Доминанты свойств тварного мира

Все, что есть в тварном мире, отражает образ Пресвятой Троицы. Никаких других источников свойств, окачественности тварного мира быт не может. Такое представление утверждал бы наряду с Богом нечто иное, отрицало бы абсолютность божественного бытия, было бы в сущности многобожием. Но почему же в таком случае тварный мир не заполнен множеством абсолютно одинаковых реальностей: людей, вещей, растений, похожих друг на друга, как близнецы. В чем причина их своеобразия, уникальности, неповторимости?

Применение иконологичекого метода позволяет понять смысл особой окачественности всего окружающего нас тварного мира, начиная от особенностей той или иной человеческой личности до смысла различных происходящих в этом мире явлений. Вообще всякая окачественность, а всё в этом мире, так или иначе, окачественно, может быть благодаря иконичности тварного мира понята восхождением в познании от образа к первообразу, то есть от образов тварных к Образу Божьему - Святой Троице и к образу Богочеловека.

Начнём рассмотрение с окачественности человеческой личности. Собственно те же рассуждения могут быть в определенной мере отнесены и к ангельским личностям с учётом их бестелесности, то есть могут быть отнесены к личности вообще. Более того, могут быть отнесены к тварным ипостасям вообще, разумея под термином «ипостась» всякое окачественное бытие, а согласно святоотеческому учению бытия вне окачественности, вне ипостаси быть не может.

Каждая личность совершенно уникальна и незаменима, поскольку уникальна её окачественность. Различие в окачественности личностей обусловлено различием в отображении в них ипостасных свойств Лиц Святой Троицы. Согласно святоотеческому учению, душа человека имеет свой внутренний ум, своё слово и свой дух. Эта трёхгранность души есть отображение в ней трёх Божественных ипостасей с их личными свойствами. Свидетельств подобных множество. Вот, например, св. Иоанн Дамаскин: «Св. безначальная Троица изображается через ум Слово и дух, которые в нас» или его же: «Бытие человека по образу и подобию Божию ясно из существования разумной и словесной души в её трёх особенностях, т. е. ума, слова и духа, по примеру божественной сущности: Отца, Сына и Св. Духа». Или, замечательно, Василий Селевкийский: «Один создаваемый образ, но напоминание он не одного только лица, а Трёх Ипостасей, ибо создаваемое есть общее творение Божества. Человек являет создавшую его Троицу и человек есть образ Св. Троицы». Эта мысль является общей в святоотеческом богословии.

Здесь мы находим святоотеческое обоснование для понимания, каким образом души, тварные личности могут быть идентифицированы как совершенно уникальные и нетождественные друг другу в своей окачественности. А также здесь и ключ к пониманию того, почему полнота богопознания возможна только в соборе личностей, каждая из которых отображает лишь какую-то одну грань Образа Божия.

Очевидно, что личности различаются тем, в какой степени каждая из них отображает образ Отца, Сына и Св. Духа. Могут быть люди по преимуществу отображающие образ Отца или образ Сына, или образ Св. Духа.

Для удобства обозначения преимущественного отображения тех или иных ипостасных свойств введём понятие «ДОМИНАНТА». (Это понятие для обозначения преимущественного отображения ипостасных свойств было предложено Феликсом Карелиным).

Что же такое конкретно та или иная доминанта? Ответить на этот вопрос нелегко. Ведь доминанта – это не знак, не механическая схема, это – живой образ, живое лицо. Попробуйте просто ответить на вопрос: какое у него лицо, или: какое лицо у этой культуры, у этого народа, у этой Церкви? Можно всматриваться и описывать, сравнивать с другими и познавать это лицо всё полнее и глубже. Этому процессу не может быть конца. И ещё повторим, это познание должно быть соборным. Один человек неизбежно будет накладывать на своё восприятие свои собственные особенности.

И ещё: на каждое лицо падает отсвет окружающих его лиц и предметов, каждая культура подвержена влияниям других, каждый предмет находится в живом взаимодействии с другими предметами. Всё это необходимо тоже увидеть и правильно понять.

И всё же есть лица, культуры, реальности настолько яркие, настолько самобытные, что их доминанта, характер их окачественности не вызывает сомнений.

Назовём преимущественное отображение ипостасных свойств Отца - первой доминантой, Сына - второй доминантой, Св. Духа - третьей доминантой.

