STATUS QUO: самопоглощенность

И ложные отождествления

Давайте посмотрим, как живут большинство людей. Основное состояние повседневной жизни мирского человека – это анархия и хаос: постоянные заботы в попытках везде успеть, раздобыть денег на пропитание семьи и, конечно же, получить максимум удовольствий в свободное время…

Основные побудительные импульсы в поведении современного обывателя сводятся к выживанию, поиску удовольствий и попыткам избавиться от страданий. Четыре животных реакции, которые роднят низшие уровни развития человека с Царством Животных – это еда, оборона, сон и совокупление – и поныне правят бал в современной цивилизации.

Человек часто говорит одно, но думает про себя совершенно другое; он активно работает на производстве, но мечтает только об отдыхе и удовольствиях. А также – о власти как итоговом средстве достижения всех запросов низшего-«я».

Стремление к власти нельзя отнести к группе животных реакций: большинству животных власть не свойственна вообще. Да и в человеческом обществе далеко не все стремятся к власти. Зато из числа Монад средней продвинутости наиболее привязанные к удовольствиям мира сего быстро ориентируются что к чему – власть представляется им самым универсальным способом для получения всего желаемого.

Спасает ли развитие науки? – Нет, и спасти не может принципиально. Хотя бы потому, что вся современная западная наука нацелена на более полное и совершенное удовлетворение этих четырех групп реакций человеческих масс. Избавляет ли наука от самих причин страданий? – нет. Ведет ли наука к прекращению страданий? – нет. Может ли она вести людей к высшим состояниям Духа? – нет, если не изменятся изначальные принципы, исходные постулаты того, что называется научным знанием.

По сути, современная наука обманывает общество несколькими мифами: – миф о беспристрастной объективности научного знания (чего, собственно никогда и не было, и здесь тезис о «партийности науки» во многом верен) соединяется с мифом о точности научного знания (тоже блеф, ибо сейчас даже математика перестала быть точной, а квантовая физика прямо утверждает несколько взаимоисключающих парадоксов…). Эти два мифа дополняются мифом о единственности науки как формы познания, хотя искусство всегда было и есть иной, художественной формой познания (спросите, верна или нет 40-я симфония Моцарта; истинны ли картины Рембрандта?).

Телевидение и средства массовой информации тоже обманывают общество, и вовсе не потому только, что контролируются ограниченным числом магнатов и олигархов. Даже новости по телевидению – они создает иллюзию осведомленности, но людям показывают лишь то, что им хотят показать. Обман можно усмотреть даже в самих истоках – что считать новостями? Купила ли кинозвезда себе новое платье, за сколько тысяч долларов продали на аукционе Сотби перчатки бывшего американского президента или же очередные фантазии какого-то очередного ученого о конце света… – о, это очень важная информация! Разнообразные калейдоскопы фактически начинены чепухой, а эпоха разгадывания кроссвордов создает химеры всезнания эрудитов…

Стоит параллельно отметить: кроссворды несут в себе много опасностей. Во-первых, с позиций нормальной психики, кроссворды активизируют и приводят в возбуждение всю кору полушарий головного мозга, тогда как нормальная умственная деятельность предусматривает активизацию лишь некоторых отделов или областей. Во-вторых, кроссворды не только не предусматривают ранжирование или различение информации по уровню значимости, но и способствуют плоскостному восприятию информации: все слова и явления ставятся на один плоскостной уровень. Совсем как в современной публичной библиотеке: вот вам раздел «религия», а вот – «механизация и транспорт»; там дальше – «биология», « сельское хозяйство» – все на одном уровне! И неважно для глупцов, что спасает человека лишь раздел «религия», а вот остальные так называемые знания лишь закрепляют сознание в мире преходящих мирских ценностей…

Но посмотрите внимательней: общество через телевидение и средства массовой информации диктует людям, что им должно нравиться, а что нет; что считать модным, а над чем следует смеяться… Искусство и вся культурная жизнь сейчас лишены какой бы то ни было направленности на Бога, на развитие духовных качеств человека; есть только три основных критерия – деньги, удовольствия и власть как интегральное средство достижения разных удовольствий и денег.

