Человеческое тело: каналы, ветры и элементы

Хотя в окончательном смысле все есть ум, поразительно, каким образом он себя проявляет и узнает. И если западное понимание человеческого тела определяется физиологией и анатомией, то буддийское представление о нем связано с картинами многочисленных энергетических каналов (72 000) и колес (тиб. ца), а также базовых энергий (тиб. лунг) и капли (тиб. тигле).

Все миры и тела существ возникают из пяти элементов: земли, воды, огня, ветра и пространства. Твердое дает массу, жидкое удерживает все вместе, тепло вызывает созревание, ветер способствует росту и подвижности, а пространство предоставляет необходимое поле для развития. Согласно буддийскому учению, плод возникает из семени отца, яйцеклетки матери и сознания, которое притягивается кармическими связями с родителями и их средой. При зачатии перечисленные пять элементов дают человеческому телу его качества и возможности, кроме того, они непосредственно связаны с его способностью воспринимать внутренний мир ощущений и внешние обстоятельства.

Буддист, желающий пережить свой ум как пространство-радость и Ясный свет, может использовать эти энергетические пути, сходящиеся в пять колес силы. Самую важную роль здесь играют три главных канала: центральный (тиб. ума), а также правый (тиб. рома) и левый (тиб. кьянгма) боковые каналы.

Центральный канал идет посередине тела от вершины черепа до точки в животе, находящейся на четыре пальца ниже пупка. Он связан с неотъемлемой мудростью. «Тонкий, как древко стрелы», прямой, полый, ясный, он может быть разных цветов в зависимости от цели практики. Боковые каналы тоньше центрального, они начинаются у ноздрей и втягивают энергию пространства из области, отстоящей на четыре ширины ладони от носа, энергию воздуха – на три ладони, энергию тепла – на две, и энергию жидкостей – на одну ладонь. У кончика носа эти четыре энергии встречаются с энергией твердых тел.

Боковые каналы идут вертикально вниз, справа и слева от центрального, и вливаются в него на высоте четырех пальцев ниже пупка. Правый канал – красный – соответствует методам или сочувствию, а левый – белый, несущий мудрость, – выражает вдохновение и интуицию.

Энергии у кончика носа используются как сырье для постижения истины. Они содержат жизненную силу и тесно связаны с умом, который, как говорится в текстах, «ездит» на них, как всадник. Поэтому замедление движения энергий ведет к стабилизации ума, и можно воздействовать на интенсивность эмоций, контролируя дыхание. Мастера медитации овладевают энергиями и ветрами, постоянно трансформируют помехи и беспокойство в мудрость и удерживают энергии в центральном канале.

Сущность капель распределяется по энергетическим каналам во всем теле и является основой жизни и сознания. При зачатии она возникает в центральном канале на уровне сердца и содержит все пять элементов, а также жизненную энергию. После оплодотворения – расходится в оба конца, следуя как за красной материнской сущностью, опускающейся по центральному каналу в теле, так и за восходящей белой, отцовской.

Мешающие чувства конденсируются в этих каналах, препятствуя движению энергии и ветров, и в результате человек относится с неприязнью к собственному телу или внешнему миру. Но поскольку все помехи проистекают из незнания природы ума, оттуда же начинается и путь к Освобождению. На энергии, ветры и элементы можно воздействовать с помощью многочисленных медитационных практик (осознанное дыхание, концентрация на внеличностных сияющих формах Будд, повторение мантр, а также простирания или пхова), что создает основу прямого пути к Просветлению.

Растворение элементов

Процесс смерти происходит в порядке, обратном формированию тела и его энергетических каналов. Без искусной помощи современной медицины смерть обычно сопровождается тяжелой болью, особенно когда замедляется поток жизненной силы и растворяются каналы. Поэтому нужно внимательно подбирать обезболивающие препараты: с одной стороны, следует свести боль к минимуму, с другой – по возможности сохранять ясность.

