Я спросила, почему у ессеев женщинам была оказана такая честь.
С: Сказано, что одно без другого не полно. Поэтому все знание должно быть общим, чтобы оно никогда не потерялось, Я знавал женщин, у которых было больше ума, чем у обычного равви.
Это заявление повеселило и порадовало нас. Но Садди снова насторожился, когда я спросила, какова, по его представлению, была численность общины. «Зачем ты желаешь знать?» — осторожно спросил он. Мне пришлось обдумать такой ответ, который он не счел бы угрозой. «Я хотела знать количество людей в общине только потому, что интересуюсь, как они живут. Я думаю, если бы община была очень большой, им было бы трудно селиться и кормиться». Садди вздохнул с облегчением и сказал, что точное число людей не известно.
Д.: Существуют ли какие-нибудь разногласия между ессейскими и еврейскими учителями в вашей местности?
С: Да, они называют нас безумцами, потому что мы верим, что время близко. Они оставили надежду на пришествие Мессии. (Садди сильно нахмурился и, казалось, испытывал беспокойство.) Мне интересно знать, зачем ты желаешь это знать? Я бы предпочел не отвечать больше. Много есть таких, которые хотят прознать про нашу общину и увидеть, как ее уничтожат.
Я не знала, что у ессеев в то время были враги.
Д.: Ты говорил, что идешь к своим двоюродным братьям. Раз у ваших людей есть враги, ты не боишься, что кто-нибудь обнаружит тебя, когда ты вот так ходишь?
С: Они не знают, кто я. Для них я всего лишь странник. У меня же не синяя кожа. (Мы рассмеялись.) Мы еще как-то можем указывать друг другу, а вот другие нам не указ.
Поскольку я слышала, что ессеи были тайным религиозным орденом, живущим в уединении, подобно монахам в монастыре, я спросила, есть ли у их религии какое-то особое название.
С: У нее нет названия, нас знают как ессеев. Но это, как говорит мой отец, школа мысли, а не религия. (Он с трудом нашел это слово.) Мы веруем в Бога Отца.
Д.: У вас есть имя для Бога в вашем языке?
С.: Яхве. Это значит... «Безымянный», потому что у Бога нет имени. У Него нет имени, которое известно человеку. Он еще зовется Элохим и Элори. Это по сути одно и то же. Эти имена рассказывают о Боге. Есть много имен, с помощью которых ты можешь взывать к Нему, и Он будет знать, что ты говоришь о Нем. Таких имен несколько. Когда я разговариваю с Ним, я не называю Его Яхве. Я зову его Авва, что значит «Отец».
Мы совершили прорыв во времена Христа и познакомились с одним из ессеев, представителем самой загадочной и замкнутой группы в истории. Когда я осознала возможности, которые нам могут открыться, я решила задержаться на жизни Садди и исследовать ее более полно. Кто знает? Возможно, это откроет нам что-то новое о жизни Христа. И, возможно, нам удастся собрать какие-то сведения о малоизвестной религиозной группе, называемой «ессеи». Конечно, Садди выказывал признаки настороженности и отказывался отвечать на некоторые вопросы, но я чувствовала, что с этим можно будет справиться.
Есть много способов получить ответ окольным путем. И все же я никак не ожидала, что произойдет в последующие три месяца. Наши попытки освоить обрушившийся на нас невероятный поток информации походили на стремление обуздать ураган. Он налетел так поспешно и яростно, что порой захватывало дыхание. Мы не ожидали того, что еще должно было прийти, и получили больше, чем рассчитывали.
В следующих главах я попыталась свести воедино всю информацию, добиваясь единства содержания. Она не была получена непосредственно в таком виде. Работа с ней напоминала складывание кусочков невероятно сложной головоломки, когда один кусочек брался из материалов одного сеанса, а следующий — из другого. Но я думаю, такой способ изложения облегчает чтение.
В этой книге я преследовала две цели. Во-первых, представить собранные мной сведения об обычаях и условиях жизни непонятного, призрачного сообщества, известного как ессеи. Во-вторых, я хотела соотнести жизнь Христа с этим окружением, поскольку Он был связан с этой группой и мы увидели Его глазами любящего учителя.
