Мантры принятия и завершения обета

[Эти мантры приводятся также в «Части первой» (3), но там они разбросаны по тексту, что затрудняет их поиск. Здесь, собранные вместе, они создают более целостную картину].

Согласно «Хари-бхакти-виласе» для успешного проведения любой враты необходимо принять обет, то есть взять на себя определённые обязательства. Экадаши-врата – не исключение. В надлежащее для этого время следует предстать перед ликом Господа и произнести специальные мантры – мантры принятия обета. Эти мантры, подобно звуку раковины, оповещают Верховного Наслаждающегося о нашем намерении совершить для Его удовольствия эту пуджу – Экадаши-врату. Читаются эти мантры в храме перед Божествами; первая – в дашами утром:

дашами-динам-арабхйа каришйе ‘хам вратам тава

три-динам дэва-дэвеша нир-ввигхнам куру кешава

«О Всевышний Господь Шри Кешава! Чтобы доставить Тебе удовольствие, я буду соблюдать, начиная с дашами, установленную Тобой трёхдневную Экадаши-врату. Устрани же всё, препятствующее этому!» (13.3).

Вторая мантра читается в дашами вечером:

этадгрихитам говинда майа тватпурато вратам

сиддхим гаччхату нирввигхнам тава паданукампайа

ати-чанчала-читто ‘хам лобха-мохамайо нарах

шакломйетад вратам карттум ким тавануграхамритэ

«О Говинда! Перед Твоим божественным ликом я принимаю этот обет – соблюдать Экадаши-врату. Пусть же по Твоей милости он будет успешен и лишён препятствий! Я подвержен беспокойству и всевозможным соблазнам иллюзии, поэтому без Твоей милости соблюсти этот обет неспособен» («Экадаши-врата-катха»).

Третья и четвёртая мантры читаются утром в Экадаши:

экадашйам нирахарах стхитва ‘хам-апаре ‘ахани

бхокшйами пундарик-акша шаранам ме бхавачйута

«О непогрешимый лотосоокий Господь! Ради Твоего удовольствия я проведу Экадаши без воды и пищи, а на следующий день прерву пост. Окажи мне поддержку и защиту, о Высшее Прибежище, и не дай моему обету пройти впустую!» (13.25)

экадашйам нирахаро варджджайишйами ваи джалам

кешава прина нартхайа атйанта даманена ча

«Дорогой Господь Кешава! Чтобы доставить Тебе удовольствие, я, подчинив ум и чувства, буду соблюдать полный пост в этот Экадаши, не принимая даже воды» (15.36).

Этими мантрами принятия обета мы берём обязательство перед Верховным Господом Шри Кешавой выполнить трёхдневную Экадаши-врату, что означает соблюдать правила, регулирующие дашами, Экадаши и двадаши: в дашами и двадаши мы обязуемся не спать днём, а также принимать только разрешённую в эти дни пищу (или только воду) и только один раз после полудня; а в Экадаши – соблюдать нирджал и бодрствовать; все три дня мы обязуемся посвящать шраванам-киртанам-смаранам. Мы принимаем на себя эти обязательства и просим Сваям Бхагавана Шри Кришну дать нам силы выполнить этот обет.

По истечении Мадхава-титхи (Экадаши) прежде, чем прервать нирджал в двадаши, следует прочитать мантру завершения обета:

агйана-тимирандхасйа, вратенанена кешава

прасида сумукхо натха, гйана-дришти-прадо бхава

«О Кешава! О мой Господь! Я ослеплён тьмой невежества! Будь доволен моим обетом и милостиво взгляни на меня» (13.231).

Этой мантрой завершения обета можно заканчивать любую вайшнавскую врату – Чатурмасья-врату, Картика-врату, Пурушоттама-врату и другие. Поскольку с помощью приведённых до неё мантр принятия обета (13.3, 13.25 и 15.36) принимается не один экадашный обет, а два [первый – соблюдать трёхдневную Экадаши-врату (13.3), а второй – соблюдать нирджал и бодрствовать в Экадаши (13.25, 15.36)], то и мантру завершения обета следует читать также два раза по завершении каждого из них: первый раз – перед прерыванием нирджала в двадаши (во время парана произносится мантра завершения обета, а затем принимается непраздничная чаринамрита или предложенная Кришне вода с листиком Туласи – достаточно одного глотка; льготники должны использовать предложенный Кришне ячмень или мунг-дал – достаточно одного зёрнышка); а второй раз – перед завершением трёхдневной Экадаши-враты (в трайодаши после восхода солнца произносится мантра завершения обета, а дальше идут варианты: те, кто в дашами и двадаши принимал только воду или каплю воды во время экадашного парана, прерывают врату любой пищей, но лучше праздничной чаринамритой (не водой!); те, кто в дашами и двадаши принимали разрешённую в эти дни пищу, кроме ячменя и мунг-дала, прерывают врату любыми зернобобовыми; те же, кто в дашами и двадаши принимал разрешённую в эти дни пищу, включая ячмень и мунг-дал, должны использовать пшеницу или запрещённые в дашами и двадаши сорта риса. Эти рекомендации основаны на том, что для прерывания поста или враты следует использовать именно те продукты, от которых мы воздерживались или которые были запрещены во время поста. Но, чем бы мы ни прерывали пост, начать следует с принятия предложенного Кришне листика Туласи.



Наши рекомендации