Одной из главных тактик врага является заставить нас сомневаться в том, кто мы есть.
Ответ Евы на вопрос змея показывает, что Адам выполнил свою обязанность и сообщил ей о Божьем повелении в отношении дерева познания добра и зла. Когда она сказала, что есть от дерева и прикасаться к нему означало смерть, змей решительно опроверг слова Бога: «Нет, не умрете... но... откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4, 5). Одна из главных тактик врага заключается в его стремлении заставить нас сомневаться в том, кто мы есть. По чьему образу и подобию были сотворены Адам и Ева? По Божьему. Им не было необходимости есть плод от дерева познания добра и зла для того, чтобы стать, как Бог, они уже были, как Он!
Зерно сомнения росло в разуме Евы до тех пор, пока она не смутилась по поводу того, кем она была и что сказал Бог. Будучи смущенной, а также увидев привлекательность плода дерева, она решила съесть его. Где был Адам, когда все это происходило? Судя по стиху 6, он был с ней, по крайней мере в то время, когда она ела плод, потому что она дала и ему, и он тоже ел. Отрывок не говорит нам, где он был, когда Ева разговаривала со змеем. Хотя в повествовании и нет перерыва, решение Евы съесть плод не обязательно произошло сразу после разговора. Возможно, прошло какое-то время, пока росло ее сомнение и крепло искушение.
По-видимому, Адама не было рядом, когда Ева и змей разговаривали. Своим отсутствием Адам не исполнил свою обязанность защищать и покрывать жену. Хотя они оба обладали властью управлять змеем, они отказались от этой власти, слушая его, и он взял над ними контроль. Еву обманули, но Адам грешил с широко открытыми глазами. «Знание», которое они получили за все свои усилия, стало осведомленностью о том, что они согрешили и что Дух Божий ушел от них. Неожиданно они отдалились друг от друга, а также от Бога. «Медовый месяц» закончился. Своим непослушанием Богу они поставили свой брак «вне рая».
Адам, где ты?
После того как Адам и Ева ослушались Бога в раю, Он поставил их перед лицом их греха, и то, как Он это сделал, открывает важную истину о Его замысле для брака.
«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:8-13).
Обратите внимание, хотя змея слушала Ева, и она же была им обманута и впервые взяла запретный плод и ела его, но когда Бог встал перед ними, Он искал Адама. «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» (Быт. 3:9). Бог уже знал, где был Адам и что он сделал. Цель Его вопроса состояла в том, чтобы заставить Адама признать свой грех и взять ответственность за свои действия. Бог говорил Адаму: «Как ты оказался в таком состоянии? Ты пал, и Мой Дух покинул тебя. Между тобой и Мной больше нет общения. Как ты оказался в таком положении?»
Если Ева была зачинщиком, первой, кто ослушался и ел запретный плод, тогда почему же Бог искал Адама? Тому есть по крайней мере две причины. Во-первых, хотя Ева и согрешила первой, Адам был виновен не меньше ее, потому что тоже ел плод. Он мог бы отказаться, но он этого не сделал. Однако более важно то, что Бог пришел к Адаму, потому что, являясь главой семьи, Адам нес ответственность за обоих. Адам был ответственен не только за то, чтобы рассказать своей жене, что сказал Бог, что он, как оказалось, сделал, но также и за то, чтобы смотреть за ней и оберегать ее. Он должен был быть ее покровом. Где он был во время встречи его жены с врагом? Так как он не был там, где должен, и не делал то, что был должен, Адам нес прямую ответственность за свой провал.
Страх и разделение не входят в Божий план и намерение для нас.
Ответ Адама на вопрос Господа ясно показывает, что в их отношениях произошли некоторые фундаментальные изменения. «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:10). Когда человек теряет общение с Богом, происходит несколько значительных вещей. Во-первых, чувство разделения с Богом приводит к бегству от Бога. Адам скрылся. Во-вторых, появляется страх. Адам боялся. До тех пор пока он не ослушался Бога, он не знал страха. Теперь страх следовал за ним по пятам.