В том случае, если в тварной ипостаси преимущественно отображаются ипостасные свойства Отца и Сына, будем говорить о четвёртой доминанте, Отца и Св. Духа - назовём такое отображение пятой доминантой, Сына и Св. Духа - шестой доминантой.

Мы уже не раз для пояснения окачественности обращались к цветовому спектру как к естественной, богозданной иконе отображения в тварном мире ипостасных свойств Св. Троицы. То, что цвета символичны, и каждый из них имеет свой смысл, своё значение и отображает иные, возможно, высшие реальности, это сознавали многие мыслители. Гёте считал свой труд по символике цветов самым важным своим трудом, о символизме цветов писали и Владимир Соловьёв и Павел Флоренский и многие другие.

Однако, во всех этих работах авторы в основном опираются на недостаточно обоснованные положения, руководствуясь скорее собственными интуициями, подбирая для их обоснования подходящие аргументы. Хотя можно найти подобные аргументы и для противоположных утверждений.

Давайте исходить из несомненного. А несомненно для сознания, опирающегося на церковную, святоотеческую традицию, следующее.

Видимый свет есть образ Бога, Бог называется светом, в котором нет никакой тьмы. Божественная благодать есть нетварный свет, явленный Господом на Фаворе.

Известно, что в световом спектре видимого света есть три основных цвета, в различных сочетаниях дающих всю полноту возможных цветовых оттенков. Это красный, жёлтый и синий.

(Иногда вместо жёлтого говорят о зелёном или жёлто-зелёном. Важно не то, как мы воспринимаем видимый цвет, а то, что он один из трёх остальных. В дальнейшем примем название жёлтого как одного из трёх основных цветов).

Коль скоро свет – икона Божества, то три основных цвета, несомненно, символизируют ипостасные свойства трёх Божественных Ипостасей, которые дают всю полноту возможных свойств вообще, ибо нет никакого другого божественного бытия кроме Трёх Божественных Ипостасей. И свойства тварного мира суть отображение этих божественных свойств.

Но можем ли мы конкретно сопоставить каждый из трёх основных цветов со свойствами той или иной божественной Ипостаси, руководствуясь при этом не своими сомнительными интуициями, чем-то более надёжным?

Несомненно, что видимое небо – тварный образ, икона неба духовного, того в котором пребывает Отец наш небесный. В христианстве и в других религиях солнце, дающее свет и тепло всему живущему, воспринималось как образ Самого Бога или, в язычестве считалось даже самим Богом.

Итак, образ солнца – это образ Бога. Но Бог невидим, только Сын Божий являет человечеству образ Божий. Так в ветхозаветных теофаниях, так тем более в самом боговоплощении, в Сыне Человеческом Сын Божий, Логос являет образ Самого Бога.

Что же на небосводе видимом? Да, мы можем видеть солнечный круг, можем спокойно созерцать его, любоваться им, когда оно становится ближе к земле, к нам на восходе или на закате. Солнце тогда видимо как круг красного цвета. Иное дело, когда солнце в зените. Тогда оно – какого цвета? Золотое, жёлтое? Да, однако, стоит нам на него взглянуть, как мы тот час же слепнем и вместо жёлто-золотого видим чёрный круг. Это явным образом даёт нам воочию почувствовать апофатизм, невидимость и непознаваемость. Бога - Отца. Но всё же даёт и основания сопоставить жёлтый цвет с ипостасными свойствами именно Отца Небесного. Что же видим мы на небосводе ещё? Мы видим небесную синеву. Она не является нам в каком-то определённом образе, но она есть. Более того, она есть везде. Это напоминает нам о третьей Божественной Ипостаси – Духа Святаго, который, в отличие от Логоса не явлен нам ипостасным образом, но который «везде сый и вся исполняй».

Таким образом, три основных цвета светового спектра могут быть сопоставлены со свойствами Трёх Божественных Ипостасей, и основание этому даёт богозданная икона, начертанная на видимом небосводе.