Глава 4: Кто такие ессеи?
Если бы до начала наших сеансов меня спросили о ессеях и Кумране, я бы ответила, что практически ничего о них не знаю. Я даже точно не знала, как правильно произносить эти названия. Для меня ессеи были загадочной группой, окутанной завесой тайны. Как и прочие, я полагала, что они были религиозным сообществом наподобие изолированной монашеской общины. Вот и все, что я о них слышала.
Ходили также слухи или легенды, что Иисус, возможно, учился у них или, по крайней мере, посещал их. Но эта фантазия выглядела так же, как и все другие легенды о Нем. Например, предания о том, что Он путешествовал в разные страны света в течение так называемых «пропущенных годов». Когда я разговаривала об этом с людьми, которые интересовались метафизикой, я наблюдала одну и ту же реакцию: названия были смутно знакомы, но мало кто мог сказать что-то конкретное. Я бы даже не смогла рассказать, где находится Кумран. Харриет соглашалась, что знает о ессеях не больше моего.
Я помню волнение в начале 1950-х годов, когда произошло сенсационное открытие Свитков Мертвого моря. Они были как-то связаны с ессеями и Кумраном. Иногда я спрашивала себя, что сталось с рукописями, извлеченными из земли. После первой бури восторгов они, казалось, исчезли из виду, словно вернулись обратно в те же пещеры, из которых были явлены миру. Пожалуй, это было печально, поскольку они, как утверждалось, были ранней версией нашей Библии.
Брэд Стайгер, известный исследователь реинкарнации, советует гипнотизерам-регрессионистам, работающим над проверкой полученной информации, отложить все изыскания до окончания работы с субъектом или с определенным временным периодом. Он высказал предположение, что под воздействием гипноза сознание субъекта существенно расширяется. И всегда есть возможность, пусть даже и ничтожная, что субъект считает информацию из мозга кого-либо из участников сеанса — посредством телепатии или экстрасенсорного восприятия. Я решила, что это здравый совет и мне лучше дать прочное обоснование собранному материалу. Поэтому я запаслась терпением и отложила все, кроме рассматривания карт в поисках Кумрана. После трех месяцев работы я подумала, что у нас достаточно информации, чтобы с уверенностью приняться за исторические исследования.
Мне пришлось обнаружить, что даже сегодня, по прошествии более 30 лет после раскопок того, что осталось от Кумрана, ессеи все еще продолжают быть загадочной, замкнутой группой. Я была разочарована, убедившись, что в книгах в основном повторяется одно и то же. Все они, за исключением одной, были написаны в начале 1950-х годов. Каждая из них описывала, как были найдены свитки и как позже проводились раскопки в Кумране, В каждой обсуждались переводы некоторых свитков — тех, что оказались неповрежденными. Во всех приводились одинаковые выводы о том, что представляла собой община и из кого она состояла. Все авторы ссылались друг на друга как на специалистов по данному вопросу. С тем же успехом я могла бы прочесть всего одну книгу. Было странно, почему после всех ликующих сообщений о «величайшем открытии в истории человечества» больше не появлялось информации о дальнейшей работе над переводами свитков. Как будто дверь отворилась — а затем вдруг захлопнулась наглухо.
Единственным исключением была книга Мартина А. Ларсена «Наследие ессеев»*, вышедшая в 1967 г. Там был продемонстрирован нестандартный подход. Ларсен осмелился выдвинуть предположение о возможном сокрытии фактов. Вероятно, то, что начало вскрываться, было совершенно неприемлемо для официальной Церкви. Видимо, существовали расхождения между древнейшими версиями и современной Библией. Были также основания считать, что христианство не появилось как сложившееся учение вместе с Иисусом, но восходило к обычаям и верованиям ессеев. Ларсон полагает, что Церковь этого не потерпела бы. Современное духовенство склонно считать, что идея христианства до Христа — это уж слишком, миряне не смогут ее принять.
* Martin A. Larsen, The Essene Heritage. — Прим. перев.
