Косвенные свидетельства Христа о Своей Божественности

Во многих случаях Иисус косвенно указал на Свою Божественную сущность. Ниже приведены соответствующие ссылки на Писания. Эта таблица включает и несколько прямых утверждений Иисуса о Своей Божественности.

ИИСУС КАК ИЕГОВА

Иегова Общий титул Иисус

или действие

Ис. 40:28 Творец Иоан. 1:3

Ис. 45:22,43:11 Спаситель Иоан. 4:42

1 Цар. 2:6 Воскресающ. мёртвых Иоан. 5:21

Иоиль 3:12 Судия Иоан. 5:27, Матф. 25:31

Ис. 60:19-20 Свет Иоан. 8:12

Исх. 3:14 Я есмь Иоан. 8:58, 18:5-6

Пс. 23:1 Пастух Иоан. 10:11

Ис. 42:8,48:11 Слава Божья Иоан. 17:1,5

Ис. 41:4, 44:6 Первый и Последний Отк. 1:17; 2:8

Осия 13:14 Искупитель Отк. 5:9

Ис. 62:5, Ос. 2:16 Жених Отк. 21:2; Матф. 25:1

Пс. 18:2 Твердыня, камень 1 Кор. 10:4

Иер. 31:34 Прощающий грехи Мар. 2:7, 10

Пс. 148:2 Его хвалят ангелы Евр. 1:6

Во всём Ветх. Зав. Ему молятся Деян. 7:59

Пс. 148:5 Творец ангелов Кол. 1:16

Ис. 45:23 Исповедание как Господа Фил. 2:11

Эту таблицу мы позаимствовали из книги "Христос - тема Библии", под ред. Нормана Гейслера, изд-во Мооди Пресс, 1969.

Некоторые из этих утверждений, по нашему мнению, нуждаются в дополнительных пояснениях, которым и посвящён настоящий раздел.

ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ОБЛАДАЕТ ВЛАСТЬЮ ПРОЩАТЬ ГРЕХИ (Мар. 2:5, Лук. 7:48)

По еврейским законам отпускать грехи мог исключительно Бог. И действительно, в Евангелии от Марка 2:7 недовольные Христом книжники вопрошают: "Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?"

В Евангелии от Матфея 9:5-6 Иисус исцеляет паралитика, отпустив ему грехи. И вновь на Него нападают религиозные вожди.

В этих стихах Иисус спрашивает их, что легче сказать: "прощаются тебе грехи" или "встань и ходи". Согласно "Комментарию Уайклиффа", "ответить на этот вопрос невозможно. Любое из этих утверждений произнести одинаково легко, но для того, чтобы они не оставались пустыми словами, нужна Божественная власть. Самозванец, разумеется, в попытке избежать разоблачения, выбрал бы первое. Иисус исцелил больного, чтобы люди узнали, что Он обладает властью устранять причины болезни...

При этом книжники и фарисеи обвинили Его в богохульстве. "Обвинение книжников и фарисеев... состояло в том, что Он присвоил Себе полномочия Бога".

С.Е.Джеффсрсон подчёркивает, что "...Он отпускал грехи и говорил как обладающий властью. Самые закоренелые грешники каялись у Его ног, ибо Он заставил их поверить в прощение".

В книге Л.С.Чейфера мы читаем, что "ни у кого на земле нет ни власти, ни права прощать грехи. Никто не может прощать грехов, кроме Того, перед Которым согрешили все. Прощая грехи, что Иисус несомненно мог делать. Он выходил из рамок человеческих полномочий. Поскольку никто, кроме Бога, не может прощать грехов, мы ясно видим, что прощающий грехи Иисус был Богом и принадлежал вечности".

Он прощал не только грехи перед Самим Собой, но и грехи, совершённые одним человеком против другого - вещь до того времени неслыханная. Как напоминает Джон Стотт, "мы можем прощать других за вред, причинённый нам самим, но грехи против Бога может прощать только Он Сам". Именно это и делал Христос.

Мы видим, таким образом, что власть отпускать грехи, которой обладал Иисус, "есть высшее выражение власти, принадлежащей исключительно Богу".

НЕИЗМЕННОСТЬ ХРИСТА

Льюис С.Чейфер отмечает, что "Христос обладает неизменностью Божества, в то время как всё в мире подлежит изменению" (Евр. 13:8 и Мал. 3:6).

ИИСУС НАЗЫВАЛ СЕБЯ "ЖИЗНЬЮ"

В Евангелии от Иоанна 14:6 Христос говорит: "Я семь... жизнь". Разбирая эти слова, Меррил Тенни пишет, что Иисус "не говорит, что знает путь, истину и жизнь, или учит им. Он объявляет Себя не представителем некоего нового мировоззрения, но главным ключом ко всем тайнам бытия".

В НЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЖИЗНЬ

"Свидетельство сие состоит в том, что Бег даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1 Иоан. 5:11-12).

Об этой жизни пишет Джон Стотт в "Основах христианства":

"Связь Его последователей с Ним Самим Иисус уподоблял той, что есть между ветвями и виноградной лозой. Он провозгласил, что Бог дал Ему власть над всей плотью, и что Он должен дать многим людям жизнь, столько же жизни, сколько Бог дал Ему..."

ИИСУС ОБЛЕЧЁН ВЛАСТЬЮ

"И Отец дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий" (Иоан. 5:27).

Провозглашая, что Он будет судить мир, Иисус говорил, что Сам вое кресит мёртвых, соберёт перед Собой народы и будет вершить суд над миром, восседая на троне славы. Одни после этого суда наследуют небеса, другие - ад.

Имена Христа

ИЕГОВА

Имя, священное для евреев

Более точная передача имени Иегова - Яхве.

"Точное значение этого имени остаётся неясным, - пишет Герберт Ф.Стивенсон. - В древнееврейском языке оно первоначально состояло из четырёх согласных - ЙХВХ, известных богословам под названием "тетраграмматон", четырёхбуквие. К этим согласным затем добавлялись гласные слова Адонай, за исключением тех случаев, когда Адонай непосредственно следовало за тетраграмматоном; в таком контексте употреблялись гласные слова Элохим. Евреи считали имя Бога слишком священным, чтобы произносить, так что при чтениях Писаний они заменяли его сдовом Андонай, Иегова для них было воистину "непроизносимым именем".

"...Из чистого благоговения перед этим именем евреи отказались произносить его..."

"Нежелание произносить это имя, - пишет Л.С. Чейфер в "Систематическом богословии", можно рассматривать как обыкновенный предрассудок. На самом деле, однако, при всей неуклюжести этой практики, при всей путанице, которая из-за неё возникла, она была попыткой усилить поклонение Богу и несомненно служила усилению представления о невыразимой природе Бога".

"Еврейская Энциклопедия" под ред. Зингера, Фанка и Вагналлса, 1904, указывает, что перевод слова Иегова словом Господь можно возвести к Септуагинте. "О произношении "Шемха Метораш", т.е. "собственного имени" Иегова достоверной информации не имеется". Начиная с эллинистического периода, употребление этого имени ограничивалось Храмом.

Из книг "Сифре то Нум" 6:27, "Мишна Тамил" 7:2 и "Сота" 7:6 явствует, что священникам позволялось произносить это имя лишь при богослужениях в Храме. В других местах предписывалось употреблять "нарицательное имя Адонай".

"Еврейская Энциклопедия" далее цитирует Филона Александрийского и Иосифа Флавия.

Филон: "Эти четыре буквы могут упоминаться или слышаться лишь святыми, чьи уши и языки очищены мудростью, нигде, никогда и никем иным".

Иосиф: "Моисей просил Бога сообщить ему Свое имя и его произношение, чтобы призывать Его по имени во время обрядов, и Бог дал ему Своё имя, до тех пор неизвестное никому из смертных, но я совершу грех, если назову его".

Иисус говорит о Себе как о Иегове

У.С.Робертсон приводит следующую цитату из Скотчмера:

"Отождествление Господа нашего Иисуса Христа с Господом Ветхого Завета означает недвусмысленное признание Его Божественности".

Яхве (Исх. 3:14) значит прежде всего "Сущий" или "Я есть Тот, кто Я есть", и провозглашает самосуществование Божества (Библейский словарь Унгера).

Крайслер и Шеффран отмечают следующее: "Он провозгласил Своё право на завет Иеговы. В восьмой главе Евангелия от Иоанна мы читаем: "если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших" (ст. 24), "...когда вознесете Сына Человеческого (на крест), тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя..." (ст. 28), "...истинно, истинно говорю вам:

прежде нежели был Авраам, Я семь" (ст. 58). Его употребление выражения "Я (семь, есть)" заставляет вспомнить о стихе из Исх. 3:14, где Бог раскрывает Себя перед Моисеем: "Я семь Сущий" (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам". Таким образом, имя Бога по-древнееврейски есть ЯХВЕ, т.е. Сущий".

В Матф. 13:14-15 Христос отождествляет Себя с "Господом" (Адонаем) Ветхого Завета (Ис. 6:8-10).

Кларк Пиннок в книге "Свидетельствуйте о Господе" отмечает, что "в Его учении повторяется многозначительная фраза Я ЕСМЬ - и по форме, и по содержанию говорящая о том, что Он считал Себя Богом" (Исх. 3:14;

Иоан. 4:26, 6:35, 8:12, 10:9, 11:25).

