Побуждение брать знание из уст
Знающих людей
Ничто не даст тебе такого знания, как знающих
людей уста,
Стремись же к знанию и без скуки учись у них, но никогда
Не черпай знания из книг, (довольствуясь лишь
только ими).
Ведь их недуг, то бишь ошибки, тебя охватит
навсегда.
Автор «Хильйат талиб аль-‘ильм» сказал: «В основе своей знание приобретается путем его преподавания и перенимания у учителей, тесного общения с шейхами[354] и его восприятия из уст знающих людей, а не из (написанных) страниц и книг. Что касается первого, то это означает, что знатное (т.е. знание) должно восприниматься от знатного человека, умеющего говорить, – Это учитель. Что же касается второго, т.е. восприятия из книг, то они книги безмолвны, и какое же они могут иметь отношение к знатности?
Говорят: «Кто войдет в (мир) знания один, тот один оттуда и выйдет». Т.е. кто примется за учебу, не найдя себе шейха, тот закончит ее, не приобретя никакого знания. Ведь знание – это мастерство, а любое мастерство немыслимо без мастера, а значит, для того, чтобы ему научиться, необходим искусный учитель.
С этим согласны почти все люди, обладающие знанием, лишь за некоторым исключением, например, ‘Али ибн Ридван аль-Мисри ат-Табиб (ум. 453 г.х.). Но ему возразили ученые как из числа его современников, так и более поздние из них. Аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, в его биографии сказал: «У него не было шейха, и он учился по книгам. Он написал книгу о научении делу по книгам, (сказав), что это лучше, чем (учиться) у учителей. И это ошибка (с его стороны)».[355]
Приобретение знания у шейхов имеет свои особенности и преимущества, которых не найти, занимаясь по книгам. «Ведь они ученые, которые долгое время учились и обучали. Воспринимая знание у них, они поправят написанное, уточнят, объяснят все тонкости знания, передадут опыт. И ничего подобного ты не сможешь найти в книгах».[356]
Предостережение не ограничиваться
Лишь изучением книг
«Одной из бед, постигающих знание, является удовлетворенность человека собой, его уверенность в своем знании и своей проницательности и нежелание обращаться к ученым, чтобы перенять у них знание и свет их мыслей. Ученые всегда предостерегали от этого и строго-настрого запрещали…».[357]
Аль-Ауза‘и говорил: «Знание было уважаемо, и люди перенимали его друг у друга. Когда же оно попало в книги, то попало в руки тех, кто его не достоин».
Автор «Тазкират» сказал: «Вначале пусть он остерегается опираться (лишь) на книги. При изучении любого знания пусть опирается на того, кто лучше всех его преподает, больше других его изучил и лучше знает книгу, по которой занимался, но только приняв во внимание перечисленные выше качества: набожность, благочестие, доброту и др.».[358]
«В книгах есть много недостатков, препятствующих приобретению знания, коих нет у учителя. Это и неправильное прочтение из-за схожести некоторых букв при их отдельном написании. Это ошибки человека, которого подвело зрение. Это ошибки из-за недостатка опыта чтения слов с полными окончаниями или вследствие их неправильного написания. Это реставрация книги, написание нечитаемых букв и необходимость прочтения букв, не обозначаемых на письме. Это приверженность автора к определенному течению, неправильно переписанный текст, плохой перевод. Это слитное прочтение тех мест, где следует читать раздельно, запутанность принципов подачи материала, употребление специальных выражений, присущих данной отрасли, а также слов греческого происхождения, не разъясненных переводчиком, например науруз.[359] Все это мешает овладевать знанием. Читая же книгу своему учителю, ученик избавляет себя от подобных трудностей. Если дело обстоит так, то читать учителю лучше и полезней, чем читать самому себе, а это именно то, что мы хотели сказать… Ас-Сафади сказал: «И поэтому ученые сказали: “Не бери знание у человека, выучившегося по книгам, и у человека, изучившего Коран по мусхафу”, – т.е. не читай Коран тому, кто выучил его по написанному, а хадис и др. тому, кто изучил все это по книгам…».[360]
Глава вторая
Как выбирать учителя?
Введение.
Важность выбора шейха-учителя.
Необходимость брать знание у больших людей и предостережение от малых.
Введение
«Искатель знания должен подумать и попросить у Аллаха помощи в выборе того, у кого он будет перенимать знание и учиться благонравию и благовоспитанности. И пусть он будет, если это возможно, из тех, кто полностью для этого подготовлен, кто известен своими добротой, благородством, добродетельностью и нравственной чистотой, кто лучше всех преподает и объясняет. И искатель знания не должен стремиться приумножить (свое знание, обучаясь у того), кто недостаточно благочестив и набожен или кто не обладает благим нравом».[361]