Общение верующих как фактор сохранения и воспроизводства религиозных пережитков

(социально-психологический анализ) А. А. ЧЕЧУЛИН, канд. филос. наук

В теории и практике научного атеизма в настоящее время возникает необходимость более глубокой разработки проблемы общения верующих как одного из важных факторов, способствующих не только сохранению, но и воспроизводству религиозных пережитков в условиях социализма. В обширной марксистской атеистической литературе нет специальных работ, посвященных исследованию вопросов общения верующих, лишь в некоторых научных публикациях затрагиваются отдельные аспекты указанной проблемы 1. Между тем вне общения верующих невозможно ни воспроизводство, ни закрепление и сохранение религиозных взглядов и представлений. Религиозные представления, выражающие особый вид отношения человека к фантастическому, потустороннему миру, не ограничиваются сознанием отдельной личности, а всегда проявляются в сфере коллективных представлений, переживаний и действий, возникающих и функционирующих в процессе общения единоверцев.

Общение представляет собой не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект любой групповой деятельности, в том числе и религиозной. Религиозная деятельность в ее «чистом» виде (религиозный культ, обряд, ритуал) сводится в первую очередь к регулярно возобновляемому «общению» со сверхъестественным, к богообщению. Однако наряду с иллюзорным общением с богом религиозный культ предполагает и реальное общение единоверцев, в процессе которого осуществляется взаимный обмен опытом и способами религиозной деятельности, религиозными идеями и взглядами, чувствами и представлениями, религиозными установками и ценностными ориентациями, жизненными целями и нормами поведения. В связи с этим проблема общения верующих

1 См., например:Носович В. И. Научный атеизм о религиозной психологии. М., 1975;Павлюк В. В. Психология современного верующего и атеистическое воспитание. Львов, 1976;Писманик М.Г. Личность и религия. М., 1976;Яблоков И. Н. Общение верующих как фактор формирования психологии религиозной группы // Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М., 1969; и др.

представляет для научного атеизма не только теоретический, но и практический интерес.

Общение является специфической проблемой марксистской социальной психологии, а также связанных с нею психологических дисциплин (инженерная психология, космическая, религиозная и др.), которые рассматривают лишь те аспекты проблемы общения, которые определяются предметом их дисциплин. В настоящее время особенно актуальным является исследование социально-психологического аспекта проблемы общения верующих, который позволяет вскрывать сам процесс формирования внутреннего, субъективного мира верующего, выступающего в качестве регулятора его поведения. На необходимость и актуальность социально-психологического уровня исследования проблемы общения людей указывают и другие авторы 2.

«Подобно отражению и деятельности,— отмечает Б. Ф. Ломов,— общение принадлежит к базовым категориям психологической науки»3. Не случайно проблема общения была предметом обсуждения на всесоюзных симпозиумах и съездах психологов, ей посвящены многие работы советских ученых 4. Такое внимание к указанной проблеме объясняется тем, что общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности личности и является одной из важных детерминант ее сознания.

Будучи общественным по своей природе, сознание вместе с тем существует в головах конкретных индивидов. Индивидуальное сознание верующих формируется и развивается в неразрывной связи с общественным сознанием, которое-

2 См., например:Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 209.

3 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 242.

4 См , например:Жукова М. А. Общение и его роль в формировании личности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 1970;

Кряжев П. Е. О диалектике общения и обособления личности в обществе // Диалектика материальной и духовной жизни общества в период, строительства коммунизма. М., 1966;Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. Л., 1975;Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тез. докл. на Всесоюз. симпоз. Л., 1973;Психологияобщения: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Тез. докл. V Всесоюз. съезда психологов СССР (27 июня — 2 июля 1977 г., Москва). М., 1977;Соковнин В. М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1973; Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми: Тез. докл. на Всесоюз. симпоз. Л., 1970; и др.

является важнейшим фактором онтогенетического развития психики человека. Верующий включен не только в соответствующую религиозную общину, но и является членом общества, испытывая его влияние. Поэтому общение не следует рассматривать как некий самостоятельный духовный процесс, независимый от общества. На уровне индивидуального бытия человека общение нами рассматривается как свойственная данному уровню форма существования общественных отношений. «Сознание,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— конечно, есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида»5. Таким образом, в процессе общения возникает, проявляется и разрешается противоречие между родовыми и индивидуальными качествами людей, когда «отдельная личность сливается с жизнью целого, а целое находит свое отражение в сознании каждой отдельной личности»6.

