Первая группа: угнетенные собственным грехом.
В этих случаях страдание почти всегда было вызвано подлинным осознанием истины о самом себе. Лишь очень немногие, казалось, в какой-то мере притворяются, но очень много было таких, кто действительно страдал. Тем не менее они не теряли контроль над собой; те, кто мог говорить, вполне могли объяснить, что происходит и почему в данный момент они так удручены. Впоследствии они могли вспомнить, что с ними произошло. Я знал лишь очень немногих, кто, страдая глубоко, на какое-то время терял рассудок. И хотя я видел сотни, быть может, тысячи людей, совсем недавно испытавших такие душевные муки, я не знаю ни одного, кто терял бы рассудок постоянно.
Бывали случаи, когда глубокое осознание греха приводило к настоящей депрессии. Такие люди не просто удручены истиной: их мучат какие-то призраки и странные идеи, и с ними невозможно общаться, невозможно взывать к их разуму или советовать им обратиться к Писаниям.
Другие же люди, которые, как мне казалось, глубоко осознали свой грех и поэтому сильно страдали, не могли как следует объяснить, что с ними происходит. Тем не менее в таких случаях окончательный результат оказывался положительным. Конечно, ничто из сказанного не удивит тех, кто имеет хоть какой-то опыт общения с людьми, испытывающими духовные проблемы. Их чувства оказываются для них самих совершенно новыми, и они поначалу не знают, как об этом рассказать. Но в дальнейшем они становятся вполне способными объяснить свое состояние.
Некоторые предполагают, что то острое осознание собственной греховности, которое я описал, вызывается не чем иным, как обычным человеческим страхом. Однако нам надо научиться четко различать страх и страдание, которые возникают в результате осознания какой-то ужасной истины (страх, который может быть вполне оправдан), и страх или страдание, для которых нет никакой реальной причины.
Такой страх может быть двух видов. Во-первых, людей может пугать нечто неистинное. Такого я почти не видел, за исключением случаев депрессии. Во-вторых, страх может быть вызван чем-то внешним, что люди видят или слышат, не зная, что это такое. Они боятся, что это нечто ужасное, но их сознание вообще не подвергается воздействию никакой конкретной истины. Такого я опять-таки почти не видел, шла ли речь о молодых людях или о пожилых, участвовавших в этом возрождении. Что же касается тех, кто, участвуя в нем, испытывает глубокий ужас, то они вполне могут объяснить, почему это происходит. Они рассказывают, что ощущают свою глубокую порочность и множество грехов. Они говорят, как осквернены их сердца п как они ненавидят Бога и любят все злое. Они осознают, насколько они упрямы и как окаменели их сердца; они глубоко ощущают свою вину перед Богом и думают об ужасном наказании, которого заслуживают все грешники. Очень часто они ясно и живо представляют себе вечные муки в аду; в то же время они знают, что находятся в руках Бога, который сильно гневается на совершенный ими грех. Глубина Его гнева ужасает их. Они полагают, что настолько разгневали Бога, что Его гнев скоро обрушится на них; они верят, что находятся в большой опасности, так как Бог больше не будет терпеть их прегрешения. Даже теперь Он готов покончить с ними и отправить их в тот самый ад, который они так ясно стали себе представлять. Они все больше и больше понимают, как напрасны и пусты их прежние надежды; они верили в то, что никогда не сможет их спасти. Сейчас они во власти Бога, но Он разгневан. Очень многие ясно видят, что они вполне заслужили Его гнев и почти ощущают близость ада. Чувствуя каждый миг, что ад вот-вот разверзнется под их ногами, они понимают, что вполне этого заслужили, и знают, что Бог действительно Господь и может сделать так, как захочет. Вряд ли надо повторять, что все это соответствует истине и Писанию, — и страх, проистекающий из осознания этого, вполне разумен!