Как уже говорилось, по буддийским представлениям тело состоит из пяти элементов. Постепенная потеря контроля над ними описывается как растворение этих элементов «друг в друге» или в «их сущности». Умирающий при этом проходит через ряд ощущений, которые могут привести или к непосильному потрясению, или к Освобождению – в зависимости от предшествующего опыта.

В течение всего процесса умирания воспринимаемые четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух – плавно растворяются друг в друге в соответствии со своей природой. Кожа, кости, мышцы, сухожилия относятся к земле; различные жидкости, такие как кровь, лимфа и семя, – к воде; тепло тела – к огню; дыхание – к воздуху. Сознание, пятый элемент, который отделяется от тела во время смерти, связан с пространством. Порядок и особенно продолжительность этапов этого процесса могут быть очень разными в зависимости от кармы. Как правило, он занимает несколько дней, иногда – недель, а в редких случаях даже лет. Поскольку органы чувств при этом теряют свою работоспособность, четкость восприятия тоже может быть разной: большей или меньшей.

Растворение элемента земли

Когда сознание умирающего перемещается из твердого элемента в жидкий, человек теряет контроль над частями тела. Значительно слабеют мышцы, движения перестают быть точными, ощущается тяжесть. Не получается сидеть прямо или крепко что-то держать. Человек постоянно чувствует, как будто куда-то падает; даже лежа он пытается схватиться за людей или вещи. Утрачивается способность двигаться и мыслить ясно. Больше не удается сохранять концентрацию, умирающий запутан и легко впадает в панику. Наконец, он уже не уверен в своем интеллекте, и на внутреннем уровне возникают разные фантомы. В зависимости от характера накопленных впечатлений, кому-то слышится невыносимо громкий шум; кому-то кажется, будто его сминают огромные горы. А если мерещится нечто, похожее на колебание горячего воздуха, это безошибочно указывает на начало умирания.

Растворение элемента воды

На следующем этапе умирающий перестает управлять жидкостями в теле, потому что элемент воды перетекает в элемент огня. Циркуляция жидкостей становится все слабее, тонус произвольно сокращающихся мышц понижается, отчего теряется контроль над языком, а у некоторых также над кишечником и мочевым пузырем. Из носа течет; губы, рот и язык пересыхают; человека мучает сильная жажда. И в этот период окраска ощущений тоже зависит от накопленных впечатлений. Поскольку ум уже не работает логически, люди пытаются справляться с ситуацией эмоционально, концентрируясь на том, что любят или к чему питают глубокие чувства. Некоторые ощущают неудобство, быстро раздражаются и легко впадают в гнев. Им мерещится грохот воды или надвигающийся океан, и люди думают, что плывут или их смывают волны. Несомненным признаком этой фазы является иллюзия дыма, проплывающего мимо и поднимающегося вверх.

Растворение элемента огня

На третьей ступени тепло из внешних областей тела собирается в его середину, что означает поглощение элемента огня элементом ветра. Теряется контроль над термальным балансом и одновременно уходит чувство тепла. Сердце больше не может закачивать имеющуюся кровь в отдаленные органы. На языке медицины это называется централизацией кровообращения. Конечности (руки, ноги, пальцы) становятся анемичными, бледными и холодными. Тело все сильнее остывает, начиная снизу, дыхание мельчает. Возникает смутное чувство открытости. Хоть человек и старается сосредоточиться на переживании любви или красивом воспоминании, они снова и снова ускользают. Все мнится странно пустым и бессмысленным, запутанность многократно возрастает. Окружающий мир размывается, а сознание сильно колеблется. Временами человек пребывает в ясном уме и понимает ситуацию; порой запутан и не осознан. В это время в воображении могут появляться мерцающие красные огоньки, похожие на искры или светлячков.

Растворение элемента ветра

Наконец элемент ветра растворяется в сознании, и умирающий лишается последних ощущений окружающего мира. Все труднее работать легким, и одышку не унять ни быстрыми вдохами, ни с интенсивной помощью дополнительных респираторных мышц. При нарастающей усталости способность сознательно поддерживать дыхание снижается, и человеку кажется, что он придавлен огромным грузом.

