Патриарший центр духовного развития детей и молодежи

Патриарший центр духовного развития детей и молодежи

Ю.С. Белановский

А.В. Ракушин

А.А. Шестаков

Катехизация в Русской Православной Церкви

На современном этапе

Учебное пособие для слушателей курсов по подготовке

катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов

Москва 2007

Учебное пособие для слушателей курсов по подготовке

катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов

"Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе"

Предисловие

1. Введение.

1.1. Состояние и значение катехизации в Русской Православной Церкви на современном этапе.

1.2. Обоснование катехизации.

2. Катехизация.

2.1. Основные понятия.

2.2. Задачи катехизации.

2.3. Основные принципы катехизации.

2.4. Педагогические аспекты катехизации.

3. О практической реализации катехизации.

3.1. Обзор аудиторий.

3.2. Делатели. Распределение ролей и ответственности.

3.3. Об организации программы катехизации.

3.4. Основные направления деятельности.

3.5. Практическая организация катехизации.

3.5.1. Каноническая огласительная практика Древней Церкви.

3.5.2. Некоторые практические аспекты современной катехизации.

3.5.3. Возможная модель катехизации.

3.6. Катехизация детей.

3.6.1. О крещении младенцев.

3.6.2. О воцерковлении детей.

3.6.3. Воскресные школы.

3.7. Проблемы и ошибки при воцерковлении.

4. Используемая литература

Предисловие.

С осени 2005 года Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви ведется разработка документа "Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви", которому должно быть придано общецерковное значение. В рабочую группу по подготовке этого документа входят и авторы данного пособия - сотрудники указанного Синодального отдела, Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Данилова ставропигиального монастыря г.Москвы и Отдела религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии.

За время работы было собрано большое количество материала, и проведен ряд консультаций. У членов рабочей группы по подготовке указанного документа, являющихся авторами-составителями предлагаемой вниманию читателей книги, возникла идея воспользоваться накопленным материалом, и, совместив его с личным опытом ведения катехизической деятельности, организации курсов по подготовке катехизаторов и церковных педагогов, подготовить авторское учебное пособие для подобных учебных курсов – "Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе". Каждый из авторов имеет многолетний опыт миссионерского служения, организации миссионерской деятельности и соответствующих учебных курсов и преподавания на них.

Инициатива авторов получила поддержку руководства Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, поскольку данное пособие готовится прежде всего в целях улучшения и систематизации соответствующей образовательной деятельности при этих церковных структурах. Авторов-составителей также подвигла к изданию настоящего сборника мысль о том, что будучи издан, этот текст сможет иметь значение сопроводительного материала к разрабатываемому общецерковному документу..

Настоящее учебное пособие является по своему содержанию компилятивным трудом, собравшим воедино и обобщившим разрозненную в различных источниках информацию по данному вопросу. Авторы-составители не претендуют на исключительное авторство всего текста и честно признаются, что информация почерпнута из различных и разноплановых источников, список которых приведен в данной книге в соответствующем разделе. Пособие посвящено делу катехизации - его основаниям, целям, принципам, методам и формам организации, проблемам при ее осуществлении. При его составлении проведена попытка систематизировать современный церковный опыт и представления о катехизической деятельности многолетних специалистов-практиков.

Представленное учебное пособие не способно охватить все грани обозначенной темы и многообразие накопленного опыта. Авторы-составители намерены продолжить работу по дальнейшей разработке этого вопроса и доработке данного пособия и будут благодарны всем, кто откликнется с практическими предложениями о помощи.

Авторы надеются, что пособие поможет катехизаторам в их труде на благо Церкви.

Введение.

Обоснование катехизации.

"Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк. 16. 16). "Как веровать в Того, о Ком не слыхали?" (Рим. 10. 14).

Посылая в мир Апостолов, Господь в их лице сказал всем делателям на Его ниве: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф.28.19). Эти слова Спасителя являются незыблемым основанием и руководством для миссии и катехизации в Церкви.