В творении Божием имеется бесчисленное множество различных реальностей, индивидуумов и явлений, обладающих уникальной, неповторимой окачественностью. Точно также и в цветовом спектре имеется бесчисленное множество точек, обладающих своим уникальным, неповторимым оттенком. Но любой оттенок, как мы знаем, можно рассматривать как соединение трёх цветов, называемых основными: красным, жёлтым и синим. Будучи соединёнными в равной мере, эти три цвета образуют полноту цветового спектра - белый свет. Ещё три цвета, называемые дополнительными, образованы соединением в равной мере попарно двух основных цветов. В сочетании с третьим каждый из дополнительных цветов даёт белый цвет. Именно поэтому дополнительные цвета и называются дополнительными по отношению к третьему.

Итак, три основных и три дополнительных. Мы с лёгкость усматриваем в цветовом спектре эти шесть цветов. Основные: красный, жёлтый и синий и дополнительные: оранжевый (сочетание красного и жёлтого), зелёный (сочетание жёлтого и синего) и фиолетовый (сочетание красного и синего). Эти шесть цветов можно соотнести с шестью доминантами окачественности. Можно, конечно, вводить при рассмотрении окачественности тварного мира большее количество доминант. Также и при рассмотрении цветов окружающего нас мира можно пользоваться обозначением оттенков более точным, чем позволяет нам наименование шести цветов. Например, красно-оранжевый, жёлто-зелёный. Подобно этому можно вводить для обозначения окачесвенности седьмую, восьмую и так далее доминанты. Седьмая доминанта, соответствующая скажем, красно-оранжевому оттенку может обозначать, что таким образом окачественная ипостась отображает ипостасные свойства Отца и Сына, причём Сына в большей мере, чем Отца, если соотнести с ипостасными свойствами Сына красный, а Отца - жёлтый цвета. Но ограничена наша возможность различения в природе оттенков и ещё более ограничено наше духовное зрение и способность духовного различения окачественности. Поэтому, особенно на первых порах, достаточно будет для описания окачественности реальностей окружающего мира только шести доминант, как если бы мы пользовались для описания всего цветового многообразия названиями только шести цветов - трёх основных и трёх дополнительных.

Практически определить доминанту личности или какого-либо другого объекта окружающего нас мира, или исторического явления можно сопоставляя свойства рассматриваемого нами объекта с первообразом, вглядываясь в первообраз, то есть в ипостасные свойства божественных ипостасей в ту меру, в которую открыты они соборному разуму Церкви.

Поясним примером. Во Святой Троице все ипостаси равночестны, но при этом говорится о монархии Отца в соборе равночестных Лиц. Отец, как Начало всего есть первый среди равных. Это первенство, вернее отображение его является везде в тварном мире, где есть первый среди равных: отец в семье, патриарх в церковном соборе, царь в народе. Вообще всякое начальствование связано с Началом и является его отображением. Далее, на этом принципе начальствования, социальной иерархии строится государство и его структуры, строится армия. Вглядываясь в реальности тварного мира, нетрудно видеть, что начальствование в тварном мире связано с внешней организацией по иерархическому принципу, а также с воинскими структурами и действиями. Итак, принцип отцовства или начальствования говорит о первой доминанте.

Но помимо непосредственного всматривания в первообраз и сопоставления его с тварными отображениями существует ещё один подход к распознанию доминант. Дело в том, что тварные реальности не существуют сами по себе в оторванности и изолированности друг от друга, как - то представлялось Лейбницу, это отнюдь не самозамкнутые монады. Тварные сущности активно взаимодействуют друг с другом и, в частности, взаимодействуя, образуют структуры. Каждая структура имеет свою окачественность, которая не может быть ничем иным, как опять-таки подобием Первообраза – Святой Троицы. Занимая в соответствии со своими свойствами определённое место в образованной структуре, каждая реальность в этом образовании отображает по преимуществу свойства той или иной Ипостаси.

Опять поясним примером. Среди апостолов есть триада особо выделенных: это первоверховные Петр и Павел и не меньший в церковном почитании апостол Иоанн Богослов. Нетрудно видеть, что Петр по преимуществу первый среди равных – он выступает от лица всех апостолов и в вопрошании Господа и в исповедании. Также очевидна и иконическая связь апостола Иоанна с Божественным Словом, Логосом. Именно он первым произнёс потрясающую истину: «В начале было Слово, И Слово было у Бога, И Слово было Бог». Апостол Павел – миссионер по преимуществу, подобно Духу Святому путеводительствует ко Христу, он весь в движении. Дух Святой, о Нём мы говорим «иже везде сый и вся исполняй». Также и апостол Павел лично стремится наполнить своей проповедью всю ойкумену, стремится поддерживать связь со всеми концами Средиземноморья, своей проповедью увлекая, животворя, поддерживая своих учеников, согревая их своим теплом и заботой.