Вырванный из привычных реалий и уже не в силах бороться, умирающий готов отказаться от любых идей о себе самом и мире. Поскольку он все хуже владеет сознанием, контроль над функциями тела тоже полностью исчезает. Это ведет к судорогам, за которыми часто следует недержание мочи или движение кишечника. Но это не значит, что так сознание покидает тело. Центры в стволе мозга, отвечающие за дыхание и кровообращение, полностью повреждены из-за недостатка кислорода. В конце человек делает два глубоких вдоха и один последний, очень долгий выдох. Затем происходит остановка дыхания и сердца.

На внутреннем уровне человек видит огоньки, дрожащие, словно свечи на ветру. С последним вздохом элемент ветра растворяется в пространстве.

...

Все чувственные впечатления заканчиваются, человек больше ничего не видит, не слышит, не осязает, а также не воспринимает ни вкуса, ни запаха.

На этом этапе дается медицинское подтверждение смерти.

Энергии во время смерти

Вышеописанные переживания возникают главным образом из-за энергий, которые были распределены по всему телу в 72 000 каналов. Но, чтобы успокоить читателя, скажу, что люди с запасом хороших впечатлений – особенно при внезапной смерти, смерти во сне или с применением обезболивающих лекарств – редко испытывают эти ощущения в такой полноте и силе.

Во время умирания энергии стекаются в центральную магнитную ось тела. Сначала они вливаются в пять силовых колес – в голове, шее, середине тела на уровне сердца, в пупочный центр и нижнюю точку силы в животе. Затем, по мере растворения колес силы, их энергетические поля соединяются с самим центральным каналом. В этот момент человек без опыта медитации испытает ослабление чувственного восприятия. У него будет расти ощущение, будто нечто присутствует рядом, но что именно – неизвестно. Умирающий видит какие-то объекты, но не может их распознать. Он уже не разбирает слов, – все звучит как бормотание. Неясность восприятия показывает, что сознание, которое в состоянии бодрствования опирается на все органы чувств, все более уходит в центральный канал. Когда это наконец происходит, многие сильно пугаются, как будто услышали тысячи ударов грома одновременно. Тибетцы говорят, что в этот момент в сердце что-то ломается и из него выскакивают три маленькие капли жидкости. Отделение сознания от тела пугает только тех, у кого нет тренировки, поскольку для них это абсолютно неизвестный процесс. Если человек не готов к нему, может возникнуть интенсивный страх. Но тот, кто думал о других в течение жизни и потому в принципе ожидает чего-то хорошего, или тот, кто знаком с этими поучениями и много медитировал, может узнать все, сохранить ум спокойным и даже встретить своего учителя или знакомого Будду.

Мгновение, когда дыхание и сердцебиение останавливаются, с медицинской точки зрения считается моментом смерти. Однако это верно лишь при поверхностном взгляде. Действительно, обмен с окружающим миром заканчивается, сердце больше не бьется и прекращается активный метаболизм – выделение углерода и поглощение кислорода. Также не обнаруживается никакой активности в стволе мозга. Но сознание умирающего все еще работает и его связь с телом не полностью разорвана.

Смерть продолжается

Даже после того как процесс умирания выглядит завершенным, обмен веществ внутри тела и импульсы в мозге продолжаются. Это может длиться от 20 до 30 минут {19} . Вот почему только по прошествии этого времени проявляются внешние признаки смерти, такие как трупное окоченение и трупные пятна. С буддийской же точки зрения окончательно смерть для человека наступает тогда, когда остывает его сердечный центр.

...

Тонкое растворение энергий после начала смерти называется внутренним дыханием.

Оно проходит в три фазы: появления, нарастания и достижения.

