Божий проект счастливой семьи
Божий проект счастливой семьи
Вступление
Популярное в пятидесятых годах телевизионное шоу «Оставь это Бобру» рассказывало о веселых проделках маленького мальчика и его старшего брата. Их родители Уорд и Джун Кливер воспитывали своих сыновей так, чтобы они считались с авторитетом отца и матери и сохраняли моральную чистоту. Каждый день после школы мальчики приходили домой, где получали из рук мамы стакан молока с печеньем, а затем рассказывали ей школьные новости. Когда отец возвращался с работы, вся семья собиралась за обеденным столом и наслаждалась ужином и оживленной беседой.
Сегодня показ этой программы вызывает у зрителей смех, но смеются они не над забавными эпизодами этого телешоу. Люди смеются над традиционными ценностями, которые поддерживала телевизионная семья Кливеров. В наше время стало модным насмехаться над образом богобоязненной семьи.
Мы знаем, что беззаботная жизнь, показанная в тех давнишних телевизионных программах, не всегда существовала в реальности. И в пятидесятых годах семейные конфликты были неизбежностью. И все же тогда и родители, и дети знали свое место и роль в семье, что создавало чувство безопасности и стабильности для всех ее членов, и это чувство позволяло им оставаться единым целым и жить счастливо. Родители уделяли время для обучения и воспитания своих детей, которых учили отвечать: «Да, сэр», «Да, мадам».
Однако современная семья сильно отличается от семьи пятидесятых годов – времени, которое некоторые из нас называют добрыми старыми днями.
В девяностых годах телевизионные комедии изображают даже маленьких детей остроумными самоуверенными наглецами, которые вступают в споры со своими родителями, поучают их язвительными фразами, а аудитория в студии хохочет во все горло. В большинстве случаев мама в таких телесемьях изображается женщиной, сделавшей карьеру, которая, конечно, умнее своего мужа – если он есть, – а отец производит впечатление неуклюжего простака, не заслуживающего уважения.
Телевизионные компании хотят убедить нас в том, что нормальным является дом, где две матери или два холостяка вместе воспитывают своих детей; где овдовевший отец живет со своими тремя детьми, деверем и лучшим другом, или с кузеном, или с домашней работницей – и все это в одном и том же доме!
Сегодня все телевизионные конфликты, как и в прошлые времена в программе «Оставь это Бобру», решаются менее, чем за полчаса, и каждая программа заканчивается улыбками и объятиями. Телевизионные шоу ни за что не станут показывать настоящую жизнь, так как для многих семей настоящая жизнь включает в себя постоянные споры и ссоры, которые к тому же ничем не решаются.
Горечь и непрощения создают напряжение в доме и разрушают взаимоотношения во многих семьях. Неверность и цинизм заменяют посвящение и уважение друг к другу. Чтобы добиться своего, члены семьи лгут и обманывают, для них не существует доверия и моральной чистоты.
В наше время во многих семьях отсутствует цепочка, по которой отдаются команды, или, другими словами, линия власти: детей поощряют требовать свои права и считать себя равными родителям. Даже юмор в семье низведен до язвительности и едких замечаний, которые разрушают самоуважение и создают в доме атмосферу постоянной враждебности.
Неудивительно, что развод стал нашей повседневностью, а дети перемещаются из материнского дома в отцовский и обратно, не приобретая чувства безопасности.
Все это пагубно отражается на детях. Мальчик, лишающийся при разводе отца, исполняется горечи и бунтует. Он видит своего отца раз в месяц, а ведь ему нужно, чтобы его обнимали каждый день, а по вечерам играли в догонялки. Его мать, теперь мать-одиночка, делает все, что в ее силах, но она должна вести хозяйство и работать. Сколько же трудностей и испытаний ждет ребенка, который предоставлен самому себе: без надзора со стороны взрослых и руководства родителей!
Что же произошло с образом счастливого дома?
Возможен ли он вообще в современном мире? Действительность такова, что гармоничная семья с двумя родителями, объединенная Святым Духом, – это редкое сокровище в нашем обществе. Но оно достижимо.
Создание счастливого дома, как любое строительство, требует определенного плана- проекта, который указывает, как нужно положить – каждый кирпичик, чтобы вышло прочное здание.
Где же найти этот проект для правильно действующей семьи? Мы должны обратиться к Источнику – тому Строителю, который создал брак и семью.