Естественно предположить, сравнивая особенности личностей и служения этих трёх величайших апостолов, что Апостол Петр отображает по преимуществу Отца, то есть он – первой доминанты, Иоанн – Логоса, а Павел – Духа Святого, то есть они соответственно второй и третьей доминанты. (Замечание о связи первой доминанты с воинским служением: неужели случайность, что именно Петр в Гефсиманском саду попытался мечом защитить Учителя).

Теперь же, вглядываясь не только в Первообразы, но и в лики этих апостолов мы можем узнать что-то большее о доминантах. Чем больше будет наш опыт иконологического рассмотрения окружающего нас мира и структур, образованных в нём, тем полнее и вернее мы сможем познавать особенности доминант и тем свободнее будем в их определении.

Возьмем культуру древнего Средиземноморья. В ней ярко выделяются три грани: Рим, Греция и Малая Азия.

Рим – государственное строительство, огромная единая империя, воинственность, законодательство, развитый государственно-чиновничий аппарат.

Греция – союз городов, связанных не подчинённостью единому центру, как в Риме, но единой культурой. Греция – это культура в собственном смысле: религия, мифология (заимствованная Римом), философия, литература, театр, изобразительное искусство. И, наконец, собственно учение о Логосе, предваряющее христианское откровение.

Малая Азия – здесь мы находим особую энергийность, экстатичность культа и культуры, движение, коммуникативность, взаимодействие в торговле и других сферах повседневной мирной жизни. Но в центре культуры и культа, подчеркнём, особое внимание, жизненный акцент сосредоточен на природных энергиях, что особенно ярко выражалось в культах Астарты и ему подобных.

Будем вглядываться в эти грани единой эллинистической культуры, это, несомненно, обогатит наше понимание доминант.

Можно ещё обо многом говорить: о Трёх Римах и трёх Великих Патриархатах в Церкви, о Дальнем Востоке, где также сложились три очага культуры, удивительным образом напоминающие Рим, Грецию и Малую Азию. Я говорю, конечно, о Японии, Китае и Индии. Но всему своё время.

Сейчас важно в принципе, в основе понять два основных метода познания того, чем является та или иная доминанта, и каким образом можно определить доминанту того или иного объекта нашего рассмотрения.

Итак, первое - обращение к Первообразу и второе - сопоставление различных реальностей в образуемых ими структурах, отображающих в возможной полноте образ Творца – Святую Троицу.

Важно помнить и в том, и в другом случае, что реальности тварного мира, хотя и отображают Первообраз, но в отличие от Первообраза они несовершенны и поражены грехом, поэтому отображение бывает неточным, замутненным, искажённым. Но именно сопоставление с Первообразом, как Он открыт нам в церковном опыте, позволяет определить не только доминанту, но и степень чистоты отображения Первообраза и в случае искажения определить болезнь и попытаться найти с помощью Божьей путь к выздоровлению, то есть восстановлению Образа Божьего в твари во всей чистоте.

Нетрудно понять, что первая, вторая и третья доминанты означают собственно преимущественное выражение в душе человека тех трёх граней души, о которых говорили святые отцы и которые отображают соответственно три Божественные Ипостаси.

Но как практически будет выражаться в человеке четвёртая, пятая и шестая доминанты, когда примерно в равной мере выражены какие-то две из трёх граней души.

Четвёртая доминанта означает что отеческое и логосное начало в человеке выражены сильнее, чем энергийное, связанное с отображением Духа. Что же является первичной интуицией сознания такого человека, какие качества выражены в нём и чувствуются им сильнее других. Обостренно чувствуется отечество и сыновство, Отец и Сын. Различие Ипостасей и внутреннее единство Отца и Сына. Отец совершенно не Сын, но Отец, а Сын совершенно не Отец, но Сын. И в то же время Отец и Сын, будучи единосущны, имеют такое же единство друг с другом, как с Самим Собой. Таково православное учение.