Очень часто таких людей успокаивает какой-нибудь текст из Писания, где говорится о верховной власти Бога; такие отрывки укрепляют веру в Него. После трудной душевной борьбы они ощущают в себе способность подчиниться воле праведного и всемогущего Бога даже до того, как увидят свет Евангелия. В такое время они могут ощущать физическую слабость, кажется, они вот-вот умрут, — и затем тьму их душ озаряет Божий свет. Исполненный славы Искупитель, несущий чудесную благодать, открывает им Себя со страниц какого-нибудь библейского отрывка. Иногда этот свет озаряет их сердце внезапно, иногда это происходит постепенно. И все-таки он наполняет их души любовью, восхищением, радостью и смирением. Они начинают любить непревзойденного Искупителя и просто жаждут смириться перед Ним. Они желают, чтобы и другие увидели Его, приняли и получили от Него свободу. Они жаждут жить ради Его славы, однако знают, что лишь своими силами ничего не могут сделать; они видят, что очень грешны и с большим недоверием относятся к порывам своего сердца.
По прошествии времени становится еще яснее, что сердце таких людей действительно изменилось и впоследствии Божья благодать воздействовала на них так же, как на тех, кто пережил обращение, не участвуя в этом возрождении. Они испытывают те же трудности, искушения и утешения. Основное различие заключается в следующем: очень часто свет, который они увидели, и отрада, которую они получили, оказываются гораздо сильнее обычных. Именно такой опыт переживало множество совсем малых детей. Были случаи, очень похожие на то, что мы читаем в Евангелии от Марка (Мк. 1:26 и 9:26), где сказано: «Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него». (Быть может, эти слова Писания должны приготовить к такому и кого-то из нас.) Некоторые, прежде чем освободиться, проходили этапы мучительной борьбы; к сожалению, другие тоже испытывали такие страдания, которые, однако, миновали, не принеся спасения.
Большой беспорядок? Некоторые возражают, утверждая, что это возрождение — всего лишь большой беспорядок. Большая толпа поднимает большой шум, и, следовательно, говорят они, Бог за этим не стоит, так как Он — Бог порядка, а не смятения. Но они просто не понимают, о каком «смятении» идет речь! Смятение вызывается тем, что начатое нами дело прерывается и цель остается не достигнутой. Однако цель и замысел наших публичных богослужений заключается в том, чтобы грешники осознали свою греховность и обратились. Я на самом деле считаю, что те, кто может сдержаться и сидеть тихо, так и должны поступать, но, если Бог делает так, что многие не могут остановиться, я думаю, что такое «смятение» не олыпетого, которое возникнет, когда мы соберемся в ноле и наше служение будет прервано излиянием Духа! Пусть
Бог сделает так, чтобы все наши служения прерывались таким образом, как это будет в ближайшее воскресенье! Не надо сожалеть, что они прерываются, если благодаря этому достигается цель — осознание и обращение! Человек, отправляющийся за сокровищем, не сочтет себя обманутым, если найдет его на полпути!
Вторая группа: охваченные чувством Божьего величия. А теперь немного поговорим о тех, кто входит во вторую группу. Кроме людей, которых одолевают глубокое осознание собственного греха и страх наказания, в последнее время я вижу таких, которые утратили всю свою физическую силу, ощутив превосходство Искупителя и чудо Его самоотверженной любви. Это сопровождалось очень необычным чувством осознания собственной никчемности и ничтожности, выражением глубокого смирения и ненависти к себе.
Это случалось не только с новообращенными. Многие из тех, кто, как мы надеемся, обратились раньше, ощущают большую радость и любовь, сопровождающуюся обильными слезами. Они сильно раскаиваются и проявляют большое смирение, сознавая, что могли бы с большим успехом жить во славу Божью, чем делают это сейчас. Они яснее видят свое ничтожество и зло своих сердец. Они самым серьезным образом настроены впредь стараться жить лучше, однако сильнее чем когда-либо осознают свою неспособность к этому. Многих охватывает жалость к другим и жажда помочь им спастись.
Есть и многое другое, о чем я мог бы упомянуть, говоря об этом изумительном возрождении, согласующемся со всеми признаками, на которые я обращаю внимание. Если апостол Иоанн перечислил признаки истинной работы Духа, то это и есть та работа!