Лексические средства для обозначения области «Чужих»
В православном поле существует несколько видов «Чужих». Нам не удалось создать всеобъемлющую классификацию в рамках данной курсовой работы. Мы выделили несколько видов, показавших нам самыми очевидными и самыми важными для упоминания.
Чужие» как отрицающие православные ценности
В первую очередь нужно выделить разделение на верующих и не верующих. Не верующие априори находятся в области чужих для православных. К ним православные относятся нейтрально.
«Ролевые игры регулярно проводятся и молодёжью храма Вознесения Господня с той только разницей, что организуются они не для детей, а для молодёжи, в том числе неверующей». (15 февраля - Всемирный день православной молодежи Православное молодежное движение Екатеринбурга, февраль 2009). Здесь неверующие выделены в отдельную категорию, однако подчеркивается, что с ними можно сотрудничать, хоть они и не являются «Своими».
«А согласны ли вы, о. Евгений, с тем, что можно быть милосердным, не будучи христианином? И вообще, насколько такое нецерковное милосердие, то есть не связанное с именем Божиим, можно считать истинным и душеполезным?» (О милосердии и волонтерстве, апрель 2009). В данном примере нехристиане получают отрицательную оценку, несмотря на положительные действия, которые они совершают. Это пример можно отнести также к категории «Правильность веры», которую мы выделили выше. В контексте данной категории все, что внутри веры считается истинным, своим. Здесь же мы видим мнение о противоположной стороне, «чужих».
Отрицательную оценку получают люди, совершившие грех. «Правду говорят, что каждый грешник создает вокруг себя ад, а каждый святой – рай». (Менеджер по персоналу: работа для людей, июнь 2009). Несмотря на то, что грешники очевидно относятся к области «чужих», это дополнительно иллюстрируется отнесением «грешников» и «негрешников» к различным группам ценностей.
В некоторых случаях используется слово «богоборческий». Это слово также несет отрицательную оценку.
«Притягательность и духовная сила этой личности не могли не уйти от придирчивых глаз богоборческой власти». (Святой преподобный Севастиан Карагандинский, исповедник (День памяти - 6 апреля), апрель 2009). «Богоборческий» - часто употребляемое прилагательное по отношению к большевистской власти из-за исторических событий. Несмотря на то, что прилагательное отражает фактические события, для религиозных людей откое определение носит отрицательный характер, т.к. жизнь без Бога невозможна, как мы уже говорили выше.
Грех как болезнь
Большую популярность имеют слова, связанные с болезнью. Грех – это болезнь. В таких случаях иногда религию сравнивают с Врачом и говорят о ее исцеляющих свойствах. Согласно словарю Ожегова, болезнь – расстройство здоровья, нарушение деятельности органов. Из этого определения мы можем сделать вывод, что состояние безгрешности воспринимается как правильное, «здоровое».
«Только кажется, что человек, зараженный какой-либо страстью, живет в свое удовольствие. Ведь дьявол ничего не умеет кроме того, чтобы убивать и мучить. (Встреча с Богом, февраль 2009)». Зараза – болезнетворное начало (Ожегов, 2010). Чтобы раскрыть данный пример, нам придется обратиться к объяснению религиозного восприятия мира. Грех в некоторых случаях также именуется страстью. Страсти имею дьявольскую природу. Дьявол относится к области «чужих». Соответственно страсти тоже имеют отрицательную оценку.
«Наркомания рассматривается Православием как страсть, как духовная болезнь, исцелить которую может только Бог. Но для этого больной должен узнать своего Врача и обратиться к нему за помощью». (Жизнь без наркотиков, март 2009). В этом примере заключен полный спектр слов, обозначающих грех как болезнь.
«Мы находимся в состоянии болезни. Человек пал и повредился. От своего праотца Адама мы наследуем, рождаясь естественным путем, поврежденную грехом природу. У человека все больное: и чувство, и ум, и тело, и воля». (О милосердии и волонтерстве, апрель 2009). Болезнь воспринимается как нечто отрицательное. Здесь объясняется, почему, с точки зрения религии человек болен. Большое преимущество использования слова «болезнь» состоит в том, что ее можно вылечить. На это религия и напирает.
Грех как грязь
В публикациях «Православного вестника» встречается характеристика греха как некоей грязи. Употребляются выражения, характеризующие грех как грязь и избавление от него как очищение.