В Евангелии от Иоанна 12:41 говорится, что Христос являлся Исаии (Ис. 6:1). Как отметил Уильям С.Робинсон, Исаия пишет также о предтече Иеговы: "...приготовьте путь Господу..." (Ис. 40:3). Христос поддержал самаритян, когда те сказали: "...сами... узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос" (Иоан. 4:42). Согласно Ветхому Завету, это может означать лишь Бога Иегову. В Осии 13:4 говорится: "Я - Господь Бог твой от земли Египетской, - и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня".

СЫН БОЖИЙ

Хиларин Фелдер пишет о вынужденном признании Густава Далмана:

"Мы видим, что Иисус нигде не провозглашает Себя Сыном Божьим в смысле этического или религиозного отношения к Богу - отношения, доступного для других людей и даже обязательного для них... Иисус безошибочно давал людям понять, что Он не просто один из Сынов Божьих, но единственный Сын Божий".

Х.Ф.Стивенсон комментирует, что "действительно, "сынами Бога" называли людей (Ос. 1:10) и ангелов (Быт. 6,2; Иов 1:6; 38:7) в Ветхом Завете. В Новом Завете, однако, имя "Сын Божий" употребляется нашим Господом и по отношению к нему в совершенно другом смысле. Во всех случаях оно означает, что Он есть единственный, единородный Сын, равный Отцу и вечный, как Отец".

Неоднократное употребление слова "Сын", противопоставленного "Отцу", подчёркивается, что Иисус недвусмысленно провозглашал Себя равным Отцу, а также формулируется истина Троицы (Иоан. 10:33-38, 3:35, 5:19-27, 6:27, 14:13; Мар. 13:32; Матф. 23:9-10).

Иисус похвалил Петра, когда тот в Кесарии Филипповой сказал о своей вере в Христа - Сына Божьего: "Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионии, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, ио Отец Мой, сущий на небесах" (Матф. 16:16-17).

Фелдер пишет следующее об отношениях между Христом и Богом-Отцом: "При всех частых упоминаниях Своего Отца и Своих отношений с Ним, Иисус неизменно употребляет выражение "Отец Мой". В то же время при всех призывая внимание учеников к тому, что все они подобны детям Господним, он у потребляет столь же чёткую характеристику "Отец Ваш". Он никогда не уподобляет Себя ученикам или вообще людям, используя естественный оборот речи "Отец наш".

Лаже в тех случаях, когда Христос объединяет Себя с учениками пред лицом Бога, - продолжает Фелдер, - и когда следовало бы ожидать собирательного выражения "Отец наш". Он всё равно говорит "Отец Мой". Например (Матф. 26:29): "...отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего"; "И Я пошлю обетование Отца Моего на вас..."(Лук. 24:49);

"Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира..." (Матф. 25:34). Таким образом, мы видим один из путей, которым Иисус недвусмысленно отделяет Своё Божественное сыновство от того, что отпущено ученикам и вообще людям".

Скотчмер заключает, что "Его ученики и Его враги, воспитанные в еврейской вере, понимали, что настоящим значением слов "Сын Божий" было "Божество". Иисус называет Бога "Отцом" 104 раза".

СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

Иисус называет Себя Сыном Человеческим в трёх определённых текстах:

1. Говоря о Своём земном служении.

1) Матф. 8:20

2) Матф. 9:6

3) Матф. 11:19

4) Матф. 16:13

5) Лук. 19:10

6) Лук. 22:48

2. Предсказывая Свои страдания.

1) Матф. 12:40

2) Матф. 17:9, 22

3) Матф. 20:18

3. В Своих проповедях о втором пришествии.

1) Матф. 13:41

2) Матф. 24:27,30

3) Матф. 25:31

4) Лук. 18:8

5) Лук. 21:36

Стивенсон считает имя "Сын Человеческий" особенно значимым, поскольку Господь столь часто называл Себя именно так. Во всём Новом Завете его произносит только Он Сам, за исключением тех случаев, когда Его слова цитируют, обращаясь к Нему с вопросами (Иоан. 12:34), да ещё одного случая, когда Стефан, принимая мученическую смерть, в восторге восклицает: "Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога" (Деян. 7:56). Евреи понимали, что за этим именем явно стоит мессианский смысл (Иоан. 12:34).

"Очевидно, что Иисус верил - в Нём исполняются пророчества Ветхого Завета о Мессии, - пишут Крайслер и Шеффран. - Говоря о Себе, Он постоянно использует имя "Сын Человеческий" из видения Даниила (Дан. 7:13-14)".