Следовательно, невозможно понять и правильно объяснить особенности сознания современных верующих, а значит и разработать научно обоснованные практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию атеистического воспитания, не исследуя основ, функций, форм и средств общения, а также социально-психологических способов воздействия в процессе общения. Не претендуя на подробное освещение этих вопросов, рассмотрим лишь некоторые их теоретические аспекты применительно к проблеме общения верующих в общинах христианского сектантства, представляющие, на наш взгляд, наибольший интерес для теории и практики научного атеизма.

Для верующих христианских сект характерно прежде всего регулярно возобновляемое культовое общение единоверцев. Религиозный культ (лат. cultus — уход, почитание) — это религиозное почитание каких-либо предметов или воображаемых сверхъестественных существ, обрядовая сторона религии. В широком смысле в понятие религиозного культа включаются все виды действий, связанных с религиозно-магическими представлениями: всевозможные обряды (обычно магические), жертвоприношения, молитвы, богослужения, «таинства», мистерии, религиозные праздники,— а равно и относящиеся сюда предметы: священные

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 29.

6 Там же. Т. 1. С. 103.

изображения, фетиши, святилища, храмы, принадлежности религиозных обрядов 7.

Религиозные культовые действия являются по преимуществу формой коллективного общения верующих. Необычность культовых действий, их магический характер способствуют тому, что они оказывают существенное влияние как на сознание, так и на чувства общающихся единоверцев. В этом смысле религиозный культ можно отнести к одной из первых социально организованных форм регуляции массового сознания, а затем и преднамеренной манипуляции им. Так, по меткому выражению Маркса, «социальные принципы христианства оправдывали античное рабство, превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата»8.

В религиозном культе закрепились и специальные приемы воздействия на сознание верующих. Например, постоянное повторение на молитвенных собраниях давно известных верующим религиозных догматов и библейских текстов имеет целью индоктринировать их сознание, т. е. предотвратить критическое отношение к положениям религии. Необходимость многократных повторений известных библейских утверждений объясняется спецификой религиозного сознания, которое не может быть основано на дискурсивном интеллекте, а потому должно постоянно удерживаться в кругу ограниченного числа религиозных догм, не выдерживающих критического отношения к ним разума. В связи с тем, что религиозные идеи верующими воспринимаются механически, на веру, последние испытывают потребность в постоянном подкреплении этой веры, что и достигается систематическим повторением известных им религиозных положений.

Особенно сильным средством влияния на сознание в процессе культового общения верующих являются массовые культовые действия: коллективная молитва, проповедь, различного рода обрядовые действия (омовение ног, хлебо-преломление, водное крещение и др.). Для оказания воздействия на чувства, а через них и на сознание верующих, в культовой практике широко используются хоровое пение и музыка, исполнение религиозных гимнов и чтение религиозных стихов. Все это вместе с постоянным повторением религиозных догматов позволяет в обстановке культового общения возобновлять, усиливать и закреплять у верующих

7 См.:Краткий научно-атеистический словарь. М., 1964. С. 305.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 204.

религиозные взгляды и представления, чувства и настроения 9.

Следует отметить, что торжественные, пышные обряды характерны для православия и католицизма. В христианском сектантстве они в значительной степени сокращены и упрощены. Однако в настоящее время в условиях кризиса всех религиозных конфессий наметилась тенденция к усилению обрядности и в общинах христианских сект, чтобы активнее использовать это сильное социально-психологическое средство воздействия на сознание и чувства верующих.

В практике атеистической работы следует учитывать, что культовые действия в религиозных общинах регулярно повторяются, а следовательно, регулярно возобновляется и общение единоверцев, почему оно и представляет собой постоянно действующий фактор оживления, закрепления и поддержания религиозных взглядов и представлений у верующих. Однако нужно учитывать и то, что сам по себе факт общения с единоверцами не определяет особенностей сознания верующего. Решающее влияние на формирование религиозного сознания верующих в процессе общения оказывают основы и цели их общения. Само содержание общения детерминировано характером той деятельности, в которую это общение включено и которой подчинено, т. е. при анализе рассматриваемой проблемы необходимо руководствоваться принципом единства общения и деятельности. Так, в проводившемся нами исследовании среди опрошенных верующих христианских сект Новосибирской области 80,8% назвали религиозные мотивы посещения ими молитвенных собраний (спасение души, надежда на достижение вечной жизни и др.). Следовательно, религиозные цели и основы общения верующих выступают в качестве важных факторов формирования особенностей их сознания, отличающих его от сознания неверующих.

