Интимное познание другого предполагает встречу не просто умов, но также и сердец.

Моисей, напротив, наслаждался другими, более интимны­ми отношениями с Богом. Давид упомянул об этом в Псалме (102:7), когда писал о Господе: «Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои». Этот стих дает нам понятие о двух видах отношений. Моисей познал пути Божьи, но народ познал только Его дела. Моисей был на связи с Божьим сердцем и разумом, но народ был знаком только с Его поступками. Вот почему народ так по-настоящему и не вошел в Его присутствие.

Та же проблема существует сегодня. Многие верующие могут свидетельствовать о чудесах, которые творит Бог, о благослове­ниях Божьих и могут рассказать, как Бог ответил на их конк­ретную нужду, но все же так до сих пор и не познали Его путей. Они могут ценить дела Божьи и силу Его, но они никогда не по­знали Его присутствия. Они никогда не поворачивались серд­цем к Его сердцу или разумом к Его разуму.

Знание о путях Божьих вносит еще один элемент в картину любящего Бога, который, возможно, является самым важным из всех: послушание. Иисус сказал:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам... Кто любит Меня, тот соблюдет Слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и оби­тель у него сотворим» (Ин. 14:15, 21, 23).

Послушание Богу — это величайшая демонстрация, вели­чайшее доказательство нашей любви к Нему. Мы любим Бога, Повинуясь Ему. Без послушания любое наше заявление о любви 11 преданности — пустое, бессмысленное и лицемерное. В Кни­ге пророка Исаии (29:13) ясно открывается Божья позиция: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне ус­тами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня...»

Послушание Богу — это величайшая демонстрация, величайшее доказательство нашей любви к Нему.

Каково ваше желание? Вы просто ищете благословений или же вы хотите познать Бога? Вы на связи просто для того, чтобы получать от Него, или же вы жаждете интимных от­ношений с Ним? Вас устраивает быть знакомым Бога или вы страстно желаете быть Его другом?

Любовь должна отдавать себя, чтобы быть исполненной, по­этому любви нужна принимающая сторона. Для того чтобы лю­бовь была полной, принимающая сторона должна вернуть ее тому, кто ее отдал. Для таких отношений Бог создал каждого из нас, и Он приглашает всех нас к таким отношениям. Мы были сотворены, чтобы принимать Божью любовь и отдавать ее об­ратно Ему. Его желание для нас — вступить в глубокие и интим­ные любовные отношения с Ним, которые превосходят внеш­нюю видимость и соединяют нас с Ним сердце к сердцу и дух к Духу. Бог призывает нас возлюбить Его всем нашим сердцем, душой и разумом. Такая любовь даст нам возможность испол­нить наше главное предназначение: «прославлять Бога и вечно радоваться в Нем».

Вас устраивает быть знакомым Бога или вы страстно желаете быть Его другом?

Принципы

1. Наша главная и первоначальная цель — любить Бога.

2. Первым необходимым условием для того, чтобы любить Бога, является познание Его верой.

3. Истинное поклонение всегда происходит дух к Духу — наш дух общается с Духом Божьим.

4. Поклонение — это обмен на уровне личностей.

5. Роль любящего Бога состоит в том, чтобы поддерживать нашу «связь» с Ним.

6. Пребывание во Христе обязательно для того, чтобы происходил обмен любовью между Господом и нами.

7. Познание Бога — стартовая площадка для всех истинных знаний.

8. Один из способов любить Бога — это уделять время и прилагать усилия к тому, чтобы познать Его, — достичь интимных отношений с Ним.

9. Любить Бога — значит учиться познавать Его пути.

10. Божье желание для нас — вступить в глубокие и интимные любовные отношения с Ним, которые превосходят внешнюю видимость и соединяют нас с Ним сердце к сердцу и дух к Духу.

11. Мы любим Бога, повинуясь Ему

Глава 4

Любя себя

Любовь находится в самом центре Божьего замысла всех человеческих отношений, плотских или духовных. Иисус ска­зал нам, что две величайшие заповеди — это первая: возлю­бить «Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37), и вторая: воз­любить «ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Две эти заповеди неразделимо связаны. Бог сотворил нас не толь­ко для того, чтобы принимать Его любовь, но и чтобы отда­вать ее обратно Ему, а также распространять ее на других. От­делив нас от Бога в наших отношениях с Ним, грех порвал важнейшее «соединение», дающее нам способность отдавать и принимать любовь. Без жизненно важных отношений люб­ви с Богом мы не можем должным образом любить ни наших ближних, ни самих себя. Но когда мы уверены в Божьей люб­ви к нам, то можем возвращать эту любовь Ему, и этот сво­бодный обмен любовью дает нам способность любить себя и любить других.

Ненависть к себе — возможно, величайшая отдельно взятая проблема в человеческом обществе в любой культуре. Десятиле­тия исследований, изучений и опыта в области психологии и по­ведения человека показали, что ненависть к себе лежит в самом центре подавляющего большинства духовных, эмоциональных и психологических проблем. Многим людям сложно жить с дру­гими, потому что им сложно жить с собой. Для них трудно как 0тдавать любовь, так и принимать любовь от других, потому что они не любят себя.

