Жертвенная любовь по сути своей является формой повиновения.
В соответствии с этим отрывком Писания супружеские роли можно обозначить следующим образом. «Роль» мужа — любить свою жену жертвенным, бескорыстным образом, а «роль» жены — «подчиняться» своему мужу, «как Господу», и «уважать» его. Эти роли обоюдны. Любой муж, который по-настоящему верно исполняет свою роль, облегчит для своей жены исполнение ее роли. Точно так же, любая жена, у которой есть муж, любящий ее таким образом, не будет испытывать трудности с уважением в его адрес и с повиновением его руководству.
Итак, на самом элементарном уровне муж и жена должны относиться друг к другу с взаимной любовью и повиновением, а не с набором определенных заранее ролей, из какого бы источника они ни были.
Отношения без ролей
В сущности, брак — это безролевые отношения. И никак иначе быть и не может, если брак по-настоящему основан на жертвенной любви. Жертвенная любовь — это безусловная любовь. Для истинной любви не нужны никакие причины, она просто есть. Безусловная любовь любит, невзирая на поведение - или привлекательность тех, кого она любит, и, несмотря на то, отвечают ей на эту любовь или нет. Новый Завет определяет эту любовь греческим словом агапе. Это такой вид любви, которую Бог проявляет к греховному человеческому роду, такая любовь, которую продемонстрировал Иисус Христос, когда добровольно умер на кресте за этот греховный род. Как писал Павел в своем послании к верующим в Риме: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:6-8).
Жертвенная любовь — это безусловная любовь, любовь без причины.
Богу не нужны причины, чтобы любить нас. Он любит нас, потому что любовь в Его природе. Его любовь к нам не зависит от того, начали ли мы «с чистого листа», изменились ли и любим ли Его в ответ. Агапе ничего не требует, не имеет никаких ожиданий и не несет никаких гарантий, кроме гарантии за саму себя. Господь гарантирует, что Он будет любить нас, несмотря на то, отвечаем ли мы или нет на Его любовь.
Любовь Христа — это безролевая любовь, основанная скорее на откликах, чем на ожиданиях. Его смерть на кресте была Его любовью, откликнувшейся на нужду человечества в прощении. Иисус не возлагал никаких надежд на нас, Он не ставил никаких предварительных условий для Своей жертвы. Он отдал Свою жизнь по своей воле, без каких-либо гарантий, что хоть кто-нибудь из нас ответит на Его любовь. Единственное ожидание, которое у Него было, — это Его собственная радость и возвеличивание перед Его Отцом: «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:2).
Он призывает открыто и без условий: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16, курсив автора); «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12, курсив автора). Эти слова означают, что у Иисуса не было никаких гарантий. Его любовь привела Его на крест, и Он все равно бы умер, даже если бы никто не уверовал в Него и не принял Его. У агапе нет причины.
Любовь, ищущая причину, есть любовь с условиями. Условия порождают ожидания. Под ожиданиями я подразумеваю повседневную рутинную работу, деятельность или функции, такие как мытье посуды, приготовление пищи, уборка дома, подстригание газонов, убирание постели, купание детей и так далее, выполнения которых мужья и жены автоматически ожидают друг от друга, потому что это их «роли». Ожидания неминуемо ведут к разочарованию. Разочарование ведет к спорам, от которых обостряются отношения, что, в свою очередь, угрожает общению.
Как все это связано с безролевыми отношениями в браке? Супружеская любовь задумана быть такой же, как любовь Иисуса к Его Церкви: безусловной, жертвенной, без ожиданий и гарантий. Закрепленные роли создают ожидания, а ожидания предполагают гарантии. Например, если жена видит подстригание газона ролью своего мужа, эта роль создает в ее уме ожидание, что он всегда будет косить траву, когда она будет вырастать. Если же он этого не делает, он нарушает гарантию. Ее ожидание превращается в разочарование или даже гнев, и все это приводит к возникновению конфликта. Если муж думает, что приготовление пищи — роль жены, то он расстроится, если ужина на столе не окажется, когда он придет домой с работы. Его жена не выполнила гарантию, вытекающую из его ожиданий, которые основаны на его представлениях о ее роли.