Разве вы говорите своим детям про взметнувшийся ввысь небоскреб, что он возник сам по себе без всякого плана?
Утверждать такое – глупость! Такие здания создаются множеством людей, мастерами своего дела: ведь небоскреб должен выдержать напор безжалостных сил природы и не рухнуть.
И когда вы видите мать, отца и их детей в очень счастливом доме, это тоже не случайность. Это не произошло само собой.
Счастливый дом создать должны вы сами. Он не может появиться сам по себе. Если вы не понимаете, как и из чего возводится крепкий и счастливый дом, то у вас никогда и не будет его.
В этой книге мы рассмотрим, что необходимо для построения и поддержания такого семейного устройства, которое не разрушится под натиском современного мира, полного стрессов, мира, в котором мы живем.
Как и строительство любого дома, так и создание крепкой семьи требует тяжелого и упорного труда, постоянного усердия, но награда, как в этой жизни, так и в благословенной последующей, стоит затраченных усилий.
Я искренне желаю, чтобы эта книга помогла вам наслаждаться счастливой семейной жизнью и сохранить свою семью сильной и безопасной в будущем.
Глава
Три причины для брака
Существуют три причины, по которым люди вступают в брак. В Америке большинство из нас женятся и выходят замуж по зову плоти. Иными словами, такие взаимоотношения основываются на похоти. Вот почему в нашей стране так много разводов. Похоть плоти не является достаточно крепким основанием, чтобы поддерживать брак и сохранять единство мужа и жены.
Вторая группа людей вступает в брак потому, что чувствует сходство своих душ и умов. Как это происходит? Молодой человек, посещающий колледж, знакомится со студенткой, и они часто встречаются и проводят время в беседах.
Он говорит себе: «Да ведь она думает так же, как и я». Итак, их умы обрели связь.
Затем молодые люди вместе играют в теннис, и он думает: «Эй, да ведь ей нравится то же, что и мне». Итак, их души получают наслаждение от одних и тех же удовольствий.
Теперь парень все время думает: «Ее чувства сходны с моими. Мне нравится ее реакция на вопросы жизни. Разве это не изумительно? Когда она принимает решение, я его одобряю!» Студенты решают, что их души находятся в согласии – по крайней мере в этот момент жизни – поэтому они женятся.
Однако обыденные симпатии и антипатии, которые в самом начале сблизили их, не образуют прочный каркас для брака. Почему? Потому что симпатии и антипатии изменяются. И в результате он развивается в одном направлении, а она – в другом, и они уже не действуют в единстве душ, как это было раньше. Эти люди уже не смотрят на вещи одинаково. Их непрочный брак дает трещину, и поскольку у них нет ничего существенного для его скрепления, молодые люди разводятся.
Третья причина для брака – соединение духа. Такое может произойти только между двумя верующими христианами, которые рождены свыше Духом Божьим. Вот почему Библия говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными...» (2Кор.6:14).
Когда я впервые встретил ту молодую женщину, которая позже стала моей женой, я мало знал о ней. Однако моя плоть сказала мне, что она красива, а беседуя с ней, я узнал, что у наших душ много общего.
Но все же больше всего привлекло меня к Луизе ее очевидное и испытанное посвящение служению Христу. Будучи миссионеркой в Аргентине, она отдала много сил для достижения потерянных в дальних уголках земли.
Я сказал себе: «Она будет подходящей женой для меня. Я миссионер, и Луиза тоже миссионерка. Я думаю, что Господь хотел бы, чтобы мы объединились в команду и вместе совершали нашу христианскую работу».
Два года мы переписывались, поскольку в то время миссионерская работа кидала меня в разные уголки мира. В тот день, когда я получил ответное письмо Луизы, в котором она принимала мое предложение о браке, я сделал такую запись в дневнике: «Пусть Бог объединит наши жизни, чтобы совершать великую работу для Него везде и всюду».
Бог подготовил ее для моей жизни и подготовил меня быть ее мужем. Я обрел великую радость, мир и удовлетворение в единстве с этой посвященной женщиной Божьей. Луиза и я были одним в духе, и я каждый день благодарил Бога за то, что Он послал ее мне.
Почти за пятьдесят лет нашего брака у нас не было ни единой серьезной ссоры, и мы наслаждались прекрасной жизнью. В нашем доме никогда не произносили слово развод, если только мы не говорили о ком-то, за кого нам нужно было помолиться.
