Какие существуют доказательства историчности христа помимо библии?
Корнелий Тацит (род. 52-54 г. по Р.Х.)
Римский историк. В 112 г. был губернатором Азии. Зять Юлия Агриколы, в 80-84 г. - наместника Британии. Описывая правление Нерона, Тацит пишет о смерти Христа и о христианах в Риме:
"Но ни все оправдания, какие можно получить от людей, ни все богатства, которые этот правитель мог расточить, ни все жертвы, какие приносил он богам, не могли снять с Нерона тягостное обвинение в том, что он, каксчитали, приказал устроить пожар Рима. Чтобы подавить эти слухи, он обвинил в пожаре и покарал самыми изощрёнными пытками людей, которых обычно называли христианами и ненавидели за их чудовищные преступления. Христос, по имени которого они так назывались, был казнён Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи во время правления Тиберия: однако пагубный сей предрассудок, исчезнув на время, вспыхнул вновь, причём не только в Иудее, где возникло это зло, но также и в Риме". Анналы ХУ.44
Тацит упоминает христиан также в отрывке из своей "Истории", где речь идёт о сожжении Иерусалимского храма в 70 г. по Р.Х.; этот отрывок сохранился у Сульпиция Севера ("Хроники" II, 30.6).
Лукиан из Самосяты.
Сатирик II века, с презрением относившийся к Христу и христианам. Он связывал их с палестинскими синагогами, и писал о Христе, что Он "...был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ... Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам". ("Перегрин").
Лукиан также несколько раз упоминает христиан в своей книге "Лжепророк Александр", в главах 25 и 29.
Иосиф Флавий (род 37 г. по Р,Х.).
Еврейский историк. В 19 лет стал фарисеем. В 66 г., будучи командующим еврейской армией в Галилее, был взят в плен и после этого жил и находился на службе при штабе римской армии. Он пишет о Христе в отрывке, подлинность которого в своё время жарко оспаривалась:
"Около этого времени жил Иисус, мудрый человек, если только справедливо назвать Его человеком, ибо Он совершал чудеса и был учителем мужей, радостно принимающих истину. Он привлёк к Себе множество евреев и язычников. Он был Христос, и когда Пилат, по наущению начальствующих среди нас, осудил Его на распятие, то любившие Его сначала не отказались от Него, ибо Он явился к ним живым на третий день, согласно предсказаниям пророков, говоривших и об этих, и о десяти тысячах других чудес, связанных с Ним. Племя же христиан, получивших от Него своё имя, живо и до сего дня". Древности. XV11133 (начало II века).
Существует арабский текст этого отрывка. Он звучит так: "В то время был мудрый человек, называвшийся Иисусом. Был Он праведен и известен добродетелью. И многие из числа евреев и других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти на кресте. И те, кто стал Его учениками, не отвергли Его учения. По их словам. Он явился к ним живым через три дня после распятия; потому, и был Он, возможно, тем Мессией, о Котором говорили пророки, описывая чудеса".
Данный отрывок взят из арабской рукописи под названием "Китаб аль-унван аль-мукаллал би-хагаг аль-марифа", что в переводе звучит как "Книга истории, ведомая всеми добродетелями мудрости,увенченная многими философиями и благословенная истиной познания.
Рукопись эта составлена епископом Апапием в Х веке и содержит главу, начинающуюся словами: "Во многих учёных книгах нашли мы упоминания о дне распятия Христа". За этим следует список, а также цитаты из некоторых древних трудов. Некоторые из них известны современным исследователям, некоторые до наших дней не дошли.
У Иосифа Флавия мы находим также упоминание Иакова, брата Христа. В "Древностях" XX 9:1 он описывает деятельность высокопоставленного иудейского священника Анана:
"Но младший Анана, который, как уже было сказано, стал первосвященником, имел смелый характер и немалую отвагу; он принадлежал к партии Саддукеев, которые в своих суждениях строже всех других евреев, как мы уже показали выше. И поскольку у Анана был такой характер, он рассудил, что по смерти Феста у него появилась возможность, покуда Альбин был в отъезде, созвать совет судей, пред которым предстал брат Иисуса, так называемого Христа, по имени Иаков, и некоторые другие. Обвинив их в нарушении законов, он присудил их к побитию камнями".