Коррупция среди чиновников и рост числа преступников среди тех, кто должен охранять нас; наркомания и рэкет; экологические катастрофы и насилие во всех сферах жизни… Здесь можно перечислять долго. Современное общество живет за счет ограбления природных ресурсов, в то же время загрязняя окружающую среду. Может ли оно долго просуществовать?

Если говорить в терминах учения толтеков, подавляющее большинство населения планеты живут в сновидении ада.

При этом дисгармония в обществе отражается дисгармонией в каждом человеке (через групповую Карму разных уровней общности), а дисгармония внутри единичного индивида не может не отразиться и на тех, кто с ним работает и живет вместе. В итоге создается множество порочных кругов – как в общественном сознании, так и на уровнях непосредственной физической жизни людей: детское состояние осознанности большинства человечества, которое хватается за ближайшие частные перспективы, игнорирует обращение к самому источнику всех материальных, душевных и духовных благ. То есть, о Боге существующие правительства и общественные деятели чаще всего просто забывают. Но рано или поздно все порочные круги замыкаются – как на невидимых уровнях кармических связей, так и самым непосредственным образом в виде экологических катастроф, глобального ухудшения всех условий жизни…

Это существующее положение вещей – status quo – не является однако безысходным. Приведу здесь три высказывания Сатья Саи Бабы:

«Для того, чтобы преобразовать мир из его нынешнего состояния нет нужды в новой социальной системе или в новой религии или вероучении. То, что нужно – это сообщество мужчин и женщин со священными идеалами.»

«Все хорошее и все плохое, что происходит сегодня в мире вызвано тем, как поступают люди. Действия основаны на мыслях. Мысли зависят от ума. Ум базируется на внутреннем чувстве. Истинная ценность человеческого существа – развитие хороших мыслей.»

«Чистая мысль из чистого сердца лучше, чем мантра.»

Именно человек является основной причиной как для своих бедствий, так и для своего Освобождения. Все эти соотношения между счастьем и несчастьем, между человеком и обществом регулируются интегрирующим Законом Кармы: нельзя достичь своего счастья за счет несчастий других, за счет изменений во внешнем мире без изменения самих себя…

Однако, духовная наука всех мировых религий и эзотерических школ утверждает еще более весомый тезис: принципиально нельзя реализовать вечное Счастье и неизменный Покой там, где его нет и быть не может – в мире иллюзорных меняющихся материальных форм. Невозможно поймать черную кошку в черной комнате: даже те, кто ее поймали, не могут определить ее цвет.

Так или иначе, в обществе никогда не было и быть не может равенства между людьми, как в отношении способностей людей, так и в имущественном и духовном отношениях. Низкие по уровню развития люди пытаются достичь вечного счастья через погоню за не-вечными наслаждениями; их лозунг «хлеба и зрелищ». Средние по уровню развития индивиды занимаются поисками самих причин счастья или несчастья; более же развитые – начинают работать над собой в направлении устранения самих причин страданий.

Так что буддийский тезис – «жизнь есть страдание» (в котором подразумевается именно материалистическая жизнь) – был и остается справедливым до сих пор. Как очень метко заметил Сатья Саи Баба, мирское счастье это всего лишь промежуток между двумя несчастьями.

Вернемся снова к современному человеку. Его телесные возможности и способности контролировать чувствами и мысли ничтожны. Множество страхов пропитывают и без того фрагментарное его сознание – стать безработным, показаться кому-то смешным, оказаться ограбленным или избитым на улице, не найти брачного партнера, оказаться «не в форме» в постели… Страх не только приводит к потерям жизненной энергии, но даже способен парализовать тогда, когда как раз и нужно действовать немедленно…

Чувство собственной значимости и самопоглощенность, желание произвести впечатление и оказаться значимее, чем вы есть на самом деле – все это относится сугубо к системе мирских ценностей…

Страхи и суета, суета и страхи… Попытки следовать общественным правилам и устоям ведут к частому подавлению эмоций. Сдавливаемый котел страстей приводит рано или поздно к психическим взрывам или к болезням… Суетливые попытки все успеть и оказаться значимым приводят к разобщенности в деятельности физического тела и душевных оболочек, а духовные потенции часто вообще не имеют возможности проявиться из-за скачущих мыслей, нечистых пятен в ауре и преобладания материальных проблем. Это состояние – подобное Раку, Лебедю и Щуке в известной басне И. А. Крылова – приводят к быстрому износу тела, множеству душевных кризисов, нервным срывам и недомоганиям.

