Аль-Ханифия - религия Ибрахима, о том, что поклонение не называется поклонением, кроме как при наличии Таухида (Единобожия), также о важности изучения ширка (многобожия).

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:

«Знай, да наставит тебя Аллах на путь повиновения Ему, что аль-ханифийа (единобожие) - религия Ибрахима - заключается в том, чтобы ты поклонялся одному Аллаху, очищая перед ним свою религию (от всех примесей многобожия). Подобно тому, как Всевышний сказал: "Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне". (Рассеивающие 56).

И после того, как ты познал, что Аллах создал тебя для того, чтобы ты поклонялся ему, ты также знай, что поклонение не будет называться поклонением (Аллаху. То есть не будет принято), кроме как с единобожием, подобно тому, как намаз не называется намазом (не принимается), кроме как с ритуальным очищением (омовение).

И точно так же, как осквернение (имеется ввиду действия, нарушающие ритуальное очищение) портят ритуальное очищение, так и поклонение становится недействительным, если в него проникло многобожие.

И после того, как ты познал, что многобожие, смешавшись с поклонением - портит его, разрушает благие деяния и обрекает того, кто сделал это в вечное пребывание в огне, ты должен знать, что наиважнейшее, что лежит на тебе - это познание этого (то, о чем будет идти речь в книге). Быть может Аллах избавит тебя от этой паутины многобожия, о которой сказал Всевышний Аллах: "Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает"(Женщины 48).

(И для того, чтоб спастись от) Этого (многобожия), ты должен знать 4 правила, которые упомянул Всевышний Аллах в Своей книге».

Комментарий (шарх) шейха Аль-Барака:

Начал шейх это свое послание с обращения к ищущему знания, как это уже стало его обычаем, и сказал:"Знай"- пробуждая его (пробуждая интерес к поиску знаний), наставляя и просвещая (в том вопросе, о котором пойдет речь).

"Да наставит тебя Аллах" (то есть да наставит тебя Аллах и поможет идти по правильному пути, а это есть ничто иное как знание, приносящее пользу и благие деяния.

"Аль-ханифийа (единобожие) - религия Ибрахима" (то есть религия "аль-ханифийи" - это и есть религия Ибрахима, мир ему).

"Чтобы ты поклонялся одному Аллаху, очищая перед ним свою религию (от всех примесей многобожия)". Смысл этих слов заключается в том, чтобы, поклоняясь Аллаху, ты не желал этим поклонением ничего и никого помимо Аллаха (помимо награды от него, а не похвалы и тому подобное). И чтобы твое подчинение, принижение и покорность были только Аллаху. "Скажи: Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру. Мне также велено быть первым из мусульман" (Толпы 11-12).

"Скажи: Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру". (Толпы 14).

Это и есть религия Ибрахима, мир ему, религия аль-Ханифийа, в которой (поклонение) направленно одному Аллаху, и отказ от (поклонения) помимо Него. Это и есть то поклонение, которое вменил в обязанность своим рабам Аллах, и создал их для этого. Как об этом сказал Всевышний: "Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне".(Рассеивающие 56). И разъяснил Аллах, Пресвят Он, что поистине Он создал людей и джиннов, чтобы они Ему поклонялись. Это и есть цель и мудрость в создании их. И повелел это (поклоняться Ему) Аллах всем людям, (доведя до них этот приказ посредством) языком (слов) Его посланников, мир им. И все пророки, мир им, говорили своему народу: "Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него" (Преграды 59). "Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!" (Пчелы 36).

Затем шейх обратил внимание на важную вещь сказав: "Знай, что поклонение не будет называться поклонением (Аллаху. То есть не будет принято), кроме как с единобожием".И кто поклонялся помимо Аллаха другим, тот не был поклоняющимся Аллаху (как Он приказал), и не поклонялся он Ему Его поклонением (тем поклонением, которое Он приказал), так как поклонение не будет называться поклонением, кроме как с единобожием.

Затем привел пример шейх этому, сказав: "Подобно тому, как намаз не называется намазом (не принимается), кроме как с ритуальным очищением (омовение)".То есть подобном тому, что намаз, совершенный человеком не будучи в ритуальном очищении, будет недействительным.

И если известным является то, что намаз, если проникло в него осквернение (то есть что-либо нарушающее ритуальное омовение), портится, то точно так же и поклонение, если проникло в него многобожие, портится. Это подобно осквернению, которое, когда проникает в ритуальную чистоту, делает ее (чистоту) недействительной.

Когда многобожие бывает большим (ширк аль-акбар), оно разрушает все поклонение, как об этом сказал Всевышний: "Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния" (Толпы 65).

"Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали". (Скот 88).

Когда же оно бывает из вида малого многобожия (ширк аль асгар), оно разрушает то деяние, которое было выставлено на показ, но не разрушает все остальные его деяния, в которых он проявил искренность Аллаху одному.

Затем сказал шейх: "И после того как ты познал, что многобожие, смешавшись с поклонением, портит его, разрушает благие деяния и обрекает того, кто сделал это в вечное пребывание в огне, ты должен знать, что наиважнейшее, что лежит на тебе - это познание этого (то, о чем будет идти речь в книге)".И, если ты узнал, что это опасность (впасть в многобожие), то будет мудрым и разумным познание человеком этих важных вопросов, в которых содержится убыток, чтобы остерегаться их. И когда человек узнал опасность многобожия, остерегается и бережется от него и просит своего Господа, чтобы Он уберег его от этого многобожия. Однако, когда человек не знает опасности многобожия, он не обращает внимания и не боится этого, и быть может так, что он попадет в него сам того не зная.

Слова шейха: "Быть может Аллах избавит тебя от этой паутины". То есть многобожие сравнивается с ловушкой, и тот, кто попадет в нее, погиб, подобно птичке, если она попадет в сеть (погибнет). А затем шейх объяснил, что это за паутина, сказав:"Многобожие, о котором сказал Всевышний Аллах: "Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает" (Женщины 48)".Это большое многобожие (ширк аль-акбар).

Большое многобожие выделяется тремя особенностями:

1. оно не прощается;

2. тот, кто совершил его, будет навечно в аду (если не сделает покаяние);

3. оно разрушает все благие деяния (раба).

Доказательством этому являются тексты Корана. Сказал, Пресвят Он и Велик: "Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает" (Женщины 48).

И сказал Всевышний:"Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай"(Трапеза 72).

И сказал Всевышний:"Воистину, не уверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей".(Ясное Знамение 5).

И сказал, Пресвят Он и Велик: "Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»"(Толпы 65).

И сказал Всевышний: "Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали". (Скот 88).

Просим Аллаха, чтобы он оберег нас от всех видов многобожия, явных и скрытых, больших и маленьких.

Сказал имам (Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб), да помилует его Аллах:"(И для того, чтоб спастись) от этого (многобожия), ты должен знать 4 правила, которые упомянул Всевышний Аллах в Своей книге".

То есть опасность многобожия и обязанность остерегаться его и очищения от него становятся ясными посредством этих 4 правил.

Наши рекомендации