Специфика и функции религиозной философии
Современная религиозная философия представляет собой набор различных направлений и течений, школ и систем, конкурирующих друг с другом. Среди католических религиозно-философских течений наиболее влиятельными являются неотомизм, неоавгустинизм, тейярдизм. В протестантизме в разное время получили распространение либеральная теология, неоортодоксия, «теология мертвого бога» и др. В рамках православия сформировались «академическая философия», «метафизика всеединства», философия «нового религиозного сознания». Различные философские направления имеются в исламе, буддизме и других религиях.
Религиозная философия-специфическая форма идеализма. Все религиозно-философские течения являются идеалистическими, и их основная задача — доказать необходимость, полезность и всеобщую значимость религии для человека. Некоторые из этих течений объявляют себя «нейтральными», поднявшимися якобы над материализмом и идеализмом, преодолевшими их «ограниченность» и вследствие этого получившими право выступать арбитром в сложных перипетиях современной идеологической борьбы. Видные представители религиозно-философских школ, такие, как И. Бохенский, называют себя даже сторонниками «реалистической философии», сформировавшейся якобы в борьбе с идеализмом. В действительности современная религиозная философия является одной из разновидностей идеализма. Реставрируя иррационализм и мистику, возрождая утратившую силу концепцию преимущества веры над разумом, фальсифицируя новейшие достижения науки, религиозная философия выступает против материализма и атеизма. Как и всякий идеализм,
религиозная философия выдается за «надклассовое», беспартийное, универсальное учение, одинаково пригодное для верующих независимо от их социального положения и места в общественной жизни. На деле же она выступает за сохранение реакционных общественных порядков.
Будучи близкой другим разновидностям идеализма, религиозная философия дает свое решение онтологических, гносеологических, космологических, социальных и иных проблем, направленное на защиту и оправдание религии.
Религиозно-философская онтология не ограничивается раздвоением действительности на низшее и высшее бытие и признанием духовной сущности первичной по отношению ко всему материальному. В ее основе лежат учение о боге и доказательства его существования. Последние могут быть рациональными или иррациональными. Они могут апеллировать к разуму или откровению, но всегда ставят задачу обоснования истинности религиозных представлений о боге и решающего значения этой истины для человека.
Для гносеологических построений религиозной философии характерно разграничение объектов познания на естественные и сверхъестественные, земные и небесные, посюсторонние и потусторонние. В соответствии с этим специфически религиозным принципом предмет, задачи и цели познания удваиваются, и главным его аспектом становится постижение абсолютной сущности или божества в различных проявлениях. Учение об истине в религиозной философии сводится к признанию «истины» бога, его высшей разумности. Основой процесса познания религиозная философия считает откровение, зафиксированное в системе догматов. Философия и наука позволяют человеку лишь приблизиться к откровению и укрепить веру.
В религиозной философии ярко выражено теологическое решение общественно-политических и социальных проблем. Вся система общественных отношений истолковывается с провиденциалистских позиций и сводится к божественной целесообразности. Побудительные мотивы деятельности людей ставятся в зависимость от воздействия абсолютной причины. Роль материальных условий жизни в развитии общества игнорируется. Человеческая история превращается в объект, направляемый к своей конечной цели волей бога.
Таким образом, основное отличие религиозной фило-
софии от других разновидностей идеализма состоит в том, что она исходит из религии, из постулатов вероучения. Главной ее проблемой является выявление отношения бога к .сотворенному им миру и человеку. Учение об отношении человека к богу и бога к человеку становится альфой и омегой всех религиозно-философских школ независимо от их конфессиональной принадлежности.
Теоретической базой религиозной философии является теология. Все ее положения и выводы так или иначе согласуются с догматикой, с основополагающими идеями священного писания. Она неотделима от теологии, тесно связана с ней общностью целей.
Тем не менее между религиозной философией и теологией нельзя поставить знака равенства, хотя разграничивающие их отличия условны и подвижны.
Сходство и различие между религиозной философией и теологией. Проблема соотношения теологии и философии возникла в первые века существования христианства и не утратила своей актуальности в наши дни. Это обусловлено тем, что, во-первых, христианское догматическое и нравственное богословие непосредственно связано в своих наиболее существенных чертах с неоплатонизмом и стоицизмом;
во-вторых, христианские теология и философия складывались одновременно и решали различными методами одни и те же задачи; в-третьих, религиозная философия выполняла и выполняет по отношению к богословию апологетические функции.
Первые христианские апологеты не разграничивали области философии, теологии и религиозной догматики. Юстин полагал, что у философии и христианства общий корень — божественный логос. Климент Александрийский рассматривал их как две ветки одного и того же дерева, где философская ветвь служит пропедевтикой религиозной ветви. Ориген считал христианство завершением развития античной философии.
В средние века общность религиозной философии и теологии проявилась в разработке одних и тех же богословских проблем. Фома Аквинский полагал, что такие истины, как бессмертие души, существование бога, сотворение мира, предопределение, являются правомерными и для философии, и для богословия. К этому периоду относятся и попытки разграничить области философского и теологического исследования. Философия объя-
вляется источником «естественного света», теология — «сверхъестественного света». Причем теологии придается определяющая роль по отношению ко всем наукам. Ее исходные положения содержатся в откровении, и она ставит задачей раскрыть «богооткровенные истины» ограниченному человеческому разуму. Что же касается философии, то ее функция сводится к облегчению понимания теологических разъяснений.