Теперь, когда моя жена ушла, чтобы пребывать с Господом на небесах, я очень по ней скучаю. Ведь ушла часть меня.
Наши жизни так переплелись, что нам хотелось все время быть друг с другом. Когда я работал в своем кабинете дома, я часто поднимал взор и обнаруживал Луизу, тихо сидящую напротив.
Я спрашивал: «Тебе нужно о чем-то поговорить со мной?» Жена неизменно отвечала: «Нет, я просто хотела побыть с тобой ».
Если я вставал и шел в другую комнату, то она тихо следовала за мной. Луиза и я были компаньонами в самом глубоком смысле этого слова.
Те, кто женятся в духе, обнаруживают, что нужды их душ и плоти также чудесно удовлетворяются. Ум находит общее основание для роста, а плоть наслаждается удовлетворением, которое переступает пределы времени. Все три основы человеческой природы текут в единстве, которое делает мужчину и женщину одним.
А в этом и состоит брак.
Чья это была идея?
Тайна брака, соединение вместе двоих людей, мужчины и женщины, возникла в Эдемском саду. Под тайной я подразумеваю необъяснимую, невероятную идею о том, что два человека могут стать одним человеком.
Их взаимоотношения образуют круг, подобно обручальному кольцу. В браке муж и жена соединены до тех пор, пока один из них не умрет. Их обет действителен для полного круга жизни, а не только один сезон.
Сам Бог установил брак; брак не был человеческой идеей.
Бог, который только что создал словом звезды солнце и посадил Эдемский сад с его необыкновенной красотой, замыслил сделать мужчину и женщину одним целым.
Всемогущий решил сотворить Адама сначала как одинокое существо. Возможно, Бог сделал это для того, чтобы Адам мог испытать, что значит быть совершенно одиноким в этом мире. Таким образом, Адам должен был более глубоко оценить дар присутствия другого человеческого существа, с кем он мог бы разделить свою жизнь.
Хотя Едемский сад был наполнен красотой, Библия говорит, что Адам ощущал глубокую пустоту в своем сердце. Вся красота окружающего не могла заглушить это чувство одиночества.
Внутренняя потребность общения с женщиной не была удовлетворена ни видом огромных и прекрасных деревьев, ни вкусом восхитительных плодов.
Даже такие занятия, как прогулки между чудесными орхидеями и лилиями и плавание в реке Евфрат не могли заменить Богом данное желание Адама иметь кого-то, с кем он мог разделить свою жизнь.
Библия говорит о том, что Бог позволил Адаму пережить еще одно испытание:
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:18-19).
Господь знал, что не хорошо было Адаму оставаться одному.
Перед тем, как Он дал этому первому человеку отношения с женщиной, которая станет его женой, Бог позволил Адаму проверить, сможет ли работа заполнить пустоту в его сердце.
Бог поручил одинокому Адаму произвести учет всех животных сада. Для облегчения этой задачи Господь велел всем зверям строем пройти перед Адамом, который принял на себя обязанность местного зоолога.
Кто знает, сколько дней или недель, а может быть даже месяцев провел Адам, давая имена всем скоту и птицам небесным, и всякому зверью полевому. И когда завершилась эта колоссальная работа, Адам, вероятно, пережил чувство великого свершения, но он по-прежнему был несчастлив. В сущности, он мог чувствовать себя еще более одиноким, потому что Писание нам говорит: «...Но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2:20).
Как вы думаете, надеялся ли Адам обрести осмысленные взаимоотношения с одним из животных, которые проходили перед ним? Несмотря на то, что он встретил много смышленых и красивых творений, таких, как лошади, львы, страусы, кенгуру, пингвины и даже обезьяны, никто из них не удовлетворил потребность его сердца.
Возможно, Адам сильно загрустил. В конце концов, выполнив порученное ему задание, он понял, насколько он был одинок. Никакое другое творение не могло общаться с ним на его уровне.
У всех лебедей-самцов были лебеди-самки. Более того, они высиживали своих птенцов, что, по-видимому, доставляло им огромное удовлетворение.
У всех слонов-самцов были слоны-самки. У крокодилов-самцов были крокодилы-самки, у всех воробьев-самцов были воробьи-самки, и даже у фруктовых насекомых-самцов были самки.