Начало Церкви - события Пятидесятницы. Эти же события послужили началом апостольской проповеди (Деян. 2. 1-36), сутью которой стало как провозглашение Благой Вести об Иисусе Христе, так и поучение перед Крещением (Деян. 2. 38-40). Без евангельского свидетельства, как без молитвы и Таинств, невозможна жизнь Церкви.

В день Пятидесятницы на вопрос слушателей, "что нам делать, мужи братия?", Петр отвечает: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа". "Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч". Церковь родилась как община принявших Крещение, постоянно пребывающих "в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян. 2. 37-38, 41-42).

Но Крещение само по себе не определяет приобщения человека к опыту Церкви, а воспринятое формально, вовсе не является гарантом спасения человека (ср.: Мф. 7. 21, Лк. 13. 25-27). "Что вы зовете Меня: "Господи! Господи!" - и не делаете того, что Я говорю?" - вопрошает Христос (Лк. 6. 46).

Общность с Церковью на деле реализуется жизнью в соответствии с евангельской верой и нравственностью, а не только через внешние, зачастую привычные и формальные, действия и культурные проявления нашего исторического опыта. Принадлежность к Церкви определяется не только знанием основ веры, учения и истории Церкви, но прежде всего - жизнью Таинствами Церкви. Поэтому для вступления в Церковь необходима серьезная предварительная подготовка, которая включает в себя как передачу знаний, так и содействие их практическому усвоению и формированию самостоятельной, ответственной, активной жизненной позиции верующего человека. История Церкви и ее каноны говорят о важнейшем значении и роли этой подготовки - катехизации.

Жизнь человека в Церкви согласно заповедям Христа всегда охватывает все его существование и не может быть фрагментарной. Христианин не может отделить свою общественную, семейную жизнь, профессиональную деятельность от духовного и нравственного контекста евангельской веры. Однако, вера человека и его бытие в Церкви могут быть нарушены через столкновение с иными стандартами и нормами жизни, другими категориями мышления и стереотипами. Поэтому имеет смысл говорить о формировании при вхождении человека в Церковь особенного евангельского мышления, православного мировоззрения, способного поддержать и помочь человеку в следовании избранным непреходящим ценностям и целям.

Катехизация.

Основные понятия.

Усилия Церкви по воспитанию и обучению в вере Христовой и по приобщению к жизни Церкви были названы катехизацией. Слово "катехизация" имеет греческое происхождение. Первоначально оно имело значение "возвещать с возвышенного места" и впоследствии обрело смысл "наставлять". Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми (в случае подготовки к крещению).

Катехизация – это обязанность, следующая из повеления Господа, возложенная в первую очередь на тех, кто принял призвание к пастырскому служению, на тех кто по церковному благословению определен к делу проповеди и в определенной мере на всех христиан. Можно также говорить о катехизации как о праве, так как каждый новообращенный христианин вследствие самого крещения имеет бесспорное право получать от Церкви обучение и воспитание, которые дадут ему возможность достичь подлинно христианской жизни. Церковь никогда не переставала посвящать себя этому служению. Катехизация была и всегда будет делом, к которому Церковь чувствует себя призванной и которого желает.

Послание Церкви миру и отдельному человеку называется миссией. Целью миссионерства является знакомство человека с Благой вестью, содействие в обретении веры во Христа Спасителя, а также пробуждение доверия к Церкви и Богу, помощь в переосмыслении своей жизни. Иными словами, цель миссионерства - помочь человеку обрести покаяние и веру, а результат его – принятие человеком свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь.

Человек, принявший это решение, призван пройти катехизацию - педагогическое сопровождение на пути к крещению (оглашение) и на первых этапах самостоятельной церковной жизни (собственно катехизация). Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни в мире и Церкви, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.