Светоннй(120 г.)
Ещё один римский историк, судебный чиновник при императоре Адриане, хроникер императорского дома. Он пишет: "Поскольку евреи постоянно устраивали беспорядки по наущению Хрестуса (вариант имени Христа); он выслал их из Рима". "Жизнь Клавдия", 25.4.
Светоний пишет также: "Нерон подверг наказанию христиан, людей, поддавшихся новому вредному суеверию". "Жизнь Цезарей", 26.2.
Плиний Младший.
Правитель Вифинии в Малой Азии, (112г.), Плиний писал императору Траяну, спрашивавшему, как ему обращаться с христианами.
Он объяснил, что казнит подряд мужчин, женщин, детей обоего пола. Казни были так многочисленны, что Плиний начал сомневаться в том, что следует подвергать смерти всех обнаруженных христиан, и полагал, что казнить надо только некоторых. Он объясняет, что заставляет христиан поклоняться ста туям Траяна, а также "поносить Христа, на что настоящий христианин никогда не пойдёт". В том же письме он пишет о подсудимых христианах:
"Они утверждают, однако, что вся их вина или заблуждение состояла в том, что они имели привычку собираться по определённым дням засветло, и распевать различные гимны Христу как Богу, а также приносить торжественную клятву, не призывавшую ни к каким злым целям, но лишь к тому, чтобы никогда не обманывать, не воровать, не изменять супругам, не лгать и не отступать от данной клятвы, когда наступит время выполнять её". "Письма" Х.96.
Тертуллиан.
Юрист и богослов из Карфагена, защищавший христианство перед римскими властями в Африке. Он упоминает спор между Тиберисм и Понтием Пилатом:
"В те дни, когда имя Христа входило в мир, Тиберий сам получил сведения об истинности Божественности Христа, и поставил этот вопрос на рассмотрение Сената, будучи сам настроен в пользу Христа. Сенат, поскольку члены его были врагами христианства, отверг это предложение. Однако император держался своего мнения и пригрозил покарать всех тех, кто обвинял христиан". ("Апология", У.2). Некоторые историки сомневаются в подлинности этого отрывка. См. также о Иустине Мученике в "Апологии" 1.35.
Историк Талл, уроженец Самарин
Одним из первых авторов не-евреев, упомянувших Христа, был Талл. писавший около 52 г. по Р.Х. К сожалению, его работы не сохранились, и мы знаем о них лишь по цитатам у других авторов. Одним из них был Юлий Африкан, христианский богослов, писавший около 221 г. Он упоминает работы Талла в весьма интересном нижеследующем отрывке:
"В третьем томе своей "истории" Талла объясняет эту тьму затмением солнца, что, по моему мнению, неразумно".
'Мы приводим эту цитату по Ф.Ф.Брюсу, который комментирует, что "солнечное затмение не могло совпасть с полнолунием, а Христос был распят в период пасхального полнолуния".
Отсюда видно, что евангельский рассказ о тьме, покрывшей землю во время распятия Христа, был хорошо известен, и требовал от неверующих, которые были его свидетелями, объяснения естественными причинами.
Флегон, историк I века
"Хроники" Флегона утеряны, однако небольшой отрывок из этой работы, подтверждающей наступление тьмы над землёй во время распятия, также у поминается у Юлия Африкана. После вышеупомянутой цитаты из Талла Юлий цитирует Флегона, писавшего, что "во время правления императора Тиберия солнечное затмение совпало с полнолунием".
Флегон упоминается также Оригеном в работе "Против Цельсия". Филопон пишет: "Что же до этой тьмы, ..ло Флегон вспоминает о ней в своих "Олимпиадах" (как называлась его история). Он пишет далее, что "Флегон упоминает о затмении во время распятия Господа Христа, и ни о каком ином; ясно, что из источников, имевшихся в его распоряжении, он не знал ни о каком подобном затмении в предыдущие годы... и это доказывается самим историческим отчётом об императоре Тиберий".