У людей без опыта медитации, но и без сильной привязанности через 30 с лишним минут после смерти из одного из девяти существующих отверстий выступает немного крови или слизи или открывается рот – это признаки выхода сознания. Но если в процессе умирания опорожняется кишечник или мочевой пузырь, совсем не обязательно, что ум покинул тело именно этим путем. Причиной может являться просто утрата контроля над телом. Иногда из-за сильной привязанности к жизни ум может удерживаться в теле долгое время. Тогда знаки появляются позже – на протяжении четырех дней после смерти. После этого сознание наконец безвозвратно покидает тело. Исключения составляют примеры мастеров медитации, которые могут намеренно удерживать и направлять энергии после смерти (см. главу «Искусство умирать» ).

Появление: освобождение от гнева

Как только энергии вошли в центральный канал, кровообращение и дыхание остановились и наступила клиническая смерть, сознание начинает двигаться в нем. Белая мужская энергия семени отца, находившаяся в течение жизни у макушки (примерно в восьми пальцах от первоначальной линии волос), теперь опускается на уровень сердца в середине груди. Длится это от 10 до 15 минут. К этому времени метаболические процессы в мозге прекращаются, что приводит к его гибели, если только дело не происходит при крайне низких температурах.

На этом этапе 33 вида чувств, воспоминаний и идей, вызванных ненавистью и гневом, постепенно растворяются в осознавании, потому что мешающие эмоции есть не что иное, как заряженные энергией мысли. У некоторых людей их воспринимающий аспект, окруженный мягким, подобным лунному, светом, движется по туннелю к чему-то бесконечно красивому и исполненному смысла. Другие переживают белое свечение. Во время этого процесса многим слышится протяжный звук «хаааанг». Сознание умирающего теперь полностью пробуждено, оно находится на пути к сердцу, освобождается от значимых воспоминаний и переваривает мысли о близких людях. Тот факт, что их образы снова проходят перед нашим внутренним взором, не означает, что эти люди оставались неизменными в каком-то застывшем мире, а лишь демонстрирует силу человеческой памяти. Вследствие сильных совместных впечатлений умирающий раньше или позже встретится с ними в обычном диапазоне эмоций, но в новых телах и обстоятельствах. Поскольку в ходе этого периода растворяется и категория времени, вся прошедшая жизнь может прокрутиться в ускоренном темпе за те пять минут, в течение которых мозг при обычной температуре продолжает сохраняться неизменным.

О вышеописанном опыте часто сообщают люди, пережившие клиническую смерть, – по этой теме издан целый ряд книг, упомянутых в приложении. Впечатления, которые будут приведены ниже, переживает уже не разрушенный мозг покойного, а сам ум, непосредственно и не концептуально. Поэтому они не появляются в описаниях околосмертных состояний – их сохраняют, понимают и объясняют только высокие ламы. Некоторые мастера медитации в следующей жизни вспоминают свою безграничную радость, и опытным йогинам это состояние знакомо по медитативному погружению или по ощущениям от сопровождения умерших через посмертные процессы.

Моя жена Ханна и я получили эти поучения от наших учителей: возвышающегося над всеми остальными Шестнадцатого Гьялвы Кармапы, а также Шамара Ринпоче, Ситу Ринпоче, Джамгёна Конгтрула Ринпоче, Гьялцаба Ринпоче, Аянга Тулку, Лопёна Цечу Ринпоче, Ургьена Тулку, Калу Ринпоче, Тенги Ринпоче, Кьенце Ринпоче, Канджура Ринпоче, Дуджома Ринпоче, Дригунг Кхандро, Далай-ламы и других высоких лам и мастеров медитации.

Нарастание: освобождение от привязанности

После того как белый свет опустился на уровень сердца в середине тела, красный свет матери, подаренный яйцеклеткой во время оплодотворения, начинает подниматься. Он уходит из точки, расположенной на оси тела на ширину ладони ниже пупка, и тоже достигает сердечного центра за 10–15 минут.

В процессе этого подъема перестает функционировать центр сознания, находящийся вверху живота. Важность этого нервного центра, также называемого солнечным сплетением, не следует недооценивать, ведь из живота в голову идет в десять раз больше сообщений, чем обратно, и его состояние во многом определяет настроение хозяина.