Не менее важен также учет того, что общение единоверцев осуществляется не только при совершении групповых культовых действий, но и в быту. Контакты в быту, по выражению А. И. Клибанова, «служат продолжению их религиозной взаимоиндукции, усиленной интимностью домашней обстановки, доверительностью и непосредственностью общения»10. Специфика общения верующих заключается и

9 Об особенностях культовой практики, например, пятидесятников подробнее см.:Москаленко А. Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск, 1978.

10Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность. М., 1969. С. 142.

в том, что они воспринимают его не только (а нередко и не столько) как общение между реальными людьми, но одновременно и как богообщение, в соответствии с библейским утверждением мифического Христа: «Где двое или трое собраны во имя мое, там я посреди них» (Матфея; 18, 20). Так, в упоминавшемся исследовании предпочитают общаться в свободное время в быту с единоверцами 50,4% опрошенных верующих, из них 36,6% общаются по религиозным мотивам: послушать слово «божие», утвердиться в вере и т. д.

Общение является не только необходимым фактором социализации и условием существования любого индивида, но и одной из его наиболее ранних и важных потребностей. А поскольку у верующих вследствие бедности духовных потребностей и интересов отсутствуют основы для постоянного общения с другими людьми, неверующими, то их социальные связи сужаются и обедняются. Кроме того, религиозные общины христианских сект стремятся сознательно ограничить сферу общения верующих рамками соответствующей общины. Как справедливо отмечает Э. П. Заброда, «отличительной чертой любой религиозной системы является установка на ограничение у своих приверженцев сферы интересов и общения, которые способствуют развитию самосознания и индивидуальности личности, самостоятельности и критичности ее ума»11. Именно в подобных условиях религиозная община выступает для верующего как универсальная система непосредственного общения с другими людьми, а общение с единоверцами превращается для него в потребность. Общаясь с единоверцами, он, хотя и в извращенной форме, удовлетворяет потребность в общении, а потому общение в религиозной среде и представляет собой важный фактор, питающий и поддерживающий религиозность некоторой части населения нашей страны в настоящее время. Так, в проведенном нами исследовании 35,2% опрошенных верующих назвали в качестве мотива общения с единоверцами потребность в общении с другими людьми.

В процессе отправления религиозного культа между членами религиозной общины устанавливаются не только функциональные, деловые отношения, но и межличностные. В отличие от функциональных отношений, определяемых самим характером религиозной деятельности, межличностные отношения имеют эмоциональную природу, складывают-

11Заброда Э. П. Проблема неосознанного в религиозной психологии: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Киев, 1970. С. 17.

ся на основе возникающих у единоверцев в обстановке общения определенных чувств по отношению друг к другу. Особенностью межличностных отношений верующих христианских сект является то, что они конфессионализируются. От того, насколько соответствует поведение верующего «христианскому образцу» личности, существенным образом зависит отношение к нему других членов общины. При этом в различных конфессиях ценятся разные качества верующего. Так, в общинах пятидесятников наибольшей святостью, по мнению единоверцев, пользуется тот ее член, на которого «снизошел» дух святой и которого они называют «духовным»; у иеговистов — тот, кто беспрекословно выполняет задания религиозной организации, несмотря на преследования «организаций дьявола» и, если требует организация, готов пойти на смерть; а в группах ИПХС — тот, кто полностью «умер» для всего мирского. Отсюда различия и в характере межличностных отношений в разных общинах христианского сектантства.