Сын рождается от Отца. Вне этого нет понятия об ипостаси вообще. Ипостась познаётся только когда есть другая ипостась, с иным качеством, другая, отличная от первой. Сын – это другое Отца. Люди (и культуры) четвёртой доминанты, сочетающие в себе отображение свойств Отца и Сына, а значит и рождение Сына от Отца, особенно остро ощущают самою личность, её особую окачественность уникальность, неповторимость, незаменимость, ценность. Обостренное восприятие личности, ипостаси – вот что характерно для людей четвёртой доминанты. Суверенность, независимость личности. В христианстве это может проявляться как личное устремление монаха – аскета, отшельника к Богу. И если первая, вторая и третья доминанта вселенской Церкви – это Рим, Константинополь и Москва, то четвёртая – это Египет, Александрийский патриархат, родина монашества, Фиваида.

В то же время люди четвёртой доминанты одновременно остро чувствуют Слово и рождающего Слово Отца – имеющего в себе всю полноту бытия, источника всякого бытия, всякой онтологии. Люди четвёртой доминанты не просто логистичны, чувствуют слово как таковое, они устремлены к слову, укоренённому в бытии, безусловно, обоснованному, к слову, которое подлинно есть, которое есть истина. Им даже может быть присущ некоторый аскетизм в отсечении всего случайного, кажущегося, необязательного и тем более ложного. Ценно ядро несомненной и обоснованной истины. В области мысли это подобно монашескому аскетизму в области жизни, чувственности. Мне кажется, что среди величайших философов этому типу соответствует Сократ. Отбросить всё, что относится к ходульным представлениям, но необоснованно и не есть истина.

Таким образом нащупать по возможности точное осознание, определение истины в той или иной области или хотя бы путь к такому осознанию.

Нечто подобное происходит в «умном делании». Отсекаются все неистинные, то есть не укоренённые в истинном бытии ложные, прЕлестные, губительные помыслы. Происходит очищение сердца от всего неистинного, очищение сердца. У людей 4-й доминанты должна быть особая склонность к умному деланию, вниманию себе, часто выражающееся в призвании к созерцательному монашескому деланию.

Аналогично этому в светской исследовательской деятельности по четвёртой доминанте (то есть деятельности характерной для людей четвёртой доминанты) есть нечто сродное работе детектива – отсечь все ложные версии, чтобы оставить единственную истинную.

Не потому ли Англия – страна с культурой 4-й доминанты (о доминантах культур поговорим особо), не только провозгласила ценность личности, но и породила непревзойдённый образ детектива-аналитика.

Пятая доминанта – так мы обозначим преимущественное отображение в твари одновременно свойств Первой и Третьей Ипостасей Св. Троицы. Если с Отеческой ипостасью особо связано бытие вообще, начало существования в принципе, то с Третьей – жизнь, активность, энергия. Дух Святый – Жизни Подателю – так призываем мы Его в церковной молитве.

Одновременное отображение свойств Первой и Третьей Ипостасей, в сущности, есть жизнь, которая подлинно есть, которая не просто движение, материи или духа, но одновременно укоренённость в онтологии, в бытии. Это не просто жизнь твари, это такая подлинная жизнь, жизнь, которая есть добро, в противоположность жизни кажущейся, меональной, обманчивой, исполненной греха, хотя подчас и прельстительной, но ведущей к разложению, распаду, болезни и уничтожению, то есть в противоположность «жизни», которая есть зло.

Добро – основная интуиция пятой доминанты, Пятая доминанта чувствует добро и творит добро, если действительно направлена на осуществление замысла Творца. Основное в жизни пятой доминанты – активное доброделание. Видимо у Гёте была пятая доминанта. Вспомним, как Фауст, пытаясь перевести начало Евангелия от Иоанна, приходит к окончательному варианту «В начале было Дело».

Может быть, Мария и Марфа олицетворяют два жизненных пути, два служения Богу: созерцание истины и доброделание.

Шестая доминанта есть отображение свойств Второй и Третьей Ипостасей Святой Троицы.

Вторая Ипостась есть Образ Отца: «Видевший Меня видел и Отца». Это Ипостась, являющая Бога, по воплощении являющая и видимым образом. Все ветхозаветные теофании также явления Второй Ипостаси - Логоса – Слова – Образа. С Ипостасью Духа Святого связана по преимуществу жизнь. Таким образом, в центре жизни шестой доминанты – живой образ. Шестая доминанта особо чувствует и являет живые образы. Для неё характерно образное мышление, образное творчество. Люди шестой доминанты по преимуществу склонны к искусству. Это могут быть проповедники, писатели, художники, музыканты, артисты. Даже если профессионально они будут заниматься чем-то другим, всё равно их жизнь и творчество будет наполнено живыми образам, в совершенстве своём являющие красоту.