К сожалению, проблема ненависти к себе не ограничивает­ся светской культурой или духовно больным и эмоционально нестабильным миром. Та же чума поражает и многих последо­вателей Христа. Многие из нас, верующих, страдают от комп­лекса неполноценности, при котором мы постоянно принижаем себя, негативно высказываясь о себе, отрицая свои дары, талан­ты и способности. Этот комплекс — продукт векового учения Церкви, которое утверждает, что любить себя неправильно. Та­кое учение приравнивает самоуничижение к смирению, когда в действительности это абсолютно разные вещи. Самоуничиже­ние говорит: «Я ничто.* Я никчемный, бесполезный, у меня нет ничего существенного, что я мог бы отдать другим». Смирение, напротив, — это просто верование и принятие того, что Бог го­ворит о нас. А Бог говорит, что мы вовсе не никчемные.

Когда Иисус сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39), Он имел в виду, что мы должны любить на­ших ближних так же или до такой же степени, как любим себя. Иначе говоря, мы можем любить наших ближних только до той степени, до какой мы любим себя. Люди, которые не любят себя, не могут по-настоящему любить кого-либо другого.

Смирение — это просто верование и принятие того, что Бог говорит о нас. А Бог говорит, что мы вовсе не никчемные.

Пожалуйста, поймите, что я не говорю о самовлюбленной и эгоистической любви, которая гордо выступает с надутым самомнением, глядя сверху вниз на всех остальных. Говоря о любви к себе, я имел в виду положительное представление о себе и здоровую самооценку, основанную на правильном по­нимании своего места в любви Божьей и в отношениях с Богом И другими.

Почему мы должны любить себя? Какие у нас на это осно­вания? Ответ лежит в сердце и замысле Божьем. Бог сотворил нас по Своему образу и подобию. Это величайший акт и венец славы всего Его творческого труда. И Он провозгласил, что это хорошо. Грех испортил и исказил в нас этот образ. Тем не менее мы все равно были настолько важны для Бога и настолько цен­ны, что Он послал Своего Сына заплатить за наш грех на крес­те, чтобы мы могли быть возвращены к Нему. Через Христа Бог восстановил в нас Свой образ, Он фактически переделал нас и опять провозгласил, что это хорошо. Мы должны любить себя не превозносясь в высокомерии, а просто принимая для себя ту ценность, которую Сам Бог вкладывает в нас.

Мы приняты Богом

Один из первых шагов в развитии здоровой любви к себе — это осознать и поверить, что мы полностью и абсолютно приня­ты Богом. Павел таким образом изложил это в своем новозавет­ном послании к верующим в Ефесе:

«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопреде­лив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволе­нию воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богат­ству благодати Его, каковую Он в переизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (Еф. 1:4-8).

В стихе 6 говорится: «В похвалу славы благодати Своей, ко­торою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном». Облагодатствовал — то есть принял. Павел говорит здесь о действитель­ности настоящего времени, а не об опыте прошлого. В прошлом и1Ы были неприемлемы. Из-за нашего греха Бог не мог принять лас. Мы были изгнанниками, отделенными от Него без какой- либо надежды для себя вернуться к Нему. Потом на землю при­вел Иисус и умер на кресте, забрав с Собой все, что делало нас неприемлемыми. Он понес это в Своем Собственном Теле, вытерпел пятно нашего греха, был послушен до самой смерти и на третий день воскрес из мертвых. Своей кровью Он омыл нас от греха, сделав нас снова чистыми и святыми. Затем Он по­ставил нас перед Своим Отцом, и Отец сказал: «Приняты!»

Если Бог принял нас, мы должны принять себя тоже. Богу не важен внешний вид. Это не имеет для Него значения. Не­взирая на недостатки и изъяны, которые мы можем видеть или представлять в себе, Бог смотрит на нас и говорит: «Я люблю вас. Вы приняты. Вы для Меня прекрасны».

Бог принимает нас со всеми нашими несовершенствами. По­чему же тогда у нас такие проблемы с принятием самих себя? Одна из причин в том, как мы понимаем свою ценность и для себя, и для других. Многие из нас могут ходить и говорить: «Я достоин. Бог сделал меня достойным», но глубоко внутри все равно чувствовать свою никчемность. Мы смотрим на свое об­разование (или на его отсутствие), на свой внешний вид, на свое мастерство в работе (или на его отсутствие), на свои дары, та­ланты и способности (или на их отсутствие) и делаем вывод, что мы не слишком достойны.

Мы всегда будем приходить к ложной картине самих себя, ко­гда будем оценивать свое достоинство по тем критериям, на ко­торые Бог не обращает внимания. Наша самооценка не имеет Ничего общего с физическими материальными ценностями, со стандартами, которыми мы обычно пользуемся для того, что­бы судить о своей ценности. Бог на это не смотрит.

Истинная цена чего бы то ни было — это ценность, кото­рую вкладывают в это другие. Например, золото — это прос­то сверкающий желтый металл, продукт земли, и сам по себе он не имеет никакой ценности, кроме той, которую вкладыва­ют в него люди. Многие страстно желали, сражались, убивали и умирали из-за ценности, которую они видели в золоте. Точно так же и мы не должны смотреть на собственные стандарты, измеряя свою ценность, но видеть ту ценность, которую в нас вложил Бог, наш Творец.

Наши рекомендации