Под катехизацией в наше время необходимо понимать содействие вхождению в сознательную церковную жизнь (воцерковлению) тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести церковный образ жизни вне зависимости от факта крещения человека. Иначе говоря, катехизация - это воспитание в вере, включающее в себя прежде всего обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности и направленное на воспитание любви и благоговения перед Богом, Его Церковью и людьми как Его образом и подобием.

Катехизация является основой миссионерской работы. От качества катехизации зависит готовность христиан нести другим свидетельство своей веры, передавать ее своим детям, служить Богу, Церкви и ближнему.

Задачи катехизации.

Важно разделять цели воцерковления и церковной жизни. Воцерковление – это ограниченный по времени педагогический процесс вхождения человека в Церковь, имеющий конечной целью самостоятельное, свободное и ответственное построение человеком своей духовной жизни под руководством Церкви.

Целью же церковной жизни в целом является приобщение к спасению, обретение Царства Божия (Лк. 17. 21) и святости Христовой (Мф. 5. 48, 1 Пет. 1. 15-16).

Таким образом, основные задачи катехизации сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:

а) обретении Евангелия как ориентира и Книги Жизни; принятии в свете Евангелия Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен;

б) формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, явленных прежде всего в Символе веры;

в) приобщении к Церкви как Телу Христову, частями которого является каждый из ее членов, а единственной Главой (ср. Еф. 4. 15) и посредником между Богом и людьми (ср. 1 Тим. 2. 5) - Господь Иисус Христос.

г) осознании Евхаристии центром и отправной точкой христианской жизни и любого церковного служения, приобщении к евхаристической жизни общины;

д) вхождении новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхристической чаши;

е) личной духовной жизни;

ж) знакомстве с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни;

з) принятии иерархического и административного устройства Церкви;

и) обретении своего места и служения в Церкви, осознании степени личной ответственности за Церковь.

Плодами катехизации являются обретение христианского мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, участие в ее Таинствах и прежде всего – в святой Евхаристии. Важнейшим критерием церковности является активная духовная и нравственная жизнь (ср.: Иак. 4. 17, Гал. 5. 22-23), молитва и дела любви: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?" (Иак. 3. 19-20).

Обзор аудиторий.

Апостол Иоанн делает различие в акцентах проповеди христианства разным возрастным категориям людей: "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого" (1 Ин. 2. 12-14).

При организации катехизации важно различать аудитории, к которым она обращена. Не имея возможности разобрать этот вопрос подробно, мы обратим внимание на некоторые их специфические черты и на соответствующие им особенные задачи катехизации.

Младшие дети.

Периодом, достойным внимания, являются те годы, когда маленький ребенок вводится в церковную жизнь через опыт семьи, тем самым получая от родителей первые элементы катехизации.

Катехизация, именно как воспитание в вере, на этом этапе – дело принципиальной важности, требующее любви и уважения к ребенку, который имеет право на то, чтобы ему не только просто и правдиво была представлена христианская вера, но и на то, чтобы приобщиться именно к доступному ему опыту христианской жизни. Последующая ответственность за плоды Таинств Крещения и Евхаристии, к которым приобщается ребенок, начинает формироваться именно в этом возрасте и зависит прежде всего от семьи ребенка и участия в его жизни восприемников.

Старшие дети. Подростки.

В период взросления и социализации ребенка катехизация призвана упорядоченно и регулярно вводить его в жизнь Церкви, непосредственно готовить к участию в церковных Таинствах и к осознанному личному участию в церковной жизни. На этом этапе появляется необходимость целостной, направленной на формирование в будущем способности всегда быть готовым "дать ответ" о своем уповании (1 Пет. 3. 15). Катехизация в этом возрасте в соответствующей форме должна раскрыть принципиальные основы веры и основы нравственного учения Церкви, а также создать основу для христианской мотивации.

