В соответствии с установленными Иисусом стандартами, большинство мужей не заслуживают повиновения.
Хотя Адам и Ева имели равное партнерство и полномочия в Едемском саду, Бог назначил Адама «главой» семьи с общей ответственностью за обучение его жены и наставление ее на путях Божьих. После того как Адам и Ева ослушались Бога, грех стал частью их природы. Он разрушил их общение с Богом и заставил их убояться Его так, что они даже спрятались. Когда Бог пришел, чтобы найти их, сначала Он искал Адама. Хотя Ева ослушалась первой, а потом уже втянула своего мужа, «главой» был Адам, и Бог в первую очередь спрашивал с него.
«И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:9-12).
Как только Адам был поставлен перед лицом своего нарушения, он попытался обвинить жену. Отказываясь признать свою вину, Адам попытался перенести ответственность на кого-нибудь другого — и с тех пор мужчины переносят ответственность за свои неудачи на других.
Когда Адам ослушался Бога и грех вошел в него, в его жизни тут же произошли четыре вещи. Во-первых, он знал, что виноват. Он отказывался в этом признаться, но он знал. Во-вторых, он убоялся. Грех привел к разделению между человеком и Богом, а разделение вызвало страх. В-третьих, он спрятался, и, в-четвертых, он устыдился.
Отказываясь признать свою вину, Адам попытался перенести ответственность на кого-нибудь другого — и с тех пор мужчины переносят ответственность за свои неудачи на других.
Все это знакомо по личному опыту всем мужчинам. Даже сегодня мужчины знают, когда они неправы, даже если они этого не признают. Мысль показаться несостоятельными наполняет их страхом. Мужчины до сих пор продолжают прятаться от своих неудач. Многие прячутся за своим эго, за физической силой или за своим положением и статусом в обществе. Другие прячутся за деньгами, влиятельностью, политической властью,
за своей работой, спортом — за всем, что помогает им избегать разбирательств со своими неудачами.
Хотя немногие с готовностью это признают, когда мужчине что-то не удается, он чувствует стыд, независимо от того, на- ‘ сколько грубо при этом он может себя вести. Он может скрывать свой стыд за бахвальством или поведением «мачо» перед «мальчиками». Он может пытаться утопить его в алкоголе или вымещать свою ненависть к себе, избивая жену и детей. Стыд за неудачный брак может привести его в руки любовницы. Он может пытаться заместить стыд обвинением жены в своих неудачах.
Ничто так не разрушает эго мужчины, как неудачи. Мужчины очень боятся оказаться «нагими» — когда их неудачи открываются перед всем миром. Вот почему так много мужчин стремятся найти ложную защиту в людях или окружающей обстановке, чтобы таким образом утвердить свое мужество, не вынося на обсуждение свои недостатки. Они лучше будут греться в тепле ложного представления о самих себе, чем встанут перед лицом истины.
Мужья должны взять на себя ответственность
Итак, вот дилемма: подразумевается, что мужья должны действовать, как Иисус, но немногие из них так поступают. Конечно, никто не совершенен. Ни один муж не может в совершенстве смоделировать поведение Христа. Проблема в том, что огромное число мужей на самом деле понятия не имеют, как =. они должны действовать и что делать. Они так долго прятались от своего истинного «я», что даже если они и осознают, что им \ нужно измениться, то не знают, как это сделать.
Мужья, которые серьезно настроены, чтобы следовать при- I меру Христа в отношении к своим женам, должны быть готовы взять на себя ответственность. Они должны быть готовы принять ответственность за свои действия, не отрицая их, не прячась от них и не перенося вину на кого-то другого, особенно на своих жен. Им нужно признать, что из-за того, что они люди, они время от времени будут терпеть неудачи, но это не должно становиться причиной для стыда или горя. Отношения, основанные на агапе, создадут условия, способствующие прощению и поддержке. Любой муж, честно пытающийся любить свою жену, «как и Христос возлюбил Церковь», обнаружит, что она, со своей стороны, готова и стремится помочь ему добиться успеха. Какая разумная женщина не откликнулась бы мужчине, который истинно ее любит, покрывает, защищает, обеспечивает, отдает себя за нее и, по-человечески говоря, делает ее центром своего мира?
На общем фоне любви к своей жене первая и главная роль мужа — быть духовным главой, покровом и учителем в семье. Через свои слова, уклад жизни и личное поведение муж должен учить свою жену и детей Слову, воле и путям Господа.
Одна из самых больших проблем супружеской и семейной жизни сегодня состоит в том, что в очень многих семьях мужья фактически отказались от своего главенства либо по халатности, либо по невежеству. Во многих верующих семьях жена знает о Господе, Его Слове и Его путях больше, чем муж, потому что она проводит больше времени в соответствующей этому обстановке. Пока ее мужа, занятого какими-то своими делами, нет дома, она в церкви. Даже если муж и в церкви вместе с ней, зачастую он менее занят и вовлечен в духовные вопросы, чем его жена. Как муж может научить тому, что ему неведомо? Как он может смоделировать для своей семьи жизненный уклад, о котором он ничего не знает?