При доминантной ограниченности людям шестой доминанты может не хватать интуиции подлинного бытия, подлинной реальности. Для них существует искушение чувствовать искусственный мир более реальным, чем действительно существующий, богозданный. Реальный мир они могут оценивать только как сырьё для искусства. Примеров тому в жизни людей искусства множество.

В человеческой культуре существует отчётливое сознание триады: истина, добро, красота. Может возникнуть предположение, что эта триада отражает Три Божественные Ипостаси. Однако, тут возникают трудности. С какой именно Ипостасью можно связать истину или добро, или красоту. Существуют разные мнения. Так красоту связывают с гармонией, соразмерностью, структурой, образом, то есть с отображением свойств Второй Ипостаси. Но в тоже время и с жизнью, со святостью, со свойствами Духа Святого. Эту дилемму хорошо выразил Николай Заболотский в известных строках:

«что есть красота,

и почему её обожествляют люди,

сосуд она, в котором пустота

или огонь, мерцающий в сосуде?».

Ответ на этот вопрос с точки зрения иконологии таков. Красота это прекрасный сосуд, в котором обязательно мерцает живой огонь, то есть это живой прекрасный образ.

Истина, добро и красота суть отображения в твари по преимуществу одновременно свойств двух Ипостасей Святой Троицы. Иными словами, пользуясь иконологической терминологией, это реальности четвёртой, пятой и шестой доминант.

Рассмотрим, как реализовывались шесть доминант в европейской культуре современности и сравнительно недавнего прошлого.

Мы усматриваем в единой культуре Старого и Нового света (культура которого не что иное, как органическая часть целостной европейской культуры) шесть очагов, отличающихся явственным своеобразием. Эти очаги по преимуществу связаны с шестью странами: Испанией, Францией, Германией, Англией, Италией и Америкой (США).

Окачественность культуры, являясь естественным свойством, может проявляться как положительным, так и отрицательным образом. Например, особое восприятие Логоса, всякого слова как отражения Логоса может и созидать и разрушать. Это меч обоюдоострый. Кроме того, при рассмотрении вклада различных народов в культуру, нужно помнить, что у каждого народа есть свои взлёты и падения, искушения и периоды стагнации. Это огромная работа, в принципе не имеющая конца изучение культуры того или иного народа в её своеобразии. Поэтому, не будучи специалистом в области изучения культуры, я ограничиваюсь здесь поверхностными, беглыми, почти случайными, но всё же очень характерными чертами.

Испания, что прежде всего бросается в глаза, когда мы всматриваемся в культурный облик Испании, в его своеобразие? Это – аристократизм, иерархичность общества, рыцарство, воинственность и власть. Даже духовные проблемы здесь пытались решить властью, мечом. Приходится вспомнить, что нигде так, как в Испании свирепствовала инквизиция, путём насилия истреблявшая всякое религиозное инакомыслие. Любимое развлечение для всех слоёв общества бой быков – чем продолжение не римских гладиаторских игр? Феодалу, первому в социальной иерархии своей области принадлежало всё, даже все женщины, «право первой ночи». В то же время величайший рыцарственный образ защитника, покровителя униженных и угнетённых, образ ставший нарицательным, образ Дона Кихота, создан испанским духом. Для Испании характерно и создание великой империи – Карла Пятого. (По типу своей личности Карл, особенно в раннем возрасте, был скорее фламандцем, однако ему удалось принять на себя обязанности, характерные именно для испанского монарха. Он проникся набожностью и мистицизмом, духом крестовых походов против ислама и еретиков. Главным оплотом империи Карла являлись испанские владения, благодаря которым он мог осуществлять все свои замыслы).

Образ рыцаря, понятие чести, воинственность – вот темы озвученные Испанией в симфонии мировой культуры.

Таким образом, Испанию можно идентифицировать как страну с культурой первой доминанты.