Катехизация должна принимать во внимание характерные особенности переходного периода. В период подросткового возраста очень насущно приобщить детей к Евангелию, которое способно ответить на принципиальные вопросы этого периода - жизнь и смерть, дружба, самоотдача, доверие и любовь, - все это может представлять основу для истинного воспитания в вере.

Молодежь.

Вступая в период молодости, человек должен все чаще и осознаннее брать личную ответственность за свою жизнь и жизнь близких. Добро и зло, святость и грех, любовь и ненависть, жизнь и смерть будут все чаще сталкиваться как моральные категории, которые он должен принять или отвергнуть.

Катехизация молодежи особенно важна, ибо именно в молодости Евангелие может быть понято и принято таким образом, что придает смысл жизни и служит выработке таких качеств, как самоотречение, воздержанность, кротость, справедливость, увлеченность, примирение, которые непонятны секулярному обществу и позволяют распознать молодого человека среди его сверстников как христианина.

Взрослые.

Катехизация взрослых обращена к лицам, несущим полную ответственность перед законом и обществом и в полной мере участвующим в сложных социальных процессах. С точки зрения катехизации, зрелый возраст - это период полноценного осознания и принятия своей роли в Церкви и возможности своего служения (в том числе и на катехизическом поприще).

Люди с ограниченными возможностями.

Во все времена под особым попечением Церкви находились люди с ограниченными возможностями. О них ни в коем случае нельзя забывать и сегодня. Эти люди имеют такое же, как и все другие, право познать основы веры и приобщиться к жизни христианской общины.

Катехизация детей.

О крещении младенцев.

Со временем так сложилось, что в массовом общественном сознании Крещение младенцев представляется как старинный красивый, отчасти народно-бытовой обряд, обязательный для русского человека. Часто Крещение осуществляется при участии в качестве "крестных" невоцерковленных людей.

По вере Церкви, через это Таинство новый человек входит в церковное общество, а на практике происходит так, что принимается он в него часто в скудной и обыденной обстановке, без участия всех членов этого общества и более того - часто без участия матери младенца.

Исходя из экклесиологических основ Таинства Крещения, можно сделать вывод о том, что Крещение детей возможно только тогда, когда речь идет о крещении детей сознательных и практикующих христиан. По слову ап. Павла, дети христиан святы (1 Кор. 7: 14), то есть они в силу рождения от церковных людей потенциально принадлежат к Церкви. Именно поэтому чин "воцерковления" должен предшествовать чину Крещения, как свидетельствующий о потенциальной церковности детей и как он изложен в современном требнике, действующем Русской Церкви.

В противном случае в наше время Крещение младенцев также может быть признано возможным и действенным при гарантии того, что верующие и церковные восприемники крещаемого младенца могут оказывать серьезное воспитательное, в том числе вероучительное воздействие на детей. В случае невозможности такую гарантии, более разумным шагом следует считать необходимость ожидания свободного решения повзрослевших детей стать христианами через принятия Таинства Крещения.

Следует признать как очевидный факт, что единственным разумным и ответственным основанием для крещения младенцев является именно и исключительно их принадлежность к церковным семьям, а не вера родителей или восприемников, якобы заменяющая веру детей, как это принято считать в современной церковной публицистике и околоцерковном массовом обществе. Следовательно, условием крещения младенца можно считать либо церковность семьи ребенка, либо готовность ближайших родственников и хотя бы одного из восприемников пройти катехизацию в соответствии с изложенным выше.

На крещеном ребенке в будущем, на его родителях и восприемниках, а также на церковной общине лежит ответственность за его воцерковление, то есть за принесение плодов веры и Крещения как действенного Таинства. Катехизация крещенных в младенчестве детей должна осуществляться их семьями (в широком понимании этого слова, включающем крестных родителей), священниками, специальными приходскими структурами (например, в воскресной школе) или общиной в целом.