В Евангелии от Марка 14:61-64 Иисус приводит слова из Дан. 7:13-14 и Пс. 109:1 в приложении к Себе, как нечто, что должно сбыться на глазах Его слушателей.

Как поясняет С.Дж.Монтефиоре, "Если Иисус говорил эти слова, вряд ли можно думать, что Он проводил различие между Собой, Сыном Человеческим и Мессией. Сын Человеческий - это непременно Мессия, и оба они воплотились в Нём".

Далее Монтефиоре приводит цитату из профессора Пика:

"Имя "Сын Человеческий" употребляется Иисусом с первым лицом единственного числа, и это может смутить читателя. Однако не трудно не придти к выводу, что Христос отождествляет с Сыном Человеческим именно Себя. Вряд ли Он мог, утверждая Своё тождество с Мессией, тут же подразумевать Своё отличие от Сына Человеческого. При этом имя "Сын Человеческий" - необязательно эквивалент Мессии. В то же время, даже если эти сущности отличны одна от другой, Христос осознавал, что обе они воплотились в Нём - точно так же, как Он одновременно был Мессией и Слугой Яхве" ("Мессия и Сын Человеческий", 1924).

АВВА - ОТЕЦ

В своей книге "Сбежавший мир" Майкл Грин пишет, что Христос "считал, что находится с Богом в особых, ни для кого ранее небывалых отношениях. Иисус выражал эти отношения, часто, особенно в молитвах, используя арамейское слово "Авва". Никто до Него во всей истории Израиля не обращался таким образом к Богу... Разумеется, евреи по традиции молились Богу, называя Его Отцом, но при этом они употребляли слово "Абхину", форму обращения к Богу за милосердием и прощением. Когда Иисус называет Бога "Авва", Он не просит прощения, но лишь использует интимное слово для обращения к Кому-то Близкому. Вот почему Он разделял Своё собственное отношение к Богу-Отцу и отношение других людей".

Интересно, что даже Давид, столь близкий Отцу, никогда не разговаривал с Ним, как с Отцом, говоря лишь "как отец так Господь..." (Пс. 102:13).

Иисус Христос нередко использовал обращение "Отец" в Своих молитвах. "Фарисеи, разумеется, понимали, что это означало, и обвинили Его в богохульстве (Иоан. 5:18): ведь Он "... Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу". И действительно, если Он на самом деле не был равен Богу, Его слова были богохульством".

ГЛАВА 7. ТРИ ВАРИАНТА: БОГ, ОБМАНЩИК ИЛИ БЕЗУМЕЦ?

Три возможности

Был ли Он обманщиком? Был ли Он безумцем? Был ли Он Богом?

Вопрос: Кто такой Иисус из Назарета?

Для самого Иисуса было чрезвычайно важно, кем Его считают. К.С.Льюис, профессор Кембриджского университета, в прошлом неверующий, писал: "Я хочу здесь доказать, что не стоит повторять глупостей, которые часто приходится слышать насчёт Иисуса, вроде того, что "я готов принять Его как великого учителя жизни, но в то, что Он был Богом. верить отказываюсь". Именно этого говорить и не стоит. Какой великий учитель жизни, будучи просто человеком, стал бы говорить то, что говорил Христос? В таком случае он был бы или сумасшедшим - не лучше больного, выдающего себя за варёное яйцо - или настоящим дьяволом. От выбора никуда не деться. Либо этот человек был и остаётся Сыном Божьим, либо он был умалишённый, а то и хуже".

"Можно не слушать Его, считая слабоумным, - продолжает Льюис, - можно оплёвывать Его и убить Его, считая дьяволом, а можно и пасть к Его ногам, называя Его Господом Богом. Не будем только нести всякой покровительственной чуши насчёт учителей жизни. Такого выбора Он нам не оставил, да и не хотел оставлять".

"Его слова настолько неотделимы от Него Самого, - пишет Ф.Дж.А.Хорт, - что лишаются смысла, если рассматривать их как отвлечённые истины, изречённые Божественным провидением или пророком. Сам Иисус - главный, хотя и не окончательный предмет всех Его речей. Уберите из них Его Самого - и они рассыплются в прах".

Вот слова Кеннета Скотта Латуретта, знаменитого историка христианства, работавшего в Йельском университете: "Иисус замечателен не только Своим учением, хотя само по себе оно - достаточная заслуга. Главное - это сочетание учения с Его личностью, их неразрывная связь..."

Любой вдумчивый читатель Евангелия должен ясно видеть, что Иисус считал Своё учение неотделимым от Самого Себя. Он был не только великим учителем. При всей важности Его слов о Царстве Божием, о человеческом поведении и о Боге, их невозможно отделять от Самого Иисуса, считавшего, что такое разделение обеспечивает Его учение.

Наши рекомендации