К созданию мировой империи, стремились многие, возразят мне, но эти многие внесли в мировую культуру что-то своё, более значительное, чего кроме них не принёс никто. Во всяком случае, приоритет за ними в другом, не в аристократичности, воинственности. Известно историческое соперничество Испании и Англии за владычество на морях и океанах. Были и другие, стремившиеся к мировому господству. Но Англия дала миру нечто такое, что является по преимуществу её вкладом в мировую культуру. Это понятие о ценности и достоинстве всякой человеческой личности. Здесь не аристократическая честь испанского гидальго, унаследованная от предков, от отцов (первая доминанта), но честь всякой личности как таковой. Проще говоря, понятие джентльменства – вот что внесла в мировую культуру Англия. Здесь и к нищему обратятся «сэр». В 1215 году королём Джоном была прописана «Великая хартия вольностей». Отсюда пошло в европейской культуре понятие о достоинстве и правах человеческой личности. Хотя ещё долгое время простонародье в Англии и не могло вполне пользоваться этими правами, но приоритет Англии в области утверждения ценности и независимости человеческой личности несомненен. Это, пожалуй, главный вклад культуры этой страны в общечеловеческую культуру. Иными словами культура Англии представляется окачественной по четвёртой доминанте.

Пятая доминанта явственнее всего проявляется в американской культуре, в мире бизнеса. И ценность человека определяется в обществе по его успешности в его деле, в его бизнесе. Их приветствие: «How do you do?” – «Как дела?». Комплимент: «Вы выглядите на миллион долларов!» Смешно? Но ведь доллары – показатель успешности в обществе, где главное – бизнес. Сейчас Америку часто резко критикуют. Но сейчас не лучшее время с точки зрения её духовного состояния. Нельзя же, однако, отказать Америке в том, что в прошлом она немало и помогала другим странам подняться в экономическом, хозяйственном отношении. Достаточно вспомнить Германию и Японию, потерпевших поражение во Второй мировой войне. Да и нам как союзница она больше помогала поставками по ленд-лизу, чем военными действиями.

Именно хозяйственное, экономическое делание, построение индустриальной цивилизации - вот вклад Америки в мировую культуру.

Вторая доминанта в европейской культуре представлена Францией. В области философии ярчайшее проявление – рационалистическая философия Декарта, просветительство. Только во Франции были попытки создать религию и храм во имя Разума. Франция в области культуры долгое время была образцом и законодателем для всей Европы. Недаром Париж называли Афинами нашего времени. В области искусства во Франции доминирующей является живопись. В то же время в области музыки Франция – это не Италия и не Австрия - Германия.

Если изобразительное искусство характерно для логосной доминанты, то музыкальное искусство характерно для культуры третьей доминанты. Действительно, зрительное восприятие берёт своё начало в Логосе, в Образе. Дух Святой глаголет через пророков. Два важнейших способа восприятия мира – зрение и слух связаны с Логосом и Духом Святым. Музыка – это движение, это жизнь. В то же время живопись – искусство статическое. Там, где жизнь и движение, там, так или иначе, действие Духа Животворящего.

Для немецкого духа характерно волевое начало, которое также отражает в душе человека свойства Духа Святого. Конечно, естественные свойства в падшем мире могут быть направлены не только на добро, но и на зло. Фашизм – безусловно, был злым искушением для Германии. Но очень характерным, поскольку в фашизме огромную роль играло волевое начало, что затрагивало самые глубинные интуиции немецкого духа. Гениальная Лени Рифеншталь замечательно почувствовала и выразила это начало в своём фильме: «Триумф воли». Именно волевое начало привлекло её в фашизме, а не его античеловечная идеология. Поэтому она, всей своей героической жизнью явившая «триумф воли», по моему мнению, справедливо была оправдана по обвинению в пособничестве фашистскому режиму. Хотя, конечно, фашизм использовал её творчество в своих целях, но ведь в тех же целях были использованы и Вагнер и Ницше, также выразившие начала, свойственные германскому духу.

И, наконец, Италия. Что мы назовём наиболее характерным вкладом Италии в мировую культуру? А разве могут быть здесь различные мнения? Разумеется искусство, искусство во всех его проявлениях. Искусство, вырывающееся из музеев и концертных залов, театров и дворцов и выплёскивающееся на улицу в карнавальных шествиях и танцах, в песнях гондольеров. Конечно, основная окачественность Италии – восприятие и творческое создание живых образов – окачественность шестой доминанты.