Аналогичных взглядов придерживается и Джон Марко Аллегро*. Он изначально входил в состав международной комиссии из восьми ученых, из которых он один не имел определенных религиозных взглядов, тогда как другие принадлежали к римско-католической церкви. По иронии судьбы, профессору Аллегро теперь не разрешают даже взглянуть на свитки! К концу 1960-х годов были собраны из фрагментов и подготовлены к публикации не менее четырехсот документов, но увидели свет только четыре или пять из них. Джон Аллегро тоже поднимает острые вопросы: например, почему эта информация утаивается.
Свитки были потихоньку спрятаны, и немалое их число опять исчезло. Известно, что один богослов обронил: «Хорошо, если бы они попросту исчезли и объявились снова поколения эдак два спустя». Он подразумевал, что тогда ему не придется объяснять их содержание своей пастве. Я думаю, такое объяснение происшедшего вполне правдоподобно. Возможно также, обнаружилось нечто похожее на то, что извлекла на свет во время нашего эксперимента я — и деятели Церкви не выдержали того, что им открылось.
Я знаю, что невозможно было считать информацию, которую я привожу в этой книге, из мозга кого-либо из участников эксперимента, поскольку сама информация была слишком неопределенной. А сейчас я убеждена, что она не могла поступить вообще от кого-либо из живущих ныне. Думаю, что по сравнению со всем тем, что было представлено ранее, мы составили наиболее полную картину жизни этой удивительной общины.
Если когда-то и предпринималась попытка полностью стереть из истории целую группу людей, то она была осуществлена в отношении ессеев. О них нет никаких упоминаний в Библии. Предполагается, что все, что касалось ессеев, было сознательно вычищено из-за сходства их учения с христианством.
Если бы не несколько живших в начале нашей эры добросовестных писателей и историков, мы бы вообще ничего не узнали о ессеях. Этими древними авторами были Филон Александрийский, эллинистический философ еврейского происхождения, римский писатель Плиний Старший и Иосиф Флавий, еврейский историк и военный, перешедший на сторону римлян. Я обратилась к источникам и прочла переводы их трудов. Время от времени я буду ссылаться на них в этой книге.
Филон, как утверждают, жил между 20 и 60 гг. н. э., следовательно, он жил в то время, которое охватывает наше повествование. Однако говорят, что его сообщения были основаны на слухах. Он не был лично знаком с ессеями или с жизнью их общины. Этим могут объясняться его расхождения с сообщениями Иосифа Флавия. Плиний Старший жил между 23 и 79 гг. н. э., и ему принадлежит наиболее краткое сообщение о ессеях. Наиболее надежным источником считается Иосиф Флавий, и он чаще всего цитируется.
Он родился в Иерусалиме около 37 г. н. э. и действительно жил в ессейской общине, так что его знания получены из первых рук. Правда, есть мнение, что он был склонен приукрашивать свой рассказ, чтобы привести его в соответствие с популярной в то время системой греческой философии. Он жил и творил позже, чем жил Садди. И все же свидетельства Иосифа Флавия подтверждают ту невероятную точность, которой отличался наш эксперимент. Описания верований и образа жизни совпадают до мелочей.
Это и есть все известные письменные источники, свидетельствующие о таинственных ессеях. Говоря о месте их обитания, эти авторы лишь упомянули, что странная община находилась где-то в окрестностях Мертвого моря. Археологи точно не знали, где именно, и никогда не пытались найти Кумран. Ужасный климат этого места — кошмар исследователей, и у них не было никакого желания рыться в поисках поселения ессеев без особых на то причин.
После того как Кумран был разрушен римской армией в 68 г. н. э., его развалины виднелись на вершинах соленых утесов на берегу Мертвого моря на протяжении почти двух тысяч лет. Рассыпаясь в прах в безлюдной тишине, они оставались практически незамеченными. Казалось, что люди, посвятившие свои жизни накоплению и сбережению знаний, совершенно исчезли под лучами безжалостного солнца и были поглощены пустыней, как будто и не было их никогда. Хотя развалины стояли как молчаливое напоминание о тех великих умах, которые когда-то процветали здесь, никто не узнал, что же они такое на самом деле. На протяжении веков люди думали, что это обычные следы многочисленных гарнизонов, которые появились повсюду после вторжения римлян. Конечно же, ничего сколько-нибудь важного не могло возникнуть в таком Богом забытом месте!
