Разъяснение 3 сомнения (но ведь наше дело не поклонение, а значит, мы не совершаем многобожия).

Если же ты скажешь: "Но ведь эти могилопоклонники говорят: мы не совершаем многобожия, и не делаем Аллаху равных, а наше обращение к умершим праведникам (аулия) и убеждение относительно них не является многобожием!!!"

Тогда я отвечу тебе: "Да, "говорят своими языками то, чего нет в их сердцах!" (3: 167). Но это лишь по причине их невежества относительно истинной сущности многобожия!!!

В действительности же, их возвеличивание этих "аулия", и принесение им жертвоприношений и есть многобожие, ведь Всевышний Аллах говорит: "Совершай намаз Твоему Господу и приноси жертву" (108: 2) – т.е. никому другому, кроме Него, как на это указывает выставление вперед фразы "Твоему Господу", тогда как в основе она должна быть в конце предложения.

[Сказал шейх Фатх уль-Кадаси: «В данном случае это не является применением правила «вынесение вперед того, что должно быть позади предложения, указывает на сужение смысла». В действительности фраза «Твоему Господу» не вынесена вперед относительно фразы: «приноси жертву», так как эти две фразы разделены союзом «и». Но здесь применено правило: «Удаление фразы из-за отсутствия нужды в ее повторении». Основа предложения: «Совершай намаз Твоему Господу и приноси жертву Твоему Господу». В повторении фразы «Твоему Господу» в конце предложения нет нужды из-за ясности этого смысла. («Шарх Татхир уль-И’тикад», 14-ый урок)].

И говорит Всевышний: "И мечети принадлежат Аллаху, не взывай же наряду с Ним ни к кому!" (72: 18).

И из того, что мы поведали тебе выше, ты уже узнал, что даже показуху Всевышний назвал многобожием, не говоря уже о том, о чем мы ведем разговор сейчас.

То, что они делают для своих умерших праведников (аулия) – именно это и есть дела многобожников. Поэтому, совершая эти деяния, эти люди становятся многобожниками, и не помогут им их слова: "мы не придаем Аллаху сотоварищей!" – потому что их дела указывают на ложность этих слов. [Подобное сомнение, но немного в ином ракурсе, разобрано в книге о Булгаре с. 212-216 (2-ое издание)].

Разъяснение 4 сомнения (но ведь они не знают того, что эти дела превращают их в многобожников).

Если же ты скажешь: "Но ведь они не знают того, что эти дела превращают их в многобожников!"

Я скажу тебе: "В книгах фикха, в главе «вероотступничества», ученые явно заявляют о том, что высказавший слово неверия становится неверующим, даже если не подразумевал смысла этого слова.

[Смысл слов имама ас-Сан’ани заключается в том, что если человек произносит слова неверия, зная, что эти слова являются словами неверия, намереваясь их произнести – становится неверным, даже если не имеет намерения стать неверующим посредством произнесения этих слов.

И здесь необходимо отметить о том, что не всякое высказывание слов неверия выводит человека из Ислама и делает неверующим.

Сказал ‘алляма ‘Абдуллах ибн ‘Абдуррахман Абу Бутейн: «Что же касается того, кто высказал слово неверия, не зная, что это слово – слово неверия, но затем ему поведали об этом, и он отказался от этого слова – относительно него не выносится постановление о выведении из Ислама (такфир). Примером этому то, как некоторые из новообращенных сподвижников сказали пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Сделай нам Зат Ануат, такой же, как у них» («ад-Дурар ус-Сания» 10/419).

Сказал шейх ‘Абдульмухсин аль -‘Аббад, разъясняя эти слова имама ас-Сан’ани в своем шархе: «Слова автора не нужно понимать в широком смысле. Потому что произнесение слов неверия может изойти по принуждению или по оговорке языка без намерения произнесения этих слов, например из-за сильной радости. Об этом приходит хадис у имама Муслима о человеке, который потерял свою верблюдицу, отчаялся в том, что найдет ее, а затем обнаружил ее рядом с собой и воскликнул от ликования: «О Аллах, Ты мой раб, а я твой Господь». Сюда же можно отнести то, когда человек передает слова неверия, высказанные кем-либо, или произносит их без намерения, как в бреду или во сне. (См. также шарх шейха ар-Ражихи с. 88).

Что же касается того, кто произносит слова неверия шутя или играя, то он не имеет оправдания и выходит этим из Ислама. (См. «ад-Дурар ус-Сания» 10/419)].

К тому же, это указывает на то, что эти люди изначально не познали истинной сути Ислама, а также сущности единобожия, поэтому они являются неверующими в основе, изначально не вошедшими в Ислам.

[Аргументация имама ас-Сан’ани в этом чрезвычайно важном вопросе следующая: «те, кто носит название «могилопоклонников» сегодня, родились и выросли в среде тех, кто причисляет себя к Исламу, однако их убеждения и действия противоречат Исламу в его фундаменте. Они не понимают смысл свидетельства Ислама «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» правильным пониманием и не знают его. Соответственно, они изначально не вошли в Ислам, т.к. одним из условий принятия свидетельства является «знание» смысла свидетельства. А значит эти люди – неверующие в основе, вообще не вошедшие в Ислам, а не вероотступники, которые вошли в Ислам, а затем вышли из него своими убеждениями или действиями многобожия».

Однако, подавляющее большинство ученых, если не сказать все, не согласились с автором книги в его аргументации.

Сказал шейх аль-‘алляма ‘Абдуллатыф ибн ‘Абдуррахман ибн Хасан: «Известно и единогласно среди ученых, что тот, кто сделает это (т.е. действия многобожия), вместе с тем, что произносит два свидетельства Ислама, выносится на него хукм о неверии и вероотступничестве после дохождения довода. Ученые не рассматривают этих людей в качестве неверующих в основе, вообще не вошедших в Ислам. И я не видел никого из обладателей знания, кто бы сказал такое, кроме Мухаммада ибн Исма’иля (ас-Сан’ани) в его книге «Очищение вероубеждения». Аргументировал он это тем, что люди эти не поняли смысл свидетельства Ислама, а соответственно не вошли в Ислам, но наш шейх (т.е. шейх ан-Нежди) не согласен с ним в этом» («Мисбах уз-Залям» с. 53).

Подобные же фетвы несогласные с имамом ас-Сан’ани имеются у шейха Мухаммада ибн Ибрахима али-Шейха, а также шейха ‘Абдурраззака аль-‘Афифи].

Ведь, воистину, Всевышний обязал Своих рабов уединять Его в поклонении: "Чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха" (11: 2), и быть искренним в нем: "И не было им приказано ничего, кроме как поклоняться Аллаху искренне перед ним в вере" (98: 5). А что касается того, кто взывает к Аллаху ночью и днем, скрыто и явно, со страхом и надеждой, а затем взывает наряду с Ним еще к кому-либо, тот совершает многобожие в поклонении.

Это потому что взывание с мольбой является одним из видов поклонения, и Всевышний назвал его таковым в Своих Словах: "Поистине те, которые возгордились отпоклоненияМне, зайдут в Ад униженными", после Слов: "Взывайтеко Мне и Я отвечу вам" (40: 60).

Наши рекомендации