Отличие теологии от философии Аквинат видит также в том, что последняя не в состоянии постигнуть истины откровения, недоступные человеческому разуму. Воскресение, трехипостасность бога выходят за пределы компетенции философии. Только в сфере теологии становится бесспорной истинность данных основополагающих догматов. А раз это так, то теологии принадлежит первенствующая роль в обосновании «высших истин». Все остальные науки, в том числе и философия, должны служить ей, выполняя вспомогательную функцию.
Религиозная философия и сегодня остается служанкой богословия. Томизм, неоавгустинизм, неопротестантизм, «метафизика всеединства» целиком опираются на религию, объявляя христианство метафилософией. Их онтология, гносеология, социальные воззрения сориентированы на обоснование религиозной догматики и подтверждение незыблемости ее основополагающих положений. В отличие от других разновидностей современного идеализма религиозная философия непосредственно связана с теологией.
Если по своим целям и назначению религиозная философия и теология идентичны, то по характеру и способам обоснования религии они не тождественны.
Теология подразделяется на систематическую (апологетика, догматика, нравственное богословие), историческую (патрология, история священного писания, история церкви) и практическую (литургика, гомилетика, катехетика). Проблемы систематической теологии во многом совпадают с проблематикой религиозной философии. Что же касается исторического и особенно практического богословия, то эта проблематика является внутренним делом церкви и, как правило, находится за пределами религиозно-философских изысканий.
Богословие исходит только из данных откровения и в этом отношении представляет общецерковную доктрину. Религиозная философия не имеет подобного статуса обязательности, и ее различные течения могут призна-
ваться в большей или меньшей степени полезными для формирования «правильного религиозного сознания». Религиозная философия выражает в системе понятий то, что богословие считает достоянием веры, стремится раскрыть и придать большую, чем в богословии, «форму разумности» основным концепциям веры.
Религиозные философия и богословие совместными усилиями решают единую задачу защиты религии от атеистической критики, приспособляют вероучение к изменяющемуся сознанию людей конкретной эпохи, изыскивают способы упрочения позиций религии и церкви.
Рост влияния религиозной философии в условиях кризиса буржуазной идеологии. Характерной особенностью современной буржуазной идеологии является усиление влияния реакционных, антинаучных религиозно-философских доктрин. Отсюда повышенный интерес ко всем разновидностям теологии, мистики, иррационализма.
Развитие религиозной философии в условиях кризиса буржуазных духовных ценностей идет в трех основных направлениях.
Во-первых, возрождаются раннехристианские и средневековые философско-теологические системы. Неотомизм, неоавгустинизм вXX в. объявляются началом религиозного возрождения, и на них возлагается задача защиты существующих эксплуататорских порядков.
Во-вторых, возникают новые философско-теологические течения типа персонализма, тейярдизма. Задача этих течений — упрочение связей между различными направлениями идеализма, наукой и религией. Синтез философии, науки и теологии рассматривается их представителями как выход из тупика и как способ духовного обновления.
В-третьих, происходит теологизация идеалистической философии. Появляются различные разновидности теологизированного экзистенциализма («диалектическая теология»), теологизированного позитивизма (англиканская философия).
Одновременно все разновидности современной религиозной философии пытаются повысить свой престиж за счет привлечения влиятельных идеалистических систем прошлого. Априоризм Канта, феноменологизм Гуссерля, экзистенциализм Кьеркегора, мистицизм В. Соловьева включаются в систему традиционных теологических аргументов и создают иллюзию о религиозной философии как обобщенном синтезе достижений философской мыс-
ли. Этой же цели служит тенденция переосмысления идеализма Гегеля, Шеллинга, Шопенгауэра.
Происходит консолидация идеалистической и религиозной философии. Особенно это проявляется в их борьбе против диалектико-материалистического мировоззрения, в критике марксизма, в пропаганде антикоммунизма. Одновременно в религиозной философии интерпретируются различные научные, общественные, социальные проблемы.
В настоящее время религиозная философия перестала быть достоянием узкого круга богословов и священнослужителей. Она широко пропагандируется среди различных категорий верующих и неверующих, особенно среди интеллигенции и молодежи. Достаточно сказать, что томисты ежедневно издают сотни журналов и книг, рассчитанных на массовую аудиторию. Во многих университетах и колледжах Европы и Америки преподается курс томистской философии. Создана специальная международная организация по разработке и распространению различных томистских идей.
Во многих капиталистических странах предпринимаются попытки сделать религиозную философию основным компонентом мировоззрения, особенно у людей, далеких от ортодоксии. Как писал интуитивист Н. О. Лосский, «религиозная и философская литература должна включать такие работы, которые могли бы удовлетворить запросы религиозных общественных кругов. Эти работы должны вызвать интерес к христианству в среде высокообразованных людей, ставших безразличными к религии под влиянием веяний современной цивилизации».
Различные течения в религиозной философии имеют много общих черт и признаков. В то же время та или иная церковь берет на вооружение одни или другие философские идеи. Применительно к христианству можно разграничить католическую, протестантскую и православную философию.
Глава XIV