Развалины были полностью обойдены вниманием до открытия первых свитков Мертвого моря в 1947 г. Пещеры в соленых скалах надежно хранили свои тайны в течение двух тысячелетий. Затем в игру вступила судьба и привела к ним пастушка-бедуина, который искал потерявшуюся козу, а нашел спрятанные в пещере свитки. Историю этой потрясающей находки рассказывали и пересказывали уже много раз.
Нет сомнений, что многое, скорее всего, потерялось или было неумышленно испорчено, прежде чем мир понял масштаб открытия и в пустыню нагрянули ученые. Из соседних пещер с помощью местных жителей-арабов извлекались все новые и новые свитки, а также тысячи фрагментов. То, что поначалу считалось единичной «счастливой» находкой, вскоре было провозглашено «величайшим открытием в истории человечества».
По мере того как все большее число пещер расставалось со своими сокровищами, археологи стали задаваться вопросом, как же такое собрание документов оказалось спрятанным в пустыне. Только тогда они наконец начали с интересом присматриваться к развалинам неподалеку от пещер. Вдруг здесь был не просто военный гарнизон, вдруг между свитками и развалинами есть какая-то связь? Первые раскопки зимой 1951 года ничего для подтверждения этой гипотезы не дали. Но в течение 1952 года было окончательно доказано, что своим происхождением свитки действительно обязаны жителям древнего разрушенного поселения, кем бы они ни были.
Кем эти жители могли быть, стало проясняться позже благодаря сочинениям Филона Александрийского, Плиния Старшего и Иосифа Флавия. Все стало на свои места, и Кумран был объявлен родным домом тайного коммунистического сообщества ессеев. В наши дни слово «коммунистический» приобрело несколько иное значение, и по поводу моего употребления этого слова применительно к древней общине возникали вопросы. Ессеи были коммунистическим сообществом в изначальном, можно сказать, чистейшем смысле слова, поскольку они жили единой общиной, сообща владея всем и не нуждаясь в деньгах.
Все, что известно об этих людях сегодня, основано на сочинениях древних авторов и на тех данных, что получены археологами за три года раскопок. Остается еще много неясностей и вопросов. Может быть, наш эксперимент поможет узнать ответы.
Глава 5: Как жила Кумранская община?
Раньше археологи думали, что Кумранская община была религиозным орденом, который состоял из людей, живших по-монашески. Эти люди не могли вписаться в окружающий мир и потому удалялись от него. Ученые полагали, что ессеи жили, придерживаясь строгого распорядка и незыблемых правил. Основываясь на сведениях, полученных от погруженной в глубокий транс Кэти, я попытаюсь показать, что многие соображения ученых относительно этих удивительных людей неверны.
Я свела воедино все сведения, собранные о Кумранской общине, и хочу представить их в одной главе, хотя на самом деле они были добыты в процессе многих сеансов. Кэти часто повторяла одни и те же описания, но в них никогда не было противоречий. Я думаю, что та картина, которую мы увидели глазами Садди, получилась гораздо более живой, чем та, что открыли нам раскопки археологов.
Я была убеждена, что, если я хочу понять Садди, то должна больше знать о его образе жизни и о месте, где он жил. Это было необходимо в особенности потому, что давало представление о тех условиях, в которых Иисус прожил ту часть Своей жизни, которая доныне вызывает больше всего вопросов. Когда я разговаривала с Садди-ребенком, он назвал это место Общиной. Он никогда не называл его иначе. Он не понимал слов «город» или «деревня» и не знал никакого другого места, кроме Кумрана. Так же это место назвали и археологи, и, по их словам, это не был город.
Садди дал такое описание: «Это место не очень большое, но такое, где много людей. Есть библиотеки, дома и храм. Мы живем на холмах, и нам открывается вид на море. Здания у нас из глины. Они построены из кирпича, с плоскими крышами и все соединены между собой». Он сказал, что у большинства строений стены прилегали к стенам соседних домов.