Гораздо отчётливее, чем в мятущемся, страстном и грешном мире, шестидоминантная структура является в строении Вселенской Христовой Церкви. Как известно, на Втором Вселенском соборе было установлено пять Патриархатов Вселенской Церкви: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Затем, с крещением Руси и появлением Православной Российской Церкви к ним прибавился Московский Патриархат. По своему значению в истории Церкви Московский Патриархат занимает место, разумеется, никак не ниже других Вселенских Патриархатов. Москва после Рима и Константинополя воистину стала Третьим Римом и долгое время была оплотом Вселенского Православия. Таким образом, в структуре Вселенской Церкви имеются шесть Патриархатов, каждый из которых наделён своей особой окачественностью и соответственно с этим занимает своё место в исторической жизни Церкви.

Среди шести Вселенских Патриархатов особо выделяются три, находившиеся в столицах Империй: Рим, Константинополь и Москва – Первый, Второй и Третий Рим. На втором Вселенском соборе первенство среди Вселенских Патриархатов признавалось за Римом, Константинополь же был по чести вторым после Рима «как город царя и синклита», то есть именно как столица христианской империи. Место Москвы не было определено Вселенскими соборами, так как в период после крещения Руси Вселенские соборы не собирались. Но, следуя логике Второго собора, место Москвы определяется тоже её столичным положением и потому следует за Константинополем. Впрочем, не это важно сейчас в нашем рассмотрении. Нас интересует доминантная окачественность каждого из Патриархатов.

Рим, первый среди равных, проявлял более всего начало отеческое. Папа осознавался Римом как Первоиерарх всех христиан. Искажения отеческой интуиции в истории привели к тому, что экклезиологическое сознание Рима перестало руководствоваться принципом структуры Церкви, закреплённым 34 Апостольским правилом. Напомним, что это правило говорит о том, что Первый епископ ничего да не делает без рассуждения всех. В основе такой структуры: первый среди равных лежит отображение Святой Троицы. Апостольское правило прямо говорит о том, что эта структура: Первый в Соборе равночестных лиц прославляет Святую Троицу. Нарушая принцип соборности и равночестности Патриархатов, Рим стал считать себя главой всей Вселенской Церкви и требовать безусловного подчинения всей Церкви Римскому Папе как главе. В историческом разделении Восточной и Западной Церкви мы видим, каким образом нарушение принципа соборности, возвышение своей доминантной окачественности над всеми остальными и противопоставление себя другим приводит к искажением в религиозной жизни.

Но сам принцип первого среди равных сохранился в Православии, где каждый Патриарх, Митрополит, вообще глава церковной структуры является именно таковым в епископском соборе. И высшей церковной властью обладает именно собор, а не возглавляющий его иерарх.

Однако отеческое начало, как бы оно не реализовывалось в истории, было и остаётся доминантной окачественностью Римской Церкви. Таким образом, есть серьёзные основания полагать, что Римская церковь имеет окачественность первой доминанты.

Церковь Константинопольская, несомненно, особым образом связана с Логосом. Об этом свидетельствует как богословие, так и святоотеческая письменность Византийской Церкви.

Московский Патриархат, Церковь Российская, по всей видимости, может быть определена как имеющая окачественность третьей доминанты. Главным в её исторической жизни оказывается не проблема власти или книжного богословия, но сама ткань жизни. И особо выделяется в ней апокалиптическая устремлённость русской религиозности, дух пророческий.

Если логосному началу свойственны определённые, чёткие, можно сказать жёсткие формы и формулы в частности догматических определений, то большая гибкость, способность вливаться в различные формы, наполняя их своим духом, своей жизнью, свойственна третьей доминанте. Вспомним апостола Павла, который для эллинов был как эллин, для иудеев, как иудей, чтобы и тех и других привлечь ко Христу. Всемирная отзывчивость русской души, о которой как о едва ли не главном национальном свойстве говорил Ф. М. Достоевский, также есть проявление особой окачественности России, культура которой определялась характером её православия. Подробнее об этом я писал в статье «Лик России».

Александрийский Патриархат – родина монашества, личного устремления к Богу. Именно проблема личного спасения, умного художества, очищения и преображения личности является стержнем монашеской жизни. Во всяком случае, той формы монашества, которое возникло и развивалось в Александрийской Церкви, начиная с Антония Великого и Макария Великого. Начало же общежительного <

Наши рекомендации