С другой стороны, в наше время - в силу редукции общинности, замкнутости семейной жизни довольно узким кругом немногих именно кровных родственников, а также в силу стремления семьи сохранить в неприкосновенности свое интимное, внутрисемейное пространство - роль восприемников по отношению к детям не совсем ясна. Поэтому основные функции по воцерковлению детей в наше время по-настоящему могут лежать только на родителях ребенка. Таким образом, основная и минимально-необходимая роль восприемников - быть дополнительным гарантом воцерковления детей, то есть быть именно поручителями (людьми, дающими обещание за кого-то) за будущее воцерковление. Поэтому в идеале восприемники должны быть церковными людьми, в то же время имеющими опыт воспитания детей.

Вполне допустима практика двух крестных - при том, что древняя практика знала одного восприемника того же пола, что и ребенок. В наше время восприемником разумнее считать и приглашать того из потенциальных крестных родителей, кто более ответственно подходит к своим обязанностям вне зависимости от пола.

Очень важно помнить, что в каноническом праве, признающем духовное родство наравне с физическим, брак воспрещается только между восприемниками с воспринятыми детьми или с их родителями, т.е. крестный отец или крестная мать не могут вступить в брак ни с самими крестниками или крестницами, ни с их родными отцом и матерью. Восприемник же и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак или уже быть женатой парой, также могут беспрепятственно вступать в брак "крестные братья" с "крестными сестрами" (лица, имеющие одного восприемника, крестного родителя). В то же время российские церковные правила наделяют правящего архиерея епархии правом разрешать вступление в брак восприемнику с матерью воспринятого им крещаемого ребенка, если не встретится других законных к тому препятствий (Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).

Следует напомнить, что недопустимо и ничем не обосновано отстранять от участия в Таинстве Крещения матерей крещаемых детей после прошествии периода т.н. "сорокодневного очищения". В наше время, исходя из соображений пастырского снисхождения и важности присутствия всех членов семьи, имеет смысл и иногда бывает очень важно с миссионерской и пастырской точки зрения допускать матерей к присутствию на крещении их детей и раньше этого срока.

О воцерковлении детей.

Задачи, принципы и формы церковного воспитания детей - это обширная область церковной педагогики. Рассмотреть подробно вопросы воцерковления детей не представляется возможным. Остановимся на некоторых актуальных в наше время аспектах.

а) Необходимо ясно сознавать, чему мы, как христиане, можем научить детей и чему научить не можем. Есть знание о Боге, и есть знание Бога, познание Бога. Знания о Боге нужны - это та почва, на которой произрастает и развивается духовная жизнь. Но познание Бога - это индивидуальный путь отдельного человека, путь приближения к Богу, это тайна отношений между Богом и человеком. Поэтому первое весьма насущное и нелегкое задание, стоящее перед христианским воспитателем, - пробудить в ребенке ощущение реальности Бога. Учитель должен всегда помнить об этой цели, чтобы она стала подлинным критерием всех методов преподавания и уроков.

б) Православная Церковь с особой силой утверждает значимость, реальность детской духовной жизни. Наша Церковь утверждает это в своем самом существенном действии - крещении и миропомазании младенцев, делая таким образом маленьких детей полноправными членами Церкви и допуская их к Причастию Святых Тайн, то есть к самой сущности жизни в Церкви. С определенного возраста Церковь призывает детей к Таинству Покаяния, то есть признает в них возможность личной, нравственной жизни.

Поэтому одна из существенных практических задач воцерковления детей - это научиться обращаться к детям: устраивать богослужения с их участием, готовить проповеди, устраивать детские посты, обучать прислужников, привлекать девочек к заботе о храме, организовывать детские хоры и т. д.

в) Катехизация в семье опережает любую другую форму катехизации, сопровождает ее и расширяет. Если родители ребенка не являются практикующими христианами, то, несмотря на участие в церковных мероприятиях, полноценное воцерковление ребенка становится практически невозможным. В условиях отсутствия деятельной церковной общинной жизни "домашняя церковь" остается единственным местом, где дети и молодежь могут обретать опыт христианской жизни, поэтому именно родители должны прилагать усилия, чтобы содействовать воцерковлению своих детей.