Письмо Мары Бар-Сералиона
Ф.Ф.Брюс отмечает, что в Британском музее хранится,,...интересная рукопись, представляющая собой текст письма, написанного позднее 73 г. по Р.Х. - насколько позднее, остатся неясным. Это письмо было отправлено сирийцем по имени Мара Бар-Серапнон своему сыну Серапиону. Автор письма в то время находился в тюрьме, но писал сыну, чтобы ободрить его в поисках мудрости, и указывал, что немилость судьбы падает на тех, кто преследует мудрых людей. В виде примера он приводит гибель Сократа, Пифагора и Христа:
"Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю-А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трёх мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самое, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки - он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки - он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своём учении".
Иустин Мученик
Около 150 г. по Р.Х. Иустин Мученик, обращаясь в своей "Защите христианства" к императору Антонину Пию, отсылал его к докладу Пилата, который, как считал Иустии, должен был сохраниться в императорских архивах. "Слова "Они пронзили мне руки и ноги", - пишет он, - суть описание гвоздей, пронзивших Его руки и ноги на кресте; после того, как Он был распят. Его палачи бросили жребии о Его одеждах, и разделили их между собой; об истинности этого вы можете узнать из "Деяний", записанных при Понтии Пилате. Далее он добавляет:
"Проверить то, что Он сотворял эти чудеса, легко можно по "Деяниям" Понтия Пилата".
Элгин Мойер, в справочнике "Кто был кем в истории церкви", описывает Иустина как
"...философа, мученика, апологета, уроженца Флавии Неапольской. Он получил хорошее образование и, видимо, располагал достаточными средствами для того, чтобы проводить жизнь в путешествиях и учёных занятиях. В своём страстном поиске истины он последовательно увлекался стоицизмом, учением Аристотеля, Пифагора и Платона, но ненавидел эпикурейство. В молодости познакомился с иудейством, но не проявил к этой религии особого интереса. Учение Платона было ему наиболее близко, и он уже надеялся вскоре достичь щели своей философии - узреть Бога - когда однажды, во время одинокой прогулки по берегу моря, молодой философ встретил почтенного старика-христианина с мягкими и достойными манерами, с приятным лицом. Этот скромный христианин поколебал его веру в человеческую мудрость, указав на еврейских пророков, "мужей живших в древности более глубокой, чем все эти уважаемые философы, и предсказавших в своих писаниях и учениях приход Христа..." Усердный платоник последовал совету старика и стал верующим христианином. Он говорил, что "только эту философию я нахожу свободной от недостатков и ведущей к спасению". После своего обращения, происшедшего в ранней зрелости, он всем сердцем посвятил себя защите и распространению христианской религии".
Талмуды
Тол'дот Иешу. В этой книге Иисуса называют "Бен Пандера".
Вавилонский Талмуд. Приводит слова Амориана: "...и повесили Его в канун Пасхи".
В Талмуде Христос именуется "Бен Пандера" (или "Бен Пандере"), а также "Иешу Бен Пандера". Многие учёные видят в "Пандере" видоизменённое греческое "партенос" ("дева"), т.е. Бен Пандера в таком случае означает "Сын Девы". Еврейский учёный Иосиф Клаузнер писал, что "незаконное рождение Иисуса - широко распространённая идея среди евреев."
Большую историческую ценность имеют комментарии из книги "Барайла":
"Вечером накануне Пасхи они повесили Иешу (из Назарета). В течение сорока дней перед этим ходил перед ним вестник, возвещавший, что его, Иешу из Назарета, намерены побить камнями за то, что он занимался колдовством, обманывал и сводил Израиль с пути истинного. Пусть имеющий с казать нечто в его защиту выйдет наперёд и защитит его. Но не было обнаружено ничего в его защиту, и накануне Пасхи его повесили". (Вавилонский "Санхедрин"). "Канун Пасхи".