Я была сбита с толку, когда он сказал, что Община окружена шестиугольной стеной.
Это звучало странно. Однако самое необыкновенное заключается в том, что на чертеже раскопа, сделанного археологами (см. стр. 49), отчетливо видно, что поселение имеет в плане не четырехугольник. Хотя, конечно, это и не шестиугольник в строгом геометрическом смысле. Из чертежа явствует, что помещения в основном соединялись друг с другом. Большая их часть имеет общие стены с соседними помещениями.
Иногда я разговаривала с Садди-ребенком, когда он играл во внутреннем дворе. Став постарше, он тоже любил сидеть и предаваться размышлениям в одном из таких дворов. Он сказал, что внутри Общины есть отдельные внутренние дворы. Я привыкла к тому, что внутренний двор находится в центре чего-то, но здесь они были разбросаны повсюду. Садди сказал, что место для занятий и библиотека находились в самом центре, где все собирались, чтобы учиться. Папирусы, то есть свитки, также хранились там. В одном из внутренних дворов были фонтаны. В других были сады, но не такие, как я предполагала, а прекрасные цветники: «Они всех цветов радуги. Они похожи на множество сверкающих драгоценных камней».
Я удивилась, как им удавалось выращивать цветы в таком жарком месте. Мне казалось, мало что может вырасти в пустыне. Садди возразил: «Нет, может! Цветы растут и в пустыне, пока идут дожди. Пока есть вода, жара не страшна. Когда весною приходят дожди, пустыня стоит вся в цвету. Потому что семена, что были брошены в землю, вдруг пускаются в рост и цветут. Пустыня может быть очень красивой».
Во дворе возле трапезных росли фруктовые деревья. «Тут выращивают деревья — инжир, финиковые пальмы, гранатовые деревья, апельсины и лимоны. Кажется, будто они касаются небес. А вокруг деревьев есть дорожки, чтобы гулять среди них, или же можно сидеть среди цветов».
Если снова обратиться к чертежу, то на нем действительно видны отдельные внутренние дворы. Однако археологи схематически изобразили дворы как пустые пространства. Они думали, что в Кумране в условиях недостатка воды может вырасти немногое. Они знали, что жители выращивали хлебные злаки, поскольку нашли их во время раскопок у называемого Айн-Фешха источника, расположенного примерно в трех километрах южнее. Они решили, что там были поля ессеев, и заключили, что эта изолированная группа людей кормилась тем, что выращивалось на этих полях, а также продуктами пчеловодства и чем-то подобным, питаясь скудной, однообразной пищей. Но с этим не согласуется мнение древних авторов. Плиний упоминал, что ессеи жили среди пальм. Солин* пишет: «Плоды пальмы составляют их пищу», и очевидно, что речь идет о финиках. Считалось, что это ошибка, пока археологи не откопали остатки финиковых пальм и финиковые косточки. Похоже, Садди был прав, когда говорил о растущих в Кумране деревьях.
Садди сказал, что большинство ессеев не жили в стенах общины. Вне стен основного комплекса, северней и выше по склону холма, находились жилища для семей. Эти дома располагались так же, как и строения в самой общине, соединяясь друг с другом общими стенами. Археологи полагают, что люди здесь жили в пещерах и шатрах, но мне это кажется странным. Зачем им было строить такую прекрасную в своей целесообразности общину, чтобы потом уйти и жить в примитивных условиях?
Насколько мне удалось выяснить, археологи вряд ли много копали за стенами поселения. В их отчетах упоминаются только раскопки в главном комплексе и вскрытие нескольких могил на прилегающем кладбище. Между прочим, ученые считали, что Кумран был местом жительства только для монашеского братства, пока на этом кладбище не нашли скелеты женщин и детей. Они были вынуждены быстро пересмотреть свою точку зрения, так как стало очевидно, что там жили семьями.
* Гай Юлий Солин — древнеримский писатель III в. н, э., автор сочинения «Collectanea rerum тетогаЬШит» («Собрание достойных упоминания вещей»), в которое входили занимательные сведения по истории, географии и естественным наукам. — Прим. перев.