...

В это время умирающий переживает огромное блаженство, выше всего, что возможно в жизни.

Невероятно красивый красный свет, похожий на закат во сне, возникает и движется вверх, и многие слышат, как будто кто-то произносит глубоким голосом слог «аааа».

Теперь ум освобождается от самой сильной зависимости: цепляния за тело. Благодаря этому автоматически исчезают 40 видов привязанности и желания. Всякое прилипание к прошлой жизни уходит, мирские стремления остаются без объекта, и наши связи с людьми, местами и впечатлениями растворяются. В этот момент уходят ожидания и ограничения.

Достижение: освобождение от тупости

Через 20–30 минут после остановки сердца, когда сущности отца и матери сливаются воедино на уровне сердечного центра, всякое восприятие прекращается. Семь завес, происходящих от неведения, исчезают, и все становится черным и беззвучным. Эта темнота, собственно, и знаменует момент отделения сознания от прожитой жизни. Встреча с этой энергией кладет конец всем концепциям и мешающим эмоциям. Переживаемое здесь нулевое состояние гораздо короче, чем предыдущие движения, и в его финале ум сияет во всю свою мощь.

Появление, нарастание, достижение

Как мы можем использовать знание о внутренних процессах смерти?

Прежде чем встретиться со смертью лицом к лицу, лучше познакомиться с ней, помогая близкому человеку. Ясное представление об этих процессах дает чувство уверенности и безопасности тем, кто заботится об умирающем, и это можно использовать позже, когда придет их черед расставаться с жизнью. Поэтому в следующей главе процесс умирания описывается с точки зрения семьи и сиделок. Буддийские взгляды и методы позволяют наилучшим образом использовать эту ситуацию всем участникам.

В это время умирающий переживает огромное блаженство, выше всего, что возможно в жизни. Как выглядит промежуточное состояние, начинающееся сразу после отделения ума от тела, и как сознательно распорядиться этим периодом, описывается в дальнейших главах.

Забота об умирающем

Хотя момент смерти в наше время четко определен с медицинской точки зрения (когда перестает функционировать мозг и ствол мозга, вместе с чем наступает необратимое прекращение биологической жизни), различные состояния и фазы процесса умирания трактуются по-разному в зависимости от культуры и мировоззрения. В течение столетий взгляды на жизнь и здоровье, как и отношение к смерти, непрестанно менялись. Из-за высокой детской смертности, неурожаев, войн и эпидемий в позднем Средневековье и раннем Возрождении смерть была привычной частью повседневной жизни. Они повсюду шли рука об руку и были переплетены не только потому, что тогда чаще можно было столкнуться со смертью в силу случайности или несчастий, но и потому, что об умирающих заботились близкие, ухаживали за ними дома до самой кончины.

...

Почти во всех культурах смерть считалась путешествием в другие миры, о котором нужно было побеспокоиться еще при жизни.

Предсмертное состояние использовалось для сознательной подготовки к надвигающемуся финалу как умирающим, так и его окружением, и эта подготовка начиналась при первых же признаках угасания. За исключением войны или эпидемии, человек редко умирал в одиночестве – друзья, соседи и родственники собирались у постели, чтобы поддержать его. Смерть была не только концом, но обязательно и началом, к которому человек хотел приступить во всеоружии. Во многих культурах состояние человека в смертный час рассматривалось как ключевой фактор его будущей судьбы. И чтобы собраться в этот путь как следует, важно было вовремя настроиться и поразмыслить о грядущих событиях.

В XIX веке на Западе, с приходом индустриализации и прогрессом медицины, внимание слегка сместилось с умирающего человека на умирающее тело. Постепенно были открыты методы продления жизни, связанные с пребыванием в больнице в окружении незнакомых сиделок и врачей. Обстановка стала прохладной, нередко безразличной и деловой. Разделение задач между разными профессиональными сферами также изменило отношение к умирающему или покойнику. Одним из примеров этого является введение безличного административного акта освидетельствования смерти, в котором точное ее время и причина регистрируются врачом, обычно остающимся неизвестным, при минимальном участии родственников. Другой пример – это профессиональная похоронная индустрия, вместо семьи берущая на себя все хлопоты, такие как обмывание и одевание тела, составление некролога, организация прощальной церемонии и т. д.