В книге "Амоа Улла", написанной Уллой, учеником раввина Йоуханана, жившим в Палестине в конце III века, добавляется:
"И вы полагаете, что у Иешу из Назарета было право оспаривать свой приговор? Он был обманщик, и Тот, кто Милосерден, сказал: "Не щади его и не скрывай". С Иешу - другое дело, ибо он был рядом с гражданскими властями".
Еврейские власти не отрицали, что Христос совершал знамения и чудеса (Матф. 9:34; 12:24: мар. 3:22), однако приписывали их колдовству.
"В Талмуде, - замечает Иосиф Клаузнер, - пишется о повешении, а не о распятии, ибо этот ужасный вид казни был известен иудейским книжникам лишь из римской судебной практики, а не из иудейской системы законов. Даже апостол Павел (Гал. 3:13) считает, что слова из Второзакония 21:23 "проклят всяк висящий на древе" применимы к Христу".
В "Санхедрине" упоминаются также ученики Христа.
Клаузнер цитирует содержащееся в "Мишне" слова раввина Шимеона бен Аззая о Христе: "Я нашёл в Иерусалиме генеалогический свиток, где был записан этот Та кой-То, незаконнорождённый сын изменившей мужу..." Исследователь отмечает, что "в современных изданиях "Мишны" за этими словами идёт фраза: "в подтверждение слов раввина Йехощуа" (который в той же "Мишне" говорит: "Кто есть незаконнорождённый? Любой, чьи родители подлежат смерти по Бет Дину") Здесь речь явно идёт об Иисусе".
В раннем варианте "Бараиты", где главным действующим лицом является раввин Элиеэер, Христос упоминается по имени. Скобки внутри цитаты указывают разночтения между "Бараитой" и "Тосефтой". Вот слова Элиезера:
"Он ответил: "Акиба, ты напомнил мне! Однажды я проходил по верхнему рынку (вар. "по улице") Сефориса, и встретил одного из учеников Иисуса из Назарета, именем Иаков Кефар Секания (вар. "Сакканина"). И сказал он мне: "По вашим законам, нельзя строить храма за деньги блудницы. А что же строить на них - неужто уборную для первосвященника?" Я ему ничего не ответил, и он продолжил: "Так учил меня Иисус из Назарета (вар. "Иешу бен Пантере"): "Собраны они на деньги блудницы, и вернутся к ним", разумея, что из праха они возникли, и станут прахом. Сказанное пришлось мне по душе, и из-за этого меня арестовали за прегрешение против Закона: "Пусть лежит твоя дорога подальше от этих мест" и "не подходи к дверям его дома" - не греши против властей".
Клаузнер, по книге которого мы цитировали данный отрывок, так комментирует его содержание:
"Несомненно, что слова "один из учеников Иисуса из Назарета", а также "так учил меня Иисус из Назарета" в данном отрывке - раннего происхождения и большой важности по отношению к рассказу. Их' изначальный характер нельзя оспаривать на основании некоторых расхождений в других вариантах; так, "Иешу бен Пантере" или "Иешу бен Пандера" вместо "Иисус из Назарета" встречаются в вариантах просто потому, что долгие годы имя "Пантере" или "Пандера" было широко известно среди евреев в качестве имени предполагаемого отца Иисуса".
БРИТАНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
В последнем издании "Британской энциклопедии" личности Иисуса Христа посвящено 20000 слов - больше, чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Будде, Конфуцию, Магомету или Наполеону.
О многочисленных светских свидетельствах жизни Христа она пишет:
"Эти независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса, которая впервые подверглась сомнению, причём на весьма шатком основании, лишь в конце 18, в течение 19 и в начале 20 века".
ГЛАВА 6. СЫН БОЖИЙ?
ВВЕДЕНИЕ
"Очевидно, что вопрос о том, кем был Христос, не менее важен, чем Его деятельность". У нас есть полное право задать этот вопрос. Кто же есть Христос? Какова Его личность?
Альберт Уэллс писал о поразительной способности Христа "привлекать к Себе внимание и всегда быть центром разворачивающихся событий".