В практике атеистической работы следует учитывать, что в условиях кризиса религии в нашей стране общины христианских сект прилагают особенно значительные усилия к тому, чтобы интенсифицировать межличностные контакты верующих в рамках религиозных общин, а также между единоверцами в быту. Расширение и укрепление межличностных отношении между единоверцами ведет к тому, что циркулирующая между ними информация воспринимается некритически. А это способствует усилению роли общения в закреплении и сохранении религиозных пережитков в наши дни. Вот почему при проведении атеистической работы необходимо принимать меры, направленные на расширение сферы общения верующих с атеистами на безрелигиозной основе, и тем самым ослаблять тот источник, который питает и поддерживает их религиозность.

Однако при анализе проблемы культового и внекультового общения верующих недопустимо социальную макросреду, оказывающую решающее влияние на формирование личности, подменять религиозной микросредой. Социально-типические черты личности (классовые, профессиональные, национальные) формируются под влиянием общественных условий жизнедеятельности людей (макросреды), а индивидуальные — под влиянием специфических, только для данного индивида присущих, условий его жизни (микросреды). Религиозная община, к которой принадлежит верующий, выступает лишь одним из элементов его микросреды, хотя для некоторых верующих — это и важный элемент.

Содержание и цели общения единоверцев являются важными, но не единственными факторами, влияющими на формирование индивидуальных особенностей сознания верующих. Существенное влияние на сознание верующих оказывают также формы и средства общения. Исходной формой общения является непосредственное общение, в процессе которого верующие взаимодействуют друг с другом. Именно непосредственная форма общения единоверцев в наибольшей степени способствует формированию и закреплению в сознании индивида веры в реальность религиозных представлений, в результате чего последние начинают оказывать регулирующее влияние на его поведение. Наиболее эффективным средством воздействия на сознание верующих в процессе непосредственного общения является речь, которая дополняется мимикой и пантомимикой. Соотношение этих вербальных и невербальных средств общения определяется религиозными обрядами и ритуалами, характерными для соответствующей религиозной конфессии.

В процессе непосредственного общения верующие обмениваются мнениями по поводу прослушанной проповеди или прочитанного библейского текста, переводя его на обыденный язык, выражают свое собственное отношение к содержанию, высказывают свое субъективное понимание религиозных мифов и легенд. А так как единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляет важнейшую черту восприятия человека, то положительно эмоционально окрашенное отношение верующего оказывает регулирующее влияние на характер воспринимаемой им религиозной информации; делает яркими, конкретно-образными одни ее содержательные элементы и затушеванными, схематизированными — другие.

В результате в процессе непосредственного общения с единоверцами представления верующего о религиозной картине мира в целом и образах сверхъестественных существ конкретизируются. Существенную роль в этом играет также и воображение верующего. Воображение неразрывно связано со способностью человека изменять мир, преобразовывать действительность и создавать новое. Однако образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются только воспроизведением непосредственно воспринятого, в них может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал и чего не может быть в действительности. Собственное воображение верующего дополняет религиозные представления, сформированные в процессе общения с единоверцами, реконструирует их в соответствии с уровнем собственных зна-

ний и особенностями мышления, вносит в них что-то свое, в результате чего религиозная картина мира становится понятнее, а сверхъестественные существа — доступнее, ближе верующему»

Эти особенности восприятия верующим религиозной информации в процессе общения с единоверцами, а также ее трансформация в памяти способствуют закреплению у него веры в реальное существование сверхъестественных существ и иллюзорной надежды на их помощь в земных делах. Для верующего религиозная информация выступает не просто как безличное предметное знание — она приобретает для него определенный личностный смысл, так как для него «продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом»12. При вербальной форме общения единоверцев слово как сигнал не только несет информацию и побуждает к чему-то, но и «запрещает», отменяет что-то. Усвоенные верующим в процессе общения с единоверцами различного рода религиозные ограничения и запреты, закрепляясь в его сознании, накладывают отпечаток и на специфику его социального поведения.

Среди верующих христианских сект широко развита и опосредованная форма общения. Разнообразная, в том числе рукописная, религиозная литература активно используется сектантами для оказания влияния на сознание единоверцев. Она: призвана дополнять устную речь, способствовать более глубокому, «сознательному» усвоению верующими религиозного вероучения. Непосредственность в выражении религиозных взглядов и настроений образность и соотнесенность излагаемого с жизнью верующих превращают рукописную литературу в действенное средство влияния на их сознание. К тому же с помощью религиозной литературы культовое сообщество может оказывать влияние на верующего даже в то время, когда он не находится в непосредственном контакте с его представителями.