«И отношение к исповеди как к некоторой «бане», в которую человек сходил, омылся для того, чтобы снова пачкаться, совершенно неверное, вражеское, дьявольское». (Подготовка к исповеди, март 2009). Пачкаться – грязнить, пачкать себя. Мы опять сталкиваемся с обозначением грех как грязи.
«По-настоящему очищение произошло только во второй раз, когда князь, осознав свои грехи, вернулся к Февронии, исцелился и взял ее в жены. Покаяние, молитва и смирение освободили от струпьев не только его тело, но и душу. Не место грязной душе в чистом ее храме». (Река любви Петра и Февронии, июль 2009). Показательно, что в этом примере описывается отрывок из жизни святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Достаточно буквально описывается путь князя к становлению святым в сказании о Петре и Февронии. Здесь же посыл тоже легко считывается.
«Очищение – есть не простое воздержание от страстей, но искоренение оных из сердца. Вот в чем состоит истинное очищение!» (О хранении сердца, май 2009). Чистота – положительная вещь, к которой люди стремятся даже вне религии. Однако в религиозном дискурсе чистота приобретает большую ценность, поскольку обозначает свободу от греха.
Заключение
Список использованной литературы
1. Автохутдинова О.Ф. Практики конструирования Другого как персонажа журналистского дискурса [Электронный ресурс] / О.Ф. Автохутдинова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2011. - № 3 (92). Режим доступа: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/639 (дата обращения – 28.04.2017)
2. Балясникова О. В. Свой-чужой в языковом сознании носителей русской и английской культур [Электронный ресурс] : автореф дис. … канд. филол. наук / О. В. Балясникова ; Москва : [б.и.], 2003. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/svoi-chuzhoi-v-yazykovom-soznanii-nositelei-russkoi-i-angliiskoi-kultur (дата обращения - 27.04.2017)
3. Время веры или суеверий? [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. – 2016. - № 3096. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115677 (дата обращения – 28.04.2017)
4. Григоренко А. Ю. «Свой – Чужой» в истории религии [Электронный ресурс] / А. Ю. Григоренко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. - №146. Режим доступа: https://м.cyberleninka.ru/article/n/svoy-chuzhoy-v-istorii-religii (дата обращения - 27.04.2017)
5. Кожемякин Е.А. Религиозный дискурс: методология исследования [Электронный ресурс] // Е.А. Кожемякин / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2011. - №2 (97). – т. 15. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/religioznym-diskurs-metodologiya-issledovaniya (дата обращения – 28.04.2017)
6. Рахимбергенова М. Х. Лингвокогнитивные стратегии отражения образа этнически «чужого» в российской прессе [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. филол. наук / М. Х. Рахимбергенова ; Ур. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/167/1/aref00180.pdf (дата обращения - 20.04.2017)
7. Рыжова С. В. Русское самосознание и православная идентичность: между миролюбием и экстремизмом [Электронный ресурс] // С. В. Рыжова / Россия реформирующаяся: Ежегодник. – Москва: Институт социологии РАН, 2004. Режим доступа: http://www.isras.ru/publ.html?id=1098 (дата обращения - 27.04.2017)
8. Рыжова С. В. Становление православной идентичности русских: традиционно культурные и гражданские основания [Электронный ресурс] // С. В. Рыжкова / Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/11/1214896884/Ryzhova_6.pdf (дата обращения - 27.04.2017)
9. Соломина В. В. Особенности реализации оппозиции «свой-чужой» в различных видах дискурсов [Электронный ресурс] / В. В. Соломина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - №3. – т.1. – 2014. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-oppozitsii-svoy-chuzhoy-v-razlichnyh-vidah-diskursov (дата обращения – 28.04.2017)
10. Тарасова А. А. Взаимоотношения «Свой-Чужой как базовый механизм процесса идентификации [Электронный ресурс] / А. А. Тарасова // Молодежь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. – Красноярск, 2012. Режим доступа: http://elib.stu-kras.ru/bitstream/handle/2311/7521 (Дата обращения - 27.04.2017)
11. Фельде В. Г. Оппозиция «свой-чужой» в культуре [Электронный ресурс] : автореф дис. … канд. филос. наук / В. Г. Фельде ; Омск. гос. пед. ун-т. – Омск, 2015. Режим доступа: http://www.omgpu.ru/sites/default/files/dissertaciya_felde_v.g.pdf (Дата обращения - 27.04.2017)
12. Чепкина Э.В. Журналистский дискурс: анализ практик [Электронный ресурс] / Э.В. Чепкина, Л.В. Енина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2011. - № 2 (89). Режим доступа: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/551 (дата обращения – 28.04.2017)