Удивительно, если задуматься, что в цивилизации, которая так лелеет и культивирует наслаждения плоти, подавляющее большинство населения оказывается беззащитным перед многочисленными болезнями, нервными срывами и старческой немощью. Несмотря на развитие медицины средний возраст людей обычно не превышает 65-70 лет (?!).

Но, вместо того, чтобы обратиться к исходным причинам своего плачевного положения, человек предпочитает глотать таблетки, записывается на прием к психоаналитику, делать кардиограммы и бесчисленные анализы в поликлиниках…

Общую убогость духовной жизни, идеалов и всей сферы интересов не могут скрасить даже миллионы на банковском счету. Богатые тоже плачут.

Впрочем, воистину, для зайца нет ничего слаще морковки! И удовольствия даже самых богатых людей чаще всего подобны именно этой морковке. Потому что привязанность к очень ограниченному спектру наслаждений ослепляет и без того малоразвитое сознание. Заметьте, что здесь имеет значение не интеллект, но общий уровень самоосознанности.

Хотя магия самым заманчивым образом предоставляет множество возможностей, причем независимо даже от денежных средств. Казалось бы… Но, о ловушках магии и расплате за все достижения и за все магические просчеты я уже говорил выше…

2.2. Проснуться внутри

По мере накопления земного опыта в ходе многократных перевоплощений своей Монады, человека все меньше и меньше начинают удовлетворять грубоматериальные утехи и плотские радости. Испытывая счастье и несчастье, он начинает все больше обращаться своим сознанием к самим причинам этого своего «счастья» и «несчастья», сначала осознавая относительность того, что называют «счастьем», затем – переходя на все более высокие и более тонкие уровни того, что приносит его жизни состояние удовлетворенности…

Это – эволюция, медленная, занимающая многие сотни тысяч, даже миллионы лет.

Самые первые человеческие Монады во плоти появились на нашей планете примерно 21,4 млн. лет назад, но массовое воплощение Третьей Коренной Расы относят ко времени примерно 18 млн. лет. При этом эволюцию сугубо человеческой формы заняла время около 17 миллионов лет – это было основным содержанием Лемурийской цивилизации.

Следует однако различать эти хронологии всей Жизненной Волны от индивидуальных сроков эволюции единичной Монады. Хотя дверь в человеческое царство закрылась примерно с середины Атлантического периода, немало исключений здесь все же было…

Свами Йогананда в «Автобиографии йогина» утверждает о времени примерно в 2 млн. лет, которые требуются на то, чтобы человек из животного уровня осознанности достиг уровня ученика. Этому он противопоставляет практику Крийа-йоги, которая способна привести к освобождению за 1-2 воплощения…

Но, даже для сравнительно зрелых людей, в течение одного воплощения среднеразвитого человека, этот период – пробуждение сознания – у некоторых людей занимает годы, у других же может происходить в виде мгновенного озарения, когда незаметно накапливающийся внутренний опыт переходит в новое свое качество.

Здесь можно было бы выделять разные классификационные схемы и подразделения. Но суть одна – есть перемены в человеческое осознанности количественные и есть качественные перемены. Первые больше связаны с относительно линейным накоплением жизненного опыта и прохождением возрастных фаз, вторые – с собственно эволюцией сознания Монады.

Одним из таких качественных этапов в становлении самоосознанности Монады человека состоит в пробуждении голоса совести. По мере проникновения сознания человека во все более глубинные уровни самого себя первым, что развивается – это именно голос совести. Эта напоминает первые капли дождя, предвещающие будущий ливень.