И все были счастливы.
Кроме Адама.
Поэтому он поговорил об этом с Богом. Он спросил Его, почему он, единственный среди обитателей этого прекрасного сада, был одиночкой.
На самом ли деле Адам был одиноким? В конце концов, он каждый вечер прогуливался с Богом по саду. Несомненно, ангелы также постоянно навещали этот сад.
Должно быть, Господь улыбнулся Адаму при его словах. Конечно, Он заранее вложил это желание, эту потребность в женской дружбе в Адама и в каждого мужчину, который появится после него.
Господь Бог знал, что эта единственная частичка человечества не имела полного завершения, поэтому Он громко сказал: «Не хорошо быть человеку одному».
И Бог дал Адаму жену. Еву.
Нефункциональная семья?
Самое замечательное это то, что, создавая женщину, Бог начал Свою творческую работу не приданием ей формы из праха, как Он сделал это с Адамом. Вместо этого Господь совершил первую операцию на человеческом теле. Библия говорит, что Он взял одно из ребер Адама. Из этой единственной кости Он создал самое красивое творение, которое Адам когда-либо видел.
Библия указывает на то, что Адам очень обрадовался, когда увидел женщину, о чем свидетельствуют его трогательные слова в Книге Бытие (2:23). Писание не дает нам подробностей, но, по-видимому, первая женщина также очень обрадовалась ему. Должно быть, это была любовь с первого взгляда.
Адам, который так долго одиноко бродил по саду, сочувствуя самому себе, обрел прекрасную жену.
Их взаимоотношения расцветали по мере того, как они вместе исследовали красоту Божьего творения, не имея нужды беспокоиться о жилье, пище или бояться стихийных сил.
Жизнь была восхитительной, радостной и свободной от страданий.
Так было до тех пор, пока в их сердцах не поселились гордость и эгоизм.
После того, как они вкусили от дерева познания добра и зла Адам переложил вину за это на свою жену. «Адам сказал: Жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12).
Должно быть, это огорчило Бога, так как их брак был совершенным.
После изгнания из Эдемского сада у Адама и Евы родились дети.
Библия пишет, что Ева была удивлена, когда у нее появился сын. «...Приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1), – объявила она при рождении первенца.
Через некоторое время Каин убил своего брата Авеля, что причинило родителям много горя. Но все же Адам и Ева не расстались.
Если бы сегодня брак Адама и Евы анализировали популярные бульварные психологи, они назвали бы его нефункциональным. Энн Ландерз, несомненно, посоветовала бы им, чтобы вновь обрести счастье, – развестись, объясняя свой совет тем, что они пережили предательство. Дир Эбби, вероятно, сказал бы им, что если они останутся вместе ради их третьего новорожденного сына Сифа, это будет несправедливым по отношению ко всем.
Чиновник из Управления по делам занятости отметил бы, что Адам был неквалифицированным рабочим без средств к существованию, уволенным со своего последнего места, лишенным всякого честолюбия и готовым взяться за любую работу, чтобы содержать свою семью.
А Ева? Видимо, она была «полностью зависимой», согласно понятиям современных популярных психологов. Почему? Она хотела быть хозяйкой дома и посвятить свою жизнь воспитанию «зависимых» детей!
Этот чиновник был бы доволен: Ева оказалась достаточно честной, чтобы признать, что она вела продолжительную философскую беседу со змеем, когда стояла обнаженной рядом со священным деревом. Змей рассказал ей о том, как стать такой же мудрой, как Бог, обеспечивая Еве успех как проповеднику Нью-Эйдж.
К счастью, поблизости не было гуманистских советчиков, которые могли бы нанести еще больше ущерба пошатнувшемуся браку Адама и Евы.
Тайна брака
Несмотря на то, что душевная боль и разочарование повредили взаимоотношениям Адама и Евы, между ними никогда не нарушалось единство. Они были одной плотью.
Это уникальное состояние я называю таинством брака.
Бог решил, что каждому из нас необходимы всесторонние взаимоотношения с другим человеком. Он предопределил, что нам следует иметь общение друг с другом, которое бы нас полностью удовлетворяло.
Таинство брака состоит в том, что два человека, каждый со своими особым образом мыслей, волей и чувствами, объединяются, чтобы сломить свою волю и переплавить свои желания на пользу другого.