В настоящее время при опосредованном общении верующих стали широко использоваться и технические средства, особенно магнитофонные записи. Распространяя магнитофонные записи, например, проведенного молитвенного собрания, проповедники религиозных общин создают возможность опосредованного общения членов этой общины с довольно широким кругом верующих, не принимавших участия в данном молитвенном собрании.

12Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 82.

Рассматривая вопрос о средствах общения верующих, необходимо учитывать, что религиозную информацию они воспринимают не просто как устную или письменную речь, а как «слово божие». А это усиливает ее воздействие на сознание верующих, так как она воспринимается ими как исходящая от высшего для них авторитета, следовательно — некритически, на веру.

Одна из-особенностей как непосредственного, так и опосредованного общения верующих заключается в том, что при совершении групповых культовых действий оно во многом осуществляется с помощью религиозной символики, начиная от «символа веры» и различного рода символических действий в ходе отправления религиозного культа до многочисленных символических действий в быту. Так, обряд крещения у баптистов символизирует «вступление в послушание богу»; глоссолалия у пятидесятников — «сошествие духа святого»; омовение ног у адвентистов — «любовь к ближнему», «равенство во Христе» и т. д. Символические действия служат средством оживления и подкрепления соответствующих религиозных взглядов, представлений и чувств, так как при их совершении верующие воспринимают не только внешнюю, видимую картину, но и заложенные в них религиозные идеи. Главное назначение символических средств общения заключается в закреплении в сознании веры в реальное существование потустороннего мира и сверхъестественных существ, а также в возможность с помощью культовых действий вступать в непосредственные связи со сверхъестественными существами и оказывать соответствующее влияние на них. Таким образом, вся система форм и средств общения верующих оказывает существенное действие на формирование их индивидуальных особенностей. Именно в процессе общения с единоверцами индивид усваивает, закрепляет и поддерживает религиозные взгляды и представления в современных условиях.

Анализ роли общения верующих в сохранении и воспроизводстве религиозных пережитков обусловливает актуальность рассмотрения вопроса о функциях общения. Вследствие того, что общение является многомерным системным процессом, различные авторы, освещающие эту проблему, в зависимости от принятой системы оснований по-разному классифицируют его различные функции 13. Поскольку в данной

13 См.:Андреева Г. М. Социальная психология.М., 1980. С. 97; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. С. 266—267;Социальная психология. М., 1975. С. 157.

работе исследуется проблема общения верующих в небольших религиозных общинах христианского сектантства, члены которой находятся в непосредственном, «лицом к лицу» общении, наибольший интерес, на наш взгляд, представляет рассмотрение трех основных функций общения: коммуникативной, регулятивной и эмоциональной.

Коммуникативная функция общения заключается в обеспечении обмена религиозной информацией, а также в установлении межличностных и всевозможных вневероисповедных связей единоверцев (семейных, бытовых и т. д.). Чем активнее реализуется эта функция, тем больше создается предпосылок для сплочения верующих на основе религиозных целей и задач. Объясняется это тем, что в процессе общения не просто осуществляется обмен религиозной информацией, а верующие оказывают значительное влияние друг на друга, что делает едиными их взгляды, нормы поведения и ценностные ориентации. Религиозная информация, циркулирующая в процессе общения единоверцев, конкретизируется, дополняется и уточняется. Это обеспечивает достижение взаимопонимания между общающимися единоверцами, а также способствует формированию у них позитивного отношения к данной информации. Последняя в результате переработки приобретает для верующего личностный смысл и становится одним из факторов, влияющих на его поведение.

Коммуникативная функция общения в существенной мере обусловливает формирование в сознании верующих стереотипных представлений при объяснении любых жизненных явлений. На уровне обыденного сознания стереотип — это некритическое стремление подогнать новое под старое привычное, а для верующих — все в конечном счете свести к религиозному объяснению. Многие верующие, сталкиваясь с тем или иным явлением, не анализируют его причинной связи, а прибегают к стереотипному для них объяснению — воле бога, его всемогуществу. С точки зрения закономерностей психики человека при подобном объяснении достигается определенный психологический эффект, поскольку верующий находит «убедительное» для него объяснение.