Дом семьи Садди был расположен выше, чем большинство домов. Когда он выглядывал из дома, ему открывался вид на дали за Мертвым морем. Единственные люди, постоянно жившие внутри самой общины, — это жрецы Яхве, которые смотрели за храмом и свитками и поддерживали горящие огни.
Садди жил вместе с матерью, отцом и сестрой Сарой. Я попросила описать их жилище. Когда было жарко, все обычно спали на плоской крыше. Когда становилось прохладнее, Садди делил комнату с сестрой. Была также комната, которая считалась общей, там готовили еду. У родителей была своя спальня, а еще была комната, где отец занимался и где было множество папирусов. Жилище семьи Садди имело общие стены с жилищами соседей.
На основании изучения развалин археологи предположили, что все всегда питались вместе в обширной трапезной общинного комплекса. Но Садди сказал, что семьи чаще всего ели у себя дома. В главную трапезную шли, когда бывали какие-то торжественные случаи, и кто-то собирался произнести речь. Ессеи считали, что если каждый будет иметь свое собственное пространство, то и конфликтов будет меньше.
И библиотека, и трапезная представляли собой прямоугольные помещения. Защищенные сверху отверстия в крыше пропускали свет внутрь. Были отверстия и в стенах, прикрытые так, чтобы в комнаты не попадала пыль. Садди не знал точно, какое здание самое большое, потому что «не измерял их шагами».
Самый простой путь в общину из внешнего мира лежал через ворота рядом с высоким утесом. Они были достаточно широки, чтобы пропустить караван, если бы возникла такая необходимость. Когда я спросила, есть ли другие пути, Садди осторожно дал понять, что есть, но больше ничего не стал рассказывать. Стало ясно, что это один из многих предметов, о которых, как я обнаружила, ему не разрешалось распространяться. Во многих отношениях ессеи были очень скрытны, и мне с трудом удавалось преодолевать этот защитный барьер.
Садди сообщил, что некоторые здания не были одноэтажными. Второй этаж был у библиотеки. Зал собраний (трапезная) имел высоту в два этажа, но только за счет высокого потолка. По словам Садди, башня у ворот была трехэтажной. Археологи отмечают, что, судя по некоторым данным, часть помещений имела два этажа. Они утверждают, что башня тоже была двухэтажной, но при этом упоминают и подвал для кладовых, что может быть приравнено к третьему этажу. Основное назначение башни состояло в том, чтобы служить смотровой площадкой. С этой выгодной позиции ессеи могли заметить каждого, кто приближался к Общине. Садди обмолвился, что она использовалась и для обороны, но, когда я попросила его уточнить, он отказался отвечать. Это была еще одна запретная тема.
Став старше, Садди уже не жил под родительским кровом, а переселился в ту часть поселения, которая предназначалась для неженатой молодежи. Там мужчины и женщины жили в «апартаментах», как он это называл, не будучи, впрочем, уверен в этом слове. Где принимать пищу, молодые люди решали сами. Пока Садди жил там, он часто ел вместе с остальными — за компанию и чтобы поговорить. В трапезной, или «зале еды», стояло много столов, но готовили пищу в помещениях за пределами зала, в печах из глины.
Ученые утверждали, что все ессеи питались сообща, степенно исполняя церемонии или ритуалы, которые не прекращались и во время еды. Садди с этим Fieсогласился: он сказал, что было только благословение, и пока длилась трапеза, не было никаких поучений или чего-то подобного.
Предполагалось также, что ессеи исполняли строгие религиозные обряды в течение дня. И вновь Садди был не согласен, сказав, что никого ни к чему не принуждали, а все делалось по свободному выбору самого человека. По большей части религиозные обряды совершались в субботу.
Если люди хотели принимать пищу в своих собственных жилищах, они шли к одному из «хранителей кладовых» и брали все, что нужно. Голодным никто не ходил, но обжорство было недопустимо.