Двое становятся одним целым. Они получают глубокое внутренне наслаждение от угождения друг другу. Это совершенно недоступно животным. Это может произойти только с одним творением: человеком. Двое соединяются и становятся одним целым. До тех пор, пока они живут в единстве, это самое лучшее, что может случиться с человеком на планете Земля. Нет большей радости, чем счастье такого дома, где двое стали одним.
В браке Бог дал человечеству чудесный дар. Крепкий брак закладывает основание для безопасного дома. Вот почему эти уникальные взаимоотношения должны быть построены точно в соответствии с Его проектом.
Давайте рассмотрим те строительные блоки, которые образуют каркас единства в браке.
Глава
Каркас для крепкого брака
«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар.10:9)
В наши дни в обществе сложилось представление, что мужчине и женщине достаточно просто жить вместе, что домашний очаг возможен и без законного брака. Так ли это?
Нет. Можно жить вместе в доме, но такая жизнь никогда не создает домашнего очага. Семья – это женатая пара – мужчина и женщина, которые любят друг друга и рожают детей. Люди же, которые беспорядочно занимаются сексом друг с другом, – это не брак, не семья.
Пары, которые просто сожительствуют, не хотят быть верными, не хотят посвятить себя друг другу. Поэтому такие люди говорят друг другу: «Давай поживем вместе сколько захотим, позанимаемся сексом». Сожители могут разойтись в любое время. Нет никакого закона, чтобы обязать их оставаться вместе. Любой из них может уйти, когда пожелает, так как они не взяли на себя никакого обязательства друг перед другом. Этим людям не хватает завета с Богом, перед которым они дают обет: «Я буду верным тебе до тех пор, пока смерть не разлучит нас».
Именно поэтому сожители всегда относятся друг к другу с подозрением. Выходя из дома поутру, ни один ни другой не знает, найдет ли он вечером дорогого для себя человека дома. Их отношениям недостает каркаса, на котором строится брак, – посвящения и доверия.
Причем нам пытаются доказать, что такой стиль жизни – это то же самое, что и домашний очаг. Какая глупость!
Наше время – эра, когда легко нарушаются обещания, а обязательствами пренебрегают. Как же этому противостоять? Как построить и сохранить крепкую семью?
Давайте же развернем проект и посмотрим, как Бог хочет, чтобы мы созидали наши отношения.
Посвящение на всю жизнь
Таинство брака опирается на взаимное посвящение. Муж и жена должны полностью посвятить себя друг другу физически, эмоционально и, несомненно, в духе. Этот каркас позволит паре в единстве противостоять злым силам, пытающимся разъединить ее.
Что я имею в виду под посвящением?
Посмотрим на пятую главу Послания к Ефесянам. Это любимое место Писания многих мужчин-христиан, так как оно велит женщинам покоряться своим мужьям. Большинство мужчин любит слушать проповеди на эту тему; им доставляет удовольствие тыкать своих жен носом в этот стих и требовать от них полного послушания.
Такие мужчины, однако, не читают дальше. А ведь стих двадцать пятый говорит, что мужья должны любить своих жен, как Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее.
Подумайте об этом.
Если муж любит свою жену такой же любовью, какой Иисус любит церковь, он должен быть готов пожертвовать своими эгоистическими желаниями.
Какова любовь Иисуса к Своей церкви?
Он умер за нас. Он отдал Свое тело за Свою церковь! Иисуса распяли на кресте из-за Его самоотверженной любви к тебе!
Теперь подумай, как тебе следует любить свою жену? Должна ли любовь мужа требовать, чтобы жена покорялась всякой его прихоти?
Так ли Иисус возлюбил церковь?
Нет.
Жертвенная любовь – не эгоистична. Это любовь – дающая. Бог призывает мужей такой любовью любить своих жен.
Я осознаю, что жертвенная любовь сегодня непопулярна. Многим людям – в частности мужчинам – самоотречение не по душе. Мы предпочитаем мгновенное удовлетворение.
Если кто-нибудь хочет пиццу, он заказывает ее по телефону, и ее должны доставить к порогу в течение тридцати минут, а иначе придется отдать пиццу бесплатно. Если женщина пожелала кольцо с бриллиантом, она заказывает его в телемагазине по кредитной карточке мужа с тем, чтобы получить его уже на следующий день.
Да, мы живем не в той культурной обстановке, которая может внушить понятие о жертвенной любви. Однако именно такого посвящения Господь требует от мужей-христиан.