Его несходство с другими религиозными вождями видно невооружённым глазом. Как отмечал Томас Шульц:
"Никто из признанных религиозных вождей, ни Моисей, ни Павел, ни Будда, ни Конфуций или кто-нибудь иной никогда не претендовал на звание Бога. Единственное исключение - Иисус Христос. Христос - единственный религиозный деятель в истории, не только заявивший, что Он - Бог, но и сумевший убедить в этом значительную часть человечества".
Как мог "человек" заставить других поверить в Своё божественное происхождение? Выслушаем сначала Дж.Мелдау:
"Его учение, решительное и окончательное, стояло выше проповедей Моисея и пророков. Он ничего не добавлял к нему. ничего не изменял, не имел никаких "задних мыслей", никогда не "предполагал", не "догадывался". Его абсолютная уверенность в Своих словах так непохожа на подход учителей, которые были людьми, и на их человеческие учения".
Добавим к этому свидетельство Фостера:
"И однако главной причиной, перевесившей все другие, причиной, которая непосредственно привела к постыдной казни Учителя из Галилеи, были Его невероятные притязания на то, что Он, Сын простого плотника, выросший среди стружек и опилок в мастерской Своего отца, на самом деле был Богом во плоти".
Можно, конечно, рассудить и так, что Иисус представлен в Библии Богом потому, что Евангелия были написаны Его учениками, которые хотели создать Ему вечный памятник. Но сбросить со счетов Библию мало - в таком случае надо закрыть глаза и на все исторические свидетельства, о которых шла речь выше.
Уильям Робинсон пишет следующее: "...исторически объективный подход к этому вопросу показывает, что даже согласно светской истории Иисус жил на земле, и Ему поклонялись как Богу. Он основал церковь, которая молится Ему уже 1900 лет. Он изменил весь ход истории человечества".
СУД
Марк 14:61-64
"Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященни к, разодрав одежды свои, с казал:
на что нам ещё свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти".
Судья Гэйнор, уважаемый, ньюйор кс кий юрист, в своей речи по поводу суда над Иисусом считает, что единственным обвинением, предъявленным Христу верховным судом (Синедрионом) было обвинение в богохульстве. По его мнению, "все четыре Евангелия свидетельствуют о том" что "преступлением", за которое Иисус был осуждён, являлось" богохульство: ...Иисус говорил о Своей сверхъестественной силе, а это - по отношению к человеку - рассматривалось как богохульство. Иоанн (10:33) говорит о том, что Иисуса обвиняли в "делании Себя Богом", а не в Его словах по поводу
Храма".
Что до вопросов фарисеев, то, как пишет А.Т.Робертсон, "Иисус
принимает вызов, признавая, что считает Себя всеми тремя - Мессией, Сыном Божьим и Сыном Человеческим. "Ты говоришь" по-гречески - всего лишь идиоматический эквивалент простого "да" (ср. "Я" в Мар. 14:62 и "Ты сказал" в Матф. 26:64".
Именно после ответа Христа первосвященник разодрал свои одежды. Значение этого поступка объясняет Х.Б. Суиг '"Закон запрещал первосвященнику раздирать свои одежды в знак личной скорби (Левит 10:6, 21:10), однако, исполняя обязанности судьи, он должен был, согласно традиции, именно так выражать свой ужас перед богохульными словами, произнесёнными в его присутствии. Вполне очевидно облегчение растерявшегося судьи. Даже если надежных свидетельств обвинения не предвиделось, нужда в них отпала: Подсудимый Сам дал
показания против Себя".
Становится ясно, что мы имеем дело с необычным судебным процессом. Об этом пишет адвокат Ирвин Линтон:
"Среди судебных процессов резко выделяется этот суд, на котором предметом разбирательства служат не действия обвиняемого, а Его личность. И обвинения, предъявленные Христу, и Его свидетельство, вернее, само поведение на суде, где Он был приговорён, и допрос римским наместником, и надпись на Его кресте во время казни - всё это связано с вопросом о настоящей личности и достоинстве Христа. Кто же был Христос? Чей Он был Сын?"
