Необычные воздействия на человеческое тело
Если человеческое тело подвергается определенным воздействиям, мы не можем, исходя только из этого, определить, Бог ли действует в данном случае. Предположим, что человек плачет или дрожит, стонет или что-нибудь выкрикивает, испытывает боль в теле или ощущает бессилие. Мы не можем на этом основании заключить, что здесь действует Бог, равно как не можем прийти к выводу, что Он не действует. Почему нет? Потому что в Писании нигде не говорится, что нам надо выносить свое суждение, основываясь на этом факте. Библия не учит, что такие физические проявления есть признаки работы Духа, равно как и не говорит, что они свидетельствуют об обратном. Принципиально важно, чтобы мы научились оценивать, основываясь на Писании, а не на предубеждении. Писание не исключает возможности таких физических проявлений, когда действует Божий Дух.
Если такое действительно случается, три отличительных признака помогут нам понять, что же на самом деле происходит. Во-первых, природа божественного, во-вторых, природа человека и, в-третьих, — законы единения души и тела.
Представим себе человека, который вдруг стал понимать, сколь реальны Бог и вечность. Надо ли удивляться, если он закричит, почувствует слабость и немощь или даже боль в теле? Нет, не надо, если мы не полные невежды! Все мы, например, способны понять, что адские мучения настолько ужасны, что любой, осознавший их реальность, наверняка сочтет их невыносимыми. Что же может произойти, если человек увидел, что опасность оказаться в аду угрожает ему самому, если он не знает, сможет ли он ее избежать, и даже чувствует, что в любой момент может туда отправиться? Человеческая природа такова, что всякий раз, когда человек видит, что ему грозит большая беда, ему кажется, что она случится с ним тотчас же. Так бывает, например, во время войны, когда даже шелест листьев заставляет трепетать. В такое время человеческое сердце полно страха; люди ждут, что враг нагрянет в любой момент. Им кажется, что смерть уже пришла. Точно так же, если человек начинает осознавать всю реальность ада, ему кажется, что он может отправиться туда прямо сейчас! Ему кажется, что он повис на тонкой нити над огненной ямой — и нить вот-вот оборвется. Он знает, что многие до него оказывались в подобной ситуации, и почти все падали и погибали. Он не видит вокруг ничего, за что можно было бы ухватиться и спастись. Он знает, что находится в руках Божьих и что Бог разгневан на него за его грех. Станем ли мы удивляться тому, что он в ужасе? В таких обстоятельствах человек, конечно же, станет кричать! Не надо удивляться, если мимолетная вспышка Божьего гнева так обессилит его, что он ощутит полное изнеможение. Точно так же он может лишиться сил, если на мгновенье увидит славу Господа Иисуса Христа и величие Его самоотверженной любви. Все мы согласны с тем, что никто не может увидеть Бога и остаться живым и что наши смертные тела могут вынести лишь малейшую долю Христовой славы и любви. (Святые на небе, конечно, знают гораздо больше.) Иногда Бог дает Своим святым реальное предощущение неба; поэтому нет ничего удивительного в том, что они чувствуют изнеможение. Когда царица Сав- ская увидела славу Соломона, она почти лишилась чувств. С ней это случилось, когда она увидела славу земного человека. Стоит ли удивляться, если церковь лишается сил, видя славу Христа? Будем же готовы, что в том цветущем, мирном и исполненном славы царстве, которое Христос воздвигнет в этом мире в его последнее время, мы увидим еще больше.
Некоторые не верят в это, потому что в Новом Завете якобы нет никаких тому примеров. Это не так, однако даже если бы это было и так, все равно это ничего бы не доказывало. Писание не исключает такой возможности, но и не утверждает ее. В Новом Завете не говорится о том, что кто-то плакал, стонал и вздыхал, боясь ада или чувствуя Божий гнев. Тем не менее мы знаем, что, если люди находятся в таком состоянии, значит, это работа Божьего Духа. Почему? Потому что все это прекрасно согласуется с тем, что нам известно о человеческой природе и что Писание говорит об убеждающей работе Духа. Нет никакой необходимости что-либо говорить об этих внешних проявлениях.
Как бы там ни было, но, как мы сказали, совсем неверно считать, что в Новом Завете вообще нет никаких тому примеров. Примеры есть. Один из них — темничный страж из Филипп. В горе и изумлении, трепеща, он припал к Павлу и Силе. Он сделал это неосознанно, совсем не желая чего-то получить от них. Первое, что он сказал: «Государи мои! Чтй мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16:29-30) По-видимому, его порыв и трепет были вызваны острым осознанием необходимости подобного поступка. Псалмопевец рассказывает нам, как он страдал телесной немощью и стенал, когда совесть убедила его в собственном грехе: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс. 31:3-4). Подобные примеры помогают нам понять, что такое действительно случается. Даже если предположить, что псалмопевец использует определенный оборот речи, гиперболу, все равно этот оборот должен что-то значить! Когда ученики увидели, как Христос идет к ним по морю, они закричали от страха (Мф. 14:26). Стоит ли удивляться, если кто-то закричит, вдруг осознав, что он — враг Богу и что ему грозит великая опасность вечных мук? Невеста говорит, что она переполнена любовью к Христу и изнемогает. «Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви» (Песн. 2:5). «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви» (Песн. 5:8). На основании этих строк из Писаний мы можем, по крайней мере, заключить, что в Христовой церкви такое может случаться.
Некоторые возражают против этого, считая, что такое случается с каждым фанатически настроенным еретиком. Какой смешной довод! Доказав, что в прошлом еретики испытывали трепет, мы едва ли доказываем, что Павел и темничный страж не трепетали от подлинной убежденности. По существу, все аргументы такого рода кажутся весьма неразумными; те, кто так рассуждает, бродит во тьме. Они не знают, где находятся и как им оценивать происходящее. Важно докопаться до основной причины таких явлений, понять человеческую природу и затем исследовать эти явления, взяв за основу тексты Писаний.