Мы живем в такое время, когда причиной развода является всего лишь то, что один из них больше не испытывает любви к другому.
Общество уверяет нас, что любовь – это чувство. Это так, но любовь больше, чем какое-то теплое неопределенное чувство. Любовь – это посвящение другому человеческому существу, посвящение, которое предполагает отказ от чего-то своего.
Брак требует посвящения. Брачный завет настолько хорош, насколько полным является посвящение, которое его подкрепляет. Сегодня многие люди относятся с сомнением и скептицизмом к тому, чтобы стать посвященным чему-нибудь, особенно другому человеку.
Брак – не временная договоренность. Это посвящение на всю жизнь.
Успешный брак уникален, он не допускает в себя никого, кроме мужа и жены. Отношения между ними исключительны – это отношения между одним мужчиной и одной женщиной. Брак воздействуют на отношения мужа со всеми остальными женщинами и на отношения жены со всеми остальными мужчинами.
И супруги обязуются оставить всех остальных людей. Это значит, что если одновременно тонут жена и мать мужчины, он в первую очередь должен спасать жену, а уже затем мать.
Это значит, что если в жизни жены появляется красавец и машет перед ее носом миллионом долларов, пытаясь склонить ее к недозволенной связи, то она просто не должна думать об этом. Ведь она посвящена своему мужу: одному и единственному.
В пожизненном посвящении «я буду с тобой, несмотря ни на что», есть глубокое чувство безопасности.
Самыми близкими к брачному посвящению являются отношения между христианином и Иисусом.
Каждый истинный христианин говорит миру: «У меня есть особенные взаимоотношения с одной Личностью, Иисусом Христом, которые влияют на мои отношения со всеми другими. В первую очередь я верен Ему».
Наша привязанность к Иисусу должна идти дальше начального переживания спасения, которое мы испытываем, когда выходим вперед на евангелизационном собрании или молимся с телевизионным проповедником. Мы должны постоянно признавать свой обет любить и служить Господу всем сердцем.
Наше брачное посвящение действует таким же образом, и оно должно быть чем-то большим, чем слова, произнесенные во время свадебной церемонии. Для крепкой семьи необходимы неоднократные и многочисленные подтверждения посвящения этим взаимоотношениям. Каждый из нас должен часто говорить своему супругу, что принадлежит ему и только ему.
Брак – не временная договоренность. Это посвящение на всю жизнь. Вот почему мудрые люди давно включили в слова брачной церемонии фразу: «В хорошем и плохом, в богатстве и бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас».
Решая конфликты
Ни один человек не совершенен. Мы все знаем это. В семье, однако, в любой ситуации важно верить в самое лучшее в своем супруге. На словах это кажется легким, но что если твоя мать обвиняет в чем-то твоего супруга? Брачное посвящение обязывает тебя стать на сторону супруга. Но как повернуться спиной к матери?
Прочитай Матфея 19:5-6. И все станет ясно! Мужчина оставит мать и отца и станет одной плотью со своей женой. Более того, что Бог сочетал, то человек да не разлучает. Это означает одно: что бы ни случилось, вы обязаны быть верными своим супругам.
Знаете ли вы, что американское право запрещает заставлять свидетельствовать в суде супругов друг против друга, поскольку, согласно Пятой поправке, вы не должны свидетельствовать против себя самого. Значит, закон Соединенных Штатов признает, что муж и жена являются одним целым.
В обычной жизни это посвящение означает: необходимо верить всегда, что ваш супруг не намеревался причинить вам боль – даже если высказанные им в ваш адрес слова были грубыми и недобрыми. Даже если действия вашего супруга не кажутся вам добрыми, верьте, что его намерение было хорошим.
Он или она могут быть в некоторых отношениях незрелыми и поступать, руководствуясь ревностью или местью, но вы должны быть милостивыми и не спешить гневаться. Вместо того, чтобы отвечать криком на крик, обидой на обиду, лучше спросите себя, не являются ли ее или его слова мольбой о помощи. Не обвиняя того, кого вы любите, вы увидите, что у вас меньше оснований для конфликта, меньше затаенного недовольства и обид.
За годы своего брака я научился никогда не ложиться спать с невысказанным гневом. Это не значит, что, как только моя голова касалась подушки, я набрасывался на жену с обвинениями в том, что меня рассердило в ней.