Уйти достойно

Если нашему взору предстает смертное ложе с человеком, некогда цветущим, а теперь сильно измененным медикаментами или увядшим, это, конечно, очень неприятно. Хочется быть конструктивным и ободряющим, но непонятно, как этого достичь. Справиться с задачей поможет мысль о том, что Будда-природа каждого существа неразрушима и что все осмысленные дела, совершенные при жизни человеком, который теперь уходит из нее, сохраняются и составляют его глубочайшую суть. Такой взгляд формирует благородное отношение и к умирающему, и к самому процессу умирания. Различные радиопередачи по-прежнему присутствуют в эфире, но приемник (тело) теперь может издавать лишь отдельные трескучие звуки.

...

Ум подобен вневременному пространству, всеобъемлющему и неизменному источнику всех явлений.

Он не может умереть или исчезнуть, поскольку никогда не возникал и не был из чего-то составлен. На наших глазах угасает и умирает только тело, за которое люди изо всех сил цепляются до последней минуты. Если, сопровождая любимого замечательного человека, мы понимаем: ничто не теряется насовсем и после созревания в промежуточном состоянии накопленные в сознании-хранилище тенденции снова проявятся в следующей жизни, – то можем расслабиться. Буддисты руководствуются идеей о том, что смерть ведет к новому рождению, и становятся в некотором роде свидетелями упаковки ума в новую оболочку, которая, возможно, принесет ему счастье.

Чтобы прощание родственников с умирающим не становилось слишком болезненным, обеим сторонам не помешает определенная подготовка. Тот, кто умирает, поступит мудро, если пожелает окружающим всего наилучшего и без спешки, но и без колебаний попрощается с семьей, друзьями и обладаниями. Радостное воспоминание обо всем хорошем и осмысленном, чему мы научились и через что прошли вместе, приносит воодушевление и часто примирение. После этого все могут свободно идти дальше.

Умирающему следует простить трудных людей и таким образом растворить связь с ними, дабы не встречаться снова в следующей жизни. Лучшая самозащита в такой ситуации – сознательно отпустить всякое чувство мести и вины, заодно простив и самого себя. Глубокое понимание, что все плохое в конечном счете совершается из-за неведения, а не по злой воле (и принесет соответствующие результаты виновнику), наверняка облегчит этот важный шаг. Растворение негативных чувств и хорошие пожелания – это действия, которые одинаково важны и для умирающего, и для его близких.

Если получается (хотя бы на уровне идей) рассматривать процесс умирания как смену одежды, он становится проще для всех. После совместно прожитой жизни у людей обычно остается много общего, что понято и пройдено, и это создает возможности для встреч в следующих жизнях. Наши нынешние мысли друг о друге, стиль общения и пожелания в адрес других людей определяют, какое будущее нас ждет. Сознательная ориентация на счастье и на прочие важные вещи создает психологический избыток и действительно имеет смысл в долгосрочной перспективе.

Обязательно следует позаботиться, чтобы ненужные и поверхностные дела не отвлекали умирающего от главного. Не теряясь в мелочных воспоминаниях, необходимо прояснить любые сложные отношения в доброй и щедрой манере; отпустить, насколько это возможно, все, что беспокоит; и затем сосредоточиться на освобождении от стесняющего больного тела. В этот момент важнее заняться природой ума и понять, что она вне смерти и рождения.

...

Лучшая помощь умирающему – снова и снова напоминать ему: самое прекрасное, что он только может представить, находится у него над головой и его цель – попасть туда.

Фокус в том, чтобы научиться не воспринимать личностно всю эту историю со смертью, ведь любое существо рано или поздно умрет.

Наши рекомендации