Затем предстоит еще очень долгий путь, сопровождающийся критическими переоценками своей жизни, блужданиями по коридорам Майи (мировой иллюзии). Сколько он длится? – у всех людей по-разному…

Но так или иначе, этап пробуждения высшего-»Я» обязателен в долгой эволюции Монады, и он сопровождается критической переоценкой человеком всего своего миропонимания и деятельности в обществе. Человек обращается к пыльным и темным подвалам своего подсознания, и эти открытия темных сторон его психического мира часто ввергают его в состояние кризиса. Но этот кризис – первичный, хотя и естественен.

Переживание этого кризиса – у разных людей он часто проходит в разных формах – приводит к тому, что у человека появляется впервые осознанный выбор: жить, как прежде, стараясь лишь извлечь максимум удовольствий от жизни, или же встать на путь осознаваемого развития и сознательного совершенствования.

В первом случае, он так и остается хищником, однако более умудренным и матерым, усвоив простейшие уроки выживания в материальном мире. Во втором случае он пускается в путь поисков «прекрасного далека», довольно туманное путешествие души в поисках более высокого внутреннего счастья.

Постепенно человек начинает осознавать самостоятельную ценность духовно-психических переживаний, и накопление опыта из полностью неосознанной эволюции обывателя становится осознаваемым, а осознаваемый опыт, далее, переходит в осознаваемый Путь верующего мистика или йогина.

Именно все повышающаяся власть нашего внутреннего видения раскрывает благодаря духовной практике такие формы и миры, по сравнению с ним наша повседневная реальность блекнет и исчезнет. Здесь мы переживаем то, что не имеет значимости порой даже для наших мыслей, но что тем не менее существует вполне реально и истинно.

Эта тонкая Реальность имеет огромное множество градаций, аспектов и различных граней многомерных своих свойств. Эта эволюция – путь Монады человека к полноте своих внутренних форм и высшему самоосознаванию.

Но этот путь оказывается только многоступенчатым, но и бывает порой очень извилистым, с подъемами и спусками, со взлетами и падениями.

Восходящее движение развивающейся Монады неслучайно связывается также и с прохождением четырех социальных сфер.

Сфера ремесел и профессий – область физического труда. Сюда относятся ремесленники и сельскохозяйственные рабочие, современный пролетариат… В древнеиндийском обществе этой сфере соответствует каста шудр (слуг, пролетариев), которым иной раз даже запрещалось иметь свои деньги – «все равно пропьет…»

Второй оказывается сфера экономики и торговли. Здесь человек учится видению своего счастья соотносительно со счастьем других – он постигает, что собственное благополучие следует делить с другими членами общества. В древней Индии этому уровню соответствовала каста вайшьев (торговцев и мелких собственников)…

Третья – сфера администрации и экономики – требовала всегда большей степени развитости и ответственности. Каста кшатриев (воинов) как раз и составляла административно-правовой аппарат с древнейших времен.

Четвертая сфера – сфера духовности – уже вплотную приближает человека к жизни Духа, давала ему возможности духовной самореализации тех Божественных потенций, которые были заложены в нем в процессе антропогенезиса. Каста брахманов как раз и составляла наивысшую общественную ступень: хотя конкретными администраторами и правителями были цари из касты воинов, брахманы могли не только смещать правителей, не заботившихся о народе, но и иным образом вмешиваться в жизнь общества в наиболее важные и ответственные периоды.

Сейчас, в нынешнюю эпоху Кали-йоги, во времена всеобщей деградации, все сословия настолько смешались, что нередко люди занимаются не свойственным им по уровню духовности трудом.

Так или иначе, все это – довольно общая схема, отражающая важнейшие тенденции, а не абсолютно жесткое правило; в ней были и есть до сих пор исключения…

Чем выше поднимается человек по лестнице эволюции сознания, тем сложнее описать происходящие в нем изменения. Слишком много признаков связаны с практическим раскрытием духовных качеств многомерного высшего-«Я»… Вершины даже стадии ученичества уже вряд ли поддаются какому бы то ни было описанию в терминах земной речи. Так что многие дескрипции теософов и даже информация о раскрывающихся чакрах и пробуждающейся силе Кундалини – весьма грубое упрощение и очень схематичны.

Наши рекомендации