Нет. Это значит, что я не ложился спать до тех пор, пока не поговорю с нею и не скажу, что меня за день задело в ее словах или поступках. Я объяснял, какую боль она мне причинила, как она ранила меня. Я не заставлял ее молчаливо страдать в тщетных попытках понять, почему я надулся. Хотя мне, может быть, и приходилось усмирять свою гордость, но я убедился в том, что лучше говорить о своем недовольстве откровенно.
Мне больно рассказывать о тех временах, когда я высказывал жене свои упреки и в конце концов сам оказывался виноват. Бывало так, что указывая на ее ошибки, я часто открывал, что сам своими поступками толкал ее на резкие слова в мой адрес. Жена объясняла мне это — и я понимал свою вину.
К счастью, когда Луиза указывала на мои ошибки, она всегда оставалась доброй и нежной. Я спокойно воспринимал ее критику, потому что знал: она любит меня; я был уверен: она не желает причинить мне боль. Между нами возникало такое взаимное доверие, которое позволяло нам, в сущности, говорить все друг другу без страха.
Доверие в любой ситуации предполагает самое лучшее в вашем супруге. Оно верит в чистоту намерений вашего супруга. Доверие – противоположность подозрению.
Позвольте привести вам пример. Мы знаем, что, согласно Посланию Иакова (1:13), мы никогда не должны думать злое о Боге. Он Всемогущий. То, что Он делает, всегда является правильным, всегда справедливым и всегда добрым.
Точно так же и в браке.
О своем супруге думайте только хорошее. Никогда его не обвиняйте.
В бою победят те солдаты, которые готовы пожертвовать своей жизнью за друзей. Они все готовы умереть друг за друга.
Во время сражения кто-то скажет: «Прикрой меня».
И другой солдат ради друга берет огонь на себя.
Когда мужчина и женщина женятся, они тоже становятся прикрытием друг для друга: они защищают друг друга умом – два ума становятся одним. Они прикрывают друг друга эмоциями – эмоции становятся одним большим чувством, текущим через их жизни.
Во взаимном сближении через моральную чистоту их взаимоотношения строятся на замечательном чувстве, называемом доверие.
Строя с доверием
Насколько важным в семье является такое доверие? Как его заслужить? Как оно развивается?
Доверие развивается через опыт. Нельзя испытывать доверие без опыта. Вы не знаете, удержит ли вас ветка дерева, пока не сядете на нее. И когда вы это сделаете, вы моментально поймете, достаточно ли крепка эта ветвь, чтобы удержать вас.
Доверие испытывается от ветки к ветке, обнаруживая самые крепкие и надежные.
Счастливый брак строится на доверии. Доверие строится на опыте, а опыт дает знание. Ты можешь сказать: «Я знаю, как будет она (или он) вести себя в этой ситуации, потому что у нас уже было что-то похожее».
После первого года в браке мужчина и женщина должны быть влюбленными друг в друга намного сильнее, нежели в первую ночь медового месяца. Может быть поэтому, в соответствии с Ветхим Заветом, женившихся израильских солдат освобождали от их обязанностей на двенадцать месяцев.
«Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» (Втор.24:5).
Таким образом семейная пара могла познать друг друга и приобрести тот опыт, который рождал доверие на всю жизнь. Между ними возникла такая крепкая связь, что даже ад не мог разлучить их. Как только возникало доверие, мысль о том, что они когда-нибудь отделятся друг от друга, уже не приходила им на ум.
Чем дольше брак, тем больше опыта совместной жизни и тем крепче доверие между мужем и женой. Вера друг в друга усиливается с каждым днем, прожитым в браке, а вместе с этим растет и убеждение, что никто из них никогда не предаст доверия другого.
Вы знаете, что вы знаете. Вы уверены, что вы уверены. Доверие рождается внутри нас через опыт, который накапливается день за днем.
За все годы наших семейных отношений я никогда ни разу не оглядывался, чтобы посмотреть, с кем говорила моя жена. Я целиком и полностью доверял Луизе, потому что знал: все, что она говорила, было уместным. Я знал из опыта, что она никогда не произнесла ни единого недостойного слова – обо мне, семье и других людях.
Опыт создает знание, а знание создает счастье.
Книга Притч (31:11) описывает благочестивую жену и говорит: «Уверено в ней сердце мужа ее».