Я поинтересовалась, какие виды пищи они употребляли. Основным продуктом было просо. Этот злак выращивался за пределами поселения — возможно, в Айн-Фешхе. После жатвы зерно провеивали и хранили в больших мешках. Садди описал блюдо, которое готовили из пшена. Чтобы приготовить его, нужно было «взять пригоршню пшена и горшок кипящей воды и засыпать в воду крупу с небольшим количеством соли». Добавлялись и травы. По описанию походило на суп, но Садди сказал, что это можно раскатать и есть руками, так что, возможно, это было что-то вроде хлеба.
Употреблялись в пищу и разные виды мяса: молодая баранина и козлятина, изредка мясо бычков или молодых волов и разные виды птицы. Я помнила о законах в Ветхом Завете и спросила Садди о пищевых ограничениях. Он ответил: «Нельзя есть свинину или мясо животных, у которых не раздвоено копыто.
Свинья, она чего только не ест! Она и навоз съест, если ей скормить, ей все равно. Поэтому свинья считается нечистой. Можно есть только тех животных с раздвоенным копытом, которые жуют жвачку. Вот верблюд жует жвачку, но мы не едим верблюда».
Сам он не любил есть мясо, хотя не было никаких строгих правил, запрещавших это членам общины. Это был личный выбор Садди. «Нехорошо убивать живые существа для своего... Ну... Для удовольствия. Ты ведь лишаешь жизни Божью тварь. Есть мясо —это значит связать кого-то здешней жизнью, привязать чью-то душу к земле».
Он не понимал слова «напитки», но сообщил, что ессеи пили вино, воду и иногда — молоко различных животных. В шутку я спросила о кофе, но Сади сказал: «Такого не знаю. Это мне незнакомо. Я пил отвары из мяты и разных листьев». «Овощи» — еще одно слово, которое он не понял даже после многочисленных объяснений. Кроме зерновых и фруктов, были и другие продукты, но их покупали у проходящих караванов.
Садди описал и мебель внутри жилищ. «Есть кровать — рама, на которой перекрещенные веревки, ими обвивается рама. А поверх кладется тюфяк и все такое. И вот так и спишь на этом. Есть стулья и столы. А если хочешь посидеть или отдохнуть, возьми подушечку и сядь на пол. Это опять же дело вкуса». Рама кровати возвышалась над полом сантиметров на 30.
Садди не понял, о чем я говорю, когда я спросила об одеялах или покрывалах. Когда я объяснила, он ответил: «Совершенно ни к чему все эти одеяла. Это лишнее. Если жить в горах, тогда, может, они и нужны».
Он также не знал, что такое подушка, но поскольку он использовал слово «подушечка», я понимала, что он узнает и «подушку». Садди не мог взять в толк, какая может быть для него необходимость класть подушечку под голову во время сна. «Голову не приподнимают. Лучше всего спать, когда ступни приподняты выше уровня головы, чтобы кровообращение было лучше. Если приподнимать голову, будут отекать ноги. У тебя не отекают? Если спать с приподнятой головой, будут головные боли и много других неприятностей. А вот приподнимать ноги — это значит улучшать кровообращение в теле и не давать крови застаиваться».
Жители Кумрана спали, либо подкладывая подушечку под ступни, либо придавая кровати наклонное положение. Единственным дополнительным предметом обстановки в доме были полки, куда можно было класть вещи — одежду и тому подобное.
Я спросила об украшении жилища, и снова Садди смутился и нахмурился. Я имела в виду картины и статуи.
Слово «статуя» встревожило его. «У нас нет статуй! У нас их не делают. Иногда бывают картины.Но никакие статуи в общине не разрешены. Это подражание тому, что создал Бог. В заповедях запрещено сотворять себе кумира». — «Даже если подразумевается, что это не божество? А, например, изваяние животного?» — «Многим ложным богам поклоняются в зверином образе».
Я попыталась объяснить, что некоторым людям нравится иметь у себя статуи и картины, потому что они радуют глаз. - У них нет намерения использовать эти вещи для поклонения. Но Садди не мог воспринять эту идею. «Я, пожалуй, посмотрю на природу и найду красоту в ней. Зачем смотреть на грубое подражание, когда перед тобой настоящее?