Вот что читаем мы по этому поводу у Фрэнка Моррисона, бывшего скептика: "Иисуса из Назарета приговорили к смерти не по показаниям Его обвинителей, но по Его собственным, данным под присягой
свидетельствам".
Хиларин Фельдер в своей книге "Христос и Его критики" добавляет:
"Этого исследования судебного процесса над Иисусом достаточно, чтобы твердо убедить нас в том, что Спаситель свидетельствовал перед Своими судьями о Своей подлинной Божественности".
Выдающийся адвокат Саймон Гринлиф, одно время преподававший в Гарвардском юридическом институте, пишет о суде над Иисусом:
"Трудно представить себе какое-либо иное основание для защиты Иисуса перед любым судом, кроме Его сверхчеловеческого происхождения. Вряд ли найдётся юрист, который строил бы Его защиту на каких-то иных предпосылках".
Хотя синодальные Евангелия приводят разные версии ответов Иисуса на вопросы Его судей, по существу все эти ответы, как показывает Моррисон, не отличаются друг от друга:
"...Эти ответы на самом деле идентичны. Формула "Ты сказал" или "Ты говоришь" для современного уха звучит уклончиво, но евреи - современники Христа - воспринимали её совсем по-другому. "Ты говоришь" было традиционным ответом образованного еврея на вопрос, подразумевавший серьёзный или печальный ответ. Вежливость запрещала употреблять прямое "да" и "нет"."
Для того, чтобы окончательно убедиться в значении ответов Христа, С.Дж.Монтефиоре анализирует Его слова, следующие за признанием в Своей Божественной сущности. "Два выражения: "Сын Человеческий" (которое так часто употребляет Христос) и "одесную силы"... (своеобразное древнееврейское название Божества) показывают, что этот ответ находится в полном согласии с духом Христа и Его манерой выражаться".
Таким образом совершенно ясно, что именно это свидетельство о Себе хотел сказать Христос. Мы видим также, что евреи поняли Его ответ именно как утверждение о Его Божественности. В этом случае у нас две возможности: либо слова Христа были чистым богохульством, либо Он был Богом. Судьи, очевидно, имели своё чёткое мнение - настолько чёткое, что они распяли Его, а затем хулили, ибо Он "уповал на Бога" и сказал: "Я Божий Сын" (Матф. 27:43).
Мы видим, что Иисуса распяли именно за то, что Он был Сыном Божьим. Это подтверждается анализом Его показаний на суде. Согласно Его словам:
1. Он был Сыном Благословенного.
2. Он был Тем, Кто будет сидеть по правую сторону Силы.
3. Он был Сыном Человеческим, Который вознесётся на облака небесные.
Уильям Чайлдс Робинсон делает вывод о том, что "каждое из этих трёх утверждений носит мессианский характер, а все вместе они производят неотразимое действие".
Хершель Хоббс подчёркивает следующее:
"Члены Синедриона восприняли все три утверждения Христа, объединив их в одном вопросе: "Ты ли Сын Божий?" Сам этот вопрос, подразумевая утвердительный ответ, был, по сути дела, риторическим. Немудрено, что Христос просто ответил: "Вы говорите". Таким образом, Он заставил их принять свои утверждения ещё до того, как Ему был вынесен формальный смертный приговор. Мудрая стратегия! Истязатели Христа послали Его на смерть, как бы и сами согласившись с Его утверждениями о Его Божественности.
Согласно судьям, нужды в других показаниях после слов Христа уже не было. Таким образом Он был осуждён на основе Своих собственных слов. Судьи могли сказать, что нашли Сына Божьего виновным в преступлении, каравшемся смертью.
