Предостережение не скрывать знание
Всевышний Аллах сказал:
Поистине, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и истинное руководство после того, как Мы разъяснили все это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, кроме тех, которые раскаялись и исправили[82] и (стали) разъяснять (истину). Я приму покаяние таких, ибо Я – Приемлющий Покаяние, Милосердный («Корова», 159 – 160).
Ас-Са‘ди, да смилостивится над ним Аллах, сказал[83]: «Несмотря на то, что эти аяты были ниспосланы относительно обладателей Писания и того, что они скрывали о посланнике Аллаха и его качествах, , они касаются всех, кто скрывает то, что ниспослал Аллах «из ясных доказательств», указывающих на истину и открывающих ее».
Всевышний Аллах сказал:
И (вспомните, как) с тех, кому было даровано Писание, Аллах взял завет. (Тогда Аллах сказал): Вы обязательно будете разъяснять его[84] людям и не станете его скрывать . Однако они пренебрегли им и получили за это ничтожную цену, но сколь же скверно то, что получают они! («Семейство Имрана», 187).
Ибн Касир, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Это порицание, изреченное Аллахом, и устрашение обладателей Писания, с которых Он через Своих пророков взял завет, что они уверуют в Мухаммада, , будут рассказывать о нем, напоминая людям, чтобы они были готовы к его приходу и последовали за ним, когда пошлет его Аллах. Но они скрыли это и приобрели взамен тех благ, что были им обещаны в этом мире и мире вечном, мизерную плату и ничтожную долю мирских благ. Скверна их сделка, скверен их торг! И в этом – предостережение ученым не следовать по их пути, чтобы их не постигло то же, что постигло обладателей Писания. Ученые должны щедро одаривать людей полезным знанием, которым они обладают и которое направляет на благие дела, и не должны ничего скрывать».[85]
В хадисе говорится:
مَنْ كَتَمَ عِلْمًا أَلْجَمَهُ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِلِجَامٍ مِنْ نار
«В День воскресения Аллах взнуздает огненной уздой того, кто утаит знание».[86]
Посланник Аллаха, , сказал:
مَثَلُ الذي يَتَعَلَّم العِلْمَ ثُمَّ لا يُحَدَّثُ بِهِ ، كَمِثَلِ الذي يَكْنِزُ الكَنْزَ ثُمَّ لا يُنْفِقُ مِنْهُ
«Тот, кто приобретает знание, а затем не передает его, подобен тому, кто накапливает богатство и не расходует его».[87]
Абу Зарр сказал: «Даже если вы поставите мне меч вот сюда (и показал на свой затылок) а я решу, что успею передать слово, услышанное мною от пророка, , до того, как вы со мной порешите, я передам его».
Аль-Бухари[88] передает слова Абу Хурайры: «Люди говорят, что Абу Хурайра (передал много хадисов), однако если бы не два аята в Книги Аллаха, то я не передал бы ни одного». Затем прочитал (их):
Поистине, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и истинное руководство после того, как Мы разъяснили все это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, # кроме тех, которые раскаялись и исправили[89] и (стали) разъяснять (истину). Я приму покаяние таких, ибо Я – Приемлющий Покаяние, Милосердный («Корова», 159 – 160).
Аль-Хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-бари» сказал: «Его слова “Если бы не два аята” означают, что если бы Аллах не порицал людей, скрывающих знание, то он бы вообще ничего не рассказывал. А поскольку скрывать знание запрещено (харам), то передавать его становится обязательным (ваджиб). Поэтому, имея много (знания), он много и передал.
Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал: «Кто скупится на знание, того постигнет одно из трех: либо он умрет и его знание пропадет, либо забудет, либо подчинится власти султана».