Последняя шестая часть ночи.

Всевышний Аллах сказал: «… а на заре они просили прощения» (Св. Коран, 51: 18).

В хадисе сказано: «Поистине, чтение Корана человеком в конце ночи будет иметь свидетелей»[Муслим (№ 755), Ахмад(14245) иИбн Хиббан (№ 2565)].

Как-то раз, Тавус пришел к одному человеку в конце ночи. Когда Тавусу сказали, что тот спит, он сказал: «Первый раз вижу, чтобы кто-то спал в это время».

После совершения в это время молитвы, мюриду следует просить у Всемогущего и Великого Аллаха о прощении грехов. Сообщается, что так поступал Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Классификация вирдов по категориям людей.

Знай, что идущий по пути мира вечного, не лишен шести положений: либо он является поклоняющимся, либо ученым, либо учеником, либо должностным лицом, либо ремесленником, либо погруженным в любовь Всемогущего и Великого Аллаха, будучи занятым этим от других дел.

Поклоняющийся.

Из всех дел, он отдаёт предпочтение поклонению, т.е. предаётся тому, о чем нами было упомянуто при рассмотрении вирдов. Причем его поведение может различаться. Поступки тех предшественников, что относились к этой категории, также были разнообразны. Так, среди них были те, которые отдавали предпочтение чтению Корана, что даже прочитывали его от начала до конца за день, даже были, кто прочитывал два, а то и три раза за день, были среди них и те, которые усердствовали в прославлении Аллаха (тасбих), также были те, кто совершал много молитв, и те, кто часто совершал обходы вокруг Ка’бы.

Если спросят: «На какие из этих вирдов предпочтительнее тратить большую часть времени?» – знай, что чтение Корана стоя в молитве, с размышлением, объединяет в себё всё. Однако возможно, что постоянство в этом может оказаться затруднительным, и поэтому человеку предпочтительнее чередовать способы поклонения.

Так как, цель вирдов – это обеление и очищение сердца, мюриду следует усердствовать в том, что, по его мнению, оказывает наиболее эффектное воздействие на его сердце. Когда же ему это наскучит, пусть переходить к другой форме поклонения.

Абу Сулейман ад-Дарани сказал: «Не опускайся в поясной поклон, если твоё сердце почувствует [воздействие на себя] от стояния в молитве (кыям), и не выпрямляйся, если на него [воздействует] поясной поклон (руку’)».

Ученый.

Его распорядок отличается от распорядка поклоняющегося, так как люди должны извлекать пользу от его знания, фетв, уроков, книг и поучений. Ему необходимо читать книги, писать и разъяснять другим, а это отнимает время. Лучше, если он будет заниматься этим сразу после выполнения обязательных молитв. Мы имеем в виду то знание, которому отдаётся предпочтение над поклонением, то знание, которое склоняет людей к миру вечному и определяет образ поведения, соответствующий пути вечного мира.

Хорошо, если ученый будет распределять свой график, ибо душа не потерпит беспрерывного погружения в науку. Так, промежуток между рассветом и восходом солнца следовало бы посвящать поминанию Аллаха и исполнению тех вирдов, о которых мы уже упоминали. Затем, в промежутке между восходом солнца и временем «ад-духа», пусть даёт уроки. Если же ему некого будет обучать, пусть проведёт это время в осмыслении наук В осмыслении того, что кажется ему неясным в религиозных науках], так как, после завершения зикров, спокойное, безмятежное и пока еще не занятое мирскими заботами, сердце* более предрасположено к пониманию сложных моментов.

*[А также свободный, пока еще не занятый бытовыми проблемами и не обеспокоенный поиском средств к существованию, разум].

Далее, после времени «ад-духа» и до послеполуденной молитвы (‘аср), желательно писать и читать, прерываясь лишь только для того, чтобы поесть [Это не касается того, кто соблюдает пост], либо совершить омовение, или молитву, либо для того, чтобы поспать в полдень [В течение часа или меньше того]. После ‘асра и до того, как солнце пожелтеет, ученому следует слушать то, что читается для него из тафсиров, или хадисов, или из других полезных наук. Затем, с момента пожелтения солнца и до заката, пусть просит у Аллаха прощения и прославляет Его.

В таком случае, первый его вирд будет деянием языка, второй – деянием сердца в осмыслении наук, третий – деянием глаз и рук в чтении и письме, четвёртый – после ‘асра – деянием слуха, которое даёт облегчение глазам и рукам, так как возможно, что письмо и чтение после ‘асра вредно для зрения.

Что касается ночного времени, то, в данном случае, лучшим режимом является режим аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, который обычно делил ночь на три части: одну часть ночи он писал, другую – посвящал молитве, третью – сну. Правда, такой режим трудновыполним в летнее время, кроме как для того, кто много спит днём.

Ученик.

В случае с учеником, обучение предпочтительнее, чем занятость поминанием Аллаха и дополнительными молитвами. Его распорядок дня соответствует распорядку дня ученого, разница лишь в том, что когда ученый занят разъяснением предмета, ученик соответственно занять восприятием того, что разъясняет ученый, а когда ученый занят составлением текстов, ученик занимается перепиской и пояснением*.

В общем, присутствие на собраниях, в которых занимаются наукой, поминанием и нравоучением, предпочтительнее для ученика, нежели занятость добровольными вирдами.**

*[Тут под пояснением понимается внесение уточнений на поля страниц конспекта, составленного со слов шейха, а также выписывание нужных моментов].

**[В «Их’йа» (1 / 330) написано: “… предпочтительнее, чем занятость всеми теми вирдами, о которых мы упоминали, при рассмотрении вирдов, исполняемых после зари, после восхода солнца и в остальное время. В хадисе от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Присутствие на собрании зикра, [– в другой версии: «на научных собраниях», –] лучше молитвы в тысячу рак‘атов, участия в тысяче похорон и посещения тысячи больных» (Ибн аль-Джаузи, от ‘Умара). Также Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Если увидите райские сады, то наслаждайтесь». Его спросили: «Что же такое райские сады?» Он ответил: «Собрание людей, для зикра» (ат-Тирмизи, № 3577)”].

Должностное лицо.

К этой категории относятся лица, занимающие, к примеру, должности имама, либо судьи (кади), либо иные должности, руководящие рассмотрением дел мусульман. Искреннее и соответствующее шари’ату служение потребностям и интересам мусульман, для них предпочтительнее, нежели исполнение упомянутых вирдов, так как их занятость поклонением попирало бы выгоду, получаемую людьми от их работы. Поэтому, днём им следует ограничиться исполнением только обязательных молитв, занимаясь своей работой всё остальное время, а ночь они могут посвящать исполнению всех ночных вирдов.

Рабочий.

Это тот, кто нуждается в получение заработка для того, чтобы содержать себя и тех, кто находится на его обеспечении. Тратить время на поклонение не для него. Он должен усердствовать в получении заработка, а в процессе этого заниматься и зикром*. Когда же он получит то, что ему достаточно, ему следует вернуться к вирдам.

*[Т.е. во время работы он не должен забывать про Всемогущего и Великого Аллаха. Он должен [, в пределах своих возможностей,] прославлять Аллаха, поминать Его, читать Коран].

Наши рекомендации