г) Православный опыт христианской жизни учит, что человек не одинок перед Богом. Мы все собраны вокруг Бога. Поэтому очередной задачей катехизации детей является приобщение их к живой жизни церковной общины. Важно, чтобы они ощутили, что являются частью живой Церкви, принадлежат к единому Телу. Если у детей завязались личные отношения внутри церковной общины, которая отождествляется ими с Церковью, то такой опыт и будет прочным основанием для православного христианского воспитания.

д) Очень важно, когда в церковной жизни участвует вся семья. Участие в Евхаристии должно быть общесемейным делом. На это следует обращать особое пастырское внимание и внимание церковных педагогов. Неприемлем вариант, когда родители из-за непонимания природы Церкви и сути Евхаристии добровольно пренебрегают Причастием по маловажным причинам, связанным с несоблюдением некоторых дисциплинарных предписаний.

е) Важнейшей задачей церковного воспитания является подготовка детей к встрече с миром. Существует мнение, что детей нужно воспитывать исключительно в церковной ограде, чтобы уберечь их от тлетворного влияния мира. В рамках этого взгляда светская культура считается лишней и даже вредной. Опыт показывает, что в результате такого подхода дети могут вырасти не приспособленными к жизни, необразованными, культурно и интеллектуально не развитыми - отброшенными на "периферию жизни". Не найдя своего места в обществе, такие дети часто озлобляются, а иногда обвиняют в своём положении семью и Церковь.

От взаимодействия с миром невозможно уклониться, негативным действиям можно только противостоять. Такое противостояние должно осуществляться не только на духовном уровне, но также во всех аспектах жизни человека в обществе. Для этого нужно развивать соответствующие качества и навыки, напрмер, эстетический вкус, творческое мышление. Имея представление о канонах классического искусства, музыки, литературы, дети будут иметь "противоядие" при столкновении с молодежной субкультурой и масс-медиа.

Церковность неотделима от культуры: не будучи культурно воспитанным человеком, невозможно воспринять богослужение, церковную историю, письменность, искусство. Великая европейская и отечественная культура являются по своей сути христианскими - родители не могут лишить ребенка этого богатства.

Для социальной адаптации детей воспитательную работу важно вести в контексте социально значимой профессиональной деятельности. Например, воспитательная работа и воцерковление детей могут вестись в рамках различных востребованных современностью образовательных курсов, студий, творческих коллективов и т.д. Необходимой их особенностью должен стать высокий профессионализм и привлекательная для детей возможность профессионального становления.

ж) В наше время необходим диалог Церкви и современного общества, в том числе диалог с представителями культуры и науки. Идя этим путем, Церковь обретает возможность обратиться с проповедью к современным рационально мыслящим детям и молодежи, с детства приобщенным к основам научного мировоззрения.

Для полноценного личностного развития детей следует раскрыть непротиворечивость и в некотором роде взаимодополняемость религиозного и научного восприятия мира. Христианское воспитание стремится привить человеку правильное отношение к природе, к науке в свете вечных Божественных откровений и христианской заповеди любви к Богу и Его творению - природе и людям.

Применительно к практическим вопросам катехизации напомним, что культурные и естественно-научные вопросы не входят в условия вступления в Церковь, поскольку в крещении человек осознанно отрекается от "сатаны и всех дел его" и сочетается со Христом. Никто не имеет права упрекать наших церковных соотечественников в том, что они имеют разные научные взгляды на вопросы становления мира и развития жизни на земле до тех пор, пока последние находятся в приемлемых Церковью догматических рамках и осознанно не отрицают Христа и Его Церковь.

