Послушный раб или послушный друг?
Если вы верите в Бога и стремитесь исполнять Его волю, что склоняет вас к послушанию?
Быть может, ваш ответ будет таким: «Я делаю то, что делаю, потому что об этом мне сказал Бог, имеющий власть наградить или погубить». Итак, вы не убиваете и не прелюбодействуете потому, что Бог запретил вам это делать. Вам кажется, что в другой ситуации вы, пожалуй, и могли бы это делать, однако в данном случае вы не рискуете вызвать Его недовольство.
Так говорит раб, дрожащий от страха. Такая установка могла быть
оправданной для того, кто только ступил на путь веры или для ребенка. Она предполагает, что Божии законы по сути своей произвольны и сами в себе смысла не имеют. Такое послушание представляет Бога не в лучшем свете.
Но, быть может, вы ответили бы так: «Я делаю то, что я делаю, потому что об этом мне сказал Бог, а я люблю Его и хочу Ему угодить». Значит именно поэтому вы не крадете и не лжете? В принципе, вы не видите в таких поступках ничего предосудительного или вредного, но всё дело в том, что вы очень хотите угодить Богу. По каким-то причинам Ему не нравится, когда вы крадёте или лжёте, а поскольку Он Сам так великодушен и добр по отношению к вам, вы чувствуете, что просто не можете не угодить Ему. В таком подходе чувствуется одна лишь
честность и благодарность.
И опять-таки это рассуждение раба. Оно годится для новичка или ребенка, и, быть может, здесь даже есть какой-то прогресс по сравнению с послушанием, которое вызвано одним лишь страхом наказания или желанием награды. Однако такая установка по-прежнему предполагает, что заповеди Бога произвольны, и тем самым опять-таки представляет не в лучшем свете Его характер и способ управления миром.
Но есть и другое послушание. Быть может, вы ответили бы так: «Я делаю то, что я делаю, потому что я вижу, что поступать так правильно и разумно, и я всё больше и больше восхищаюсь и благоговею перед Тем, Кто в меру моего неведения и незрелости дал мне такие советы и заповеди. И по-прежнему оставаясь в какой-то мере несведущим и незрелым, я готов доверять и оказывать послушание Тому, чей совет всегда оказывается разумным, даже если Он предлагает сделать
нечто, превышающее моё теперешнее разумение».
Это больше похоже на слова друга, и в них Бог тоже предстаёт как Друг,
достойный восхищения и доверия.
Авраам знал Бога довольно хорошо, ибо, когда Господь призвал его принести в жертву своего сына, он сразу узнал Его голос и тотчас подчинился столь невероятному повелению. Во время долгого путешествия к месту жертвоприношения он, исполнившись почтения, не переставал задавать один и тот же вопрос: «Почему?» И, осмысляя происходящее в свете всего того, что он знал о Боге, Авраам решил, что Господь даст ему кого-то вместо сына или же как-то возместит потери или воскресит его сына. Старый друг был прав! (Быт. 22:8; Евр. 11:19).
В тот печальный день, когда умер наш любимый пёс, мы для утешения
принесли домой другого щенка. Теперь наша любимица весит почти семьдесят килограмм, но чтобы обрести хорошие манеры, ей надо многому научиться.
Особенно это касается сада, где наша Молли довольно скоро проявила большой аппетит к крупным цветам гибискуса. Вскоре она поняла, что мы вовсе не в восторге от того, как она бегает вокруг бассейна, держа в зубах остатки прекрасных цветов. В конце концов было решено даже близко не подпускать её к этому соблазну. Молли добрая собака и очень старается угодить. Она сильно печалится, когда чувствует, что чем-то вызвала наше неудовольствие. Этого было достаточно, чтобы она воздерживалась, но лишь до тех пор пока ей было известно, что мы
смотрим на неё! Стоило же нам уйти в дом, как она, ощутив прилив свободы, бросалась назад и снова нападала на цветы.
Увидев это в окно, мы выскакивали из дому и снова запрещали ей. Не было нужды повторять это много раз: Молли быстро поняла, что, хотя мы и не наблюдаем за нею, всякий раз, когда она нарушает запрет, мы внезапно откуда-то появляемся. Быть может, она мельком видела нас за стеклом?
Теперь лишь иногда мы видим, как она сидит перед кустом гибискуса, бросая быстрый взгляд на эти вкусные цветы. Повернув голову, она внимательно глядит на окно, высматривая нас.
Мы, конечно, не думаем, что Молли, хорошенько обо всём поразмыслив,
пришла к выводу, что эти цветы уничтожать просто глупо. Достаточно и того, что она подчиняется, потому что любит нас и очень хочет нам угодить.
Однако нет сомнения в том, что Бог был бы весьма разочарован, если бы Его дети, наделённые разумом, слушались так, как это делает преданная, хорошо обученная собака.
Почему ты чистишь зубы?
В детстве вместе с двумя братьями я спал в большой спальне. Каждый вечер приходила мама и заботливо укрывала нас одеялом. Подойдя к моей кровати, она спрашивала: «Ты помолился? А Библию почитал? Шею вымыл? Зубы почистил?»
В случае отрицательного ответа мать настаивала на том, чтобы всё это было сделано, прежде чем я усну.
В ту пору я чистил зубы потому, что мать говорила мне об этом. Я любил её и хотел, чтобы она меня похвалила. Кроме того нельзя забывать, что в случае моего упрямства всё могло бы кончиться ещё одним разбирательством на нижней ступеньке нашей лестницы.
Но когда я немного подрос, никто не приказывает мне чистить зубы. Это
занятие вполне разумно, и я знаю, что случится, если я не буду этого делать. Каждый раз, приходя к моему другу-стоматологу, я читаю неоспоримый призыв, вывешенный на стене: «Чистите зубы, если хотите их иметь».
Как вы думаете, если бы сегодня вечером, появившись у моей постели, мать стала спрашивать меня о том же, стал бы я ворчать и приговаривать: «Ну вот, опять мы возвращаемся под ярмо закона»?
Ни в коем случае. Я хотел бы услышать, как она спрашивает: «Грэм, ты чистил зубы?» Я хотел бы поблагодарить её за все те годы, когда она заставляла нас чистить их, ведь именно поэтому у нас ещё есть что чистить.
Я хотел бы поблагодарить её за то, что она помогла нам понять, почему в пору нашего невежества и незрелости Богу так часто приходится прибегать к закону.