Низкий уровень образования и общего развития, ограниченность социальной практики многих верующих, преобладание у них конкретно-образного мышления, влияние стереотипов восприятия и представлений затрудняют усвоение ими научного мировоззрения, в то время как религиозная картина мира легко усваивается и все «объясняет». Потребность в познании и объяснении окружающего мира оказы-

вается удовлетворенной на этом уровне, и познавательная активность верующего прекращается. Именно в этом кроются причины как некритического отношения ко всему, что связано с культом, с религиозной верой, так и недоверия к каузальному объяснению явлений окружающего мира. Религиозные взгляды и представления выступают для верующего не просто как заблуждения ума, а как своеобразная концепция, мировоззренческая система, которая определяет его жизненную программу и оказывает влияние на его поведение. Не случайно К. Маркс подчеркивал, что религия — не только превратное мировоззрение превратного мира, но и «общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме...»14.

Способствуя пропаганде соответствующего вероучения, коммуникативная функция выступает одновременно и как разновидность идеологической функции общения. Религиозные догматы и библейские тексты, пропагандируемые в процессе общения среди единоверцев, как правило, настолько туманны и неопределенны, что могут быть приняты, в силу психологической закономерности апперцепции, любым верующим, и каждый «найдет» в них соответствующий смысл. Для определенной части верующих импонирующими элементами религиозного мировоззрения выступают креационизм, антропоцентризм, эсхатология, что позволяет им представлять миропорядок как разумный, имеющий высший смысл, предполагающий, что все совершается по воле бога и отсутствуют различного рода случайности в жизни индивида. Таким образом, коммуникативная функция общения направлена не только на формирование общности религиозных взглядов, норм поведения и ценностных ориентации у единоверцев, но и на оживление, закрепление, поддержание, а в некоторых случаях и на воспроизводство религиозных пережитков среди некоторой части населения нашей страны в настоящее время.

Коммуникативная функция общения состоит также и в том, что между единоверцами устанавливаются различного рода вневероисповедные связи, которые тоже питают их религиозность. Следует отметить, что религиозные проповедники принимают меры к тому, чтобы ограничить сферу общения верующих рамками общения с единоверцами. Конечно, по мере утверждения и совершенствования в нашей стране социалистических общественных отношений культовые сообщества оказываются не в состоянии противостоять установ-

14 Марке К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 414,

лению верующими все более широких и значимых для них связей с неверующими. Вместе с тем интенсификация коммуникативной функции общения способствует сохранению тенденции к ограничению некоторой частью верующих своих связей с неверующими, что закрепляет их замкнутость, сдерживает процесс секуляризации их духовного мира.

Регулятивная функция общения направлена как на обеспечение усвоения каждым верующим принятых среди единоверцев религиозных норм поведения, так и на осуществление контроля за соблюдением этих норм. В социалистическом обществе регулятивная функция общения в религиозной микросреде ослаблена. Верующие находятся не только в системе функциональных и межличностных отношений с единоверцами, но и в системе общественных отношений с другими людьми в различных социальных группах. Поведение и отношения верующего, так же как и любого человека, определяют главным образом социалистические общественные отношения, а не межличностные отношения, складывающиеся между единоверцами.

В процессе общения единоверцев складываются неписаные нормы, которые его регулируют. Эти нормы, интегрированные в групповом мнении, основываются как на многочисленных евангельских заповедях и поучениях, так и на тех нормах, которые формируются непосредственно в самом процессе общения. Последние зачастую известны только общающимся единоверцам и только на них распространяются. Усваивая в процессе общения различные религиозные нормы, верующий уже руководствуется ими как принципами и правилами при взаимоотношениях не только с единоверцами, но и с другими людьми, а также во взаимоотношениях с окружающим миром в целом.

По степени императивности указанные нормы различаются между собой. Одни из них являются обязательными для каждого верующего, и их соблюдение одобряется единоверцами. Это такие нормы, которые соответствуют целям деятельности культового сообщества и способствуют его сохранению (соблюдение заповедей, проповедь вероучения, религиозное воспитание детей и т. д.). Другие нормы тоже относятся к обязательным, но они носят интердективный характер и нарушение их (сомнение в истинности вероучения, высказывание замечаний по поводу противоречий библейских утверждений, трата всего своего времени на мирские дела и т. д.) порицается единоверцами. Имеются также индифферентные нормы, желательные и нежелательные, но не угрожающие самому существованию религии, а потому их

соблюдение верующими не ставится единоверцами под жесткий контроль. Специфика регулирующего воздействия религиозных норм на поведение верующих заключается в том, что источником этих норм они считают бога, а соблюдение их — обязательным условием для достижения высшей для верующего ценности — иллюзорной вечной загробной жизни. Это и обеспечивает действенность религиозных норм в регулировании поведения верующих.

