижу его, но не сейчас, узрел его, но не близко. Будет время, и восстанет царь из Иакова, и Мессия из народа Израиля..." (Таргум Онкелос).
По этим источникам мы видим, что евреи придавали данным отрывкам мессианское значение. Можно было бы процитировать в доказательство и документ, известный под названием "Мидраш Бамидбар Рабба". Пол Хайниш пишет, что "во времена Адриана (132 г. по Р.Х.) евреи восстали против римского ига. Своего предводителя они называли Бар-Кохба, "Сын звезды", так как верили, что в нём исполняется пророчество Валаама о звезде Иакова, и что через это восстание римляне будут окончательно разбиты Богом".
В своей "Христологии Ветхого Завета" Хенгстенберг указывает, что "под этим Правителем евреи с древнейших времён имели в виду Мессию, либо исключительно, либо главным образом, так что Давид играл вспомогательную роль. Говорили либо о его исключительном отношении к Мессии, либо о том, что речь идёт о Давиде, одна ко при этом и сам он, и его исторические победы рассматривались как нечто характеризующее Христа и его духовные победы, которые и имел в виду пророк".
У Исаака было два сына, Иаков и Исав. Здесь Господь устраняет из родословной Мессии линию Исава.
ПЛЕМЯ ИУДИНО
Пророчество: "Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, и ему покорность народов" (Быт. 49:10; Мих. 5:2).
Исполнение: "Иисус... Сын Иудин..." (Лук. 3:26, 30, 33; Матф. 1:2; Евр.7:14).
В "Таргуме Ионафана" обнаруживаем следующий вариант Быт. 49:10: "Не прекратятся цари из племени Иегуды, ни законники, проповедующие закон от ног его, до тех пор, покуда не явится самый юный из его сынов, Царь-Мессия, и не воссоединятся через Него все народы. Сколь прекрасен Царь и Мессия, Который поднимется из дома Иегуды".
"Сколь благороден Царь-Мессия, Который подымется из дома Иудина!" — так пишет Таргум Псевдо-Ионафана.
У Иакова было 12 сыновей, от которых пошли 12 колен Израиля. Здесь Господь определяет одно из колен, которое должно дать Мессию. Ни одно из колен не было названо по имени Иосифа, однако свои колена пошли от его сыновей Ефрема и Манассии.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ ИЕССЕЯ
Пророчество: "И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдёт от корня его" (Ис. 11:1; Ис. 11:10).
Исполнение: "Иисус... сын Иессеев..." (Лук. 3:32; Матф. 1:6).
В древнееврейском "Таргуме Исаии" написано: "И придет Царь из сынов Иессеевых, и возрастёт Помазанник (Мессия) из числа сынов его сына. И снизойдёт на него дух от престола Господня, дух мудрости и проницательности, дух примирения и мощи, дух знания и богобоязненности".
Как комментирует Делицш "из пня Иессеева, т.е. из остатка избранной царской семьи, которая опустилась до незначительности дома, из которого возникла, пойдёт веточка (хотер), обещающая занять место ствола и кроны, а внизу, в корнях, лежащих под землёй, пробьётся нетцер, т.е. свежий зелёный побег (от слова натцер, сиять, цвести). Обратите внимание, как в исполнении пророчества фигурируют даже его звуки: нетцер. вначале столь скромный и незначительный, был бедным и презираемым Назореем" (Матф. 2:23).
ДОМ ДАВИДОВ
Пророчество: "Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле" (Иер. 23:5; ср. 2 Цар. 7:12-16; Пс. 131:1).
Исполнение: "Иисус... сын Давидов..." (Лук. 3:23, 31; ср. Матф. 1:1,9:27, 15:22, 20:30-31, 21:9, 15, 22:41-46: Мар. 9:10, 10:47-48; Лук. 18:38-39; Деян. 13:22-23; Отк. 22:16).
В древнееврейской священной литературе (талмудах) Мессия неоднократно называется Сыном Давидовым. Согласно комментарию Драйвера, в 2 Цар. 7:116 "Нафан переходит к главной теме своего пророчества: обещанию, которое касается не самого Давида, но его потомства, и провозглашает, что не Давид построит дом для Яхве, а наоборот, Яхве построит дом (т.е. семью) Давиду".
Оставляя без внимания мистические умозрительные построения, касающиеся происхождения, деятельности и чудесных способностей Мессии, известный древнееврейский учёный Моисей Маймонид "настаивал, что его следует рассматривать, как смертное человеческое существо, которое будет отличаться от своих собратьев людей лишь тем, что будет более мудрым, великим и могучим, чем они. Он должен будет происходить из Дома Давидова, и, подобно Давиду, заниматься изучением Торы и соблюдением её заповедей".
"Вот наступают дни" — это обычное выражение, которое использовалось в связи с наступлением эры Мессии (Иер. 31:27-34).
У Иессея было по крайней мере восемь сыновей (1 Цар. 16:10,11). Господь устраняет из родословной Мессии семерых, оставляя одного — Давида.
РОЖДЕНИЕ В ВИФЛЕЕМЕ
Пророчество: "И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты меж тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2).
Исполнение: "...Иисус родился в Вифлееме Иудейском..." (Матф. 2:1; Иоан. 7:42, Матф. 2:4-8; Лук. 2:4-7).
В Матф. 2:6 книжники с уверенностью сообщают Ироду, что Христос родится в Вифлееме. Евреи хорошо об этом знали (Иоан. 7:42). Естественно, что именно Вифлеем — что означает "дом хлеба" — должен был быть местом рождения Того, Кто являет собою Хлеб Жизни.
В этом пророчестве Господь точно определяет единственный из всех городов земли, где должен родиться Его воплощённый Сын.
ПРИНОШЕНИЕ ДАРОВ
Пророчество: "Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары" (Пс. 71:10; Ис. 60:6).
Исполнение: "...Пришли в Иерусалим волхвы с востока... и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары..." (Матф. 2:1,11).
В историческом аспекте этот отрывок относится к Соломону. Его мессианское значение усиливается в стихах 12-15 Псалма 71.
Сава также относилась к Аравии. Согласно Маттью Хенри, волхвы из Матф. 2:1,11 были "жителями востока, известными своими чародействами ( Ис. 2:6). В Быт. 25:6 Аравия называется "землёй востока", а аравийцы назывались "жителями востока" (Суд. 6:3). Подарки, принесённые ими, производились на востоке".
ИСТРЕБЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ИРОДОМ
Пророчество: "Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет" (Иер. 31:15).
Исполнение: "Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Матф. 2:16).
В 31:17,18 Иеремия говорит о рассеянии и истреблении Израиля. Какое это имеет отношение к избиению младенцев Иродом? Неужели Матфей ошибался, считая зверства Ирода исполнением пророчества (Матф. 2:17, 18) или же убийство невинных — чем-то родственным разрушению Израиля или Иудеи? Разумеется, нет. Как указывает Латч, "весь контекст главы 31, начиная с 20 стиха и вплоть до гл. 33:26 является мессианским. В этих четырёх главах говорится о приближении к спасению через Господа, о приходе Мессии, который восстановит Царство Давида на новом основании, каким станет отпущение грехов (31:31-34), Царство, где всякая усталая и скорбная душа найдёт полное утешение (31:12-14, 25). Утешатся, обещает Господь, даже матери, испытавшие во имя Христа страшное горе — зверское убийство своих младенцев-сыновей".