Роберт Андерсон пишет:
"Нет более убедительных показаний в пользу обвиняемого, чем исходящие от недоброжелательно настроенных свидетелей. Действия врагов Христа подтверждают, что Он действительно провозглашал Себя Богом. Следует помнить, что древние евреи были отнюдь не диким племенем, но весьма культурным и глубоко религиозным народом. Именно на основе этого обвинения за Его смерть единогласно выступил синедрион - верховный государственный совет, составленный из наиболее уважаемых религиозных вождей, включая людей вроде Гамалиила и его великого ученика - Савла из Тарса".
Следующий отрывок из книги Хиларкна Фелдера показывает, какую ответственность, по сути возложили на себя фарисеи, когда вынесли приговор Христу:
"Осудив Спасителя за богохульство на основании Его собственного признания, эти судьи официально, под присягой доказали, что Иисус считал Себя не только теократическим Царём-Мессией, не только Человеком - Сыном Божьим, но и Божественным Мессией, Истинным Сыном Бога. Именно после этого признания Он был предан смерти".
В результате нашего исследования мы можем с уверенностью заключить, что Иисус провозглашал Себя Божеством, причём в понятной для всех форме. Его утверждения были сочтены богохульством, и религиозные вожди приговорили Его за них к распятию, поскольку "Он сделал Себя Сыном Божиим" (Йоан. 19:7).
ДРУГИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ХРИСТА
Равенство с Отцом
Иоан. 10:30-33. Провозглашал ли Себя Иисус Богом в другие минуты Своей жизни? Евреи отвечали на этот вопрос утвердительно, как мы можем увидеть из следующего отрывка:
"Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом".
Слова Христа в начале этого отрывка ещё усиливаются, если мы обратимся к греческому оригиналу Евангелия. А.Т.Робертсон указывает, что "одно (Ьеп) здесь стоит в среднем, а не в мужском роде (Ье1я), и таким образом означает не одну личность (ср. Ье1& в Гал. 3:28), но одну суть мироздания". Он добавляет, что "это чёткое утверждение - наиболее ясное из всех слов Христа об отношениях между Отцом и Сыном (Им Самим). Они вызывают у фарисеев бешеную ярость".
Очевидно, что слышавшие это утверждение не сомневались в том, что Иисус провозглашает Себя перед ними Богом. Таким образом, иудеи могли воспринять слова Христа только как богохульство, и вознамерились взять Его осуждение в свои собственные руки. Законы гласили, что виновного в богохульстве следовало побивать камнями (Лев. 24:16). Эти люди, однако, не собирались допустить полагавшегося в таком случае судебного процесса, не намеревались подготовить обвинительных материалов для передачи властям, чтобы те предприняли необходимые действия. В своём гневе они вознамерились стать судьями и палачами в одном лице, причём слово "опять" явно относится к их предыдущей попытке побить камнями своего Спасителя (Иоан. 8:59).
Из их ответа убедительно следует, что Иисусу грозила смерть не за Его добрые дела, но за "богохульство". Они хорошо понимали Его учение, но взяли ли они на себя труд задуматься над истинностью Его утверждений о Его Божественности?
Иоан. 5:17-18. "Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу".
Интересные мысли в связи с этим приводит А.Т.Робертсон в своей книге "Слова и картины Нового Завета":
"Иисус недвусмысленно говорит "Отец Мой" , а не "Отец наш", заявляя тем самым о Своих особых отношениях с Отцом. Говоря, что "Отец Мой доныне делает" ... Иисус утверждает, что в Своих делах Он равен Богу, тем самым оправдывая совершенное Им исцеление в субботу".
Следует также отметить, что евреи никогда не называли Бога "отец наш", а уж если употребляли такую фразу, то непременно добавляли к ней "в небесах". Иисус, однако, этого не делает. Говоря о Боге, как о Своём Отце, он выдвигает утверждение, которое евреи не могли неправильно истолковать.
Иисус подразумевает также, что покуда Бог работает. Он, Его Сын,-также работает. Опять же, для евреев это означало, что Он называет Себя Сыном Божьим. Подобное утверждение лишь усилило их ненависть к Иисусу. Их прежнее желание преследовать и наказать Его сменяется растущим убеждением, что Его следует предать смерти.
"Я есмь"
Иоан 8,58: "Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь".