Однако материалистическое понимание регуляции поведения человека не сводится к простой механической формуле, распространенной в современной буржуазной (особенно американской) психологии теории бихевиоризма «стимул — реакция», а предполагает наличие сложной системы внешней и внутренней детерминации социального поведения личности. Религиозные нормы поведения и ценностные ориентации, закрепляясь в сознании верующего, выступают в качестве мотивов его социального поведения. «Мотивация,— считает С. Л. Рубинштейн,— это через психику реализующаяся детерминация...»15

В процессе общения единоверцев конфессиональный контроль распространяется практически на все стороны жизни и деятельности верующего, на то, как оп соблюдает «христианский образ» жизни и поведения. Конфессиональный контроль — это сложная система разнообразных средств, которые используют единоверцы, чтобы привести образ жизни и поведение верующего в соответствие с утвердившимися в их среде религиозными образцами. В качестве таких средств выступают утвердившиеся в среде единоверцев нормы и предписания, групповое мнение, социально-психологические санкции, с помощью которых осуществляется контроль за тем, как верующий выполняет евангельские заповеди, как ведет себя в той или иной ситуации, как относится к другим людям и к окружающему миру в целом. Различного рода религиозные обычаи, традиции и привычки также могут выступать в качестве средств конфессионального контроля.

Указанные социально-психологические явления способствуют формированию стандартов поведения, которых придерживаются верующие в процессе общения, а любое отклонение от этих стандартов фиксируется единоверцами. Для немногочисленных по количеству членов религиозных общин христианского сектантства, где единоверцы хорошо знают

15Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 370.

друг друга, постоянно общаются и хорошо осведомлены о повседневной жизни друг друга, преобладающим является не конфессиональный, а социально-психологический контроль. В этих условиях контрольные функции в процессе общения осуществляются со стороны всех единоверцев и сводятся к тому, чтобы «превратить все человеческие и естественные отношения в потусторонние отношения к богу»16. В практике атеистической работы следует учитывать, что социально-психологический контроль со стороны единоверцев (внешний) дополняется своеобразным «внутренним» контролем — самоконтролем.

Для правильного понимания действенности конфессионального контроля и самоконтроля необходимо иметь в виду особенности психологического склада верующих. Дело в том, что регулирующее влияние религиозных норм и предписаний в сознании верующих ассоциируется прежде всего с их верой во всемогущество бога, который «все видит п все знает», а также с их надеждой на достижение вечной жизни в царстве божьем. Для верующих особую значимость приобретает также идея личного спасения и личной ответственности перед богом, поэтому им совсем не безразлично, какую жизнь в потустороннем мире они «получат». Это и определяет существенную роль как внешнего, так и «внутреннего» контроля в регуляции поведения верующих, о чем свидетельствуют рассказы самих верующих: «Я верю в бога, а сейчас — уже пожилая женщина и боязно в чем-либо отступить от писания. Никто мне ничего не запрещает, а сама думаю, что за нарушение заповедей может спросить бог на страшном суде и потому поступаю так, как учат на собрании» (ж., 70 лет, малогр.).

Религиозные нормы предусматривают обязательные и допустимые для верующего поступки не с точки зрения интересов общества, а прежде всего с точки зрения интересов самого верующего и культового сообщества, поэтому они вступают в противоречие с нормами общества. Указанное противоречие отражается в психологии верующего, закрепляя его отчуждение от того общества, в котором он живет. Регулирующее влияние религиозных норм на социальное поведение верующих подтвердилось и в ходе проведенного нами социологического обследования. Так, 68% опрошенных верующих считают, что человек в своей жизни должен руководствоваться в первую очередь евангельскими заповедями и предписаниями; 31,2 утверждают, что человек должен

16 Маркс К., Энгельс Ф. <

Наши рекомендации