з) Становление и здоровье человека невозможно без физического развития. Современным людям спорт необходим. Для одних он заменяет физический труд, другим он дает радость освобождения от психического утомления. Спорт обязательно должен быть включен в систему церковного образования и воспитания. Особый интерес у современных детей и молодежи вызывают различные виды единоборств, в том числе боевых искусств, что нельзя не учитывать православным педагогам и родителям. Церковным педагогам следует обратить особое внимание на такие опасные моменты как развитие у детей "духа сопернечества" и нездоровой конкуренции.

Воскресные школы.

"Церковно–приходская воскресная школа является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение" ("Положение о церковно-приходской воскресной школе"). "Воскресная школа" - условное наименование учебных заведений, существующих при православных приходах и братствах.

Целью воскресной школы является содействие семье и ребенку в воцерковлении.

Основные задачи воскресной школы: приобщение к литургической жизни Церкви, религиозное обучение, создание социо-культурной детско-юношеской и семейной православной среды.

Приобщение к литургической жизни Церкви предполагает единство личной и общинной богослужебной жизни семьи и ребенка. Этому может содействовать, прежде всего, причастность к церковной общине. Если общинной жизни нет, то необходима регулярная организация общешкольных богослужений для детей, родителей и преподавателей.

Религиозное обучение имеет своей целью передачу знаний, на основании которых учащийся сможет осмыслить свою веру по отношению к себе, своей жизни, к окружающему миру, к обществу, в котором он живет. Основное внимание следует уделять не тому, чтобы передать детям как можно больше информации, а тому, чтобы христианство могло быть прожито и пережито.

Результатами обучения в воскресной школе можно считать приобретение учащимися базовых церковных знаний, вступление в литургическую жизнь, возможность иерархически выстроить свои взгляды, по существу сравнить то или иное религиозное течение, предлагаемое современным миром, и возможность учащихся на этой базе продолжить свое религиозное обучение.

Можно полагать, что будущее за церковно-приходскими воскресными школами семейного типа, то есть такими, где учатся и трудятся дети вместе с родными и близкими.

О браке и воспитании.

О слышании и делании.

Беседы о вере и церкви.

Аранц М.:

Трапеза Господня.

Вступление в Церковь.

Служение мирян в Церкви.

Церковь Духа Святого.

Границы Церкви.

Таинства и тайнодействия.

О церковном воспитании.

Балашов Николай, протоиерей:

Жатвы много.

Боженов А.В.:

Литургические заметки.

Почему и я христианин

Зелененко Александр, протоиерей:

Приходское консультирование

Зеньковский Василий, протопресвитер:

На пороге зрелости.

Педагогика. Введение.

Мертвые души.

Каледа Глеб, протоиерей:

Задачи, принципы и формы православного образования.

Благовестие и культура.

О семье.

Наша Церковь и наши дети.

Семья - малая церковь.

Кураев Андрей, дьякон:

Дары и анафемы.

Оккультизм в православии.

Семья и воскресная школа.

"Отцы, не раздражайте детей ваших...".

Воспитывающая благодать.

Островский Константин, протоиерей:

Православное обучение и воспитание детей...

Чудо воспитания.

Парфенов Филипп, священник:

Беседы о вере и церкви.

Проблемы воцерковления

Семья в современной Церкви.

О лубочном христианстве.

Твое Крещение

Рогозянский А.Б.:

Хочу или надо.

Сандырев А.:

Что делать с нашими детьми.

Сурова Л.В.:

Православная педагогика.

Наши проблемы.

Учимся учить.

Открытый урок.

Тарабрина Л.И.:

Воцерковление детей

Уминский Алексий, Священник:

Заметки о высшем искусстве.

Отцы, матери, дети.

Водою и духом.

Церковь. Мир. Миссия.

Ярмош Ф.Ф.:

Патриарший центр духовного развития детей и молодежи

Ю.С. Белановский

А.В. Ракушин

А.А. Шестаков

Наши рекомендации