Он сказал им: "Истинно истинно говорю вам..." После двойного "Аминь", самой сильной клятвы, наш Господь говорит о неизреченном имени Божественного Существа. Иудеи понимают, что Он имеет в виду и в ужасе пытаются побить Его камнями.
Как восприняли иудеи эти слова Христа? Генри Олфорд пишет, что "любое беспристрастное толкование этих слов приводит к тому, что мы видим р них провозглашение исконного, вечного существования Христа".
Марвин Винсент в своей книге "Изучение слов Нового Завета" рассматривает слова Христа как "формулу абсолютного, вневременного Я ЕСМЬ".
Обратившись к Ветхому Завету, можно найти в нём ссылки, которые помогут лучше понять значение слов "Я есмь". Эту работу проделал А.Г.Камбелл: "Из таких параллельных мест Ветхого Завета, как Исх. 3:14, Втор. 32:39 и Ис. 43:10 ясно, что Иисус не выдвигает никакой новой идеи. Евреи были хорошо знакомы с понятием об Иегове Ветхого Завета как о вечно существующем Боге. Новым было лишь то, что Иисус применял это определение по отношению к Самому Себе".
По реакции окружавших Христа евреев мы видим, что они поняли Его слова как притязание на абсолютную Божественность. Такое понимание заставило их, в исполнение Моисеева закона о наказании за богохульство, едва не побить Христа камнями (Лев. 24:13-16).
Камбелл добавляет к вышеприведенному отрывку из своей книги следующее толкование, предназначенное для тех, кто незнаком с иудейской традицией:
"Значение выражения "Я ЕСМЬ" как формулы, предназначенной выразить полную Божественность Христа, становится ясным и в свете того, что Иисус не пытается его объяснять. Не пытается Он и убедить евреев, что те неверно Его поняли. Белес того, те же слова Он повторяет ещё несколько раз по самым различным поводам".
Иисус требует такого же почитания, как Бог
Иоан. 5:23-24. "Дабы все чтили Сына. как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам:
слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на "суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь".
В заключительной части этого отрывка Иисус бросает предупреждение тем, кто обвиняет Его в богохульстве. Он говорит им. что преследуя Его, они в сущности преследуют Отца, и что именно Отец приходит в гнев от их обращения с Его Сыном.
Мы видим также, что Иисус заявляет о Своём праве получать такие же почести, как Бог. А из этого следует, как мы уже сказали, что бесчестить Христа - это то же самое, что бесчестить Бога.
Уордсворт, английский поэт, которого мы здесь цитируем по книге Дж.С.Райля "Мысли, проясняющие Евангелие", заметил: "Говорящие о своей преданности единому Богу не почитают Его как следует, если не поклоняются Сыну так же, как они поклоняются Отцу".
Знать Меня
Иоан. 8:19. "Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего".
"И в Меня веруйте"
Иоан. 14:1. "Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте". Меррил Тенни так объясняет эти слова:
"Он был обречён на смерть, ту самую смерть, которой подвластен любой человек. И всё же Он дерзко требует, чтобы в Него верили. Он стал ключом к дверям человеческой судьбы. Он ясно сказал, что от Его трудов зависит людское будущее. Он обещал подготовить место для них, и вернуться, чтобы взять их с Собой".
"Видевший Меня..."
Иоан. 14:9. "Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь:
"покажи нам Отца"?"
"Говорю вам..."
Матф. 5:20, 22, 26,28 и др. В Писании мы видим Иисуса, Который учит и говорит от Своего собственного лица. Таким образом Его слова как бы исходят непосредственно с небес. Вместо того, чтобы говорить, как пророки: "Так говорит Господь", Иисус повторяет: "Истинно, истинно говорю вам".
Как пишет Карл Шеффран и Генри Крайслер, "Он никогда не колебался, никогда не извинялся. У Него не было нужды противоречить Своим собственным словам, изменять их или брать обратно. Он произносил недвусмысленные речи Бога (Иоан. 3:34). Он сказал: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Марк. 13:31)."