Если вечер за вечером муж, возвращаясь с работы, не застает жену дома, его доверие к ней может пошатнуться.
Всякий раз, когда она, спеша и волнуясь, поздно возвращается домой, он, скорее всего, спросит ее: «Где ты была?»
«Да, здесь рядом», – отвечает она уклончиво. «Я твой муж, я имею право знать, где ты была», – требует он.
Если она отвечает: «Знаешь, навещала кое-кого из моих друзей», то в его уме уже возникают сомнения.
Жена думает, что защищает свою независимость, однако на самом деле она подрывает брачные взаимоотношения. В результате доверие мужа начинает умирать.
Почему? Потому что он застал ее в постели с почтальоном? Нет. Потому что она не хочет быть откровенной с ним. Она утаила что-то от него и не хочет поделиться с ним. Корни их брака ослабляются, и в конце концов семья может погибнуть.
Как же построить доверие в браке? Вы строите его своими действиями. В различных сложных и самых простых ситуациях, действуя достойно и последовательно, вы показываете супругу, что вам можно доверять. Тогда он или она будут знать, что вы будете делать в трудных ситуациях.
Как только ваш супруг уверится, что вам можно доверять, он ответит большей открытостью и надежностью с его или ее стороны. И тогда вы обретете чувство полной уверенности друг в друге.
Этот вид доверия – крепкий каркас, который выдержит бешеные атаки многих штормов в вашем браке.
Широта и глубина доверия
Надежность каркаса доверия в браке зависит от ширины и толщины досок, которые образуют это строение.
Самое важное в ваших взаимоотношениях – это моральная чистота. Это значит всегда быть правдивыми, честными во всем; это значит быть правдивыми и честными во всех поступках.
Установи на свои места эти блоки, и возникнет доверие. Твой супруг будет уверен в тебе, и твои дети будут знать, что они всегда могут на тебя положиться.
При доверительных взаимоотношениях муж может спокойно уходить из дома, ведь он знает, что его жена будет поступать так же в его отсутствии, как она поступает в его присутствии. Когда ее мужу придется уехать в деловую командировку, жена будет спокойной и уверенной в том, что ему можно доверять, – он сохранит моральную чистоту и верность.
Если в семье отсутствует моральная чистота, муж все время подозревает, что его жена неверна ему, или опустошает банковский счет, или равнодушно смотрит, как их дети растут распущенными.
Если в семье нет моральной чистоты, жена живет в страхе, что ее муж гоняется за юбками и испытывает вожделение к каждой молодой женщине, которая встретится ему на пути. Она начинает подозревать, что муж прячет от нее деньги, и боится, что он оставит ее ни с чем.
Не желая принимать Божьи, абсолютно надежные основы, муж и жена сами становятся ненадежными. Они делают все, что им заблагорассудится, и в результате больше не могут доверять ни себе самим, ни друг другу. Они не могут построить счастливый дом, так как они неустойчивы и двоедушны.
Когда фундамент доверия дает трещины, ревность, как сорняки, может прорасти сквозь них и захватить этот дом. И тогда гнев, горечь и обвинения устремятся в него как термиты, чтобы лишить этот брак любви, радости и удовлетворенности и в итоге уничтожить всякие отношения между мужем и женой.
Недостаток моральной чистоты, честности и истины ведет многие пары в суд для развода, где здание брака распадается на груду булыжников. И все это происходит оттого, что муж и жена не доверяют друг другу.
Существует ли план номер два?
Как добиться честности и моральной чистоты в доме, в семье и в браке?
Прежде всего, нам нужно понять, о чем мы говорим. Что такое честность? Что такое моральная чистота?
Оба этих понятия тесно связаны с понятием истины. А что такое истина сегодня, в том моральном климате, в котором все относительно и нет никаких основ?
Бог есть истина. Он неизменен.
Что Иисус посоветовал богатому молодому человеку, который пришел к Нему в поисках истины? (см. Мат.19:16-21)
Этот молодой человек спросил Иисуса: «Учитель Благой! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»
Иисус ответил, что тот должен соблюдать Божьи заповеди.
Молодой человек продолжал – Иисус знал, что он так и поступит, – и спросил: «Какие?»
Иисус ответил: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего своего как самого себя».
«Все это сохранил я от юности моей, – сказал юноша. – Чего еще недостает мне? »
Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и прих